Методическая разработка урока географии в 6 классе «Рельеф дна Мирового океана»


Методическая разработка урока географии в 6 классе

по теме: “ Рельеф дна Мирового океана ”.

Составила: учитель географии – Сахнова Елена Ракиповна

Образовательная цель:

  • расширить знания учащихся о Мировом океане;

  • сформировать понятие и объяснить происхождение таких форм рельефа как шельф, срединно-океанические хребты, глубоководные желоба;

  • познакомить учащихся с картой океанов, используя шкалу глубин научить определять по карте глубину океанов;

  • познакомить учащихся с методами изучения дна Мирового океана, работой эхолота.

Развивающая цель:

  • продолжать способствовать развитию самостоятельности мышления учащихся; умения сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, выделять главное, делать выводы.

Воспитательная цель:

  • продолжать воспитывать культуру учебного труда: аккуратность, усидчивость, умения работать с учебником и картами атласа.

  • продолжать формировать самостоятельность, умения сотрудничать с другими учащимися.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: физическая карта полушарий, карта океанов, атласы 6 класс, раздаточный материал.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка ранее изученного материала.

3.Изучение нового материала:

4.Закрепление изученного на уроке.

5.Постановка домашнего задания.

6.Подведение итогов урока.











Ход урока:


1.Организационный момент

Сообщение темы, целей урока

Учитель: Дно Мирового океана не менее разнообразно, чем суша. Цель нашего урока: узнать формы рельефа дна океана, познакомиться с их основными особенностями. Научиться определять и показывать формы рельефа дна Мирового океана на карте полушарий и карте океанов.


2.Проверка ранее изученного материала

Учитель: Но прежде, давайте вспомним, какие формы рельефа суши вы знаете?

— Что такое равнина?

— Какие виды равнин по характеру поверхности вы знаете?

— Назовите виды равнин по абсолютной высоте и покажите примеры на карте.

— Расскажите при каких условиях происходит изменения равнин во времени?

Учащиеся: отвечают, используя наглядный материал и физическую карту полушарий


3. Изучение нового материала


Учитель: Давайте обратимся к истории изучения дна океана. Впервые сведения об океаническом дне получил Фернан Магеллан. Во время своего путешествия вокруг света в 1521 г. он бросал ручной лотлинь (прочный трос с грузом), вероятно до глубины 200 морских саженей (366 метров) в Тихом океане. Не достигнув лотом дна, он сделал вывод, что находится над самым глубоким местом в океане. На самом деле глубина дна в местах, где Магеллан делал промеры, составляет 4000 метров.

В 1872-1876 годах английские путешественники на судне «Челленджер» исследовали и в ручную промерили дно трех океанов, составили первую карту океанического дна, развеяв тем самым сомнения, что дно ровное и песчаное.

Позже французский океанолог Жак-Ив Кусто совершит множество открытий рельефа дна океана и его обитателей.

Во время второй мировой войны был создан аппарат эхолот, который был первоначально предназначен для слежения за подводными лодками противника.

Эхолот излучает звуковые сигналы, которые достигают дна, отражаются от него и возвращаются обратно к кораблю. Зная время пути сигнала до дна и скорость звука в воде, можно определить глубину океана в данной точке.

рассмотрите рисунок 44 в учебнике


Исследование океанов с помощью эхолота, глубоководное бурение их дна позволили получить полное представление о рельефе дна Мирового океана. Сегодня ученые выделяют три основных зоны дна Мирового океана:

1) подводная окраина материков

2) ложе океана и

3) переходная зона



Учитель: Подводная окраина материков. На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100-200 м, называется материковой отмелью или шельфом.

На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.

Обычно она покрыта осадочными обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов волнами. На шельфе добывают полезные ископаемые – нефть, природный газ. Здесь находится основная зона мирового морского рыболовства. Шельф материков имеет различную ширину.

Работа с картой:

— познакомьтесь с картой океанов в атласе, расскажите о ней по плану.

по карте океанов определите, у каких материков и их частей: а) наиболее широкий шельф, б) узкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин

— каким цветом на карте океанов изображают шельф?


Учитель: Между подводной окраиной материка и ложем океана расположена зона, имеющая сложный рельеф. Она включает дуги островов и глубоководные океанические острова. Это длинные узкие понижения дна океанов глубиной свыше 6000 метров. Самый глубокий океанический желоб – Марианский желоб в западной части Тихого океана. Его глубина 11 022 метра.

Работа с картой:

— найдите на карте океанов Марианский желоб

— каким цветом на карте океанов изображают глубоководные желоба?

— в каких океанах нет глубоководных желобов?

Ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседают на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Те же вулканы, которые потухли, начали разрушаться, они имеют плоские, выровненные течениями вершины. В теплых водах на вершинах потухших вулканов поселяются колонии кораллов, образуя коралловые острова в форме кольца с внутренним водоемом – это атоллы.

Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва. Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва

На глубине 5000 метров уже темно, солнечный свет не попадает, обитают глубоководные обитатели, рельеф достаточно ровный это- подводные равнины или их называют котловинами.

Работа с картой:

— пользуясь картой океанов, приведите примеры котловин и хребтов ложа океанов


Учитель: Важнейшим открытием в конце 50-х гг.20 в. стали срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км. Относительная высота их 3-4 км., ширина до 2 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом, представляющий собой ущелье глубиной до 3 км., шириной до 50 км. Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. Температура воды у дна ущелья очень высокая, поэтому растворенные в воде вещества начинают взаимодействовать друг с другом, образуя серную кислоту. Кислота взаимодействует с излившейся магмой, в результате чего возникают высокие конусообразные постройки. Над конусами образуются черные облака. Эти удивительные творения природы получили названия «черные курильщики».

На дне ущелья – излияние базальтов магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.

Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане Восточно-Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).

Работа с картой:

— пользуясь картой океанов, назовите:

-самый широкий срединно-океанический хребет

— большой остров, который представляет собой часть срединно-океанического хребта

— в каком океане расположен самый длинный срединно-океанический хребет


Учитель: На рельеф дна Мирового океана, как и на рельеф суши, влияют внешние и внутренние процессы. Внешние процессы в океане отличаются от внешних процессов на суше. В океане не дуют ветры, нет резких перепадов температур, животные и растения мало изменяют рельеф дна. Главный внешний процесс, изменяющий дно океана – образование осадочных горных пород. За 1000 лет образуется слой осадков толщиной 1-2 мм.



В результате объяснения нового материала учителем на доске и в тетрадях учащихся записана схема 1.

Учитель: сегодня на уроке вы узнали, что рельеф дна Мирового океана так же разнообразен, как и рельеф суши и его также формируют внутренние и внешние силы.


4. Закрепление изученного материала


Работа с раздаточным материалом (схема 2)


Учитель: Перед вами профиль рельефа дна Мирового океана

Я вам буду называть цифру, а вы запишите, форму рельефа дна Океана.


1 — желоб

8 — шельф

4 — островные дуги

7 — СОХ

3 — материковый склон

2 — котловины

6 — вулканические острова


учащиеся проводят взаимопроверку работ

5. Домашняя работа

§ 16- § 22 повторить

6.Подведение итогов урока.

выставление оценок учащимся


5


Свежие документы:  Конспект урока по географии "Внутренние воды, их зависимость от рельефа"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: