Конспект урока по географии «Урок обобщающего повторения по материку Австралия»


Урок обобщающего повторения по материку Австралия.


Тип урока : урок – игра.

Цели: обобщить и проконтролировать усвоенные знания учащимися по материку Австралия;

— закрепить умения и навыки уч-ся работать с тематическими картами, анализировать, сопоставлять и делать выводы, умения работы с дополнительным материалом, отбирать главное и т.д. ;

— расширить кругозор уч-ся по данной теме.

Оборудование: физическая карта и карта природных зон Австралии, атласы, к/к, коллекция «Полезные ископаемые», гербарии, климатические диаграммы, диск к данному уроку « Уроки географии»Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.


Ход урока:

  1. организационный момент ( 1-2 мин.)

  2. Обобщение знаний и умений уч-ся по материку Австралия в игровой форме.

Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. В детстве читая книги Ж.Верна, Обручева, Ферсмана, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, номанящий тайнами берег. Мир дальних стран зовет за собой. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий и тогда их сердца с грустью отзываются на трогательные строки Р. Рождественского:

Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,

Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов,

Только парус мечты вел по свету мои корабли, Только в стеклах ветрин я встречал альбатросов и скатов, Я не слышал, как в Лондоне час отбивают Биг, Бен,

Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

Дорогие друзья! Сегодня мы отправимся в путешествие по Австралии.

Класс предварительно был поделен на группы. Каждая группа картографы, геологи, метеорологи, гидрологи, биологи, являются туристическими агенствами. В конце своего путешествия, агенствам нужно будет составить свои рекламные проекты в виде памятки туристу, отправляющемуся в Австралию. И так… в путь!

Начальник экспедиции ( учитель):

Вы Австралию видали? Вы в Австралии бывали?

Неужели никогда вы не ездили туда?

А со мною так случалось: мне Австралия приснилась.

Вы послушайте сейчас мой короткий сон – рассказ:

« Я летела на вертолете, а быть может самолете,

Вдруг увидела из окна: подо мной лежит страна.

С парашютом я спустилась и на суше очутилась .Осмотрелась – ни души, все дороги хороши.

Чтобы не замерзнуть вдруг, я отправилась на юг.

Только странно: чем южнее – холодней и холоднее.

Я увидела дивный лес: там деревья до небес,

И бутылки там растут, и лианы там и тут.

Очень странная страна – любит пошутить она:

Эти звери, погляди, носят сумки впереди.

Ну а этот, ради шутки, нос свой одолжил у утки.

Мишка здешний как бандит, он на дереве сидит.

Ну а это кто такой появился предо мной?

Это местный житель, страны сей долгожитель.

От него же я узнала, что в Австралию попала,

Что ее Тасман открыл, Кук открытье закрепил.

Австралия — богатая страна:

Имеет уголь, нефть и золото она,

Имеет развитое производство.

Большое место занимает овцеводство

Австралия – страна наоборот:

Река Мурей с притоком Дарлинг там течет…»

Я могла бы еще что –нибудь узнать

Но тут будильник зазвенел: « Пора вставать!»

Поэтому давайте сейчас все вместе в процессе путешествия продолжим пополнять свои знания и отправимся в путешествие по 140 градусу в.д.

Каждая экспедиция получила опережающее задание по своему профилю вести изучение компонентов природы. ( задания на карточках у каждой группы уч-ся).

Через 10 минут отчет экспедиций по группам:

1.Картографы. Сдают письменно свои сделанные вычисления.

Дополнительный вопрос.

— Почему Австралия является самым сухим материком? Объясните с точки зрения географического положения материка.

2. Геологи. С использованием коллекции «Полезных ископаемых» устно отчитываются.

Дополнительный вопрос.

— Перечислите действующие вулканы Австралии. ( Это единственный материк, где нет действующих вулканов). Объясните почему?

3. Метеорологи.

Отчитываются по описанию климата на маршруте и по ходу отчета на карту причепляют климатические диаграммы , соответствующие тем территориям , которым они соответствуют.

Дополнительный вопрос.

— Верно ли утверждение, что хотя Африка и Австралия находятся в одинаковых климатических поясах, в Австралии холоднее и выпадает больше осадков?

4. Биологи.

Отчет по увиденному по маршруту путешествия ( описание природных зон пересекаемых 140 меридианом).

Дополнительный вопрос.

— В каком лесу а Австралии деревья не дают тени? (эвкалиптовом)

— Почему фауна Австралии отличается высоким эндемизмом?

Выслушав отчеты специалистов узкого профиля, какой же мы сделаем вывод? Что посоветуем знать туристам, захотевшим отправится в Австралию?

На основе всех описаний и пожеланий мы предлагаем следующую памятку туристам:


«Памятка отправляющемуся в Австралию»

Дорогой турист!


Ты отправляешься в Австралию, позволь тебя несколько осведомить и проинструктировать:

  1. Австралия – самый маленький материк Земли. Он находится в восточной части южного полушария между 10 и 39 градусами ю.ш., а также между 115и 154 градусами в.д. Возьми с собой карту и ориентируйся, чтобы не проплыть мимо.

2. Австралия – самый сухой материк Земли, но если едешь в Восточную Австралию, то захвати плащ или зонт, т.к.там льют дожди. В Западной Австралии- очень сухо.


  1. Австралия в основном состоит из нагорий и плоскогорий, но в центре материка встречаются низменности. Горы в Австралии сравнительно низкие. Самая высокая гора Косцюшко 2230 м. Горы в Австралии закончили свое образование давно, 230 млн. лет назад, они разрушаются, но очень медленно. В горах имеются полезные ископаемые: железные руды, медные руды, каменный и бурый уголь и др. Золотоискателям следует отправиться в ю-з. часть материка.

Примечание для коммерсантов: алмазных приисков нет.

  1. В Австралии весьма обильная растительность. В Северной Австралии растут весьма интересные деревья – эвкалипты. В жизни они несколько раз сбрасывают кору, их листья всегда повернуты ребром к солнцу и не дают тени, так что, отправляясь в такой лес, не забудьте солнечные очки и панаму. Растут акации, бутылочные деревья, папоротники, бамбук и т. д.

  2. Животный мир весьма разнообразный. В северной части обитает страус эму, кенгуру, вомбаты, ехидна, лирохвост, попугаи, коалы. Коала – имеет очень ценный мех, не забывайте, он взят под охрану.

  3. Население Австралии состоит из коренного и пришлого. К коренному относятся австралийцы – аборигены, маори, малонезийцы. Пришлое население изъясняется на англо – смешанном языке и истинным англичанам их весьма трудно понять.

Весь материк включает в себя одну страну, столица – Канберра.

Символом Австралии является кенгуру.

  1. Рядом с Австралией располагается Океания. Это огромная группа островов – более 10000. Все острова делятся на материковые, вулканические и атоллы, небольшие островки, на которых растут кокосовые пальмы. Обычаи населения Океании сходны с обычаями Южной Америки, что дает пищу для размышления.

  2. Австралия очень красивый материк Земли. Советуем вам взять фотоаппарат и видеокамеру.

  3. Желаем приятной поездки!

Вопрос классу:

« Ребята, подумайте, какой сувенир привезли бы из Австралии, который бы напоминал вам об этой необычной стране, ее необычности и своеобразии?

— Так почему же Австралию «считают» и называют «страной наоборот»?

Очень хорошо об этом было сказано поэтессой Г.Усовой в стихотворении про «страну наоборот».


Она располагается под нами

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где – то)

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц.

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики, страшней, чем наводненье,

Спасает юг от северной жары…

3. Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок, благодарность учащимся за работу на уроке.

Свежие документы:  Технологическая карта по Географии "Рельеф суши. Горы и равнины суши" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: