Конспект урока «Степь» 8 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия№5»

Города Брянска






Конспект урока по географии
в 8 классе

«Степь»



подготовила

учитель географии

Мураль Наталья Павловна


















г. Брянск

2012







СТЕПЬ

Цель урока:

сформировать образное комплексное представление о природной зоне -степь, провести чувственное восприятие степи.

Формировать умения получать и отбирать необходимую информацию из различных средств: литературных, художественных, картографических, СМИ, собственного опыта.

Оборудование:

Карты атласа, избранное из произведения А.П. Чехова «Степь», набор слайдов(фотографии Таганрога, А. П. Чехова, степи, животных и растений степей).


Урок изучения нового материала. В основе урока лежит интеграция литературы и географии.


Организационный момент.

Подготовка к основному этапу занятий.

Урок начинается с материала из новостных телепередач, газет.

29 января 2010 года все российские СМИ объявили о поездке президента Д.А.Медведева в Таганрог.

Учитель дает небольшую справку о городе. Таганрог- город с численностью населения примерно 260 тыс. человек (сравнение по ЧН со своим городом) на юге России в Ростовской области.

  • Что же могло привлечь внимание президента огромной страны в небольшом российском городке? (29 января 2010 года в Таганроге отмечали 150-летие со дня рождения великого русского писателя А. П. Чехова. В Таганроге создан памятный мемориал писателя)

  • Почему на этом уроке географии мы обращаемся к А.П.Чехову? (Таганрог- город в степной зоне. Эта зона сформировалась южнее зоны лесов А так же У Антона Павловича есть одноименная повесть «Степь».)

Тема урока «Степь».

Усвоение новых знаний и способов действий.

«…Я принялся за большую вещь… Я изображаю равнину, лиловую даль..ночные грозы, постоялые дворы, обозы, степных птиц и прочее…

Вместо художественного, цельного изображения степи я преподношу читателю «степную энциклопедию». Быть может, она раскроет глаза моим сверстникам и покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются еще нетронутыми…»

Учитель:

И я предлагаю, посмотреть на степь как видел ее, человек рожденный в ней. Почувствовать ее так, как чувствовал А. П. Чехов….И…

восхищаться степью так, чтобы хотелось о ней читать стихи и петь песни

  • «Из N., уездного города Z-кой губернии, ранним июльским утром выехала… ошарпанная бричка»

И первая строка произведения требует географического уточнения. Где мог располагаться город N и сама Z–кая губерния…( в степной зоне)

Практическая работа №1. «Географическое положение степной зоны в России» (работа с интерактивной доской: контурная карта России с определением субъектов РФ в степной зоне)

Предположите, в каких современных субъектах РФ могла находиться губерния.

  • «…перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина…которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь- едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается…»

Мини-сценка из произведения(учащиеся).

«…-Ну, как доехал?…

Небось надоело? И не дай бог на обозе или волах ехать! Едешь, едешь, прости господи, взглянешь вперед, а степь все такая ж протяженно-сложенная, как и была: конца краю не видать!…»

Учитель:

-Что поражает человека, который оказался в степи? (простор, безграничье, усталость от однообразия ландшафта, скука)

-Огромный простор, казалось бы, что может быть лучше? Но какие чувства испытываешь, оказавшись в степи? Как чувствуешь себя в этой бесконечности?

Работа учащихся с текстом.

«… А вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь- бог его знает…

Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное– всю жизнь один, один…»

«…Когда долго, не отрывая глаз, смотришь на глубокое небо, то почему -то мысли и душа сливаются в сознание одиночества. Начинаешь чувствовать себя непоправимо одиноким…»

Учитель:

-Одиночество! Почему так обостряется это чувство в степи? (открытость пространства позволяет увидеть, что ты абсолютно один… один!)

-А почему в степях практически не встречаются деревья, и одиноко растущий тополь привлек внимание автора? Что представляет собой климат степей?

Практическая работа №2. «Анализ климатической карты» и представление учащимися описания климата степей.

Учитель:

-Обратимся к художественному описанию климата у А. П. Чехова (работа заранее выполнена учащимися, которые интересуются литературой и владеют умениями отбора необходимого материала)

Учащиеся:

-«… По движениям баб, вяжущих снопы, по лицам косарей, по блеску кос видно, что зной жжет и душит. Черная собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке, вероятно с намерением залаять, но останавливается на полдороге и равнодушно глядит… жарко лаять!»

-«Вдруг в стоячем воздухе что-то порвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тот час же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила Солнце…. Хорошо, если бы брызнул дождь!…»

-«Солнце жгло…воздух был неподвижен и уныл. На берегу стояло несколько верб, но тень от них падала не на землю, а на воду, где пропадала даром…»

Учитель:

Как часто мы- жители лесного края, обращаем внимание, что летом тень пропадает даром? Почему?

-Зной выматывает и кажется, что жизнь в степи замирает. Но это только кажется. Степь– живая!!!

Подборка материала, сделанная учащимся по теме «Жизнь в степи»

Учащиеся:

«… Наступила тишина…Где- то не близко плакал один чибис и изредка раздавался писк трех бекасов… мягко картавя. Журчал ручеек, но все эти звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха, а, напротив, вгоняли природу в дремоту… »

«Бурая пустынная степь была … всегда полна жизни и содержания. Стоило только вглядеться в даль, чтобы увидеть лисицу, зайца, дрохву или другое какое-нибудь животное…»

«Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики…Стадо куропаток вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечика, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку…»

Учитель: Кто же наполняет степь жизнью? Назовите обитателей степей.

Практическая работа№3 «Растительный и животный мир степей» (анализ описаний из текста, работа со слайдом «Животные степей», работа с картами атласа)

Учитель:

-«с ранней весны как в калейдоскопе сменяются краски в степи: в середине апреля- лиловая степь от цветения сон-травы; следом зацветает горицвет и первоцвет, окрашивая степь в золотисто-желтый цвет. А в конце мая или начале июня цветет шалфей луговой синего цвета в сочетании с серебристым фоном ковыля…»(из книги В.В. Петрова Растительный мир нашей Родины)

-В какое время года можно наблюдать буйство красок в степи?

-С чем связано цветение степи весной?

-В какое время года показана чеховская степь? Какого цвета степь? (середина лета, июльский день, бурая выжженная степь)

-Сегодня встретить степь чеховскую практически невозможно. Почему? (Обсуждение о влиянии хозяйственной деятельности человека на биологический мир и почвы степей)

-Степь вызывает очень сложную гамму чувств…С одной стороны, «кругом была необъятная ширь, наполненная дурманящими запахами, особыми звуками, шумами…и огромное очень далекое небо над головой. И непривычное ощущение свободы, которому никто и ничто не мешало…» (из воспоминаний А. П. Чехова)

А с другой стороны, скука и скрытая печаль…

Первичная проверка понимания. Закрепление знаний.

-Какие чувства вызывает степь у вас, какой вы видите степь? Напишите рассказ «Моя степь» (самостоятельная работа в течение 5 минут) и чтение работ отдельных учащихся.

Подведение итогов занятий.

Информация о домашнем задании.

§25,найти художественное описание степи(по желанию)

«…И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь осознает, что она одинока, что богатства ее и вдохновения гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца!… певца!»

Звучит песня «Ах ты, степь широкая».









Список использованной литературы

  1. Антон Павлович Чехов. Степь. «Белый город» ,2009,466 стр.

  2. География России: Природа и население. 8 кл. под ред. А. И. Алексеева- М.: Дрофа, 2006.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://www.taglib.ru/step-chekhova.html

  2. https://www.fotokonkurs.ru/photo/105497

  3. https://www.my-chekhov.ru/biografiya.shtml

5


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Рецепт любимого блюда. Неопределенные местоимения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: