Конспект урока по Географии «Вулканы. Горячие источники»


Урок

Вулканы. Горячие источники

Цель урока:

Сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров. Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов

Оборудование:

Карта полушарий; карточки с терминами «магма», «мантия», лава; фрагменты видеозаписей; демонстрационная таблица «Типы вулканов».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Опрос.

III. Изучение нового материала.

Задания на знание фактов, понятий:

— Что такое землетрясения, каковы его причины? (Землетрясение — подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные главным образом тектоническими движениями.)

-Объясни — термины: очаг, эпицентр, сила землетрясения.

Какие разрушения производит землетрясение в 1, 3, 7, 10 баллов?

Что такое горст и грабен? В результате каких движений они образуются?

(В результате наложения вертикальных и горизонтальных движений)

-Задания на проверку понимания связей:

Может ли быть землетрясения в вашей местности? Почему?

Почему землетрясения происходят в сейсмически активных зонах?

Как предсказать землетрясения?

Каковы требования к строительству зданий в сейсмически активных зонах?

-Задание на проверку умений:

1. По тектонической карте мира покажите районы, где могут быть землетрясения.

2. Каковы ваши действия при землетрясении (если вы на улице, если вы внутри здания)?

III. Изучение нового материала.

Желательно включить видеомагнитофон с записью извержения вулкана или фотографию, картину.

О каком явлении природы мы будем сегодня говорить? (О вулканах.)

Вы уже знаете, что такое вулкан, а вот почему он образуется, откуда пошло название, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные промежутки времени, и многое другое вы узнаете на этом уроке. Но сначала поговорим о том, что вы уже знаете.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»?

(Дети отвечают чаще: «огнедышащая гора».)

Давайте послушает сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.

Откуда пошло название «вулкан» (сообщение учащегося):

Древние народы считали, что извержение вулкана — это великий гнев богов.

В одном из Древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном — чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог — громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы — молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест — искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулканов Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Власть климата сильнее всех властей!?"

Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканов, как и бога огня.

Нарисуйте вулкан в тетради, а на доске будет работать (фамилию ученика). Подпишите, где находится жерло, кратер, конус вулкана.

— 1 ряд запишет, что такое кратер, 2 ряд — жерло, 3 ряд — конус.

Кратер — (от греч. кrаtег — большая чаша) — углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких километров. Обычно располагается на вершине.

Жерло — вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.

Конус — вулканическая гора, образованная застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой — куполообразные. Как вы думаете, как образуется конус? На самом деле конус нарастает постепенно.

Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается

первый слой лавы и застывает, по нему — выливается второй слой и т. д. И получается слоистый конус.

Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора?

(У вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус.)

Вернемся к нашему первому рисунку. Как называется второе

жерло и кратер? (Боковые или паразитические.)


Но оказывается, что есть вулканы, у которых конуса нет или
конус имеет другое строение.

Учитель обращает внимание на демонстрационную таблицу «Типы вулканов» и объясняет особенности различных типов вулканов: площадной, трещинный, гавайский, стромболианский, плинианский, этно — везувианский.

— Вулканы могут находится на дне океанов, а могут и на суше. Попробуйте ответить на вопрос, в чем причина появления вулканов на материковой земной коре?

Следует подвести учеников к мысли, что вулканы на суше встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т. е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам.

Начертите схему в тетради:

— Позже мы еще вернемся к этой таблице. Какие бывают типы конусов вулканов? Итак, скажите, что же такое вулкан?

Вулкан — это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава.

У детей может быть другой вариант определения: вулкан — это геологическое образование, имеющее жерло и кратер, иногда имеющий вид конуса.

— Посмотрите на рисунок, как вы думаете, где будет больше вулканов — на дне океанов или на материке?

(На дне океанов, т. к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь.)

Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие. Прочитайте учебник и ответьте на вопрос, чем они отличаются. (Уснувшие — об их извержениях в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась, нет.)

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Правописание парных согласных в корне слова»

Вулканы и следующее явление природы, которое мы изучим, встречаются почти всегда вместе. Послушайте, а затем скажите, как называется это явление: источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. (Гейзер.)

Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? {Магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанируют)

Учитель вывешивает на доске таблички: «магма», «лава», «мантия» — и предлагает поставить процесс превращения одного вещества в другое.

МАНТИЯ -> МАГМА -> ЛАВА

Вспомним состояние мантии. (Вязкая.)

Почему мантия вязка, ведь она нагрета до температуры 2000- 2500°С?

(На нее воздействует большое давление, при котором внутреннее вещество Земли не может находиться в жидком состоянии)

Мантия вязкая, но где, по-вашему, мантия станет жидкой? Почему?

(Около трещины давление понизится.)

Мантия в жидком состоянии станет магмой. Подпишите на схемах. Когда магма выльется наружу, она станет… (Лавой.)

А теперь поработаем в парах. Расскажите друг другу, что та кое мантия, магма, лава.

Ответьте, какие продукты извержения вулканов перечислены в следующем сообщении:

Лава имеет температуру 1000°С и течет по склонам со скоростью 50 км/ч. Как только лава встречает на своем пути реку, озеро или море, она быстро застывает и образует обсидиан — вулканическое стекло.

Вулканические бомбы и глыбы. Глыбы имеют угловатую форму и бывают очень большой величины, иногда с дачный домик. Бомбы округлые, вытянутые, они приобретают форму в полете, у некоторых даже образуется хвост, как у кометы.

Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом, то станет видно, что это Осколки вулканического стекла, их форма — маленькие треугольники.

Вулканические газы — это горячие газы, температура их достигает 800-1000°С. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, уничтожая деревья, дома, людей. Везувий зев открыл –

Дым хлынул клубом — пламя

Широко развилось, Как боевое знамя. Земля волнуется -С шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождем, Под воспаленным прахом. Толпами, стар и млад, Бежит из града вон.

(А. С. Пушкин.)

Какие продукты извержения описываются в стихотворении
А. С. Пушкина? (Лава, вулканические бомбы, пепел.)

А теперь вернемся к демонстрационной таблице «Типы вулканов». Опишите продукты вулканизма во всех шести типах.

(Работа проводится в группах.)

IV. Итоги урока

— Итак, мы с вами изучили новую тему. Подведем итог, что вы
узнали нового на уроке?

Свежие документы:  Демографичексая ситуация в мире, 10-11 класс

Домашнее задание

Г.: § 19; К.: § 27, 28.

Обозначить на контурных картах потухшие и действующие вулканы: Котопахи, Килиманджаро, Везувий, Этна, Ключевая Сопка, ; Кракатау, Фудзияма, Гекла, Эльбрус.

Информация для учителя

Магма (от греч. та§та — густая мазь) — расплавленная масса глубинных зон Земли.

Мантия (от греч. таппоп — покрывало, плащ) — геосфера, окружающая ядро Земли. Вещество находится в твердом, кристаллическом состоянии (есть версия, что в вязком.)

Лава (от лат. 1ауе1ез — обвал, падение) — магма, излившаяся на поверхность.

Извержение Везувия. Гибель Помпеи

О грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до нашего времени письма ученого Плиния младшего к римскому писателю Тациту, в котором он описывает гибель своего дяди Плиния старшего и события того страшного дня:

«24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины… Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело, Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был еще ясный день, здесь царила ночь…

Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Стабию сожгли потоки лавы, Геркуланум затопили грязекаменные потоки, а Помпеи ^/залило многометровым слоем раскаленного пепла и камней. Погибли тысячи людей.

Но на этом Везувий не успокоился — почти 7 лет уже на протяжении нескольких столетий происходят извержения.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: