КТП по географии России 8 класс Алексеева


Календарно-тематический план география 8 класс


Наименование разделов и тем.

Кол-во ча

сов

Сроки

Тип

урока

Виды

деятельности

уч-ся

Планируемый результат

Виды

контроля

Дом.

задание

план

факт

Введение.

Зачем изучают

географию

России

1



Ввод

ный

урок

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны

-знать особенности содержания курса «География России», учебник и др. источники географической информации

Вводная беседа

Составить кроссворд, стр.7-10

Раздел I.


ПРОСТРАН

СТВА РОССИИ

7








Россия на карте мира

1



Урок изучения нового материала

Эвристическая беседа.


— показывать и называть основные факторы, определяющие географическое положение России;

— показывать на карте крайние точки страны;

— оценивать влияние географического положения и величины территории на особенности природы и жизнь людей.

Фронтальный устный опрос

§1

Границы России

П.р. «Характеристика географи

ческого поло

жения России. Сравнение географическо

го положения России с геог

рафическим положением других стран.» Обозначение границы на к/к.

1



Практи

кум

Выполнение практической работы. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. Обозначение границы на к/к.

— показывать границы России и пограничные страны;

— приводить примеры значения границы для связей с другими странами;

— давать оценку и приводить примеры изменения знания границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности.


Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа.

§2, учить номенклатуру

Россия на карте часовых поясов

П.р. « Реше

ние задач на определение поясного времени»

1



Практикум

Эвристическая беседа.

Выполнение П.р.

— определять разницу во времени по карте часовых поясов;

— приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения.


Фронтальный устный опрос

§3, учить номенклатуру

Формирование территории России

1



Комбинирован

ный

Самостоятельная.

Коллективная, индивидуальная

— читать и анализировать карты, показывать по карте субъекты РФ, свой населенный пункт в составе области, края, округа или республики.

Индивидуальный устный опрос.

§4, таблица в тетради, сообщение.

Географическое изучение территории России

1



Практикум

Самостоятельная.

Коллективная, индивидуальная

— приводить примеры из истории географических исследований России на разных этапах;

— обосновать необходимость географических знаний на современном этапе, приводить примеры.

Фронтальный

письменный

опрос

§5,

7-8

Обобщение. Итоговый урок раздела «Пространства России» Тест




2



Урок обобщающе

го повторения. Тестирование.

Выполнение заданий теста.


Тестирование



Раздел II. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

42









Тема 1. Рельеф и недра России

4








9

Строение земной коры на территории России

П.р «Геологическое строение территории России»

1



Урок изучения нового материала

Выполнение практической работы

— читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу;

— выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; приводить примеры влияния рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края.

Фронтальный устный опрос. Фронтальная письменная работа

§6, вопросы, анализ карт стр. 48

10

Особенности рельефа России

1



Комбини

рованный

Анализ физической карты России

— показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;

— наносить на контурные карты основные формы рельефа;

— на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей.

Фронтальный устный опрос. Фронтальная письменная работа на контурной карте

§7, учить номенклатуру.

11

Современное

развитие

рельефа.

1



Практикум

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

— приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов;

— показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений;

— называть меры безопасности при стихийных явлениях;

— давать характеристику рельефа своей местности;

— объяснять влияние рельефа на формирование природных условий и жизнь населения.

Фронтальный устный опрос

§8, вопросы 1-7

12

Использование недр

Тест по теме «Рельеф России»

1



Урок актуализации знаний и умений

Беседа, работа с картой.Выполнение заданий теста.

— показывать на карте наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

— приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве и влияния разработки месторождений на окружающую среду;

— давать оценку значимости полезных ископаемых для развития хозяйства;

— оценивать условия добычи разных видов полезных | ископаемых.

Индивидуальный устный опрос.

Тестирование

§9, сообщения


Тема 2. Климат

5














13

Общая характеристика климата России

1



Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

— приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей;

сравнивать Россию с другими странами по количеству получаемого солнечного тепла;

— определять по карте закономерности распреде

ления суммарной солнечной радиации;

— давать оценку климатичес

ких особенностей России.

Фронтальный устный опрос

§10, конспект

14

Закономерности циркуляции воздушных масс.

П.р. «Циклоны и антициклоны»

1



Исследование

Определение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации, радиа
ционного баланса.

Выполнение практической работы

— приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов;

— объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат отдельных территорий (своего края).

Фронтальный устный опрос, фронтальная письменная работа

§11,выучить определения

15

Распределение температур и осадков

1



Комбини

рованный

Анализ климатической карты: выявление осо
бенностей распре
деления средних
температур янва

ря и июля, годо

вого количества

осадков на терри

тории

— определять по картам температуры воздуха и количество осадков;

— показывать по картам районы с наиболее низкими и высокими температурами;

— объяснять закономерности изменения температур и количества осадков в разных регионах России.

Фронтальный устный опрос

§12, вопросы 1-5

16

Типы климата нашей

страны

П.р. « Типы климатов России»

1



Практикум

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Выполнение П.р.

— называть и показывать на карте климатические пояса и области на территории России;

— давать краткое описание основных типов погод, которыми характеризуются климатические пояса и области;

— давать характеристику климата своей области (края, республики);

— оценивать климат с точки зрения условий быта и работы;

Фронтальный устный опрос

§13,конспект

17

Климат и человек

1



Комбини

рованный

Фронтальная беседа

тестирование

— приводить примеры районов с разной степенью благоприятности природных (климатических) условий;

приводить примеры неблагоприятных метеорологических явлений и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей;

— определять по карте обеспеченность теплом и влагой разных районов России (своего края);

— называть показатели, влияющие на комфортность условий для жизни человека;

— давать оценку разных районов России с точки зрения занятий сельскохозяйственным производством.

Фронтальный устный опрос

§14, вопросы 1-2


Тема 3. Богатство внутренних вод России

4








18

Реки

П.р «Обозначе

ние вконтур

ной карте круп

ных рек и озер» «Составление характеристики одной из рек с использо

ванием тема

тических карт и климато

грамм, пределе

ние возможнос

тей ее хозяйст

венного освоен

ия.»

1



Урок изучения нового материала

Эвристическая беседа. П.р в к/к.


— показывать реки России на карте;

— объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах;

— приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей;

— давать описание реки своего края;

— давать характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей хозяйственного использования.

Фронтальный опрос

§15, выписать и выучить определения.

19

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники

1



Комбини

рованный

1..Анализ карты
«Водные ресурсы».

2.Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление
зависимости между режимом, характером течения рек,
рельефом и климатом.

— показывать на карте озера, артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

— приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты

Фронтальный устный опрос, проверочная письменная работа

§16, учить номенклатуру

20

Человек и вода

П.р «Сравнительная оценка обеспеченности ресурсами отдельных территорий.»


1



Практикум

Выполнение П.р.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата

— показывать по карте каналы и крупные водохранилища;

— объяснять значение водохранилищ и каналов на реках;

— давать оценку обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России, своего края.


Фронтальный устный опрос, проверочная письменная работа

§17,подготовка к итоговому уроку

21

Тест по теме «Климат и внутренние воды».

1



Контроль знаний



Фронтальная письменная работа



Тема 4. Почвы – националь

ное достояние страны

4








22

Почвы — особое природное тело

1



Урок изучения нового материала

Эвристическая беседа.

Характеристика почв своей местности


— объяснять значение понятий земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, приводить примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия;

— называть факторы почвообразования;

— объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края.

Фронтальный устный опрос

§18, выучить определения

23

География почв России

1



Комбини

рованный

Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия.

— называть главные свойства основных типов почв;

— определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях России;

— давать оценку отдельных типов почв с точки зрения их использования в сельском хозяйстве;

Индивидуальный устный опрос

§19, характеризовать основные виды почв

24

Почвы и урожай

1



Комбинирован

ный

Эвристическая беседа.


— приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий.

Индивидуальный устный опрос

§20, выучить определения

25

Рациональное использование и охрана почв

1



Комбинирован

ный

Коллективная, индивидуальная

— объяснять необходимость охраны почв;

— приводить примеры рационального и нерационального использования земель;

— объяснять значение мелиоративных работ;

§21, сообщения


Тема 5 Живая природа

7







26

География лесов России

1



Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

-уметь находить в разных источниках и анализировать информацию,

— знать характеристику лесных зон: тайга, смешанные и широколиственные леса


Индивидуальный устный опрос

Записи в тетради, сообщения, презентации

27

Лес и окружающая среда

1



Комбинирован

ный

Коллективная, индивидуальная

Индивидуальный устный опрос

Записи в тетради, сообщения, презентации

28

Безлесные просторы России. Луга

1



Путешествие

Коллективная, индивидуальная

— знать характеристику безлесных зон России, природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы.

—уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

Записи в тетради, сообщения, презентации

29

Тундра и степи

1



Путешествие

Коллективная, индивидуальная

— знать характеристики ,тундр, лесотундр, степей

-уметь объяснить причину их различия

Индивидуальный устный опрос

Записи в тетради, сообщения, презентации

30

Болота

1



Практикум

Коллективная, индивидуальная

— знать характерные черты болот.

-уметь объяснять их существенные признаки

Индивидуальный устный опрос

Записи в тетради, сообщения, презентации

31




Животный мир

1



Комбинирован

ный

Коллективная, индивидуальная

— анализировать зависимость животного мира от природы

Индивидуальный устный опрос

Записи в тетради, сообщения, презентации

32

Контрольная работа за 1-ое полугодие





Контроль знаний

Индивидуальная




Тема 6. В природе все взаимосвяза

но


4








33

Понятие о природно-территориальном комплексе

1



Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

— приводить примеры природных комплексов различных рангов;

— устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в ПТК;

— объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность изучения свойств ПТК

Индивидуальный устный опрос

§22,

вопросы 1-6

34

Свойства природных территориальных комплексов

П.р Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»

1



Практикум

Выполнение П.р.

— приводить примеры свойств ПТК;

— читать карту устойчивости ПТК;

— прогнозировать изменения природного комплекса в результате изменения одного из компонентов природы;

— приводить примеры влияния свойств ПТК на жизнь и хозяйственную деятельность людей;

Индивидуальный устный опрос

§23,

вопросы 1-4

35




Человек в ландшафте

П.р «Составить характеристику природной зоны своей местности по типовому плану»

1



Практикум

Выполнение П.р.

— приводить примеры различных антропогенных природных комплексов,
взаимного влияния человека и окружающей среды;

— прогнозировать изменения ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности человека;

— объяснять формирование облика ландшафта в зависимости от географического положения и рельефа территории.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§24, конспект


36

Обобщение по теме «Живая природа»

1



Обобщение

Коллективная, индивидуальная


работа с картами атласа


Тема 7. Природно-хозяйственные зоны

10








37

Учение о

природной

зоне

1



Урок актуализации знаний и умений

Коллективная, индивидуальная

— называть и показывать по карте природные зоны России;

— объяснять особенности размещения природных зон;

— называть основные причины зональности природы;

— приводить примеры влияния зональности на особенности жизни и деятельности людей;

— делать выводы на основе сопоставления карты природно-хозяйственных зон, карты плотности населения и карты о взаимосвязи природных условий и ресурсов, населения и его хозяйственной деятельности.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§25, анализ карты стр. 150-151


38

«Безмолвная Арктика»

1



Комбинирован

ный

Коллективная, индивидуальная

— показывать северные природные зоны на карте;

называть характерные особенности природы, виды хозяйственной деятельности населения в данных природных условиях;

— объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и духовной культуры коренных народов.

Индивидуальный устный опрос,

§26,

вопросы 1-6


39

Чуткая Субарктика

1



Комбинирован

ный

Коллективная, индивидуальная

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§27, выучить определения, вопросы 1-5


40

Таежная зона

1



Комбинирован

ный

Коллективная, индивидуальная

— описывать по картам природные условия тайги;

— называть лесообразующие породы деревьев, характерных представителей животного мира;

— 0бъяснять смену северных арктических зон таежной зоной;

— приводить примеры влияния тайги на жизнь и занятия населения, объяснять особенности расселения людей в зоне тайги.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§28-29, конспект


41

Зона смешанных и широколиственных лесов

П.р.

« Описание одной из природных зон на основе общегеографи

ческих и тематических карт.»

1



Практикум

Выполнение П.р.

— давать описания природных условий зоны по картам;

— объяснять смену зоны тайги зоной смешанных лесов;

— приводить примеры хозяйственной деятельности людей;

— называть причины высокой степени преобразованности и плотного заселения зоны;

— объяснять особенности заселения зоны .

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§30, сообщения


42

Лесостепи и степи

1



Комбини

рованный

Коллективная, индивидуальная

— показывать зону степей и лесостепей на карте;

— давать характеристику основных природных условий;

— объяснять смену зоны лесов зоной лесостепей и степей;

— перечислять основные виды хозяйственной деятельности населения;

— показывать взаимосвязь природных компонентов в зоне степей или лесостепей;

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§31, сообщения


43

Полупустыни, пустыни и субтропики

1



Комбини

рованный

Коллективная, индивидуальная

— объяснять особенности природы рассматриваемых зон;

— называть характерные растения и животных рассматриваемых зон;

— объяснять неустойчивость к антропогенному воздействию аридных зон, изменение видов деятельности людей по сравнению со степной зоной, особенности расселения.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§32,

вопросы 1-4


44

«Многоэтажность» природы гор

1



Комбини

рованный

Коллективная, индивидуальная

— приводить примеры проявления закона зональности в горах, характерных растений и животных, видов хозяйственной деятельности людей, влияния гор на окружающую природу;

— выявлять зависимость расположения зон от географического положения, высоты гор и экспозиции склонов;

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§33, презентации


45

Человек и горы


1



Комбини

рованный

Коллективная, индивидуальная

— приводить примеры различных видов деятельности населения в горных районах, влияния горных условий на людей, мер безопасности при стихийных явлениях в горах;

— объяснять хрупкость природного равновесия в горах;

— анализировать сложность и специфику условий жизни в горных районах;

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§34,

вопросы 1-5


46

Тест по теме «Природно-хозяйственные зоны».

1



Проверка знаний






Тема 8. Природопользование и охрана природы

4








47

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

1



Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

— объяснять основные понятия;

— приводить примеры разных видов природных ресурсов;

объяснять значение природных условий для жизни людей;

— анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§35, выучить определения


48

Рациональное использование природных ресурсов

1



Комбини

рованный

Коллективная, индивидуальная

— объяснять необходимость охраны природы;

— называть и показывать по карте наиболее крупные и известные охраняемые территории;

— объяснять значение сохранения природных объектов и естественных природных комплексов;

— прогнозировать возможные и перспективные пути рационального использования и сохранения природы;

— оценивать экологическое состояние своего края;

— выявлять закономерности размещения охраняемых территорий в России.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§36, сообщения


49

Охрана природы и охраняемые территории

1



Комбини

рованный

Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§37, анализ карты стр. 216


50

Тест по теме «Охрана природы»

1



Урок обобщающего повторения


Коллективная, индивидуальная


Работа с картами атласа





Раздел III. “НАСЕЛЕ

НИЕ РОССИИ”


15









Тема 1. Сколько нас – россиян?

2








51

Численность населения

1



Урок изучения нового материала

Коллективная, индивидуальная

— называть численность населения своей области, населенного пункта, России; сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;

— объяснять содержание понятия «естественное движение населения»;

— читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане.

Фронтальный устный опрос

§38, конспект


52

Воспроизводство населения

1



Комбинирован

ный

Коллективная, индивидуальная

— раскрывать содержание понятия «воспроизводство населения»;

— объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника.

Фронтальный устный опрос

§39, выучить определения



Тема 2. Кто мы?




2







53

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения).

П.р. « Характеристи

ка половозраст

ного состава населения нашей страны на основе диаграмм и др. источников информации»

1



Практикум

Выполнение П.р., работа с картами атласа

— объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;

— выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия;

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§40,

вопросы 1-7


54

Возрастной состав населения России

1



Комбинирован

ный

Коллективная, индивидуальная

— иметь представление о возрастном составе населения России,

— уметь анализировать статистические материалы.

Фронтальный устный опрос

§41, анализ диаграмм



Тема 3. Куда и зачем едут люди?

3







55

Миграции населения России

1



Семинар

Коллективная, индивидуальная.

Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве

— раскрывать содержание новых терминов урока;

— объяснять причины и основные направления миграции населения России;

на основе имеющихся знаний об изменении численности населения естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§42, анализ карт стр.240-241


56

Внешние миграции — в Россию и из нее

1



Комбинирован

ный

Коллективная, индивидуальная

— знать о внешней и внутренней миграции в России, о взаимосвязях миграции с экономикой и политикой страны.

— иметь пользоваться различными источниками географической информации для расширения своих знаний.


Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§43, конспект


57

Территориальная подвижность населения

1



Комбинирован

ный

Анализ карт населения

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§44,

вопросы 1-4



Тема 4. Человек и труд

1








58

География рынка труда


1



Исследование

Коллективная, индивидуальная

— объяснять значение новых терминов урока;

характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала


§45,

вопросы 1-5



Тема 5. Народы и религия России

3








59

Этнический состав населения

1



Урок изучения нового материала

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений


— объяснять значение новых терминов;

— называть крупные по численности народы России;

— приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в вашей местности.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§46,

сообщения

60

Этническая мозаика России

П.р Изучение особенностей размещения народов России, сравнение гео

графического расселения народов с административно-территори

альным делени

ем России (на основе изуче

ния карт)

1



Комбини

рованный

Выполнение П.р. , работа с картами

— раскрывать содержание понятия «этнический состав»;

выделять на карте «Народы России»: районы проживания крупных народов и народов своего края, регионы, где наблюдается пестрота национального состава;


Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§47,

вопросы 1-3


61

Религии народов России

1



Комбини

рованный

Анализ карт населения

православия, мусульманства, буддизма;

— приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны;

— составлять устное описание религиозного состава населения своей местности.

— приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений;

— объяснять географическое своеобразие сельских рас-селений своей местности.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§48, сообщения



Тема 6. Где и как живут люди?

4








62

Плотность населения

П.р. Выделение на к/к главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения в отдельных территориях страны

1



Изучения нового материала

Анализ карт населения, работа в контурных картах

— объяснять значение новых терминов;

— определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе своей местности, объяснять выявленную контрастность в плотности населения России, отбирать необходимые тематические карты учебника для построения ответа.



Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§49, выучить определения


63

Расселение и урбанизация

1



Комбинирован

ный

Анализ карт населения

— раскрывать содержание новых терминов урока;

— приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований.

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

§50,

вопросы 1-4


64

Города России

П.р. Нанесение на к/к городов-миллионеров

1



Комбинирован

ный

Анализ карт населения, работа в контурных картах

— называть и выделять на карте крупнейшие города России;

— приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности;

— называть способы отображения географической информации на различных видах карт (текстовых, атласа, демонстрационных).

Тестирование

§51, сообщения


65

Сельская Россия

1



Комбинирован

ный

Анализ карт населения

— объяснять влияние природных факторов на особенности сельских поселений;

Тестирование

§52, сообщения


Повторение (2ч)

66

Обобщаю

щее

повторение

курса

1



Урок обобщающе

го повто

рения






68

Итоговая контрольная работа

1








Свежие документы:  Урок по ОБЖ "Твое здоровье – в твоих руках"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: