Контрольно – измерительные материалы по географии «Население России» 9 класс












Контрольно – измерительные материалы

по теме «Население России»

9 класс






Разработчик Черемискина Е.Д.

учитель географии

МБОУ «Большеусинская СОШ»







2014-2015 учебный год




Пояснительная записка

Материал для проведения контроля составлен на основе:

  • обязательного минимума содержания образования

  • примерной программы основного общего образования по географии

  • авторской программы Е.М.Домогацких 5-9 класс

  • Федерального компонента образовательного стандарта

География: население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н.Клюев – М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2013.

Для усвоения материала немаловажное значение имеет форма контроля. В современной дидактике понятие «контроль» не имеет однозначной трактовки. В одних источниках контроль определяют с точки зрения внешней структурной организации процесса обучения, в других – как часть процесса обучения. Однако, сколько бы определений контроля не встречалось, все они сводятся к общей сути: контроль — это соотнесение полученных результатов с поставленной целью. О степени достижения целей обучения судят по результатам обучения.

Данный материал частично адаптирован из уже имеющихся в педагогической практике материалов исходя из особенностей учащихся 9 класса, способствует повышению мотивации обучения через интересные задания и практико-ориентированную работу (задания по карте), формированию метапредметных и предметных результатов.

Цель контроля – изучение качества учебных достижений учащихся. Материалы включают промежуточный контроль знаний в процессе урочной деятельности (контроль усвоения учебного материала в самом ходе познавательного процесса) и итоговый контроль (контроль усвоения учебного материала за весь курс обучения по данной теме). В качестве итогового контроля был избран тестовый контроль, по технологии проведения ЕГЭ. В тесты включены задания, которые позволяют выявить теоретические знания и навыки практического использования географических знаний. Задания различаются по сложности в зависимости от состава умения, включены задания на воспроизводство определения ( понятия), конкретизировать ответ собственными примерами, выразить понятие в символической форме.

Использование текущего и итогового контроля будет способствовать формированию тематических знаний у обучающихся, навыков и умений учебной деятельности на предметном и метапредметном уровне. Задания составлены разного вида, учащийся может показать знания разного уровня подготовки.
Материалы были апробированы на уроках географии в 9 классе в течение 2 лет.




























Тема: «Размещение населения России»


Заполните схему, выполните задание по карте

Зоны расселения


………………………………………

………………………………………

Занимает ……………………………


Занимает ……………………………


Совпадает с границами…………………….

…………………………………………………

…………………………………………………

Население в основном расположено …………………………………………………..

……………………………………………

………………………………………………

Плотность …………………………………

Плотность …………………………………


По карте найти и записать какие города расположены в каждой из зон расселения ( не менее 5 городов)

Определите, в какой зоне расселения проживаете вы? Определите, какова средняя плотность населения в вашем регионе?

Найдите на карте Ставропольский край и Приморский край. Сравните плотность населения. Объясните, почему в краях разная плотность населения, хотя оба находятся в одной зоне расселения?












Тема: «Миграции»


1.Отметьте правильные высказывания словом «Да»

А) С отменой крепостного права начался отток населения из городов в сельскую местность.

Б) Внутренние миграции перераспределяют население внутри страны.

В) Миграции могут влиять на возрастной и национальный состав населения отдельных территорий.

Г) Безвозвратные миграции всегда влияют на численность населения страны.

Д)Человек, выезжающий на территорию другой страны, называется иммигрантом.

2.Прочитайте текст, о каком виде миграции идет речь:

1. Заровный Сергей Павлович (1940-1986) -художник-офортист, график, педагог. Член Союза художников СССР. Преподавал в Хабаровском художественно-графическом факультете. Впоследствии переехал в Солнечногорск (Московская обл.), где руководил

художественной мастерской. В одной из немногих публикаций, где упоминается Сергей

Заровный, о нём сказано так:        «Он сочетал художественный дар с умением молчать.

Поэтому слово имело вес. Он был удивительно приятным, порядочным, совестливым

человеком. И творчество его полностью совпадало с его личностью. Этому надо учиться всю жизнь». 




2.План похода «Фрама» на юг выглядел так: выход из Норвегии не позже первой половины августа. Первый и единственный заход – на остров Мадейра. Дальше идем наиболее благоприятным для парусника курсом на юг через Атлантику и на восток через Южный океан к югу от мыса Доброй Надежды и Австралии….


3.Афанасий Никитин – русский путешественник, писатель. В 1466 году отправился с торговыми целями из Твери вниз по Волге. Затем по Каспийскому морю приплыл в Персию, где жил около года; весной 1469 года прибыл в г.Ормуз и по Аравийскому морю достиг Индии, где прожил около 3 лет, много путешествуя. Живя в Индии, кем для нашей страны был А.Никитин? (иммигрант или эмигрант)

Выполнение заданий оценивается следующим образом: Задание I считается выполненным верно, если учащиеся указали номер правильного ответа. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.

Задание II считается выполненным верно, если был записан верно вид миграции, итого 3 балла.

Всего за работу учащийся получает 7 баллов: «2»- 3 баллов и менее – низкий уровень

«3»- 4-5 баллов – ниже среднего

«4»- 6 баллов — средний уровень

«5»-7 баллов – высокий уровень


Ответы:

1.Отметьте правильные высказывания словом «Да»

А) да

Б) да

В) нет

Г) да

Д)да.

2.Прочитайте текст, о каком виде миграции идет речь:



1.внутрення миграция

2.внешняя миграция

3. иммигрант












Тема: «Формы расселения и урбанизация»

  1. В какой строчке правильно названы города-миллионеры России?

А) Пермь, Челябинск, Хабаровск

Б) Омск, Казань, Челябинск

В) Иркутск, Хабаровск, Владивосток

Г) Екатеринбург, Санкт-Петербург, Омск

  1. Доля городского населения в России составляет:

А) 50-60% Б) 60-70% В) 70-80% Г)80-90%

3. Отметьте правильные высказывания словом «Да»

А) Почти любой крупный город становится административным центром.

Б) В России 14 городов-миллионеров.

В) Урбанизация в России началась в 60-е гг XX в

Г) Урбанизация — это процесс роста числа городов, доли городского населения.

4.Распределите города по функциям

Функции городов:

  • Промышленные центры

  • Научные центры

  • Центры туризма

  • Города-курорты

  • Административные центры

  • Военные городки

  • Культурные центры

  • Транспортные центры

Города: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Мурманск, Соликамск, Березники, Уфа, Казань, Нижний Новгород, Пенза, Сочи, Минеральные Воды, Чебоксары, Волгоград, Пермь, Тольятти, Самара, Суздаль, Смоленск, Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Челябинск, Сыктывкар, Кунгур, Астрахань, Ижевск, Ростов – на — Дону.


5. Поработаем с картой

Расставьте города-миллионеры, расположенные на Волге, в порядке их следования от верховья вниз по течению.

Определите самый северный, южный, западный и восточный город-миллионер России.


Выполнение заданий оценивается следующим образом: Задания 1,2 с выбором ответа считается выполненным верно, если учащиеся указали код правильного ответа. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.

Задание 3 считается выполненным верно, если был записан верный ответ.

Задание 4 считается выполненным верно, если к промышленным центрам отнесено не менее 18 городов, к научным центрам – не менее 3городов, к центрам туризма не менее 3 городов, к городам-курортам – 2, к административным центрам – не менее 18 городов, к военным городкам- 1,к культурным центрам — не менее 4 городов, к транспортным центрам – не менее 5 городов, всего 5 баллов.

Задание 5 считается выполненным верно, если правильно расположены города по Волге, названы правильно города-миллионеры, всего 5 баллов.

Всего за работу учащиеся получают 14 баллов.

«2»- 6 баллов и менее – низкий уровень

«3»- 7-10 баллов – ниже среднего

«4»- 11-13 баллов — средний уровень

«5»-14 баллов – высокий уровень


Ответы:

1.В какой строчке правильно названы города-миллионеры России?

Г) Екатеринбург, Санкт-Петербург, Омск

  1. Доля городского населения в России составляет: В) 70-80%

3. Отметьте правильные высказывания словом «Да»

А) нет

Б) нет

В) да

Г) да

4.Распределите города по функциям

Функции городов:

  • Промышленные центры

Москва, Санкт-Петербург, Соликамск, Березники, Уфа, Казань, Нижний Новгород, Пенза, Чебоксары, Пермь, Тольятти, Самара, Смоленск, Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Челябинск, Сыктывкар, Кунгур, Ижевск, Ростов – на — Дону.

  • Научные центры

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург

  • Центры туризма

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Суздаль,

  • Города-курорты

Сочи, Минеральные Воды

  • Административные центры

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Мурманск, Уфа, Казань, Нижний Новгород, Пенза, Чебоксары, Волгоград, Пермь, Самара, Смоленск, Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Челябинск, Сыктывкар, Астрахань, Ижевск, Ростов – на — Дону.

  • Военные городки Ижевск

  • Культурные центры

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Волгоград, Суздаль

  • Транспортные центры

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Мурманск, Казань, Владивосток, Екатеринбург, Ростов – на — Дону.

5. Поработаем с картой

Города-миллионеры, расположенные на Волге: Нижний Новгород, Казань, Самара Самый северный – Санкт-Петербург, южный – Ростов-на-Дону, западный — Санкт-Петербург и восточный — Красноярск










Тема: Этнический и религиозный состав населения

1.Прочитайте текст:

На начало 2011 года в России проживало более 120 народов. Из них семь народов имело численность, превышающую 1 млн. человек. В число этих народов входят русские 111 млн. чел, татары – 5,3млн.чел, украинцы – 1,9 млн.чел, башкиры – 1,6 млн.чел, чуваши – 1,4 млн.чел, чеченцы – 1,4 млн.чел, армяне – 1,2 млн.чел.

Используя данные, постройте столбчатую диаграмму «Доля основных народов России»

2.Подчеркните народы, проживающие на европейской территории России:

Мордва, якуты, алтайцы, ненцы, немцы, эвенки, башкиры, чукчи, карелы, адыгейцы, чеченцы, тувинцы, чуваши, татары, удмурты, буряты.


Выполнение заданий оценивается следующим образом: Задание 1 считается выполненным верно, если учащиеся правильно перевели численность народов в процентное соотношение и построили диаграмму на основе полученных данных. Оценивается в 3 балла.

Задание 2 считается выполненным верно, если указаны правильно 10 народностей, за каждый правильный ответ 1 балл.

Всего за работу учащиеся получают 13 баллов.

«2»- 5 баллов и менее – низкий уровень

«3»- 6-10 баллов – ниже среднего

«4»- 11-12 баллов — средний уровень

«5»-13 баллов – высокий уровень



Ответы:

1

2.Подчеркните народы, проживающие на европейской территории России:

Мордва, якуты, алтайцы, ненцы, немцы, эвенки, башкиры, чукчи, карелы, адыгейцы, чеченцы, тувинцы, чуваши, татары, удмурты, буряты.



Итоговая работа по теме «Население России»

Инструкция учащемуся

Работа состоит из двух частей. Часть 1 – 20 заданий ( один правильный ответ — 1 балл), Часть 2 – географический диктант (на определение понятийного аппарата)

Часть 1

1 . Какой показатель используется для определения величины естественного прироста?

А- промилле Б- млн.человек

В- тыс.человек Г- процент

2 Какой из перечисленных городов России является крупнейшим по численности населения?

А) Саратов Б) Орел В) Тобольск С) Братск

3. Совокупность процессов рождаемости и смертности обеспечивающее беспрерывное возобновление и смену людских поколений называется………..


А- демографический прирост

Б- воспроизводство

В- человеческий прирост

Г- естественный прирост





4. Какое место в мире по численности населения занимает Россия?


А) 2 Б) 9 в) 7 г) 10



5. Какое из исторических событий явилось первым демографическим кризисом в России?

А- Великие географические открытия Б- ВОВ В- Первая мировая война

Г- Распад Советского Союза

6. В какую из названных стран переселенцы из России практически не едут?


А) США Б) Германия В) Израиль С) Бангладеш

7. Какой населенный пункт считается городом?

А – более 12 тыс.человек

Б- более 1 тыс.человек

В — более 25 тыс.человек

Г – нет единого критерия

8. Назовите самую распространенную религию в России

А- христианство Б- ислам В- буддизм Г- индуизм

9. Назовите регион с высоким показателем естественного прироста

А- Красноярский край Б- Адыгея В- Дагестан Г- Татарстан

10. Половозрастная пирамида показывает:

А) возраст вступления в брак

Б) распределение населения по полу и возрасту

В) соотношение между рождающимися и умирающими

С) кол-во юношей, готовящихся к призыву в РА

11. Какое количество народов проживает в России?

А) более 50 Б) более 100 В) более 120 С) более 150

12. Какая языковая семья в России наиболее многочисленна?

А) индоевропейская

Б) уральская

В) кавказская

С) алтайская

13. Какова средняя плотность населения России (чел./кв. км)?

А) 2,0 Б) 5,2 В) 8,5 С) 12,0

14.Выберите экономический район, в котором нет городов-миллионеров:

А) уральский б) Центрально-Черноземный В) Северо-Западный Г) Поволжский

15.Северная граница основной полосы расселения в европейской части России проходит по линии:

А) Мурманск-Архангельск- Воркута

Б) Петразаводск — Киров- Пермь

В)Санкт-Петербург –Нижний Новгород- Саратов

Г) Смоленск – Рязань — Казань

16.Самым южным городом-миллионером является город:

А) Самара Б) Ростов-на-Дону В) Новосибирск Г) Саратов

17.Экономическим районом, в котором проживают башкиры, является:

А) Северный Б) Уральский В) Дальневосточный Г) Волго-Вятский



18.Трудовые ресурсы – это:

А) все население в возрасте от 16 до 60 лет

Б) все работающее в стране население

В) все люди, находящиеся в трудоспособном возрасте

Г) население, которое может трудиться в народном хозяйстве страны

19. Народ, компактно проживающий в азиатской части России:

А) карелы Б) коряки В) коми Г) калмыки

20. Наименьшую плотность населения имеет экономический район:

А) Центрально- Черноземный

Б) Западно-Сибирский

В) Волго-Вятский

Г) Северо-Западный


Часть 2

Географический диктант ( дополните недостающие слова)

1.Наука о населении — ………………………..

2. Естественный прирост населения – это ……………. между числом родившихся и числом …………………… за определенный период времени.

3.Наиболее густо заселен ………………………………….. район страны. Здесь плотность превышает………………. человек на 1 км2. При этом в отдельных его частях, например в Московской области, плотность составляет …………………………. человек на 1 км2. Наименее заселены районы…………………….. и ……………………….. Большая часть которых входит в пределы ……………………… расселения. Рекордно мала в …………………………………..

4. В современных экономических условиях в России наблюдается……………………. Доля …………………………….. составляет ………. от всего ………………………………….. населения.

5. Для возрастного состава населения России характерно ……………………… доли детей и молодых людей, что в будущем означает ……………………………………….



Выполнение заданий оценивается следующим образом: Задание части I с выбором ответа считается выполненным верно, если учащиеся указали код правильного ответа. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.

Задание части II считается выполненным верно, если был записан верный ответ- слово, краткое высказывание, цифра, выполнено сопоставление, за каждое правильное высказывание — 1 балл.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы – 36 баллов.

«2»- 17 баллов и менее – низкий уровень

«3»-18-28 баллов – ниже среднего

«4»- 29-34 баллов — средний уровень

«5»-35-36 баллов – высокий уровень


Ответы:

Часть 1

1 . Какой показатель используется для определения величины естественного прироста?

А- промилле


2 Какой из перечисленных городов России является крупнейшим по численности населения?

А) Саратов

3. Совокупность процессов рождаемости и смертности обеспечивающее беспрерывное возобновление и смену людских поколений называется………..


Б — воспроизводство



4. Какое место в мире по численности населения занимает Россия?


Б) 9



5. Какое из исторических событий явилось первым демографическим кризисом в России?

В- Первая мировая война

6. В какую из названных стран переселенцы из России практически не едут?

С) Бангладеш

7. Какой населенный пункт считается городом?

А – более 12 тыс.человек


8. Назовите самую распространенную религию в России

А- христианство

9. Назовите регион с высоким показателем естественного прироста

В- Дагестан

10. Половозрастная пирамида показывает:

Б) распределение населения по полу и возрасту

11. Какое количество народов проживает в России?

В) более 120

12. Какая языковая семья в России наиболее многочисленна?

А) индоевропейская

13. Какова средняя плотность населения России (чел./кв. км)?

В) 8,5

14.Выберите экономический район, в котором нет городов-миллионеров:

б) Центрально-Черноземный

15.Северная граница основной полосы расселения в европейской части России проходит по линии:

Б) Петразаводск — Киров- Пермь

16.Самым южным городом-миллионером является город:

Б) Ростов-на-Дону

17.Экономическим районом, в котором проживают башкиры, является:

Б) Уральский

18.Трудовые ресурсы – это:

Г) население, которое может трудиться в народном хозяйстве страны

19. Народ, компактно проживающий в азиатской части России:

Б) коряки

20. Наименьшую плотность населения имеет экономический район:

Б) Западно-Сибирский

Часть 2

Географический диктант ( дополните недостающие слова)

1.Наука о населении — ДЕМОГРАФИЯ

2. Естественный прирост населения – это РАЗНИЦА между числом родившихся и числом УМЕРШИХ за определенный период времени.

3.Наиболее густо заселен ЦЕНТРАЛЬНЫЙ район страны. Здесь плотность превышает 60 человек на 1 км2. При этом в отдельных его частях, например в Московской области, плотность составляет 400 человек на 1 км2. Наименее заселены районы СИБИРИ и ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА . Большая часть которых входит в пределы СЕВЕРНОЙ ЗОНЫ расселения. Рекордно мала в РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

4. В современных экономических условиях в России наблюдается БЕЗРАБОТИЦА. Доля БЕЗРАБОТНЫХ составляет 6,6%. от всего ТРУДОСПОСОБНОГО населения.

5. Для возрастного состава населения России характерно СНИЖЕНИЕ доли детей и молодых людей, что в будущем означает СОКРАЩЕНИЕ ДОЛИ ВЗРОСЛЫХ.



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Численность населения России»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: