Методическая разработка «Инновационные формы работы в преподавании национально – регионального компонента на уроках географии»




Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Уссурийское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»
















Методическая разработка

по __ географии ___

«Инновационные формы работы в преподавании

национально – регионального компонента

на уроках географии».












Рассмотрено

на заседании ОД (РПС)

Разработал: Новикова Ольга Валерьевна














2013 г




АННОТАЦИЯ


 «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

Д.С.Лихачёв

В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей.

Свою любовь к родным, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди — все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, так как основным источником впечатлений является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Краеведение — одна из составляющих содержания образования учащихся. В педагогическую литературу и школьную практику понятие «краеведческий подход» или «краеведческий принцип» вошло как один из педагогических принципов обучения, который означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами и явлениями окружающей действительности.

Региональный компонент включает в свой состав не только знания о природе, населении, хозяйстве, но также сведения из истории, литературы, этнографии, музыки и других наук о данном регионе. Изучение процессов и явлений, происходящих в территориальных границах субъектов Федерации, становится значимым и жизненно важным для учащихся, так как в сложившихся в стране социально-экономических условиях выпускники дальнейшую жизнь связывают в большинстве случаев со своей Малой Родиной.[4 ]

Особенностью изучения регионального компонента в образовательном учреждении «Уссурийское суворовское военное училище» является то, что обучающиеся в нем суворовцы жители разных краев, областей и регионов России. Перед учителем становиться главная задача реализации компонента краеведения через формы работы, отображающие уникальность местности каждого региона проживания ребят.

Практическое значение работы заключается в том, что в результате использования инновационных форм работы в преподавании национально – регионального компонента на уроках географии могут быть реализованы следующие задачи:

— формировать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте РФ;

— развивать представления о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение;

— сформировать систему знаний о физико-географических особенностях территории родного края и района;














































СОДЕРЖАНИЕ:



1. Цель и задачи реализации национально – регионального компонента………………………… 4.

Свежие документы:  Тест по Географии "Южная Америка"


2. Обязательный минимум содержания национально – регионального компонента……………… 4.


3. Реализация национально регионального компонента ………………………………………… 5.


4. Инновационные формы работы в преподавании национально – регионального компонента на уроках географии ………………………………………………………………………………… 7.


5. Заключение……………………………………………………………………………………… 11.


6. Список литературы…………………………………………………………………………….. 12.




































Цель и задачи реализации национально – регионального компонента


Национально-региональный компонент — является частью государственного стандарта общего образования, составляя единое целое с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, дополняет и детализирует его содержание с учетом специфики региона.

Региональный компонент — призван отразить национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации. Региональный компонент определяется природно-географическим,

социально-экономическим, историческим единством региона; включает учебный материал, раскрывающий особенности региона, в котором находится учебное заведение. [2 ]

Время на изучение НРК по географии предусматривается в соответствии с объемными показателями, рекомендованными коллегией Министерства образования РФ от 13 июня 2002 г., где на изучение НРК предусматривается 10-15 % часов от общего нормативного времени, отведенного на изучение предмета.

Цель реализации регионального компонента:

создать условия для лучшего восприятия обучающимися природных и общественных явлений России с учетом ландшафта, трудовой деятельности, этнокультурных традиций региона проживания.

Задачи компонента

  • создание условий для развития личности учащихся, формирование системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды;

  •  углубление чувства патриотизма и любви к родному краю;

  • создание положительного образа территории своей малой Родины.




Обязательный минимум содержания национально – регионального

компонента



География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности. [2 ]



4

Реализация национально регионального компонента


Содержание регионального образования должно способствовать реализации нового качества образования, понимаемого сегодня как способность образовательных услуг соответствовать требованиям потребителей: общества, родителей, учащихся. В учебной деятельности требуется обратить особое внимание на развитие информационной культуры, т.е. ориентации учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное, самостоятельное образование.

Образование в рамках регионального компонента осуществляется через:

  • развитие интеллектуальных умений понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать знания о своей малой Родине;

  • формирование знаний об истории, культуре, традициях своей Родины и своего народа;

  • осознание вклада своей Родины в экономику и культуру страны.

Национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван:

  • способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;

  • содействовать формированию деятельностной личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры. [1 ]


Краеведение имеет два направления – учебная деятельность и внеклассная работа.(рис.1)



Рис. 1 Направления реализации национально –регионального компонента в преподавании географии





Реализация национально – регионального компонента в преподавании географии по курсам обучения.(таб.1). [3 ]





5

Таблица 1.

Предметные темы (дидактические единицы)


Класс/курс обучения

Предметная тема

Реализация НРК (дидактические едениы)

6 / 1 курс обучения

История географических открытий

Открытие родного края

Географическая карта

Составление плана своей местности

Литосфера

Основные формы рельефа своей местности

Минералогические богатства края

Атмосфера

Календарь погоды своей местности

Гидросфера

Водные богатства края

Биосфера

Уникальность флоры и фауны (эндемики края)

Геосфера

Опасные природные явления на территории края

7 / 2 курс обучения

Литосфера

Сравнительная характеристика гор и равнин мира и своей местности

Атмосфера

Сравнение летней погоды Антарктиды с зимней погодой своей местности

Мировой океан

Особенность океана омывающего наш край

Человек разумный

Особенности населения края

Материки планеты.


Африка.

Сравнительная характеристика maх. показателей температур материка и своего региона

Южная Америка

Национальные ремесла и промыслы. Этнокультура. Коренное население

Австралия

Влияние деятельности человека на природу

Северная Америка

Биологические ресурсы

Антарктида

Адаптация человека к условиям проживания

Евразия

Физико –географические особенности расположения своего края на материке

8-9 / 3,4 курс

обучения

Элективный курс «География Приморского края»

8 класс — физико – географические особенности

9 класс — экономико – демографические особенности




6


Инновационные формы работы в преподавании


национально – регионального компонента на уроках географии


1. Физическая география 6 класс

В курсе географии 6 класса учащиеся получают первые представления о различиях плана и географической карты, учатся использовать план и карту, выполняя под руководством учителя различные виды практических работ.


1. Использование программного обеспечения сервиса maps.google.(рис. 2) . [3 ]

Алгоритм выполнения работы:

  1. Загрузите браузер https://goo.gl/maps/0Hnq6.

  2. В строке поиска введите адрес училища

  3. При помощи кнопок назначения начертите линию училища и обозначьте месторасположение своих рот

  4. Подпишите название рот.

Рис. 2 Составление плана УСВУ через сервисы Googl.maps.


2. Игровая форма работы. Составление пазл административно — территориальной карты Приморского края (рис. 3). С помощью работы в данной программе учащимся предлагается собрать различные виды карт и определить их назначение и классификацию. [3 ]

Рис. 3 Игровые пазлы административной карты Приморского края.

7



3. Практическое задание на определение основных форм рельефа, топонимических данных, определение абсолютных высот территории края. [3 ]

Алгоритм выполнения задания:

1. Обозначьте линией направление основного горного хребта Приморья.

2. Подпишите его название.

3. Обозначьте при помощи ломаной линии зеленого цвета территорию равнины расположенной в западной части края.

4. Подпишите ее название.

5. Подпишите высоту и название самых высоких точек хребта.



Рис. 4 Интерактивная модель MapKit_1-4 для определения основных форм рельефа Приморского края.


4. Построение графика температур своей местности используя дневник погоды. [3 ]

Алгоритм выполнения задания:

  1. Выйти на сайт https://www.gismeteo.ua

  2. Загрузить страницу раздела Дневник погоды

  3. Скачать данные

  4. Определить Амплитуду температур за месяц

  5. Определить среднесуточную температуру

  6. Указать количество и основное направление господствующих ветров

  7. Определить закономерность атмосферного давления и выпадением осадков Рис. 5 Сайт расположения дневника погоды.


5. Обозначение на рисунке речной системы и речного бассейна реки Раздольная. [3 ]

Алгоритм выполнения задания:

  1. Загрузить программу Google Планета Земля.

8

  1. В поисковой строке ввести название реки.

  2. Отобразить изображение по спутнику.

  3. Скопировать изображение.C:UsersAdminDesktopБезымянный.jpg

  4. Открыть снимок через программу Paint.

  5. При помощи знака кисти нанести речную систему реки.

  6. При помощи знака кисти отобразить речной бассейн реки.

  7. Отобразить условные знаки.

  8. Выполнить подписи основных элементов (исток, устье, притоки, водораздел) (рис. 6).

Рис. 6 Выполненная работа в графическом редакторе.


6. Творческое задание. Презентация уникальной природы родного края. Работа может быть выполнена в формате (.pptx), (.ppt) или видеофайла Windows Movie Maker (рис. 7). [3 ]

Рис. 7 Скриншот защитного творческого видеосюжета об уникальности Приморского края.


7. Создание мини-проектов о природных комплексах Приморского края. [3 ]

Алгоритм выполнения работы:

  1. Загрузите программу Таблица КОМПОНЕНТЫ ЛАНДШАФТА (Приложение (.exe)).









9

  1. Заполните титульный лист указав Фамилию И. роту взвод и дату выполнения работы (рис. 8).











Рис.8 Титульный лист проектной работы


  1. Перейдите на вкладку компоненты ландшафта.

  2. Внесите данные в пояснительный текст и добавьте соответствующие графические рисунки (рис.9).


Рис. 9. Выполненная проектная работа по описанию природного комплекса о.Сахалин.















10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня.

В каждом городе, крае, области есть свои особенности, специфические черты природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Необходимость развития интересов у учащихся в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания о родном крае и его природе, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине.

Флора и фауна Приморья настолько уникальны, что относиться к ним нужно с трепетом. Даже жители края не всегда знают о том, какие неповторимые ландшафты еще сохранились на юге Приморья, какие растения произрастают рядом с ними, какие животные здесь живут. 

Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают современные инновационные методические приемы, как сравнение, индивидуальные и творческие задания, игровые приемы и др.



































11



Список литературы





1.Бакланов, П.Я. География Приморского края / П.Я. Бакланов, Ю.Б. Зонов, М.Г. Романов и др.. Владивосток, 1997. — 187 с.

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

3. Авторские разработки

4. Малашихина Ольга Алексеевна, учитель географии МОУ СОШ 2 села Александровского Ставропольского края «Изучение вопросов краеведения на уроках географии»
























12

Свежие документы:  Урок для 10 класса по теме: «Количество и группировка стран.Типология стран»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: