Научно-методическая статья «К вопросу об оптимизации учебного процесса на уроках географии»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов 36»

Республики Мордовия
















К вопросу об оптимизации учебного процесса на уроках географии









подготовил

учитель географии

Шмырёв Сергей Сергеевич














Саранск

2013

Современный ученик за счет того, что он получает огромный поток информации как на уроках, так и вне школы, стал более информированным. Полученную информацию он не всегда может переработать, осмыслить, привести в последовательную систему знаний. В связи с этим задача школьных педагогов найти возможности во всех имеющихся методах и приемах обучения, сделать их более гибкими, рациональными, оптимальными в повышении эффективности учебного процесса.

Кратчайший путь к познанию лежит через последовательную и самостоятельную активность учащихся в учебном процессе, через продуктивную их деятельность. Прочнее и глубже, легче и с наименьшими усилиями формируются знания при условии создания для учащихся познавательного и поискового интереса. «Непосредственный интерес — вот великий двигатель, единственный, который видит верно, и далеко …» — так писал известный просветитель XVIII в. Ж. Ж. Руссо.

Без интереса не может быть продуктивного обучения. Без продуктивного обучения нельзя говорить об эффективности урока и его оптимизации. Познавательный и поисковый интерес, а вследствие его и творческая активность школьников формируются и создаются содержанием учебного материала, методами и приемами обучения, личностью учителя и под влиянием внутренних потребностей, желания учиться.

Продуктивность обучения достигается:

во-первых, наглядностью. Она должна не просто демонстрироваться, к ней обязательно должны быть проблемно-познавательные вопросы и задания. Благодаря наглядности создается определенная конкретность и образность в абстрактном мышлении учащихся, вырабатывается умение искать и находить общее в самых различных явлениях и процессах. «Не только старайтесь передавать человеку знания, но стремитесь, чтобы он получил способность сам доходить до них, — вот крайний предел педагогики во всех степенях учения, тем более на степени элементарной» — писал известный педагог О. Ф. Одоевский;

во-вторых, творческим отношением к учебному материалу, образной речью, артистизмом учителя, которые оказывают огромное влияние на развитие познавательного интереса школьников;

в-третьих, учитывать и применять индивидуально-дифферен- цированный подход к обучению каждого ученика. На уроках, где применяется принцип актуализации на основе дифференцированного подхода обучения ученик самореализует себя через выполнение посильных заданий. Он чувствует результат своей работы. Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся из более слабой группы в более сильную. При этом учитель осуществляет не только дифференциацию самостоятельной работы, но и дифференциацию содержания учебного материала;

Свежие документы:  Классный час на тему "Блокада Ленинграда. Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 871 день"

в-четвертых, в процесс обучения необходимо включить эмоционально-волевой фактор, полнее использовать условия, приемы и средства обучения, которые стимулируют эмоциональное отношение к предмету.

При этом эмоциональность можно рассматривать не только как средство оптимизации учебного процесса, но и как показатель воспитанности и своеобразия личности. Каждый ученик на уроке — личность, у которого свои психологические и умственные особенности. Ученик может реализовать себя как личность, показать свой уровень подготовки к уроку, свои знания только при помощи учителя. Поэтому задача учителя — использовать принцип самоактуализации как на уроке географии, так и вне его. Это принцип на уроках географии воплощается через дифференцированный подход к ученикам и активизацию познавательной деятельности.

На современном уроке учитель перестает ориентироваться на среднего ученика и старается так вести обучение, чтобы создать оптимальные условия для развития и продвижения как самых сильных, так и слабых школьников. С этой целью он мысленно объединяет учащихся в несколько временных типологических групп и строит учебный процесс в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся из более слабой группы в более сильную.

Перед учителем в связи с этим стоят две главные задачи: 1) выделение в классе временных типологических групп; 2) разработка и применение приемов обучения, отвечающих особенностям каждой группы.

При решении первой задачи исходят из обученности школьников. Ее устанавливают с помощью письменных проверочных работ, охватывающих все элементы содержания географического образования и требующих применения знаний на разных уровнях самостоятельности.

По обученности в классе выделяют три временных типологических группы: сильную, среднюю и слабую.

Надо также различать учащихся в зависимости от наличия или отсутствия у них познавательного интереса к географии. Школьников, интересующихся географией, можно выделить в особую группу.

Вторая задача, т. е. разработка и применение приемов дифференцированного обучения, решается при использовании индивидуальных и коллективных заданий.

Задания делятся по сложности. Творческие или проблемные задания сложнее для учащихся, чем репродуктивные. Все эти задания раздаются ученикам с учетом принципа самоактуализации. Например, в пустыне и тундре выпадает примерно одинаковое количество атмосферных осадков, однако пустыня нуждается в орошении, а тундра заболочена. Объяснить этот факт менее сложно, чем другое задание, поэтому это задание дается слабой или средней группе учеников, которые смогут ответить на этот вопрос. А задание «Объяснить, как повлияло древнее оледенение на почвы ?» требует рассуждения и оно дается средней группе учеников.

Свежие документы:  Лесные пожары - экологическое бедствие, 5 класс

Сложные задания — это те же задания, выполняя которые, учащиеся пользуются не только географическими знаниями, но и учебным материалом из других дисциплин. Используя задания, соответствующие реальным учебным возможностям школьников, учитель вселяет уверенность в свои силы даже слабого ученика, пробуждая тем самым у него желание учиться.

Но нельзя все время давать более слабым учащимся легкие задания, будет трудно рассчитывать на их рост и на переход в более сильную типологическую группу. Поэтому можно применять другой способ — дифференциацию помощи со стороны учителя при выполнении учащимися одного и того же задания.

Дифференциация по характеру помощи и инструкции означают, что слабые школьники получают более подробную инструкцию по выполнению задания, а другие нет. Например, объясните, почему на юге Восточно- Европейской равнины реки практически не замерзают, а на севере замерзают на 6 — 7 месяцев в году. Сильная группа выполняет задание без всякой помощи со стороны учителя, средняя группа — пользуется типовым планом, для слабой группы учитель подготавливает ученикам карточки с наводящими на верный ответ вопросами.

Учет интересов учащихся проявляется в том, что учитель поручает отдельным ученикам подготовить небольшие сообщения на основе дополнительной литературы, составить географический кроссворд или викторину, придумать сценарий географического кинофильма.

Немалые резервы для развития познавательного интереса к географии заложены в опоре на уже сложившиеся интересы к других учебным предметам. Можно привлечь старшеклассников, увлеченных информатикой, к разработке презентаций уроков и учебных фильмов. У части школьников эта работа может привести к появлению стойкого интереса к географии, которой они впервые занялись серьезно. Аналогично стимулировать интерес к географии, опираясь на любовь к истории или литературе. Этой цели служат, например, межпредметные задания, выполняя которые учащиеся должны локализовать и нанести на контурную карту то или иное историческое событие или событие, описанное в художественном произведении, а также дать как можно более полную и красочную географическую характеристику территории.

Сильное эмоциональное воздействие производит знакомство с интересными и занимательными фактами. Занимательность не только стимулирует познавательный интерес, по и разряжает напряженную обстановку, переключает внимание, выполняет эмоциональный тонус, мобилизует внимание, что особенно важно для детей. Знания, не вызывающие эмоций, воспринимаются формально, быстро забываются, не благоприятствуют развитию мышления и творчества.

Увлекательный рассказ, перестановка временной последовательности, разнообразие структуры урока, изменение логической последовательности, смена точек зрения, неожиданные вопросы, а так же личностные качества учителя, его отношение к науке, явлениям жизни, процессу познания, т. е. эмоциональный опыт учителя — вот то, что усиливает эмоциональное воздействие на учащихся.

Свежие документы:  Экологическая викторина "Человек и окружающая среда" 9 - 10 класс


Список литературы


1. Бабанский Ю.К.. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М., «Педагогика», 1977.

2 .Беловолова Е.А. Значение практических работ в реализации компетентностного подхода. // География в школе.- 2007.- № 7.
3. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч.- 2007.- № 6.
4. Душина И.В. и др. Практическая составляющая обучения географии – основа формирования компетенций школьников. // География в школе.- 2009.- № 1.
5. Ермошкина А.С.. Личностно-культурологическая модель школьной географии. // География в школе. 2010. № 7, 8.
6. Иванов Д.А. и др. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М., 2003
7. Лобжанидзе А.А.. Этнокультурная парадигма современного географического образования. // География в школе. 2006. № 3.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: