Методические рекомендации к уроку «Численность населения России» 8 класс


Методические рекомендации к уроку

« Численность населения России» 8 класс

с использованием учебника

«География России. Природа. Население. Хозяйство» под редакцией В.П. Дронова. Дрофа, М.:2010

учитель МОУ СОШ №13 города Тамбова Чернобылова Елена Владимировна

учитель МОУ лицей №21 города Тамбова Осипова Татьяна Геннадьевна

Образовательная:

формирование знаний об особенностях изменения численности населения в современный период и процессах влияющих на естественное движение населения, познакомиться с отличительными чертами численности населения России, выявить влияние исторических событий на численность населения.

Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса, умения самостоятельно работать с учебником, применять знания в нестандартных ситуациях, выполнять практические и творческие задания, развивать мысленное представление о населении России.

Воспитательная:

способствовать воспитанию интереса к самостоятельному изучению предмета, воспитание чувства патриотизма и гражданского становления личности, формирование у учащихся естественно — научного мировоззрения. Учебно – наглядный комплекс: карта «Население России»

Термины и понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, демографический кризис, механический прирост, иммиграция, эммиграция.

Учащиеся должны знать: новые понятия и термины естественный прирост, воспроизводство населения, демографический кризис, механический прирост, иммиграция, эммиграция.

Учащиеся должны уметь:

объяснять: новые понятия и термины;

давать оценку: динамике численности населения, демографическим показателям;

показывать: размещение населения;

доказывать: влияние религии на численность населения;

анализировать: статистические материалы и текст учебника;

составлять: ментальные карты и диаграммы;

Форма урока: классный урок с элементами развивающего обучения.

Тип урока: изучение нового материала

Метод обучения: частично- поисковый, проблемное изложение, картографический анализ

Информационные ресурсы:

Учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 класс Дрофа,М.:2006;

Методическое пособие: И.И. Баринова, В.п. Дронов «География России» 8-9 класс Дрофа М.:2003;

Учебно-методическое пособие к учебнику по ред. В.П.Дронова «География России. В двух частях. 8-9 классы» издательство «Экзамен» М.: 2008;

контурная карта.



Этапы урока

Методические рекомендации


Ход урока

1. Организационный момент

2. Активизация опорных знаний

-Можно ли считать население одним из компонентов природы, связанным со всеми остальными компонентами? (Да, в наши дни человек считается, чуть ли не самой мощной геологической силой и т.п.)

— Какие науки изучают население, людей? (История, медицина, граждановедение, психология и др.)

3. Переход к новой теме

-Мы будем изучать население с точки зрения науки демографии, которая нам ответит на вопросы, связанные с населением страны: сколько живет в стране человек, где живет, чем они занимаются, а также на другие вопросы.






Выявить уровень усвоения знаний предыдущих курсов географии учащимися; активизировать понятия, термины и определения по теме «население»












4. Изучение нового материала

Тема урока на доске « Численность населения России»

План урока

1) Динамика численности населения России

2) Естественный прирост

3) Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения.

4) Механический прирост населения

5) Вывод

Проблема: Можно ли считать население России многочисленным?

(сведения, необходимые для решения проблемы находятся в §38)




Создание ситуации интеллектуального затруднения, стимулирование информационного поиска

По ходу урока учащиеся кратко фиксируют знания в тетрадях.



1) -Просмотрите текст учебника на стр.183-188 и определите, с какими терминами и понятиями вы сегодня познакомитесь. (Запись на доске терминов с пробелами для слов, которые дети не называют)

-Предположите, как можно узнать о численности населения в стране? Те, кто затрудняется при ответе на вопрос, использует текст учебника стр.183.

-Чем современная перепись населения отличается от переписи населения в VIII веке?

-Что вы еще узнали из этого текста? (Последняя перепись населения в России была в 2002 году)

-Какой дополнительный вопрос у вас возник? ( Какова численность населения в России сейчас?)

-Найдите ответ на этот вопрос в тексте §38


-Россия занимает 8-е место в мире по численности населения. Найдите подтверждение или опровержение этому высказыванию в тексте §38

-Подтвердите практически эту информацию, изобразив ее в виде диаграммы в порядке убывания численности населения.

-На доске изображается заготовка диаграммы без названия стран

Численность населения стран мира

(млн. чел.)



-Всегда ли численность населения России была такой? Проанализируй таблицу 13 стр.183

-На какой вопрос наталкивает вас сопоставление этих фактов? (Какие исторические и социальные события приводили к сокращению численности населения в XX веке?)

-Предположите, какие наиболее значимые события повлияли на уменьшение численности населения в XX веке.

-Проверьте правильно своих суждений, проанализировав таблицу 14 стр.184 «Потери населения России в XX веке»


-Найдите в тексте §38 термин, который характеризуется сокращением численности населения (Демографический кризис)

-Как по-другому можно назвать демографический кризис? (Демографическая катастрофа)

Вывод:

-Почему за короткий период изменялись темпы роста населения нашей огромной страны? К чему может привести демографическая катастрофа?


Общий обзор текста, восприятие информации как целостности, выделение главных элементов и установление связи между ними.




Поиск информации для подтверждения предположения


Поиск в тексте необходимой информации. Осознание приема мыслительной деятельности.






Осмысление прочитанного, осознание неполноты знаний, стимул дальнейшего информационного поиска

Поиск в тексте необходимой информации




Сопоставление информации текста с выдвинутым предположением, уточнение имеющихся представлений.










Сопоставление информации с наглядными объектами.














Установление аналогий. осмысление информации.

Глубокое осмысление информации на уровне установления взаимосвязей.



Сопоставление новой информации с имеющейся



Эмоциональное отношение к получаемой информации.



Поиск информации по всему фрагменту текста, развитие внимания. Выделение ключевых слов, осмысление и обобщение информации, замена слов текста синонимичными и подбор точных обобщающих слов.


Обобщение, установление связей между изученными компонентами.

Подключение внимания с текста. осмысление информации

Учитель дает определение термину «депопуляция»


2) -Прочитайте текст учебника стр.184-185 о естественном приросте населения. Одной чертой подчеркните в тексте факторы, влияющие на естественный прирост, назовите эти факторы.

-Как можно выразить естественный прирост математической формулой (ЕП=Р-С)

-Может ли ЕП быть отрицательным?

-Составьте задачу на определение ЕП.


3)- Как вы думаете, что может означать термин «воспроизводство населения»?





-Используя текст учебника стр.185-186, ответьте на вопрос: какие два типа воспроизводства населения существуют?

-Вам необходимо дать характеристику каждому типу по плану. (Работа в группах)

1 группа- I тип воспроизводства;

2 группа- II тип воспроизводства.
















I тип II тип

воспроизводства воспроизводства


-Предположите, какие факторы влияют на воспроизводство населения?

-Используя дополнительный материал к тексту §38 учебника на стр.186, на контурной карте отметьте регионы с самым низким и самым высоким естественным приростом.


Сопоставление информации разных фрагментов текста.





Установление межпредметных связей.


Практическое применение полученных знаний


Объяснение нового термина, связь новой информации с уже имеющейся, переключение внимания с текста учебника на объяснение учителя.








Поиск в тексте учебника новой информации.


Выработка коммуникативных навыков. Поиск информации по всему фрагменту текста учебника, развитие внимания.





Сопоставление информации разных фрагментов текста учебника, поиск сходства и отличия.





Осмысление информации, установление причинно- следственных связей.

Применение полученной информации на практике. Привлечение внимания к мелким деталям текста.


4) -Прирост населения бывает не только естественным, но и механическим. В чем разница между этими понятиями?

-Используем стр.186-187

-Установите взаимосвязь между числом прибывших в страну и выбывших, и выразите это формулой, при выполнении задания используйте рис.62 стр.187 учебника.


-С какими новыми терминами вы познакомились? (Эммиграция, иммиграция)

Дайте им определение.


-Проанализируйте таблицу 15 стр.185 учебника (графу механический прирост)

Сформулируйте вопрос по данной таблице и найдите ему объяснение в тексте учебника.


Сопоставление текстовой информации.






Установление аналогий, переключение внимания с текста на схему.


Подбор слов при объяснении терминов



Связь новой информации с имеющейся.

Установление причинно-следственных связей.

-По таблице 16 учебника познакомьтесь с прогнозами динамики населения. Какой из них на ваш взгляд реальный, почему?

5) Вывод

Осмысление информации. Выдвижение предположения.

Систематизация знаний

Развитие информационной культуры.

Закрепление информации, полученной на уроке.


5. Закрепление

-Наше исследование подходит к завершению. — Посмотрите на ключевые слова нашей темы, добавьте недостающие термины и сформулируйте вопросы с использованием этих понятий.

6. Итог урока

-Обсуждение проблемы, поставленной в начале урока: Можно ли считать население России многочисленным?



7. Домашнее задание: §38, придумать не менее 5 тестовых заданий по теме «Численность населения России»




Обобщение, установление аналогий.

Закрепление информации, полученной на уроке





Отработка структуры доказательства: тезис- аргумент- вывод

Свежие документы:  Контрольная работа по географии для 6 класса по теме: «Гидросфера и атмосфера»


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: