Научно-методическая статья «Деятельностный подход при изучении географии»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов 36»

Республики Мордовия













Деятельностный подход

при изучении географии














подготовил

учитель географии

Шмырёв Сергей Сергеевич












Саранск

2013


Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя организовать учебную деятельность по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний. Все это происходит в процессе выполнения разнообразных учебных задач с помощью различных форм, методов и подходов. Ученики становятся активными субъектами образовательного процесса. По мнению чешского педагога Яна Амоса Каменского, «следует не забивать головы детей цитатами, а учить их понимать вещь, устанавливать причинно — следственные связи между предметами и явлениями. Усвоение материала должно идти через понимание, серьезную умственную переработку, подобную сбору меда пчелами. Ученики — это маленькие пчелки, собирающие нектар с разных цветов, но получаемый в результате мед это уже их собственный продукт… Учитель — это заботливый садовник, который внимательно ухаживает за молодыми деревьями и взращивает их».

Для обеспечения качественного преподавания география нуждается в серьезной системе знаний и упражнений, увязанных с обязательным минимумом содержания образования. Это: формирование практических умений и навыков; организация самостоятельной работы учащихся с географическими атласом, контурной картой и рабочими тетрадями; самооценка учащимися своих географических знаний.

Важнейшим пособием для учащихся и учителя является учебник. Учебник — это не только источник знаний, но и источник приобретения умения и навыков работы с методическим аппаратом, который включает в себя: текст, различные шрифты, иллюстрации, фотографии, схемы, графики, текстовые карты, таблицы, словари и т. д.

Для более успешной работы дома необходимо организовать систематическую работу учащихся с учебником в классе, причем на всех этапах урока. В классе по тексту учебника можно рекомендовать следующие формы самостоятельной работы: объяснительное чтение, составление плана, составление ответов на вопросы и задания учебника, нахождение в учебнике объяснения географическому явлению, установлению географических связей, зависимостей, получение тех или иных выводов и оценок.

При повторении и закреплении материала на уроках необходимо выполнять наиболее трудные упражнения и задания, организовать работу по картосхемам, иллюстрациям и таблицам учебника. В работе с учебником очень важным моментом является применение стандартных и типовых планов. Применение планов помогает учащимся найти главное в тексте учебника, вносит определенную систему в их знания, указывает большую помощь учащимся при их ответах. Такие типовые планы учитель может составлять сам или воспользоваться методической литературой. Продуманная система самостоятельной деятельности учащихся формирует прочные умения и навыки работы с учебником. Эту работу надо проводить систематически, так как она заставляет учащихся логически мыслить, углублять их знания, приучает их к самостоятельному приобретению новых знаний. Теоретические знания без умений их применять на практике остаются мертвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией. Система заданий и упражнений по географии может быть представлена тремя различными блоками, каждый из которых отличается своим набором заданий и упражнений в зависимости от цели их использования.

Свежие документы:  Конспекты занятий старшей группы программа "Детство"

Например, первый блок содержит задания и упражнения, использование которых поможет организовать урок — практикум, экскурсию на природу или предприятие, т. е. выполнить практическую или самостоятельную работу по применению теоретических знаний на практике и реализовать деятельностный подход при обучении географии. Перечень заданий целесообразно сориентировать на имеющиеся в программах практические работы. Например, в курсе «География России. Природа и население. 8 класс» по теме «Население» можно предложить следующие задания:

Задания. С целью формирования понятия «миграция», выявления основных причин иммиграции и эмиграции:

  1. Выделить и назвать районы России, для которых характерен: а) приток населения из других районов; б) отток населения в другие районы;

2)Выписать в тетрадь основные причины, которые на ваш взгляд влияют: а) на перемещение населения внутри страны; б) на выезд населения из России в другие страны (какие?), в) на въезд населения в Россию из других стран (каких?)

3) Заполнить таблицу «Миграция населения России»

В этом же блоке изучается тема «Численность населения» Ребятам предлагаются статистические данные изменения численности населения за разные промежутки времени. На основе этих данных можно предложить построить график или столбчатую диаграмму изменения численности населения. А затем ребята уже по графику отвечают на вопросы:

1)Когда была самая высокая и самая низкая численность населения?;

2)Как происходило это изменение?;

3)Каковы главные причины изменения численности населения?.

Второй блок может содержать задания и упражнения для организации самостоятельной практической работы с контурными картами. Эти задания должны использоваться с заранее намеченной целью и строго дозироваться, отбираться на контурную карту должны наиболее важные географические объекты, знание которых предусмотрено обязательным минимумом содержания географического образования и требованиями к учащимся. Так, в курсе «География. Материки, океаны, народы и страны» 7 кл. для закрепления темы «Географическое положение материков» ученики наносят на контурную карту крайние точки, моря и океаны, омывающие материк. Впоследствии различными особами наносят крупные реки и озера, выделяют основные формы рельефа и полезные ископаемые и др. информацию.

В 8 классе для формирования знаний о различиях в расселении населения по территории России на контурную карту ребята наносят все города — миллионеры, указав рядом с пунсоном количество проживающего в нем население проводят главную полосу расселения, используя теоретическую часть учебника и карту «Плотность населения».

И, наконец, третий блок заданий и упражнений может быть ориентирован на организацию внутришкольного и внутриклассного контроля по географии и систематического мониторинга качества знаний. Без организации системагического контроля и учета динамики изменения качества знаний очень трудно у каждого учащегося добиться высокой обученности. В таком контроле нуждается практически 85-90 % детей. Поэтому задания для них должны быть не сложными по выполнению, а их содержание готовится с учетом обязательного минимума.

На уроках применяю и задачи, построенные на логических алгоритмах и ориентированные не столько на воспроизведение изученного материала, сколько на его творческую интерпретацию. Эти задания привносят в преподавание географии новые элементы развивающего обучения. Использование учебных задач позволяет ученикам более эффективно усвоить материал, сделать урок интересным и занимательным.



Примеры заданий

Тема «Природа Африки» (7 кл.)

В предложенном тексте найдите шесть географических ошибок, выпишите их и исправьте:

Северная часть Африки находится в непосредственной близости от другого континента — Европы. Поэтому в отличие от центральных частей Африки, изученных только в середине 19 века, ее север был известен европейцам еще более 2-х тысяч лет назад. Этому благоприятствовали хорошие условия плавания по Средиземному морю. Уже тогда на севере Африки были крупные города. Рельеф Северной Африки в основном однороден — это равнина. Исключения составляют древние Атласские горы на северо-востоке и небольшое нагорье Тибести на юге. Значительная часть Африки располагается на древнем кристаллическом фундаменте, поэтому на севере преобладают метаморфические горные породы: фосфориты, нефть, газ и др. На востоке Северной Африки в Средиземное море впадает самая полноводная река континента — Нил, берущая начало из озера Виктория.

В Северной Африке выделяются две природные зоны:

жестколистных вечно зеленых лесов и кустарников на побережье и пустынная в тропической части этого региона.






Тема «Климат России» (8 кл.)


В аэропорту одного из городов России сразу после наступления нового года экипаж готовится к вылету. Из-за сильной пурги полет откладывается. Метеосводка сообщает, что в аэропорту назначения, как обычно в это время года, температура воздуха — 20 градусов С, но погода безоблачная Расстроенный штурман, проклиная непогоду, думает. «Сколько лет летаю — одно и тоже: дома пурга, там ясно, а холодно везде!».

Из предложенного списка городов, используя карты атласа, выберите наиболее вероятные аэропорты вылета и назначения и обоснуйте свой выбор:

Владивосток, Волгоград, Воркута, Екатеринбург, Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург, Якутск.


Тема «Агропромышленный комплекс» (8 кл.)

В сентябре в одной из новгородских газет под рубрикой «Будни села» была напечатана статья «Только что закончилась уборка озимых хлебов. Они в этом году удались как никогда, особенно пшеница, ведь еще с весны поля были подготовлены под орошение. В передовом молочно-животноводческом хозяйстве «Звезда» надои молока достигли рекордной отметки. А вот урожай основной технической культуры — сахарной свеклы, как и картофеля, в этом году, к сожалению, небольшой».

За эту публикацию журналист получил выговор от начальства. Объясните почему?

«Население мира» (10-11 кл.)

а) Назовите самые многочисленные народы зарубежных стран, родственные: а) якутам и тувинцам; б) карелам и коми. В каких природных зонах живет большинство представителей этих языковых семей?

б) Почему крупнейший мегаполис образовался на Северо — Востоке США, а не на центральном или южном участке Атлантического побережья?

в) Укажите основные черты сходства и различия в специализации Австралии и Аргентины.

В настоящее время издается огромное количество разных книг, пособий, которые содержат большое количество заданий, в том числе и тестового характера.

Разнообразие применяемых на уроках географии методов обучения, самостоятельные работы учащихся при усвоении нового материала, активизация учащихся, связь обучения с жизнью — основные условия, содействующие развитию самостоятельности мышления учащихся и выработке у них нужных навыков и умений, достигаемых за счет деятельностного подхода при обучении географии.






Список литературы

1. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие.  М.: Вентана-Граф, 2010

2. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Под. ред. Дронова В.П. География. Материки, океаны, народы и страны . 7 кл. Дрофа.2011


3. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Под. ред. Дронова В.П. География. Природа и население 8 кл. Дрофа, 2011


4. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. Лобжанидзе А.А Под. Ред. Дронова В.П. География. Хозяйство и экономические районы 9 кл. Дрофа.2011

5. Купавцев А.А. Деятельностный аспект процесса обучения. Педагогика, №6, 2002.

6. Максаковский В.П. География (базовый уровень) 10-11 кл. Просвещение

2011

7. Сухов В.П. Системно -деятельностный подход в развивающем обучении школьников.  СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: