Конспект урока по географии «Вулканы. Горячие источники, гейзеры» 6 класс


География 6 класс

Учитель: Кабанцов Сергей Иванович

« Поповкинская ООШ».

Тема: Вулканы. Горячие источники, гейзеры.

Тип урока: Проблемный.

Цели и задачи: расширить и углубить знания учащихся о вулканах, гейзерах и горячих источниках, полученных в курсе природоведения 5 класса; воспроизвести знания о строении вулкана; рассмотреть причины образования вулканов, горячих источников и гейзеров, их виды и особенности; рассмотреть практическое значение знаний о вулканах, горячих источниках и гейзерах; продолжить формировать умения работы с картой.

Средства обучения: физические карты полушарий и России, атласы и контурные карты, картины, таблицы, дополнительная литература.


Организация урока.

I. Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания: — тест «землетрясение»

— показать на карте сейсмические районы

— самопроверка

III. Изучение новой темы.

Учитель зачитывает текст «Извержение Везувия. Гибель Помпеи»

— «24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины… Это облако поднималось вверх сильной струёй воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать чёрные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело. Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был ещё ясный день, здесь царила ночь…

Когда всё закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Погибли тысячи людей.

— О каком явлении природы будем говорить? (о вулкане)

— Да, действительно о вулкане.

(о грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до нашего времени письма учёного Плиния младшего к римскому писателю Тациту)

— Сейчас мы даже увидим этот страшный день на картине Брюллова «Последний день в Помпеи»

— Какие бы вы хотели рассмотреть вопросы по этой теме? (вопросы напечатаны, дети называю и вывешивают на доску)


« Что такое вулкан? Как образуется вулкан? Откуда пошло название вулкана? Что общего между вулканом и землетрясением? Строение вулкана? Какие вещества извергает вулкан? Чем отличается вулкан от горы? Где образуется? На каких территориях располагается? Типы и группы вулканов? Защита от вулканов?


— Теперь будем находить ответы на наши вопросы (ответы записывают в тетрадь уч-ся)

Название вулкана. Сообщение учащегося . Параллельно показывает объекты по карте и вывесить «Бог огня у греков – Гефест, у римлян – Вулкан».

Как образуется? Работа по учебнику с. 49, 50 вывесить схемы (Никитин с. 68)

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Умножение натуральных чисел и его свойства»

Где образуется? Дети рассуждают, сравнивают вулкан с землетрясением. Затем учитель вывешивает схемы (Никитин с. 69 – дети записывают). Учитель вывешивает таблички «магма», «лава», «мантия» (мантия-магма- лава).

Вещества. На доске стихотворение А. С. Пушкина

Везувий зев открыл – Дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – С шатнувшихся колонн Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом, под каменным дождём, под воспалённым прахом.

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

(термины на доске: вулканические бомбы, пепел, газы), информацию зачитать.

Лава имеет температуру 1000 С и течёт по склонам со скоростью 50 км/ч. На пути встречает озеро или реку, она застывает и образует «обсидиан -вулканическое стекло»

Вулканические бомбы и глыбы – имеют угловатую форму и бывают большой величины, иногда с дачный домик. При полёте у некоторых образуется хвост, как у кометы.

Вулканический пепел – похож на обыкновенный, а под микроскопом (маленькие треугольники — осколки стекла).

Вулканические газы – это горячие газы, 800 – 1000 С. Скорость 300 км/ч, уничтожая деревья, дома людей.

Что такое вулкан? Мы узнали небольшую информацию о вулкане. Теперь попробуйте сформулировать определение сами. Дети предлагают свои версии. Учитель вывешивает определение на доску.

Вулкан – это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава, вулканический пепел, газы и пар.


IV. Физкультминутка (игра с мячом, назвать объекты)


Строение. Учебник с. 49 рис. 31, вывесить схему.

Отличие от горы (у вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус) – работа со схемой.

Типы. Учебник с. 50,51 читают дети абзац. Вывесить схему:

вулканы

действующие потухшие уснувшие

(извергаются) (не проснётся) (могут проснуться)

группы: конусообразные, куполообразные, щитообразные

Территории. Работа по карте (названия вулканов на доске, дети отмечают в кон/карте).

Защита. Высказывания детей выслушать и вместе сделать вывод (наблюдать, эвакуировать, сообщить, остановить нельзя).

— Следующее явление природы, которое мы изучим, встречается почти всегда рядом с вулканом. Послушайте и назовите: источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара (гейзер), с. 52 учебника.

— Почему гейзеры встречаются, где есть вулканы? (магма близко находится к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать).

— Где располагаются? с. 52 учебника, показать на карте.

Свежие документы:  Конспект урока по химии в 8 классе "Первоначальные химические понятия"

V. Закрепление (рефлексия)

— тест (Элькин с. 50, Иванов с. 81)

— жетон, одна половина зелёная, другая красная. – Ребята урок прошёл для вас с пользой? Многое узнали или нет? (если да + в зелёный, если нет + в красный)

VI. Домашнее задание: читать § 19, с. 52 (3), карточка.

Входной тест:

1. Глубокие впадины, образующиеся при опускании земной коры, — это:

а) горст б) грабен в) сброс г) разлом

2. Участок в земной коре, где происходит разрыв и смещение пород, это –

а) кратер б) очаг землетрясения в) грабен г) эпицентр

3. Приборы, следящие за землетрясениями, это –

а) барометр б) флюгер в) сейсмограф г) гироскоп

4.Грозное явление природы, с подземными ударами… это –

а) наводнение б) землетрясение в) лавина

5. Движения земной коры бывают:

а)горизонтальные и вертикальные б) только горизонтальные в) только вертикальные

Тест – закрепление:

1. Вулкан – это:

а) «огнедышащая гора» б) «огнедышащий дракон» в) «огненная земля»

2. Самый высокий вулкан России:

а) Этна б) Эльбрус в) Толбачик г) Ключевская Сопка

3. Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» посвящена извержению вулкана:

а) Этна б) Эльбрус в) Везувий г) Гекла

4. Фонтанирующие источники:

а) родник б) гейзер в) водопад

5. Найди соответствие:

1. жерло а. гейзер

2. кратер б. родник

3. очаг магмы в. холм

4. фонтан горячий г. вулкан



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: