Конспект урока по географии «Внутренние воды России. Реки» 8 класс



Урок географии для учащихся 8 класса.


Тема урока: «Внутренние воды России. Реки»






Жить учись у постоянно спешащей и чего-то всё ищущей речной воды.

Терпеть учись у Земли.

Быть сильным учись у солнечного диска.

А упорству учись у ветра.

Древнегреческая мудрость

Задачи урока:



  1. Сформировать знания о водных ресурсах России, о реках как одном из важных компонентов природы.

  2. Развивать практические умения работать с географическими картами и другими источниками информации; определять на карте географические объекты по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

  3. Научить определять уклон и падение рек .

  4. Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек.

  5. Формировать познавательный интерес к предмету через положительную мотивацию и ситуацию успеха.



Оборудование:



              • учебник,

              • электронная физическая карта России,

              • электронная климатическая карта,

              • проектор,

              • документ-камера,

              • персональные компьютеры для электронного тестирования.


ХОД УРОКА



1. Организационный момент (приветствие учащихся)



2. Актуализация имеющихся знаний по теме урока.



Беседа по опорным понятиям.

Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем изучение темы «Внутренние воды и водные ресурсы». Давайте вспомним, что включает в себя понятие «внутренние воды». Какие виды внутренних вод изучали на уроках географии? Составьте схему внутренних вод России (задание №1).

Учащиеся выполняют задание. Взаимопроверка.


Учитель: Сегодня мы посвятим наш урок самого используемому компоненту внутренних вод – это реки. На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии.

Задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся:

Заполните схему «Части реки» (задание №2). Осуществление взаимопроверки выполнения задания при помощи документ-камеры.

Терминологический диктант: Что такое исток? Что может быть истоком реки? Что такое устье? Речная система? Как называется участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку? Что значит верхнее. Нижнее течение реки? Что такое речная долина?


Определите на слайде части речной долины (задание №3). Самопроверка (слайд).



3. Этап усвоения новых знаний:



Учитель: Прошу вас открыть контурные карты. С помощью электронной физической карты России, мы познакомимся с крупными речными системами нашей страны. Вы внимательно смотрите слайд, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте. И так, вначале рассмотрим крупные реки. бассейна Северного ледовитого океана. (на данном этапе урока используется такой цифровой образовательный ресурс, как электронная карта России, включающая в себя данные дистанционного зондирования Земли, позволяющая наглядно показать рисунок речной сети). Показ ЦОР сопровождается аудиолекцией о реках России.

Учащиеся выполняют практическую работу на контурных картах. Осуществление проверки при помощи документ-камеры.

Учитель:

Почему крупнейшие реки России текут на север? (большая часть территории России имеет уклон к северу).

Далее учащиеся рассматривают при помощи электронной карты речные системы бассейна Тихого океана.

Учитель: Почему крупных рек на востоке не так много как на севере? (подчеркивается определяющая роль рельефа).

Зависит ли от рельефа характер течения реки? Каким образом?

Учитель вводит понятие «горная река», «равнинная река» (характер течения).

Определите по слайду равнинную и горную реки. Характер берегов речных долин.

Учитель вводит новые понятия: уклон и падение реки. Падение – превышение истока реки над устьем (м). Уклон – отношение величины падения реки к ее длине (см/км).



4. Выполнение практической работы.



Выполнение практического задания на вычисление падения и уклона реки. Произвести математические действия, используя необходимые данные, сведенные в таблицу и сделать вывод: падение горных или равнинных рек больше.

На данном этапе урока учитель вводит формулу, по которой можно вычислить падение:

Н1-Н2=П.

Н1-абсолютная высота истока,

Н2-абсолютная высота устья.

Для определения уклона реки падение реки необходимо разделить ее длину (см. справочный материал в таблицах).

Таблица №1.

Реки

Высота истока, м

Высота устья, м

Длина реки, км

Обь

200

5140

Терек

3000

600


Определите падение рек:

Обь: Терек:

Определите уклон рек:

Обь: Терек:


Сделайте выводы:

Падение горных или равнинных рек больше? Уклон каких рек больше? Влияют ли уклон и падение реки на скорость ее течения?


5. Контроль усвоения знаний.

На этапе контроля знаний используется технология электронного тестирования. Содержание тестов прилагается.

Использование технологии электронного тестирования дает возможность оперативно осуществлять проверку, работу над ошибками и оценивать знания учащихся (использование шкалирования).



6. Рефлексия.



7. Домашнее задание.

Предлагаются задания на выбор.


1 вариант: написать синквейн на тему «Великие реки России».

Для этого нужно напомнить учащимся как писать синквейн. (Синквейн – стихотворное пятистишье, требующее изложения большого объема информации в кратких выражениях.)

строка – одно главное слово.

строка – два прилагательных.

строка – три глагола

строка – крылатая фраза, песня


строка – существительное, которое выражает суть первого слова.


2 вариант: решить кроссворд на тему «Внутренние воды России» (приложение).

Задание №1. Заполни схему «Внутренние воды России».


Задание №2. Заполни схему «Части реки».

море

Задание №3. Подпишите части речной долины.

Речная долина





Вопросы для электронного тестирования.


ВАРИАНТ 1

1. Главная река со всеми притоками — это:

а) речная система

б) режим реки

в) бассейн реки

2. Превышение истока над устьем – это:

а) уклон реки

б) падение реки

3. Место, где река берет начало, называется:

а) исток

б) устье

4. Внезапный подъем уровня воды в реке:

а) паводок

б) половодье

в) наводнение

5. Объем воды, который протекает в русле за год, называется:

а) твердый сток

б) годовой сток

в) расход воды

6. Наиболее низкий уровень воды в реке- это:

а) половодье

б) межень

в) паводок

7. Большинство рек России имеют питание:

а) дождевое

б) снеговое

в) ледниковое

г) смешанное

8. От климата зависит:

а) режим реки

б) скорость течения

в) направление течения

9. Если уклон реки 20 см. на 1 км, то река имеет:

а) спокойное течение

б) бурное течение

в) пороги и водопады

10. Чем больше падение реки, тем:

а) больше скорость течения реки

б) больше годовой сток

в) больше площадь бассейна реки


ВАРИАНТ 2

1. В нашей стране преобладают реки:

а) с весенним половодьем

б) с летним половодьем

в) с паводочным режимом

2. Горной рекой является река:

а) Урал

б) Печора

в) Ока

г) Терек

3. На режим рек наиболее влияет:

а) рельеф

б) климат

в) растительность

4. Если река с весенним половодьем, зимней и летней меженью и летне-осенним паводком, то ее питание:

а) смешанное с преобладанием снегового

б) ледниковое

в) дождевое

5. Внезапный подъем уровня воды в реке:

а) половодье

б) межень

в) паводок

6. Причинами половодья являются:

а) весеннее таяние снега на равнинах

б) летнее таяние снежников в горах

в) выпадение ливневых дождей

7. Наводнения чаще бывают на реках,

а) текущих с севера на юг

б) текущих с юга на север

8. Количество воды, которое выносится за год, называется:

а) твердым стоком

б) годовым стоком

в) расходом воды

9. Уровень воды в Ладожском озере – 4 метра, а уровень Финского залива- 0 м. Падение реки Невы равно:

а) 0 м.

б) 4 м

в) – 4 м.

10. Самая многоводная река России:

а) Лена

б) Волга

в) Енисей

г) Амур

6


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Природные зоны Северной Америки"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: