Модульный урок по теме «Этнический, языковой и религиозный состав населения России», 8 класс


Открытый урок по географии

Дата проведения: 15.03.2013


Тема: Этнический, языковой и религиозный состав населения России

Класс: 8

Тип урока: комбинированный, с элементами модуля

Цели:

  1. Познакомить учащихся с особенностями этнического, языкового т религиозного состава населения России, с размещением народов по территории страны.

  2. Развивать самостоятельность в формулировании социальных и экономических проблем на основе географических знаний и статистических данных о национальном составе населения.

  3. Продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений темы, производить необходимые сравнения.

  4. Воспитывать у учащихся черты толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способность ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.


Оборудование: карты в атласе для 8 класса: «Народы России», «Религиозный состав населения России», учебник «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс», В.П.Дронова, И.И.Бариновой и др.;

Картографический и статистический материал для самостоятельной работы;


Ход урока

УЭ, время

Учебный материал с указанием заданий

Советы по изучению

УЭ — 0

Общие цели: Познакомиться с особенностями этнического, языкового и религиозного состава населения России, с размещением народов по территории страны

Внимательно прочитайте цели урока


УЭ – 1

Цель: определить уровень знаний по изученным ранее темам в разделе «Население России».

  1. Дайте краткий ответ на поставленный вопрос:

  • Какова численность населения России?

  • В каком году прошла последняя перепись населения?

  • Какое место по численности населения занимает наша страна?

  • Что называют воспроизводством населения?

  • Что такое рождаемость?

  • Что такое смертность?

  • Что называют младенческой смертностью?

  • Что такое демографический взрыв?

  • Что такое естественный прирост населения?

  • Что называют депопуляцией?

  • Что такое миграция?

  • Что такое урбанизация?

  1. Дайте ответ с объяснением:

    • Почему в районах притока населения смертность снижается, а рождаемость растёт?

    • Почему Северный Кавказ, являющийся районом с притоком населения, отличается высокой долей пожилого населения?

    • Объясните «перетяжки» в половозрастной пирамиде России. Почему они периодически появляются вновь через 20-25 лет?

    • Оцените демографическую ситуацию в России.

  1. Цифровой диктант

Расставьте цифры к регионам, к которым относятся следующие признаки (некоторые признаки могут относиться к двум регионам, поэтому в итоге цифр может быть не 8, а 10)

  1. Для региона характерен отток населения.

  2. Это регион притока пожилого населения.

  3. Высокая рождаемость.

  4. Низкая доля детей.

  5. Высокая доля детей и молодых.

  6. Преобладание взрослого мужского населения.

  7. Высокая доля пожилого населения в сельской местности.

  8. Высокий уровень смертности.

(Север России, Северный Кавказ, Центральная Россия)

Работайте с учителем

















Работай по рисунку

учебника «Половозрастная пирамида»









Запиши ответы на листах

УЭ — 2

Цель: познакомить с этническим, языковым и религиозным составом населения России.

Эпиграф к теме: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на Земле, как люди» Б.Шоу.

Почему я взяла эту фразу в качестве эпиграфа к уроку, надеюсь, поймёте, изучив данную тему.


— А зачем нам надо эту тему изучать?


Начать хочу со стихотворения В.Степанова.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один рыбак с рождения,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина – Россия

У нас у всех одна.


— О чём это стихотворение?


Россия – многонациональное государство. На её территории проживает 130 народов. Расположена Россия на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада – европейские страны – Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства.

На Кавказе, имеющем очень пёстрый национальный и религиозный состав, сильно влияние ислама, а значит, на республику Азербайджан неоспоримо влияние мусульманских соседей – Турции и Ирана. Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман, христианами являются лишь осетины, армяне, грузины.

На юге Россия граничит с Казахстаном. Этнический и культурный мир Казахстана также очень сложен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков, уйгуров. Итак, не только Россия многонациональная страна, но и её соседи имеют сложный этнический и религиозный состав.

Каждый народ имеет свой язык, который является визитной карточкой народа. По родству языка все народы объединяются в языковые семьи.

Найди на карте «Народы России», к каким языковым семьям принадлежат народы страны.


Народы России по языковой принадлежности относятся к 4-м языковым семьям:

Индоевропейская семья (89% населения)

Алтайская семья (7% населения)

Кавказская семья (2% населения)

Уральская семья (2% населения)

Пользуясь картой и учебником, заполни таблицу, укажи принадлежность языковых групп к семьям, религии (приведи по несколько примеров). Укажи самый многочисленный народ каждой языковой семьи. Сделай выводы.


Одни народы широко расселились за пределами своей республики, а другие живут в пределах своей республики.

Титульный народ – это народ, по названию которого называется республика.

Но титульный народ, как правило, не составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу ассимиляции, т.е. растворения одних народов среди других. Например, в Татарстане татары составляют 48,5% населения, в Башкирии – башкир всего 21%, а татар – 28%.


Пользуясь таблицей «Особенности населения республик России», определите народ, давший название республике.


Существуют ли республики, в которых два титульных народа? Назовите.

Запиши в тетрадь тему урока, эпиграф











Работайте с учителем

































Работайте в паре

Учебник, стр.196 – 197, рис.68



Запиши в тетрадь!




Самост. работа.

Учебник, стр.194-195




Запиши в тетрадь







Работай с учителем

(см.Приложение)

УЭ — 3

Цель: обобщить и закрепить знания по теме


Ответьте на вопросы и оцените, как вы усвоили данный материал:

  • Какой народ самый многочисленный в России?

  • Назовите религии, которые исповедуют народы России.

  • Народы алтайской семьи исповедуют ислам. Назовите народы этой семьи, исповедующие другие религии.

  • Какой народ Северного Кавказа исповедует православие?

  • Какой народ, исповедующий буддизм, живёт в европейской части России?

  • Назовите народы, которые являются малочисленными у нас в стране.

  • Назовите народы, которые не имеют своей республики или национального округа.




Проверьте свои знания. Выберите правильный ответ


  1. Языковыя группа, которая исповедует буддизм:

а) славянская

б) тюркская

в) монгольская

2. Коренной народ одной из республик Северного Кавказа, относящийся к индоевропейской семье:

а) чеченцы

б) осетины

в) черкесы

3. Традиционное занятие коренных жителей российского Севера:

а) земледелие

б) оленеводство

в) охота

4. Название субъекта РФ, в котором проживает самое большое число народов (более 30)

а) Башкортостан

б) Карелия

в) Дагестан

5. Титульный народ единственной в стране АО:

а) евреи

б) адыгейцы

в) ненцы

6. Народ, проживающий как на территории России, так и за её пределами, который не имеет собственной территории:

а) нивхи

б) алеуты

в) цыгане


Работай с учителем


Запиши дом.задание!

  1. Параграф 40, вопр. 1,2,3, выучи определения

  2. По желанию! Нарисовать национальные костюмы народов России, например, народов Кавказа, татарский, ненецкий, русский костюмы и т.д.

  3. По желанию! Составить кроссворд на тему «Народы России» или «Республики России»


СПАСИБО ЗА УРОК!


Приложение

Особенности населения республик России

Республика

Площадь, тыс.кв.км.

Население в 2000 г., тыс.чел.

Доля городского населения

Плотность заселения, чел/кв.км

Коренная национальность

Русские

С преобладанием коренного населения

Дагестан

50,3

2120

40,7

38

80,2

9,2

Чеченская

19,3

42

68

70,7

23

Ингушская

317

41

Чувашия

128,3

1362

60,8

74

68

22

Тува (Тыва)

170,5

311

47,5

1,8

64

32

Кабардино – Балкария

12,5

786

57

63

57,6

30

Северная Осетия (Алания)

8,0

662,7

68

87

53,0

29,9

С равенством коренного населения

Татарстан

68

3784

74

55

48,5

43,3

Калмыкия (Хальмг-Танч)

76,1

316

40

4,3

45,4

37,7

Марий –Эл

23,2

761

62

32,8

43,3

47,5

Карачаево- Черкессия

14,1

433,5

44

31

40,9

42,4

С преобладанием русского населения

Карелия

172,4

71

74

4,6

10

74

Хакассия

61,9

581

71

9,4

11,1

79,5

Башкирия

143,9

4110

65

28,2

21

39

Адыгея

7,6

449

54

59,1

22

68

Коми

415,9

1151,4

75

3

234

58

Бурятия

351,3

1038

60

3

32,5

60,8

Удмуртия

42,1

1633

70

39

30,9

50,3

Алтай

92,6

203

25

2,1

31

68

Мордовия

26,2

937

59

36,8

32,5

60,8

Якутия (Саха)

3103,2

1000

64

0,3

33

50,3


Свежие документы:  Тема урока : Состав числа 5. Урок-сказка «Муха-Цокотуха»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: