Научно — методическая статья «Современный урок географии»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов 36»

Республики Мордовия














Современный урок географии





подготовил

учитель географии

Шмырёв Сергей Сергеевич










Саранск

2014


Каким должен быть современный урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание и вырабатывало логическое мышление?

Как известно, урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. По итогам урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок – это визитная карточка каждого учителя. Каждый урок – это сложная система, все компоненты здесь связаны; это целостный учебно-воспитательный процесс.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — что учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Любой урок имеет определенную структуру построения и реализации. При этом хотелось бы отметить, что структура урока должна определяться самим учителем и включать те этапы урока, которые наиболее эффективно и рационально позволят достигнуть поставленной образовательной цели. Современный урок как раз и должен строиться на том, что известные теоретические подходы к его созданию будут использованы таким образом, что позволит учителю рационализировать сам процесс обучения, решить эффективно образовательные задачи.

Современный урок позволяет реализовать основные компоненты обучения; целевого, содержательного, деятельностного, оценочно-результативного.

Признаки современного урока географии – это:

  • Четкое планирование цели каждого урока.

  • Обеспечение качественного усвоения учебного материала.

  • Активная работа учащихся в классе без перегрузок.

  • Наличие у школьников интереса к предмету.

Главные показатели хорошего урока:

  • Решение образовательно-воспитательных задач каждого урока с требованиями программы.

  • Выбор учителем методов обучения, адекватных поставленным целям, возможностям каждого конкретного класса.

  • Качество усвоенного материала на уроке, достижение планируемых результатов обучения.

Главное при подготовке к уроку – помнить о том, что любой урок обладает большим воспитательным потенциалом, что при проведении его главным действующим лицом – независимо от форм организации и используемых методов — остается учитель, от уровня подготовки которого, от педагогического мастерства и житейской мудрости зависит настроение и качество знаний класса.

Структура современного урока представляет собой совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока. Выделяют 5 наиболее встречающихся в практике элементов урока:

Изучение нового материала.

  • Закрепление пройденного материала.

  • Контроль и оценка учащихся.

  • Домашнее задание.

  • Обобщение и систематизация знаний.

Какие элементы урока будут использованы учителем на конкретном уроке, зависит  от типа и вида урока.

Чтобы создать современный урок существует ряд пошаговых рекомендаций:

Шаг 1.

— четко определить и сформулировать для себя тему урока;

— определить место темы в учебном курсе;

— определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок

— обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

Шаг 2.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока — зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Шаг 3.

Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

— узнавание нового материала;

— воспроизведение;

— применение знаний в новой ситуации;

— применение знаний в незнакомой ситуации;

— творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;

  • задания, способствующие закреплению материала учеником.

Шаг 4.

Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников — одним словом, то, что они будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

Шаг 5.

Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, т.е. некая универсальность. Главное при группировке материала — умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Шаг 6.

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;

  • как контролировать;

  • как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

Шаг 7.

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д.

Шаг 8.

Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Каковы же принципиальные отличия современного урока?

Во-первых, это использование информационно — компьютерных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, что делает урок более интересным, наглядным и динамичным.

Во-вторых, отличия в изменении роли и функций учителя на уроке. На современном уроке должна преобладать атмосфера сотрудничества. Сотрудничество учителя и учащихся может быть выражено при выборе различных форм учебной деятельности, а также при передаче некоторых функций учителя учащимся

В-третьих, главное на современном уроке — самостоятельная учебная деятельность учащихся, решение учебных задач и учебных проблем. На современном уроке применяются коллективные формы работы, работа в парах, предусматривающие общение, обмен мнениями и взаимопроверку знаний и умений.

В четвёртых, современный урок может и часто имеет межпредметный характер.

Таким образом, как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, — это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом — актуальный. Актуальный [от лат. actualis — деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще — действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего учащегося, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок — современный, то он обязательно должен закладывать основу для будущего.

Список литературы

  1. Гузеев В. В. Современные образовательные технологии. М. , 1989.

  2. Душина И. В. Методика и технология обучения географии. М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002.

  3. Ковалев В. В. Теоретические основы совершенствования географического образования в условиях межпредметной интеграции в школе, 2006.

  4. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. М. , 1985.

  5. Степанов Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. М. : ТЦ Сфера. 2004.

Свежие документы:  Рабочая программа элективного курса "Малые жанры новейшей русской литературы" для 11 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: