Контрольная работа №4 по теме:
«Экономические районы России».
Спецификация.
1.Назначение работы — определить учебные достижения учащихся по теме.
2.Структура проверочной работы.
Проверочная работа состоит из 3-х частей.
Часть А состоит из 10 заданий с выбором верного ответов из предложенных вариантов.
Часть В включает 3 задания с кратким ответом на установление соответствия позиций.
Часть С включает 2 задания с заполнением таблиц, в которых нужно записать ответы, требующие логического мышления.
3.Распределение заданий работы по содержанию и проверяемым умениям.
Отбор содержания, подлежащего проверке в итоговой работе, осуществляется в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по географии.
Работа предусматривает проверку усвоения знаний и умений учащихся на разных уровнях:
Воспроизводить знания
Применять знания и умения в знакомой, изменённой и новой ситуациях
Воспроизведение знаний требует называть основные факты и закономерности.
Применение знаний в знакомой и незнакомой ситуации предполагает овладение умениями пользоваться терминами, определять, сравнивать, классифицировать географические объекты и явления.
Применение знаний в новой или изменённой ситуации предусматривает использование учащимися умений устанавливать причинно- следственные связи, систематизировать и интегрировать знания, делать обобщения, давать оценку географическим объектам, процессам и явлениям, прогнозировать их развитие.
4. Распределение заданий работы по уровню сложности.
В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровня сложности.
Задания базового уровня проверяют овладение наиболее значимым содержанием тем, выделенных в минимумах, в объёме и на уровне, обеспечивающем способность ориентироваться в потоке поступающей информации (знание географической номенклатуры, основных фактов, основных причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями).
Для выполнения заданий повышенного уровня требуется владение всем содержанием курса, выделенных в минимуме содержания.
Задания высокого уровня подразумевают овладение всем содержанием курса на уровне, обеспечивающим способность творческого применения знаний и умений.
Распределение заданий КИМ по уровням сложности:
Число заданий | |
Базовый | 10 |
Повышенный | 3 |
Высокий | 2 |
Итого | 15 |
5.Время выполнения работы: на выполнение работы отводится 35 минут.
Ι вариант:
А1. Какой субъект не входит в состав Центрально-Чернозёмного района?
а) Липецкая область;
б) Воронежская область;
в) Псковская область;
г) Белгородская область.
А2. Укажите особенность ЭГП Центрального района:
а) столичное положение;
б) приморское положение;
в) периферийное положение;
г) слабо развитую транспортную сеть.
А3. Наиболее благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства имеются в районе:
а) Центрально-Чернозёмном; б) Центральном; в) Волго-Вятском.
А4. Укажите полезное ископаемое, которое добывают на территории Центрально-Чернозёмного района: а) уголь; б) нефть; в) железная руда; г) медная руда.
А5. На берегах Волги расположены города:
а) Казань б) Пенза в) Самара г) Элиста
А6. Найдите ошибку в перечне регионов в составе Западно-Сибирского района:
1) Ханты-Мансийский автономный округ,
2) Республика Алтай,
3) Красноярский край,
4) Кемеровская область.
А7. Перспективы развития Восточно-Сибирского района связаны:
1) с развитием сельского хозяйства,
2) с дальнейшим развитием добывающей промышленности,
3) с дальнейшим развитием лесозаготовок,
4) с развитием перерабатывающей промышленности.
А8. Территория добычи нефти и газа в Дальневосточном районе:
1) трасса БАМа, 2) полуостров Чукотка, 3) остров Сахалин, 4) юг Приморского края.
А9. Основная масса стали и чугуна в России производится:
А) На Урале В) На Дальнем Востоке
Б) В Восточной Сибири Г) В Краснодарском крае
А10. Выберите отрасли специализации Северного Кавказа:
А) Чёрная металлургия В) Производство алюминия
Б) Сельскохозяйственное машиностроение Г) АПК.
В1. Установите соответствие:
Природные ресурсы А. Железные руды, почвы; Б. Лес, вода; В. Торф, бурый уголь. |
В2. Установите соответствие:
А) Набережные Челны 1 – ГАЗ
Б) Нижний Новгород 2 – ПАЗ
В) Павлово-на-Оке 3 – Ижорский завод
Г) Санкт-Петербург 4 – КамАЗ
В3. Установите соответствие:
А) Поволжье 1) Саратовская область, Татарстан
Б) Урал 2) Архангельская область, Вологодская область
В) Северный район 3) Магаданская область, Приморский край
Г) Дальний Восток 4) Оренбургская область, Челябинская область
С1. Впишите в таблицу основные центры промышленности Урала:
| |
Цветная металлургия |
|
Тяжёлое машиностроение |
|
С2. Впишите номера экономических районов, которым соответствуют характеристики:
Экономические районы | |
1. В состав экономического района входят Новгородская и Псковская области. |
|
2. Не имеют выхода в океан. |
|
3. В этом экономическом районе расположен Печорский угольный бассейн. |
|
4. Транспортные магистрали имеют радиально-кольцевую структуру. |
|
5. Для этого района характерен набор полезных ископаемых: фосфориты, бурый уголь, железная руда. |
|
6. «Автомобильный цех» России. |
|
7. Самый многонациональный регион России. |
|
8. Отрасли специализации экономического района: топливная промышленность, лесная, цветная и чёрная металлургия, рыбная. |
|
9. Эти экономические районы богаты железными рудами. |
|
10. Есть выход в Балтийское море. |
|
11. Рельеф равнинный, природные зоны: тундра, тайга, арктические пустыни. |
|
12. В этом районе проходит «Золотое кольцо России». |
|
13. Районы с наиболее плодородными почвами. |
|
14. В районе проживают народы коми, карелы, ненцы. |
|
15. Эти экономические районы имеют запасы нефти и природного газа. |
|
16. Самый маленький по площади экономический район. |
|
17. Основные отрасли специализации – чёрная и цветная металлургия, тяжёлое машиностроение. |
|
18. Для каких регионов характерна нехватка пресной воды? |
|
19. Одно из главных богатств экономического района – рекреационные ресурсы. |
|
20. Районы, богатые разнообразными полезными ископаемыми. |
|
1 – Северный район 7 — Поволжье
2 – Северо-Западный район 8 — Урал
3 – Центральный район 9 — Западно-Сибирский район
4 – Центрально-Чернозёмный район 10 — Восточно-Сибирский район
5 — Волго-Вятский район 11 — Дальневосточный район
6 — Северный Кавказ 12 – респ. Крым
ΙΙ вариант:
А1. Какая область не входит в состав Центрального района?
а) Ярославская; б) Тверская; в) Новгородская; г) Владимирская.
А2. На особенности формирования хозяйства Центрального района в первую очередь влияют ресурсы: а) природные; б) трудовые (квалифицированные).
А3. Укажите центры металлургии Центрально-Чернозёмного района:
а) Белгород, Курск;
б) Курск, Липецк;
в) Липецк, Старый Оскол;
г) Воронеж, Старый Оскол.
А4. Укажите основную продукцию сельского хозяйства Центрально-Чернозёмного района:
а) сахарная свёкла, подсолнечное масло;
б) сахарная свёкла, подсолнечник, пшеница;
в) пшеница, рожь, овёс;
г) яблоки, пшеница.
А5. Какой народ Поволжья подвергался депортации в Казахстан и Сибирь:
а) татары б) русские в) казахи г) немцы
А6. Найдите ошибку в перечне видов природных ресурсов, по запасам которых Восточно-Сибирский район занимает первое место в России:
1) геотермальная энергия, 3) лесные ресурсы,
2) ресурсы пресной воды, 4) гидроэнергия.
А7. Перспективы развития Дальневосточного района связаны:
1) с развитием сельского хозяйства,
2) с дальнейшим развитием добывающей промышленности,
3) с дальнейшим развитием лесозаготовок,
4) с развитием рыбоперерабатывающей промышленности.
А8. Цветная металлургия Восточно-Сибирского района лидирует в России по производству: 1) алюминия 2) олова 3) золота
А9. Выберите отрасли специализации Калининградской области:
А) Рыбопромышленный комплекс В) Лесная промышленность
Б) Точное машиностроение Г) Судостроение, судоремонт.
А10. Экономический район, на территории которого крупнейшие месторождения нефти:
А) Урал. Б) Поволжье. В) Восточная Сибирь. Г) Западная Сибирь.
В1. Установите соответствие:
А) Волгодонск 1 – «Ростсельмаш»
Б) Ростов-на-Дону 2 – АвтоВАЗ
В) Тольятти 3 – «Уралмаш»
Г) Екатеринбург 4 – «Атоммаш»
В2. Установите соответствие:
А) Северо-Западный район 1) Кабардино-Балкария, Адыгея
Б) Северный Кавказ 2) Сахалинская область, Амурская область
В) Поволжье 3) Ленинградская область, Новгородская область
Г) Дальний Восток 4) Астраханская область, Татарстан.
В3. Установите соответствие между экономическими районами и рекреационными объектами:
А) Северо-Запад 1) Минеральные воды
Б) Дальний Восток 2) Старинные русские города
В) Центральная Россия 3) Санкт-Петербург
Г) Северный Кавказ 4) Кунгурская пещера
Д) Урал 5) Долина гейзеров
С1. Запишите виды полезных ископаемых Урала:
| |
Рудные |
|
Нерудные |
|
С2. Впишите номера экономических районов, которым соответствуют представленные характеристики:
Экономические районы | |
1. В состав района входят республики Марий Эл, Мордовия. |
|
2. Особенностью географического положения является наличие природной оси. |
|
3. На территории района находится Донецкий угольный бассейн. |
|
4. Транспортные магистрали имеют полурадиальную структуру. |
|
5. Для этого района характерен набор полезных ископаемых: нефть, газ, поваренная соль. |
|
6. «Природные кладовые» России. |
|
7. В каких экономических районах есть города-миллионеры? |
|
8. Отрасли специализации района: наукоёмкое машиностроение, чёрная металлургия, химическая промышленность, ТЭК. |
|
9. Эти экономические районы богаты лесными ресурсами. |
|
10. Есть выход в Каспийское море. |
|
11. Рельеф равнинный в северной части, горный – в южной, природные зоны: лесостепи, степи, субтропические леса. |
|
12. В этом районе находятся древнейшие города Псков, Новгород, Старая Русса. |
|
13. Основная «житница» России. |
|
14. В районе проживают народы удмурты, башкиры. |
|
15. Эти экономические районы имеют запасы железной руды. |
|
16. В этих районах очень низкая плотность населения. |
|
17. Основные отрасли специализации – нефтедобывающая, химическая, автомобилестроение, авиастроение. |
|
18. Самые «бедные» минеральными ресурсами районы. |
|
19. Отрасли специализации: ТЭК, агропромышленный комплекс, рекреационное хозяйство. |
|
20. Район, который граничит с Польшей и Литвой. |
|
1 – Северный район 7 — Поволжье
2 – Северо-Западный район 8 — Урал
3 – Центральный район 9 — Западно-Сибирский район
4 – Центрально-Чернозёмный район 10 — Восточно-Сибирский район
5 — Волго-Вятский район 11 — Дальневосточный район
6 — Северный Кавказ 12 – респ. Крым
Система оценивания:
Верное выполнение заданий базового уровня части А оценивается одним баллом. Задание повышенного уровня части В на обобщение и применение знаний — двумя баллами. Оценка задания высокого уровня части С проводится путем сопоставления работы ученика с эталоном ответа и оценивается 3 баллами. Максимальное количество 22 балла.
Баллы, полученные за выполнение работы. | |
«5» | 19-22 (при условии, что выполнено 1 задание из части С). |
«4» | 15-18 |
«3» | 11-14 |
«2» | Менее 11 |
Инструкция по проверке:
І вариант – ответы. | Задания | ІІ вариант – ответы. | Примечания. | Макс. балл. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А 1. | в | А 1. | в |
Верный ответ – 1 балл, Неверный — 0 баллов. | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А 2. | а | А 2. | б | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А 3. | а | А 3. | в | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А 4. | в | А 4. | б | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А 5. | а, в | А 5. | г | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А 6. | 3 | А 6. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А 7. | 2, 3 | А 7. | 2, 3, 4 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А 8. | 3 | А 8. | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А 9. | А | А 9. | А, Б, Г | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А 10. | Б, Г | А 10. | Г | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В 1. |
| В 1. |
| Все верные ответы – 2 б., половина верных ответов – 1 б. Нет ответа – 0 баллов. | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В 2. |
| В 2. |
| 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В 3. |
| В 3. |
| 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С 1. |
| С 1. |
| Полный ответ – 3 балла Нет ответа – 0 баллов. | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С 2. |
| С 2. |
| 3 |