Тема урока
«Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха»
Урок подготовила: Беляева Ольга Андреевна учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 50
Цель урока – формирование представлений об изменениях температуры воздуха в течение суток и года.
Задачи:
образовательная: продолжить формировать умение определять среднесуточную температуру и амплитуду колебаний температуры; сформировать умение строить графики годового хода температуры.
развивающая: познакомить учащихся с приемами самостоятельной работы с текстом учебника; применить на практике теоретические знания (построение графиков хода температур воздуха); продолжить формировать умение работать со статистическими данными, умения высказывать свою точку зрения, отстаивать и доказывать ее; творческую активность на уроке, коммуникативные качества.
воспитывающая: продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения, навыка самостоятельной работы, уважения к отвечающим и выступающим, проводить анализ своей работы на уроке.
Тип урока: применение теоретических знаний на практике (отработка теоретических навыков).
Форма работы: индивидуальная и работа в группах.
Оборудование: учебник, календарь погоды, схемы.
План урока
Организационный этап. Мотивация. Формулировка темы урока,
целеполагание – 7 мин.
Практическая часть. Отработка теоретических знаний – 30 мин.
Подведение итогов. Домашнее задание – 8 мин.
Индивидуальная работа
Модуль 1
Цель: повторить понятие атмосфера, состав воздуха о температуре воздуха, схему нагревания воздуха.
Выполните следующие задания
Дополните предложения:
Атмосфера – это …
Атмосфера имеет следующий состав: …
Температура воздуха зависит от степени нагревания…
Разность между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток (года)…
Прибор, с помощью которого определяют температуру воздуха…
Выберите правильный ответ (зарисуйте ее в тетрадь):
Какая схема нагрева воздуха является верной:
Солнце → нагрев воздуха → нагревание земной поверхности;
Солнце → нагрев земной поверхности → нагревание воздуха.
Какая последовательность строения атмосферы, верно:
Тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы: мезосфера, термосфера и экзосфера.
Стратосфера, тропосфера, верхние слои атмосферы: мезосфера, термосфера и экзосфера.
Тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы: экзосфера, мезосфера и термосфера.
Определите суточную амплитуду температуры воздуха, пользуясь следующей таблицей (полученные данные запишите в тетрадь)
Термометр 1 | Термометр 2 | Термометр 3 | |
6 часов | 5С | − 10С | 16С |
14 часов | 15С | 8С | 37С |
Амплитуда |
|
|
|
Модуль 2
Цель: сформулировать представление о причинах закономерности изменения температуры в течение года.
Назвать причины изменения температуры воздуха в течение года (учебник стр. 111).
Как определить среднюю месячную температуру воздуха (учебник стр. 112).
Как определить среднюю многолетнюю температуру воздуха (учебник стр. 112).
Модуль 3
Цель: учиться строить графики хода t (суточный и годовой), вычислять среднюю t0 воздуха и амплитуду колебания t0 воздуха.
Работа в группе (в паре)
Работа с графиком суточного хода температур
Постройте график суточного хода температур воздуха по следующим данным:
1 час | 7 часов | 13 часов | 19 часов | 23 часа | |
Температура, С |
| + 3 | + 10 | + 7 | + 2 |
По вертикальной оси откладывайте температуру воздуха (1 см – 1С), а по горизонтальной – время суток (1,5 см – один срок наблюдений).
Вычислите среднюю t0 и амплитуду колебания t воздуха.
Объясните суточный ход t (при затруднении обратитесь к учебнику).
Вы хорошо поработали, спасибо за урок!
Домашнее задание
Работа с графиком годового хода температуры
Постройте график годового хода t воздуха по данным:
Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д | |
Температура, С | +5 | +10 | +15 | +20 | +24 | +28 | +22 | +18 | +12 | +8 | +2 |
По вертикальной оси откладывайте температуру воздуха (1 мм – 1С), а по горизонтальной – месяц (5 мм – один месяц наблюдений).
Вычислите годовую амплитуду колебания t воздуха.
Объясните годовой ход t (при затруднении обратитесь к учебнику).