МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО КУРСУ ГЕОГРАФИИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ, 7 класс














МБОУ«Апастовская средняя общеобразовательная

школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан



«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО КУРСУ ГЕОГРАФИИ

МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ»

(7 класс)









Автор проекта: учитель географии

2 квалификационной категории

Насрутдинова Фарида Фанисовна








Апастово – 2012г.







Содержание


Актуализация …………………………………. 3

Раздел I. Планета, на которой мы живем …… 3

Раздел II. Земля – уникальная планета

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли …………… 4

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли 5

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан………….. 6

Тема 4. Географическая оболочка ……………. 7

Тема 5. Земля – планета людей………………… 7

Раздел III. Материки и океаны

Тема 1. Африка…………………………………… 8 — 12

Тема 2. Австралия и Океания………………….. 13 — 14

Тема 3. Южная Америка ………………………….. 15 — 17

Приложение ………………………………………. 18 — 29

Литература ……………………………………….. 30

Введение

В процессе преподавания географии в 7-м классе, приходится решать непростые задачи образовательного, развивающего и воспитательного плана. Опираясь как на собственный педагогический опыт, так и на интересные и современные наработки других учителей, автор предлагает свой вариант проверки знаний учащихся по умению работать с контурной картой, проведению географических диктантов, а также проверки знаний географической номенклатуры.

Предложенный вариант планирования может быть использован учителем при наличии 68 часов в учебном плане.

Данная методическая разработка позволит учителю сэкономить время, необходимое для подготовки к уроку, но не ставит своей задачей навязать учителю данный вариант планирования и лишить его права на самостоятельность и инициативу.

Школьный курс географии 7-го класса самый большой по объему курс, вызывающий особый интерес учащихся и наиболее полно удовлетворяющий потребности современных школьников в географических знаниях о Земле, материках и океанах, странах и народах.



Раздел I. Планета, на которой мы живем.

Тема урока: Что изучают в курсе географии материков и океанов.

1. Географическая номенклатура.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

Части света: Европа, Азия, Америка.

Архипелаги: Канадский Арктический, Малайский.

2.Практическая работа в контурной карте.

На контурной карте обозначьте материки, океаны, части света, крупные острова и архипелаги.

3.Географический диктант.

Определите, о каком материке или океане идет речь. Обозначьте пару цифрой и буквой.


1. Этот материк пересекают все меридианы Земли.

2. Большую часть года океан покрыт льдом.

3. Экватор пересекает материк посередине.

4. Название океана не соответствует его состоянию.

5. В составе материка выделены две части света.

6. Самый маленький материк.

7. Океан назван по имени омываемой страны.

8. Третий по размерам материк Земли.

9. Океан, омывающий все материки, кроме Австралии.

10.Экватор пересекает материк в северной части.


а) Евразия; б) Африка; в) Северная Америка; г) Южная Америка; д) Антарктида;

е) Австралия; ж) Тихий океан; з) Атлантический океан; и) Индийский океан;

к) Северный Ледовитый океан.


Ключ: 1- д; 2 – к; 3 – б; 4 – ж; 5 – а; 6 – е; 7 – и; 8 – в; 9 – з; 10 – г. (Запись на доске).

Раздел II. Земля – уникальная планета.


Тема 1. Литосфера и рельеф Земли.

Тема урока: Литосфера.


  1. Географическая номенклатура.

Плиты: Евразийская, Индо-Австралийская, Северо- Американская, Южно-Американская, Африканская, Тихоокеанская, Антарктическая.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский.

Исчезнувшие континенты: Пангея, Лавразия, Гондвана.

Курильский желоб, Японские острова, Анды, Гималаи, Средиземное море.



Тема урока: Рельеф Земли.

  1. Географическая номенклатура.

Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Гималаи, Анды, Курильские острова.

Практическая работа в контурной карте.

На контурной карте отметить сейсмические зоны планеты.

  1. Географический диктант.

Определите соответствие между тектонической структурой и формой рельефа. Обозначьте пару цифрой и буквой.

  1. Восточно-Европейская равнина.

  2. Среднесибирское плоскогорье.

  3. Амазонская низменность.

  4. Великие равнины.

  5. Анды.

  6. Гималаи.

  7. Альпы.

  8. Курильский желоб.

  9. Перуанский желоб.

  10. Эфиопское нагорье.

а) Тихоокеанский сейсмический пояс;

б) Африконо-Аравийская платформа;

в) Русская платформа;

г) Альпийско-Гималайский сейсмический пояс;

д) Сибирская платформа;

е) Северо-Американская платформа;

д) Южно-Американская платформа.


Ключ: 1 – в; 2 – д; 3 – ж; 4 – е; 5 – а; 6 – г; 7 – г; 8 – а; 9 – а; 10 – б. (Запись на доске).




Тема 2. Атмосфера и климаты Земли.

Тема урока: Климатообразующие факторы.

1. Практическая работа в контурной карте.

Обозначьте на контурной карте зенитальное положение солнца на тропиках и экваторе, пояса высокого и низкого давления, пассаты, типы воздушных масс.


Тема урока: Климаты Земли.


1.Практическая работа в контурной карте.


На основе анализа карты климатических поясов и областей Земли создать на контурной карте модель климатических поясов ( границы, преобладающие воздушные массы, температуры, ветры, осадки).


2.Географический диктант.

Определите, о каком климатическом поясе идет речь. Обозначьте пару цифрой и буквой.


  1. Преобладает западный перенос воздуха.

  2. Выделяют два сезона – сухой и влажный.

  3. Бывают полярные день и ночь.

  4. Лето – сухое и жаркое, зима – теплая и влажная.

  5. Круглый год жарко и влажно.

  6. Зимой – арктический или антарктический воздух, летом – умеренный.

  7. Круглый год жарко, осадков мало.

а) Экваториальный;

б) субэкваториальный;

в) тропический;

г) субтропический;

д) умеренный;

е) субарктический;

ж) арктический и антарктический.

Ключ: 1 – д; 2- б; 3 – ж; 4 – г; 5 – а; 6 – е; 7 – в. (Запись на доске).


Тема 3. Гидросфера. Мировой океан.


Тема урока. Мировой океан – главная часть гидросферы.

1.Географическая номенклатура.

Течения: Куросио, Северо-Тихоокеанское, Западных ветров, Перуанское (Гумбольта), Бенгельское, Западно-Австралийское, Северо-Пассатное и Южно-Пассатное, Канарское, Бразильское, Экваториальное противотечение, Эль-Ниньо, Гольфстрим, Муссонское, Мозамбикское, Сомолийское, Лабрадорское.


2. Практическая работа в контурной карте.

На контурной карте отметить основные океанические течения и смоделировать круговое движение вод в океанах.

3. Географический диктант.

Определите, к какому океану относятся указанные ниже течения. Обозначьте пару цифрой и буквой.

  1. Межпассатное противотечение.

  2. Течение Западных ветров.

  3. Северное Пассатное.

  4. Южное Пассатное.

  5. Муссонное.

  6. Северо-Атлантическое.

  7. Северо-Тихоокеанское.

  8. Гольфстрим.

  9. Куросио.

  10. Перуанское.

  11. Бенгельское.

  12. Бразильское.

  13. Канарское.

  14. Калифорнийское.

а) Тихий;

б) Атлантический;

в) Индийский.

Ключ: 1 – а; 2 – а; 3 – а; 4 – в; 5 – в; 6 – б; 7 – а; 8 – б; 9 – а; 10 – а; 11 – б; 12 – б; 13 – б; 14 – а. ( Запись на доске ).




Тема 4. Географическая оболочка.


Тема урока: Природные комплексы.


1.Практическая работа в контурной карте.

На контурной карте обозначить границы природных зон.





Тема 5. Земля – планета людей.


Тема урока: Расселение человека по материкам.


1.Географическая номенклатура.

Ущелье Олдовай (Танзания), Центральная и Восточная Африка, Восточная и Южная Азия, Западная Европа, Восточное побережье Северной Америки.

2. Практическая работа в контурной карте


  1. На контурной карте смоделировать направления миграции людей по историческим периодам, включая современные перемещения.

  2. На контурной карте отметить:

а) расселение человека по территории материков;

б) крупные страны мира и их столицы.

Раздел Ш. Материки и океаны.


Тема 1. Африка.


Тема урока: Географическое положение. Из истории исследования.


1. Географическая номенклатура.

Проливы: Гибралтарский, Мозамбикский; моря: Красное, Средиземное; мысы: Рас-Энгела (Эль-Абияд, Бен-Секка), Альмади, Рас-Хафун, Игольный, Доброй Надежды; Суэцкий перешеек, Суэцкий канал, полуостров Сомали, остров Мадагаскар, Гвинейский залив.

2. Практическая работа в контурной карте

На контурной карте обозначить все элементы ГП материка и элементы береговой линии (острова и полуострова).


  1. Географический диктант (возможный вариант)/(смотри эталон).

1) Мыс Игольный;

2) полуостров Сомали;

3) Суэцкий перешеек;

4) мыс Бен-Секка;

5) Гвинейский залив;

6) Мозамбикский пролив;

7) остров Мадагаскар;

8) Средиземное море;

9) мыс Альмади;
10) Гибралтарский пролив;

11) мыс Рас-Хафун;

12) Красное море.


  1. Географический диктант (на контуре «Африка»).



1 вариант 2 вариант

1. мыс Игольный (34 ю.ш.) 1.мыс Альмади (17з.д.).

2. Суэцкий перешеек 2.Гибралтарский пролив

3. мыс Альмади (17 з.д.) 3.полуостров Сомали

4. Гвинейский залив 4.мыс Игольный (34 ю.ш.)

5. мыс Рас-Хафун (51 в.д.) 5.Средиземное море

6 .остров Мадагаскар 6.мыс Рас-Энгела (37 с.ш.)

7. Красное море 7.Индийский океан

8. мыс Рас-Энгела (37 с.ш.) 8.Суэцкий канал

9. Мозамбикский пролив 9.мыс Рас-Хафун (51 в.д.)

10.Атлантический океан 10.остров Мадагаскар



Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые.


  1. Географическая номенклатура.

Горы: Атлас, Капские, Драконовы; вулканы: Килиманджаро, Камерун; вершины: Кения, Маргерита, Рас-Дашэн, Тубкаль; нагорья: Эфиопское, Тибести, Ахаггар; котловины (впадины): Чад, Конго, Калахари; Восточно-Африканское плоскогорье; Великий Африканский разлом; массив Рувензори.


Практическая работа в контурной карте


На контурной карте отметить основные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых.


  1. Географический диктант ( на немой карте Африки отметить цифрами расположение географических объектов).

  1. Атлас.

  2. Впадина Калахари.

  3. Драконовы горы.

  4. Восточно-Африканское плоскогорье.

  5. Эфиопское нагорье.

  6. Вулкан Килиманджаро.

  7. Великий Африканский разлом.

  8. Нагорье Ахаггар.

  9. Капские горы.

  10. Нагорье Тибести.

  11. Гора Тубкаль.

  12. Впадина Конго.

  13. Вулкан Камерун.

  14. Гора Кения.

  15. Котловина Чад.


4. Географический диктант (на немой карте Африки отметить цифрами расположение географических объектов).


I вариант: II вариант:


1. Нагорье Ахаггар. 1. Горы Кения.

2. Вулкан Камерун. 2. Капские горы.

3. Драконовые горы. 3. Восточно-Африканское плоскогорье.

4. Горы Атлас. 4. Нагорье Ахаггар.

5. Нагорье Тибести. 5. Вулкан Килиманджаро.

6. Эфиопское нагорье. 6. Горы Атлас.

7. Вулкан Килиманджаро. 7. Нагорье Тибести.

8. Восточно-Африканское плоскогорье. 8. Вулкан Камерун.

9. Капские горы. 9. Эфиопское нагорье.

10. Горы Кения. 10. Драконовые горы.





Тема урока: Климат. Внутренние воды.


  1. Географическая номенклатура.

Реки: Конго, Нил, Нигер, Замбези, Оранжевая, Лимпопо; озера: Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад , Тана; водопады: Виктория, Ливингстона, Тугела; болото Сэдд; дельта Окованго (крупнейшая в мире внутренняя дельта – Калахари).

2. Практическая работа в контурной карте.

1. На контурной карте обозначить климатические пояса Африки и основные характеристики климата.

2. На контурной карте отметить крупные речные системы и озера Африки.

Реки: Нил, Белый Нил, Голубой Нил, Сенегал, Нигер, Конго (Заир), Оранжевая, Замбези, Лимпопо. Озера: Чад, Виктория, Тпнганьика, Ньяса, Тана. Водопады: Виктория (Замбези), Стэнли (Конго), Ливингстона (Конго). Каналы: Суэцкий.


3.Географический диктант ( на контуре «Африка»).


1 вариант 2 вариант


  1. Река Нил 1. Река Замбези

  2. Озеро Чад 2. Река Лимпопо

  3. Река Нигер 3. Озеро Танганьика

  4. Водопад Виктория 4. Река Голубой Нил

  5. Река Лимпопо 5. Река Нигер

  6. Озеро Виктория 6. Озеро Чад

  7. Озеро Ньяса 7. Река Конго (Заир)

  8. Река Белый Нил 8. Озеро Виктория

  9. Река Оранжевая 9. Водопад Виктория

  10. Река Конго (Заир) 10. Река Нил





Тема урока: Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни.


1. Практическая работа в контурной карте


На контурных картах показать границы природных зон Африки.


Тема урока: Население и политическая карта Африки.


1. Практическая работа в контурной карте

На контурную карту нанести географические объекты, встречающиеся в параграфе.

Тема урока: Страны Северной Африки. Алжир.

1.Географическая номенклатура.

Египет, Каир, Алжир со столицей Алжир.

2. Практическая работа в контурной карте.

На контурной карте обозначить страны региона и их столицы.

Тема урока: Страны Судана и Центральной Африки.


1. Географическая номенклатура.

Нигерия, Абуджа, Лагос, Гвинея, Конакри и др.


2. Практическая работа в контурной карте.

На контурной карте составить и обозначить маршрут путешествия по странам региона.




Тема урока: Страны Восточной Африки.


  1. Географическая номенклатура.

Эфиопия, Аддис-Абеба, Кения, Найроби и др.


  1. Практическая работа в контурной карте.

На контуре одной из стран региона обозначить условными знаками самые характерные особенности ее природы, населения и хозяйства.


Тема урока: Страны Южной Африки. ЮАР.


1. Географическая номенклатура.

ЮАР. Претория, Кейптаун, Йоханнесбург.


  1. Практическая работа в контурной карте.

На контурной карте составить маршрут воображаемого путешествия по странам региона для ознакомления с уникальными природными объектами.



Тема урока: Итоговый урок по теме «Африка».

  1. Номенклатура.

1 вариант 2 вариант

1. Мыс Игольный 1. Мыс Рас-Хафун

2. Остров Мадагаскар 2. Полуостров Сомали

3. Восточно-Африканское плоскогорье 3. Эфиопское нагорье

4. Гвинейский залив 4. Гибралтарский пролив

5. Атлаские горы 5. Капские горы

6. Вулкан Килиманджаро 6. Вулкан Камерун

7. Конго 7. Нил

8. Озеро Виктория 8. Озеро Танганьика

9. Водопад Ливингстона 9. Водопад Виктория

10.Красное море 10. Средиземное море


Тема 2: Австралия и Океания.

Тема урока: Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые.

  1. Географическая номенклатура.

Мысы: Йорк, Юго-Восточный, Стип-Пойнт, Байрон; полуострова: Арнемленд, Кейп-Йорк, Эйр; острова: Новая Гвинея, Большой Барьерный риф, Тасмания, Кенгуру, Мелвилл; океаны: Индийский, Тихий; моря: Коралловое, Тасманово, Арафурское, Тиморское, Большой Австралийский залив.

Низменности: Центральная, Равнина Налларбор.

Плато: Кимберли, Баркли.

Горные хребты: Большой Водораздельный, Макдоннелл, Хамерсли, Дарлинг, Флиндерс.

Горные вершины: Косцюшко (2230 м.).

  1. Практическая работа в контурной карте.

На контурной карте обозначить все элементы ГП материка: мысы, моря, заливы, проливы, основные формы рельефа, места расположения полезных ископаемых.

  1. Географический диктант.

(На контуре Австралии отметить цифрами расположение географических объектов).

1. Бассов пролив. 11. Течение Западных ветров.

2. мыс Стип-Пойнт. 12. мыс Йорк.

3. Торресов пролив. 13. Восточно_Австралийское течен.

4. Арафурское море. 14. Тасманово море.

5. мыс Байрон. 15. мыс Юго-Восточный.

6. Индийский океан. 16. Тихий океан.

7. Коралловое море. 17. Большой Барьерный риф.

8. о.Тасмания. 18. о-ва Новая Зеландия.

9. Большой Австралийский залив. 19. Тиморское море.

10.п-ов Арнемленд. 20. п-ов Кейп-Йорк.



Тема урока: Климат. Внутренние воды. Природные зоны.

  1. Географическая номенклатура.

Реки: Муррей, Дарлинг, Куперс-Крик.

Озера: Эйр, Торренс, Гэрднер, Большой Артезианский бассейн.

Природные области: Большая Песчаная пустыня, Большая Пустыня Виктория, пустыня Симпсон, Большой Артезианский бассейн, Большой Барьерный риф.

  1. Практическая работа в контурной карте.

На контурной карте отметить реки и озера; нанести границы природных зон.

3.Географический диктант.

(На контуре Австралии отметить расположение географических объектов).

1. Муррей. 2. Дарлинг.

3. Эйр. 4. Большой Артезианский бассейн.

5. Торренс. 6. Куперс-Крик.

7. Большая Песчаная пустыня. 8. Большая Пустыня Виктория.

9. Большой Барьерный риф. 10. Пустыня Симпсон.


Тема урока: Австралийский Союз.

  1. Географическая номенклатура.

Австралийский Союз, Канберра, Сидней, Мельбурн.

  1. Практическая работа в контурной карте.

На контуре Австралии создать картографическую модель, отражающую особенности размещения коренного населения и основные виды хозяйственной деятельности.


Тема урока: Океания.

  1. Географическая номенклатура.

Меланезия: о.Новая Гвинея, архипелаги Бисмарка, Соломоновы острова, Фиджи.

Остров Новая Зеландия: Северный и Южный.

Микронезия: архипелаги: Марианские, Каролинские, Маршалловы.

Полинезия: Гавайские острова, острова Лайн, Кука.

  1. Практическая работа в контурной карте.

На контурную карту нанести наиболее крупные острова и архипелаги Океании.


Тема 3: Южная Америка.

Тема урока: Географическое положение. Рельеф.

  1. Географическая номенклатура.

Мысы: Гальинас, Фроуорд, Кабу-Бранку, Париньяс, Горн.

Панамский перешеек, Панамский канал, пролив Дрейка, Магелланов пролив.

Полуостров Вальдес.

Острова: Огненная Земля, Подветренные, Тринидад, Тобаго, Фолклендские (Мальвинские), Галапагос, Пасхи.

Океаны: Атлантический, Тихий.

Моря: Карибское.

Низменности: Оринокская, Амазонская, Ла-Платская.

Плоскогорья: Гвианское, Бразильское.Нагорье Пуна.

Горы: Анды (Южноамериканские Кордильеры), в т.ч. Восточные Кордильеры, Центральные Кордильеры, Западная Кордильера, Береговые Кордильеры, Главная Кордильера, Патагонская Кордильера.

Горные вершины, вулканы: Аконкагуа (6960, Главная Кордильера), Котопахи (5897, Восточная Кордильера), Чимборасо (6267, Западная Кордильера).


  1. Практическая работа в контурной карте.

В контурной карте отметить основные особенности и своеобразие береговой линии материка, объекты географического положения, основные формы рельефа Южной Америки и месторождения полезных ископаемых.


  1. Географический диктант.

(На контуре Южной Америки отметить цифрами расположение географических объектов).

1. Главная Кордильера 1. Береговая Кордильера

2.Фолклендские острова 2.о. Огненная Земля

3. влк.Котопахи 3.г. Аконкагуа

4. Панамский канал 4. Панамский перешеек

5. Пролив Дрейка 5. Магелланов пролив

6. м.Гальинас 6. м.Байрон

7. Арнемленд 7. Кейп-Йорк

8. о.Тринибадо 8. о.Тобаго

9. Гвианское плоскогорье 9. Бразильское плоскогорье

10.м.Кабу-Бранку 10. м.Париньяс

11.Бразильское течение 11. Перуанское течение

12. Нагорье Пуна 12.залив Ла-Плата




Тема урока: Климат. Внутренние воды.

  1. Географическая номенклатура.

Реки: Амазонка, Ориноко, Мадейра (п.п.Амазонки), Сан-Франсиску, Парана, Парагвай, Уругвай, Рио-Колорадо, Игуасу (приток Параны).

Водопады: Игуасу, Анхель 1054м, Гвианское плоскогорье).

Озера: Титикака, Поопо, Маракайбо.

На контурной карте отметить крупнейшие реки и озера Южной Америки.

  1. Географический диктант.

1. Амазонка;

2. Титикака;

3. Анхель;

4. Сан-Франсиску;

5. Маракайбо;

6. Парана;

7. Риу-Негру;

8. Игуасу;

9. Ориноко;

10. Поопо;

11. Мадейра;

12.река Парагвай.


Тема урока: Природные зоны.

1.Географическая номенклатура.

Льянос, Оринокские «льянос», Амазонская низменнность (сельва), Гран-Чако, пустыня Атакама, Патагонская пустыня (пампа), Экваториальные Анды, Пуна, национальный парк «Игуасу», национальный парк «Ланин» (Аргентина), национальный парк «Галапагосские острова».


2. Практическая работа в контурной карте.

На контурной карте отметить характерные особенности каждой природной зоны.




Тема урока: Население и политическая карта. Страны Востока материка.

  1. Географическая номенклатура.

Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Колумбия, Перу, Чили, Боливия, Бразилиа, Рои-де-Жанейро, Буэнос-Айрес.


  1. Практическая работа в контурной карте.

Задание 1. На контурной карте отразить сведения об истории заселения континента; обозначить ареолы и центры наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу материка.

Задание 2. На контуре страны (Бразилия, Аргентина) создать картографические модели, отражающие состав населения и виды хозяйственной деятельности, обозначить крупнейшие города. Выделить ареалы и центры наибольшего загрязнения природы в стране.


Тема урока: Андийские страны. Перу.


1.Географическая номенклатура.

Перу, Лима, Колумбия, Богота, Чили, Сантьяго.



Приложение 1

Итоговый тест по теме «Африка»

1 вариант

  1. Наибольшую площадь (по сравнению с другими материками) в Африке занимают…

а) саванны;

б) пустыни;

в) широколиственные леса;

г) равнины.

  1. Африка — … по величине территории материк.

а) первый;

б) второй;

в) третий;

Г) четвертый.

  1. Крайняя южная точка Африки — …

а) мыс Бен-Секка;

б) мыс Игольный;

в) мыс Рас-Хафун;

г) мыс Альмади.

  1. Средняя высота африканского континента …

а) 600 м;

б) 750 м;

в) 950 м;

г) 1000 м.

5.Средние месячные температуры лета в Африке …

а) около 25 – 30 С;

б) около 40 С;

в)20 С;

г) 50 С.

6.Африка омывается водами …

а) Индийского океана;

б) Тихого и Атлантического океанов;

в) Атлантического и Индийского океанов;

г) Тихого и Индийского океанов.

7.В рельефе Африки преобладают …

а) равнины и плоскогорья;

б) плато;

в) плоскогорья;

г) высокие ступенчатые равнины, плато и плоскогорья.

8. Африка является родиной …

а) кофейного дерева и фасоли;

б) моркови;

в) кофейного дерева;

г) арбуза.

9. Ущерб хозяйству Африки наносят …

а) термиты;

б) обезьяны;

в) грызуны и фламинго;

г) термиты, саранча и муха цеце.



10. Наибольшее количество осадков выпадает …

а) на побережье Гвинейского залива;

б) в экваториальной зоне;

в) в горах;

г) в субтропической зоне.

11. Численность населения Африки составляет более … млн. человек.

а) 60; б) 100;

в) 600; г) 900.

12. Страны Алжир, Египет, Ливия, Марокко расположены в регионе … Африки.

а) Восточной; в) Северной;

б) Западной; г) Центральной.

13. «Лесные люди» отличаются желтоватым цветом кожи, тонкими узкими губами, очень широком носом:

а) банту б) бушмены;

в) пигмеи; г) эфиопы.

14. Страны Кения, Сомали, Эритрия, Эфиопия расположены в регионе … Африки.

а) Восточной; б) Западной;

в) Северной; г) Центральной.

15. К представителям европейской расы относятся …

а) арабы Северной Африки; б) малагасийцы Мадагаскара;

в) нилоты Северо-Восточной Африки; г) пигмеи экваториальных лесов.

16.Страны Ангола, Заир, Камерун, Конго расположены в регионе … Африки.

а) Восточной; б) Западной;

в) Северной; г) Центральной.

17. Страны Намибия, Ботсвана, Замбия, Южно-Африканская республика расположены в регионе … Африки.

а) Восточной; б) Южной;

в) Западной; г) Центральной.

18. Координаты 30 с.ш. и 32 в.д. имеет город …

а) Каир; б) Киншаса;

в) Лагос; г)Претория.

19. Географическое положение Африки характеризуется следующими чертами:

а) материк расположен симметрично экватора и тропиков;

б) материк расположен преимущественно в южном полушарии;

в) материк расположен целиком в восточном и западном полушарии;

г) материк расположен преимущественно в западном полушарии.

20. Обогнул и назвал мыс Святого Брандана (мыс Игольный)…

а) Бартоломеу Диаш;

б) Васко да Гама;

в) Дэвид Ливингстон.

21. Как называются сухие русла рек в Сахаре?

22. Как называются каменистые пустыни?

23. Это арабское слово обозначает однообразную коричневую пустынную равнину.

24. Жители пустыни говорят: «Солнце в нашей стране заставляет кричать …» даже что?».

25. Что называют «хлебом пустыни»?

26. Какая пустыня в переводе с африканского языка означает «щит»?

27. Она дважды пересекает экватор и пробивает себе дорогу через болота и джунгли. Что это?

28. Самое большое озеро Африки – это:

а) Чад; б) Ньяса; в) Танганьика; г) Виктория.

2 вариант

  1. Площадь территории Африки ( вместе с островами) равна … млн. кв. км.

а) 54,9; б) 30,3; в) 24,2; г) 17,8.

  1. Исследование реки Замбези и открытие водопада Виктория осуществил…

а) Барталомеу Диаш; б) Васко да Гама;

в) Дэвид Ливингстон; г) Василий Юнкер.

  1. Пассатная циркуляция воздуха определяет … в Африке.

а) обильные осадки во впадине Конго и побережье Гвинейского залива;

б) выпадение осадков зимой на северном побережье материка;

в) достаточное увлажнение юго-восточного побережья материка;

г) максимальное количество осадков в районах между 20-й и 30-й параллелями.

  1. В … Африке густота речной сети наибольшая.

а) Северной; б) Южной; в) Восточной; г) Центральной.

  1. Географическое положение Африки характеризуется следующими чертами:

а) материк расположен симметрично экватора и тропиков;

б) материк расположен преимущественно в южном полушарии;

в) материк расположен целиком в восточном и западном полушарии;

г) материк расположен преимущественно в западном полушарии.

  1. Обогнул и назвал мыс Святого Брандана (мыс Игольный)…

а) Бартоломеу Диаш; б) Васко да Гама; в) Дэвид Ливингстон.

  1. Самая высокая вершина Африки вулкан…

а) Камерун; б) Кения; в) Килиманджаро.

  1. Самая полноводная река Африки это…

а) Замбези; б) Конго; в) Нигер; г) Нил.

  1. Африка отделена от Европы…

а) Мозамбикским проливом; б) Суэцким каналом;

в) Гибралтарским проливом; г) Суэцким перешейком.

  1. Комплексные исследования в Центральной и Восточной Африке в XIX веке провел…

а)А.В.Елисеев; б)Е.П.Ковалевский; в) Н.И.Вавилов; г) В.В.Юнкер.

  1. Водопад Виктория расположен на африканской реке…

а) Замбези; б) Конго; в) Лимпопо; г) Оранжевая.

  1. Экспедицию, в ходе которой были открыты твердые сорта пшеницы, возглавил …

а) А.В.Елисеев; б) Е.П.Ковалевский; в) Н.И.Вавилов; г) В.В.Юнкер.

  1. Район размещения месторождений алмазов и золота …

а) равнины Северной Африки;

б) Южная и Центральная Африка;

в) Северо-Восточная Африка.

  1. Крупнейшее озеро Африки питает своими водами крупнейшую африканскую реку…

а) Замбези; б) Конго; в) Нигер; г) Нил.

  1. Для какой территории Африки характерно растение с двумя жесткими листьями – вельвичия?

а) Калахари; б) Намиб; в) Сахара.

  1. Страны Алжир, Египет, Ливия, Марокко расположены в регионе … Африки.

а) Восточной; б) Западной; в) Северной; г)Центральной.

  1. Жители саванн (их примерно 160 млн чел.) воины и пастухи, земледельцы и ремесленники:

а) банту; б) бушмены; в) пигмеи; г) эфиопы.

  1. Средний рост мужчин 142 – 145 см. Главные занятия – охота, собирательство и рыбловство:

а) банту; б) бушмены; в) пигмеи; г) эфиопы.

  1. Эти бродячие охотники и собиратели живут в Калахари:

а) банту; б) бушмены; в) пигмеи; г) эфиопы.

  1. Большая часть страны расположена на нагорье. Родина ценных сортов пшеницы, ржи, проса, кофе:

а) Алжир; б) Нигерия; в) Эфиопия; г) ЮАР.

  1. Как называются горячие ветры Сахары?

  2. Какова самая высокая температура воздуха?

  3. Закончите предложение: «В Сахаре ветер встает и ложится …» вместе с чем?

  4. Кого называют «синими призраками», вечно кочующими по районам Сахары?

  5. Самая большая по площади страна Африки – это:

а) Египет; б) Судан; в) Заир; г) Ливия.

  1. Коренное население Северной Африки относится к расе:

а) монголоидной; б) негроидной; в) европеоидной.

  1. Самое многонаселенное государство Африки – это:

а) Нигерия; б) Эфиопия; в)ЮАР; г) Египет.

  1. Самый высокий водопад Африки – это:

а) водопад Ливингстона; б) Виктория; в) Тугела; г) Ауграбис.









Проверка номенклатуры:


I вариант: II вариант:


1. мыс Рас-Хафун. 1. мыс Альмади.

2. Гвинейский залив 2. Гибралтарский пролив.

3. Восточно-Африканское плоскогорье. 3. Эфиопское нагорье.

4. Остров Мадагаскар. 4. Полуостров Сомали.

5. Капские горы. 5. Атласские горы.

6. Вулкан Килиманджаро. 6. Водопад Виктория.

7. Река Нигер. 7. Река Нил.

8. Река Замбези. 8. Река Конго.

9. Озеро Чад. 9. Озеро Виктория.

10.Озеро Ньяса. 10. Озеро Танганьика.

11. Нагорье Ахаггар. 11. Нагорье Тибести.

12. мыс Игольный. 12. мыс Рас-Энгела.



Ответы на итоговый тест по теме «Африка».


I вариант: II вариант:


1. а. 1. б.

2. б. 2. в.

3. б. 3. а.

4. г. 4. г.

5. а. 5. а.

6. в. 6. б.

7. а. 7. в.

8. г. 8. б.

9. г. 9. г.

10. б. 10. г.

11. в. 11. а.

12. в. 12. в.

13. в. 13. б.

14. а. 14. г.

15. а. 15. б.

16. г. 16. в.

17. б. 17. а.

18. а. 18. в.

19. а. 19. б.

20. б. 20. в.

21. Вади. 21. Самум.

22. Хамада. 22. + 58 С.

23. «Сахара», «сахра». 23. вместе с солнцем.

24. даже камни. 24. Туареги.

25. Финики. 25. Б.

26. Намиб. 26. А.

27. Река Конго. 27. А.

28. Г. 28. В.




Приложение 2

Географический диктант

(На контуре Австралии отметить расположение географических объектов).

1. Муррей. 2. Дарлинг.

3. Эйр. 4. Большой Артезианский бассейн.

5. Торренс. 6. Куперс-Крик.

7. Большая Песчаная пустыня. 8. Большая Пустыня Виктория.

9. Большой Барьерный риф. 10. Пустыня Симпсон.



Приложение 3




Итоговый тест по теме «Южная Америка»

I вариант


1.Экватор пересекает Южную Америку:

а) в северной части; б) в центральной части; в) не пересекает материк.


2.В изучении природы материка особенно велика роль:

а) участника испанских экспедиций Америго Веспуччи;

б) английского путешественника Генри Бейтсач;

в) немецкого путешественника Александра Гумбольдта.


  1. Южная Америка протянулась к югу значительно дальше, чем Австралия и Африка. От Антарктического полуострова ее отделяет лишь неширокая полоса воды:

а)Бассова пролива; б) пролива Дрейка; в) Магелланова пролива.


  1. В основе строения Равнинного Востока лежат преимущественно:

а) области древней платформы и древней складчатости;

б) области древней платформы и молодой складчатости;

в) области новой складчатости.


  1. На Равнинном Востоке преобладают преимущественно:

а) руды металлов; б) топливные полезные ископаемые;

в) осадочные полезные ископаемые, в том числе топливные и руды металлов.


  1. Важнейшими полезными ископаемыми Бразильского плоскогорья яваляются:

а) железные руды; б) каменный уголь; в) медные руды.


  1. Самая высокая вершина Анд гора Аконкагуа имеет высоту:

а) 5895 м; б) 6959 м; в) 7495 м.


  1. Анды – горы:

а) поднятие которых давно прекратилось, поэтому здесь находятся преимущественно потухшие вулканы.

б) поднятие и опускание которых продолжается до настоящего времени.

в) поднятие которых продолжается до настоящего времени, а многочисленные действующие вулканы являются частью Тихоокеанского вулканического кольца.





  1. Южная Америка протянулась на юг значительно дальше Африки и Австралии. Её оконечность лежит:

а) в субтропическом; б) в умеренном; в) в субантарктическом климатическом поясе.


  1. Транзитная река Южной Америки:

а) Амазонка; б) Ориноко; в) Парана.


  1. Дерево, сок которого издавна использовали индейцы при изготовлении натурального каучука:

а) гилея; б) гевея; в) кебраччо.


  1. Тропические пустыни занимают в Южной Америке меньшую площадь, чем в Африке или Австралии. Это объясняется тем, что:

А) значительную часть материка занимают влажные экваториальные леса;

Б) Южноамериканский материк имеет меньшую протяженность с запада на восток в тропическом поясе;

В) Южноамериканский материк имеет большую протяженность с севера на юг.


  1. Самым высоким вулканом Южной Америки является:

а) Руис; б) Чимборасо; в) Сан-Педро.


14. Река Парана собирает воды с:

а) северных склонов Гвианского плоскогорья;

б) южных склонов Бразильского плоскогорья;

в) внутренних равнин.


15.Саванны бразильского плоскогорья называются:

а) льянос; б) сельвас; в) кампос.


Географическая номенклатура.


  1. Мыс Горн.

  2. Галапагосские острова.

  3. Магелланов пролив.

  4. Амазонская низменность.

  5. Оринокская низменность.

  6. Аконкагуа.

  7. Парана.

  8. Титикака.

  9. Бразильское плоскогорье.

  10. Анхель.


II вариант


1.В умеренном климатическом поясе лежит:

а) Центральная часть Южной Америки;

б) Южная и Центральная части;

в) суженная Южная часть материка.


2.Длина реки Амазонки составляет:

а) 5971 км; б) 6437 км; в) 6537 км.


3.На Амазонской низменности существует уникальный по своим размерам и степени увлажнения природный комплекс Амазонии. Какая из названных причин не влияет на его формирование:

а) равнинность территории;

б) проникновение пассатов с Атлантического океана в глубь материка;

в) положение в экваториальных широтах;

г) холодное Перуанское течение вдоль побережья Тихого океана.


  1. Южноамериканское побережье было нанесено на карту в XVXVI вв. преимущественно благодаря плаваниям:

а) англичан; б) испанцев; в) португальцев.


  1. В рельефе Южной Америки преобладают равнины, но в отличие от Африки здесь:

а) преобладают низменности;

б) преобладают возвышенности и плоскогорья;

в) низменности и плоскогорья занимают примерно равную площадь.


  1. Важнейшая отличительная особенность географического положения Южной Америки от географического положения Африки и Австралии заключается в том, что Южноамериканский материк:

а) пересекает материк;

б) омывается водами лишь двух океанов – Тихого и Атлантического;

в) протягивается значительно дальше на юг в умеренные широты.


  1. Гвианское плоскогорье образованно преимущественно:

а) осадочным чехлом древней платформы;

б) выступами древнего кристаллического фундамента платформы;

в) областью новой складчатости.


  1. Анды протянулись:

а) вдоль восточного побережья;

б) вдоль западного побережья;

в) с запада на восток Южной Америки.

  1. Самое большое высокогорное озеро в Андах:

а) Котопахи; б) Титикака; в) Чимборасо.


  1. Влажные экваториальные леса Южной Америки называются:

а) гилея; б) джунгли; в) сельва.


  1. Потомки индейцев с неграми – это:

а) самбо; б) мулаты; в) метисы.


  1. Южная Америка расположена на территории нескольких климатических поясов. Самую большую площадь на материке занимает:

а) экваториальный; б) субэкваториальный; в) тропический климатический пояс.


  1. Леса Амазонки – настоящее средоточие змей. Здесь обитает гигантский водяной удав:

а) анаконда; б) мамба; в) гюрза.


  1. Главным источником влаги в пустыне Атакама являются:

а) атмосферные осадки; б) туманы; в) подземные воды.


  1. Тропические пустыни занимают в Южной Америке меньшую площадь, чем в Африке или Австралии. Это объясняется тем, что:

а) значительную часть материка занимают влажные экваториальные леса;

б) Южноамериканский материк имеет меньшую протяженнность с запада на восток в тропическом поясе;

в) Южноамериканский материк имеет большую протяженность с севера на юг.


Географическая номенклатура.

1.Мыс Кабу-Бранку.

2.Огненная Земля.

3.Ла-Плата.

4.Анды.

5. Ла-Платская низменность.

6.Чимборасо.

7.Амазонка.

8.Ориноко.

9.Гвианское плоскогорье.

10.Игуасу.






Ответы на итоговый тест «Южная Америка».

I вариант

1.а. 2. в. 3. б. 4. а. 5. в. 6. а. 7. б. 8. в. 9. б. 10. а. 11. б. 12. б.

13. б. 14. б. 15. б.


II вариант

1.в. 2.б. 3. г. 4. б. 5. в. 6. в. 7. б. 8. б. 9. б. 10. в. 11. а. 12. б.

13. а. 14. б. 15. б.
















Литература


1. Воробцова,Т.Н. География. 7 кл.:Поурочные планы по учебнику В.А.Коринской и др. «География материков и океанов».- 2-е изд.-Волгоград.: «Учитель-АСТ», 2009.

2. Душина, И.В. География материков и океанов. 7 кл. – М.: Дрофа, 2009. – (Рабочая тетерадь для учителя).

3. Елисеева,Р.М. География материков и океанов. 7 кл.: Практическое пособие.- М.: Издат-Школа, 2008.

4 Костина, С.А. География. Материки и океаны. 7 кл. : Поурочные планы по учебнику О.В.Крыловой. – Волгоград: Учитель, 2007.

5. Крылова, О.В. Дидактические материалы по географии материков и океанов. 7 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2006.

6. Сайты в интернете

http:// www.vokrugsveta.com/ Электронный журнал «Вокруг света».

http:// www.geosfera.com/ Электронный журнал ГеоСфера.





Свежие документы:  Конспект урока по литературе "Идейно-художественное своеобразие "Повести о Петре и Февронии Муромских" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: