Конспект урока по географии «Условные знаки» 5 класс


Тема: «Условные знаки»

Цель: познакомить учащихся с условными знаками и их видами.


Задачи:

Образовательные:

сформировать знания об условных знаках и их видах;

научиться самостоятельно составлять план местности;

— уметь рассуждать и делать выводы;

— излагать и аргументировать свою точку зрения;

Развивающие:

— развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;

продолжить формирование умений чтения карт, плана местности;

-развивать коммуникативные умения и навыки.

Воспитательные:

воспитывать географическую культуру и восприятие географических объектов через литературные произведения.

-продолжить работу по формированию научного мировоззрения.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

— установление связи между учебной деятельностью и мотивом.

Регулятивные УУД:

-учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;

— учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;

-учить работать по образцу, по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

-развивать внимание учащихся;

— обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;

— учить постановке вопроса.

Познавательные УУД:

  1. Работать над формированием логических умений:

— анализ синтеза;

— сравнение;

— обобщения и классификации;

— доказательства;

— выдвижение гипотез и их обоснование;

— построение цепочек рассуждения.

2. Чтение и работа с текстом.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля» 5-6 класс; физическая карта полушарий; карты атласа с.2-3.; презентация.

Структура урока:

Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.

Актуализация опорных знаний – 6 мин.

Выявление места и причины затруднения – 4-6 мин.

Построение проекта – 6 мин.

Реализация проекта – 10 мин.

Включение в систему знаний и повторение- 6 мин.

Рефлексия- 3 мин.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности – 3 мин. СЛАЙД 1

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок географии? II. Актуализация опорных знаний

-Какую тему, мы изучили с Вами на прошлом уроке? (Изображение земной поверхности)

— Я предлагаю вам на выбор несколько заданий проверки домашнего задания.

1. Игра «Золота рыбка». Напоминаю правила игры, перед вами 6 рыбок, на 5 рыбках написана вопросы на знание терминологии, а одна рыбка золотая-с пятеркой.

Вопросы:

  1. Что такое глобус? (это объемная модель Земли, уменьшенной во много миллионов раз)

  2. Что такое план местности? (это чертеж, на котором условными знаками подробно изображен в уменьшенном виде небольшой участок местности)

  3. Что такое карта? (обобщенное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью системы условных знаков)

  4. Что такое картография? (это наука о картах)

  5. Что такое атлас? (это сборник карт)


  1. Составить схему. (на доске представлены слова: виды земной поверхности, рисунок, план местности, карта, аэрофотоснимок).

  2. На интерактивной доске задание: Сравнительная характеристика глобуса и карты. СЛАЙД 2

Сравнительная характеристика глобуса и карты


Признак

Глобус

Карта

Объемная модель Земли

+


Нет искажений поверхности

+


Обобщенное изображение Земли на плоскости


+

Нельзя изобразить подробно местность

+


Имеются искажения отдельных частей земной поверхности


+









Три человека работают с заданиями, все остальные работают с рабочим листом, на котором имеется 2 задания на выбор: дать определение терминам и сравнительная характеристика глобуса и карты.

Проверяем и подводим итоги.

III. Выявление места и причины затруднения

Вступительное слово учителя СЛАЙД 3

На интерактивной доске план местности.


Учитель: Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите? (план местности)

— Расскажите, что вы видите на плане местности? (ответы учащихся, затруднение)

— Опишите мне местность? (затруднение учащихся)

— Почему вы не знаете?

— Так, что же нам нужно сегодня изучить, чтобы легко описывать местность?

СЛАЙД 4 ( Условные знаки)

Записываем тему урока и дату в рабочий лист.

— Давайте попробуем сформулировать цель урока (ответы учащихся)

— У меня на слайде написана цель урока, но как вы уже заметили слова перепутаны, кто желает выйти к доске и составить цель урока? (один учащийся выходит к доске, формулирует цель урока: познакомиться с условными знаками и их видами). СЛАЙД 5

-А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать? (обратить внимание учащихся на доску) СЛАЙД 6

Достижение цели


  • Эксперимент


  • Спросить у взрослого


  • Подумать самому


  • Собрать нужный материал

Вместе с учащимися приходим к выводу, что достичь цель, мы можем сами, собрав нужный материал.


IV. Построение проекта

Учитель: Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме?

Учитель: а давайте наметим план действий. (на слайде учащиеся пишут план урока)

План урока СЛАЙД 7

  1. Условные знаки

  2. Виды условных знаков.

V. Реализация проекта

Учитель: Итак, начинаем нашу работу. Запомните, что успеха можно достичь только при условии, что активно работать будет весь класс.

Я решила вас поделить на группы:

1-я группа будет работать по вопросам, которые написаны у вас в карточках. Ответы на вопросы находим в учебнике в параграфе 12, и отмечаем их карандашом.

  1. Что такое условные знаки?

  2. Зачем нужны условные знаки?

  3. Какие цвета используют картографы, если нужно показать лес, воду?

  4. Что такое легенда?

  5. Для чего нужна легенда?

Задание №1


Условные знаки- это символы, обозначающие на планах и картах различные объекты.


Обозначение различных объектов на плане и карте


Зеленый Синий






Легенда-это изображение всех условных знаков, которые использованы на данном плане и карте.


Можно представить и описать объекты местности, узнать их форму и размеры

На слайде и в рабочем листе написана схема (пока, не заполненная)


2-я группа также будет работать по вопросам, которые написаны у вас в карточках. Ответы на вопросы находим в учебнике в параграфе 12, и отмечаем их карандашом.

  1. На какие виды делятся условные знаки?

  2. Что обозначают линейные знаки?

  3. Что обозначают площадные знаки?

  4. Что обозначают точечные знаки?

Задание №2


Виды условных знаков




Линейные Площадные Точечные





Дороги, границы Леса, озера, Полезные ископаемые

Болото, река населенный пункт














3-я группа работает по вопросам, которые написаны у вас в карточках. Ответы на вопросы находим в атласе на стр. 2-3.

  1. Определите, какими знаками обозначены реки?

  2. Как показано направление течения рек, каким цветом подписаны их названия?

  3. Определите, каким знаком обозначены болота

  4. Установите условные знаки колодца и родника.

  1. Задание №3


    1. Река



    1. Болото



    1. Колодец и родник









На все задания, буквально 5 минут. Затем проверяю их.

— Итак, первая группа, отвечает на вопросы. Я обобщаю, вывожу на слайд готовую схему, учащиеся записывают в рабочий лист схему. А затем, я прошу кого-нибудь обобщить еще раз схему.

— Переходим ко второй группе. Обобщаем, записываем, один ученик еще раз проговаривает схему второго задания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

— Третья группа, отвечает на вопросы, а затем, кто-нибудь из группы зарисовывает условные знаки на интерактивной доске, все остальные зарисовывают в рабочем листе.

Итак, подведем итоги.

VI. Включение в систему знаний и повторение

-Учащиеся выполняют задание в рабочем листе и один человек у интерактивной доске.

Задание №4: Разделите условные знаки, изображенные на рисунках на три группы.




1 2 3 4




5 6 7 8

Линейные 5 6

Площадные 1 2 3 4 7

Точечные 8

Проверяем, обобщаем.

Задание №5: Дополните текст условными знаками.


Саша и Сережа отправились ловить рыбу. Они пошли _____________. Потом они вышли _______________. Было жарко, и мальчики остановились попить воды _______________. Потом они вышли _______________.

Один человек работает у интерактивной доске, все остальные работают самостоятельно с рабочим листом. Варианты текста могут быть самыми разнообразными.

Саша и Сережа отправились ловить рыбу. Они пошли [по дороге; по тропинке; через лес (хвойный, лиственный); по мосту через реку; …]. Потом они вышли [к реке; к озеру; …]. Было жарко, и мальчики остановились попить воды [из родника; из колодца; у дома лесника; …]. Потом они вышли [ к дороге].

Учитель: Вчера к нам в школу приходил директор одного очень крупного издательства. В декабре они планируют выпустить детскую книжку “ Гуси лебеди”. И в книге они хотят поместить план местности к этой сказке. Но, их сотрудники плохо знают географию, и он предложил наши ученикам сделать план местности к сказке “Гуси-лебеди” Самый удачный проект поместят в книжке.

Краткое содержание сказки

Жили мужик да баба. У них были дочка и сынок. Однажды отец с матерью ушли, а дочка посадила брата на травку под окном, а сама побежала на улицу. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях. Вернулась девочка, а брата нет. Она выбежала в поле и только увидела, как гуси-лебеди скрылись за темным лесом. Девочка бросилась их догонять. Она бежала и увидела печь. Не стала девочка есть пирожок, и печь не сказала, куда полетели гуси-лебеди. Побежала девочка дальше и увидела яблоню. Не стала девочка есть яблоко, и яблоня тоже не сказала ей, куда полетели гуси-лебеди. Побежала девочка дальше и увидела молочную реку в кисельных берегах. Она опять не поела киселя, и речка тоже не сказала, куда полетели гуси-лебеди.
Девочка долго бегала по полям, по лесам, по болотам и вдруг увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидели Баба Яга и братец. Когда Баба Яга вышла, девочка взяла брата и побежала домой.
Сначала дети добежали до молочной реки. Девочка съела киселя, и река укрыла их кисельным берегом. Потом дети добежали до яблони, и она закрыла их ветвями от догоняющих гусей-лебедей. Гуси-лебеди не увидали их и пролетели мимо. Дети опять побежали, и перед ними – печь. Девочка съела пирожок, и дети спрятались в печке, а потом прибежали домой.

Учащиеся рисуют план местности по сказке.

Затем учащиеся защищают проекты.

Подводит итоги проектов и их оценивает.

(если времени не остается, сказку выполняют дома)

VII. Рефлексия

Подводим итог нашего урока

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

Домашнее задание:

параграф 12; составить сказку Гуси-лебеди; нарисовать условные знаки на карточках размер 10 см х 10 см; выучить условные знаки атлас стр. 2-3


Учитель: Ребята, какие отметки мы сегодня поставим? Кто заслуживает по-вашему мнению «5»? «4»?


Список использованных источников:

  1. https://festival.1september.ru/articles/551130/

  2. Учебник А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля».

  3. Электронное приложение к учебнику А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля»




Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Химия как часть естествознания" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: