8
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №85»
города Тайшета Иркутской области
Урок географии в 6 классе
Тема: Обобщающий урок по теме «Атмосфера»
подготовила учитель географии
Феськова Вера Павловна
г.Тайшет
2012
Тема: Обобщающий урок по теме «Атмосфера». 6 класс
Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Атмосфера»
Задачи:
1. Проверить усвоение учащимися понятий по теме «Атмосфера».
2. Формировать умения в построении графиков, решения задач, определения приборов
3. Продолжить формирование приемов учебной работы в группах.
4. Развивать интерес к географии.
Тип урока: Урок обобщающего повторения.
Форма проведения: Урок — игра
Оборудование:
столы и стулья для участников команды,
мультимедийный проектор, для просмотра презентации и видео вопросов, ответов,
таблички с названием команд «Флюгер», «Бриз», «Барометр», «Тайфун».
карточки с вопросами и заданиями. Маршрутный лист каждой команде.
Ход урока
— Сегодня на уроке мы подведём итоги по результатам изучения одной из оболочек Земли… Её название вы видите на слайде, только буквы перепутаны. МЕАФАТОРС. Как называется эта оболочка? Помогите мне составить слово.
— Вы, конечно же, догадались, что речь сегодня пойдет у нас на уроке об атмосфере. Слайд №1 — Атмосфера
— Сегодня между командами соревнованье,
Я буду рада, если вы при ответах,
Покажете находчивость свою.
Уменье, знанья и веселье позволят вам сыграть на «5»!
Класс делю на 4 группы по 6 человек, даю название группам: «Тайфун», «Флюгер», «Барометр», «Осадкомер». Каждой группе выдаю «Маршрутный лист», который заполняет капитан группы.
Название команды ____________________ Фамилия капитана____________________
| Количество очков | |
1 | Определение «Атмосфера» |
|
2 | Состав воздуха. Диаграмма |
|
3 | Загадки |
|
4 | Какие это проборы? |
|
5 | Средняя температура воздуха |
|
6 | Игра «Флюгер» |
|
7 | «Роза Ветров» |
|
8 | Что это за ветер на картине? Докажи. |
|
9 | Песни, стихи об атмосфере, явлениях в атмосфере. |
|
10 | Признаки ясной погоды предсказывают растения, животные |
|
11 | Назови облака на слайде |
|
12 | Объясни название своей команды |
|
| Подсчитай общее количество баллов и разделите на 12. |
|
1. Дайте определение понятия «Атмосфера». Кто правильно даст ответ, тот наберет большее количество баллов.
Ответ: Атмосфера-это газовая оболочка (воздушная) Земли. Она удерживается силой притяжения Земли и совершает с ней совместное вращение.
2. Какие газы входят в состав атмосферного воздуха?
Каково их соотношение? Заполнить таблицу:
Процент содержания в воздухе | |
|
|
|
|
|
|
Процент содержания в воздухе | |
азот | 78 % |
кислород | 21% |
Другие газы | 1% |
Ответ: Воздух это смесь газов, в которой больше всего азота -78%,
Кислорода — 21%, остальные газы -1% : (углекислый газ 0,03 %, водяной пар, случайные примеси ( пыль, аммиак, сернистый газ – 0,01 %, озон, гелий, водород и др.)
3. Постройте круговую диаграмму «Состав атмосферы», показав долю основных газов ( в %) . (Карточки с диаграммами). Работа с карточками диаграммами 1-2 мин.
3. Географические загадки
За каждую правильную отгадку 1 балл — (содержание загадок посвящено атмосферным процессам, атмосферным осадкам)
1. Какой слой атмосферы называют «фабрикой погоды» (тропосфера, самый нижний слой, так как в нем формируется погода)
2. Крикнул вол на сто сел, на тысячу городов — Гром
3. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает — Ветер
4. Красное коромысло через реку повисло – Радуга.
5. Заря-зарница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, солнце скрыло – Роса.
6. Выше леса, тоньше колоса. – Дождь.
7. В холоде — горой, в избе — водой. – Снег.
9. Вечером – водой, ночью – водой, а утром – в небеса. – Дождь.
10. Шел да шел, да и в землю ушел. – Туман.
11. Скатерть бела, весь свет одела. – Снег.
12. Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило. – Дождь.
13. С неба — звездой, в ладошку – водой. – Снег.
14. Падает горошком, скачет по дорожкам. – Град.
15. Летом – молчит, лежит-молчит, когда умрет, тогда заревет. – Снег.
16. Пушиста вата плывёт куда-то
Чем вата ниже – тем дождик ближе. – Облака.
17. Без крыльев летят, без ног бегут, Без парусов плывут — облака
18. Неизвестно, где живет. Полетит – деревья гнет – ветер.
19. Чего в комнате не видишь?
20.Ни веса ни цвета у него нету!
21.Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?
22.Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели. — Воздух
4. Какие приборы и механизмы используются для изучения атмосферы?
Выпишите номера приборов и механизмов, которые используют для изучения атмосферы. Слайд.
1. Метеорологические станции;
2. Батискафы;
3. Радиозонды
4. Эхолоты,
5. Сейсмографы;
6. Искусственные спутники Земли;
7. Метеорологические ракеты;
8. Акваланги;
Ключ для проверки: 1,3,6,7.
Задание№5. Вычислить среднюю температуру воздуха по следующим данным:
1 час ночи: +9° С
4 часа утра + 8° С
7 часов утра +7° С
10 часов утра: +11° С
13 часов дня : +19° С
16 часов дня: +18° С
19 часов вечера + 14° С
22 часа вечера +10° С
( Сумму этих температур делим на число измерений: 96:8=12° С
6. Игра «Флюгер»
В ней участвуют игроки команды, которые хорошо должны ориентироваться.
Ведущая : Ветер дует с севера ( учащиеся должны повернуться лицом к северу), ветер дует с юго-востока ( учащиеся поворачиваются на юго-восток), ураган- все учащиеся кружатся, штиль- все присели), ветер дует с юга – лицом на юг, юго-запада, северо-запада, северо-востока.
Задание№7 Постройте « Розу ветров» по имеющимся данным
В | Ю | З | С-В | Ю-В | Ю-З | С-З | |
6 | 6 | 6 | 6 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Задание №7. Определите что за ветер изображён на слайде. Докажи. Назови его признаки.
1. Тайфун
2. Бриз
3. Муссон.
4. Штиль
Задание №8. Назовите песни, стихи об атмосфере, явлениях в атмосфере
Вспомните детские песенки, в которых есть слова связанные с темой «Атмосфера», исполните сточки, где есть атмосферные явления . Кто больше?
(«Облака, белогривые лошадки», «Улыбка», «Вместе весело шагать по просторам», «Тучи», «Песенка Мамонтенка», и.т.д.)
Задание №9. Назовите признаки ясной погоды, которые предсказывают растения, животные. Материал домашнего задания. Кто больше» За каждый признак – 1 балл.
Задание №10. Назови виды облаков на таблице
Задание №11. Объясни название своей команды. Докажите, что оно связан о с темой атмосфера.
Задание №12. Конкурс капитанов. Капитаны получают тесты на компьютере по теме «Атмосфера» или предложить решить задачу:
Альпинисты поднялись на высоту 4000 метров. Барометр показал давление воздуха на данной высоте, равное 450 мм. ртутного столба. Какое атмосферное давление было у подножия горы? Решение задачи и ответ запишите.
Ответ:
1) 4000:10=400 (мм рт. ст.)
2) 400+450=850 ( мм рт. ст)
3) Ответ: у подножия горы было 850 мм.
Заключение. Значение атмосферы для человека огромно. Людям нужен чистый воздух, в достатке содержащий кислород. И наша задача не допустить загрязнения атмосферы, и избежать экологической катастрофы. В нашей стране принят «Закон об охране атмосферного воздуха». Особую тревогу вызывают проблемы глобального изменения климата из-за выбросов в атмосферу различных газов, создающих парниковый эффект.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
(Н. Старшинов)
Просмотр видеофильма « Сохрани природу», пока капитаны решают задачу.
Рефлексия
Составьте синквейн об атмосфере.
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Я на уроке | Итог | |
1. Интересно | 1. Работал | 1. Понял материал |
2. Скучно | 2. Отдыхал | 2. Узнал больше, чем знал |
3.Безразлично | 3.Помогал другим | 3.Не понял |
Подведение итогов урока. Выставление оценок, анализ типичных ошибок, допущенных учениками.
— Всем спасибо за вниманье,
За задор, за правильный ответ,
За огонь соревнованья, Обеспечивший успех
Домашнее задание: учебник стр.74, записать народные приметы, связанные с предсказанием погоды; вспомнить пословицы, поговорки, загадки, стихи, песни, где речь идет о воздухе, ветре, облаках. Подготовить сообщение о загрязнении атмосферы.
Приложение к уроку №1
Маршрутный лист
Название команды ____________________ Фамилия капитана____________________
| Количество очков | |
1 | Определение «Атмосфера» |
|
2 | Состав воздуха. Диаграмма |
|
3 | Загадки |
|
4 | Какие это проборы? |
|
5 | Средняя температура воздуха |
|
6 | Игра «Флюгер» |
|
7 | «Роза Ветров» |
|
8 | Что это за ветер на картине? Докажи. |
|
9 | Песни, стихи об атмосфере, явлениях в атмосфере. |
|
10 | Признаки ясной погоды предсказывают растения, животные |
|
11 | Назови облака на слайде |
|
12 | Объясни название своей команды |
|
| Подсчитай общее количество баллов и разделите на 12. |
|
2. Состав воздуха:
Процент содержания в воздухе | |
|
|
|
|
|
|
Задание№5. Вычислить среднюю температуру воздуха по следующим данным:
4 часа утра | 7 часов утра | 10 часов утра | 13 часов дня : | 16 часов дня | 19 часов вечера | 22 часа вечера | Средняя температура | |
+9° С
| + 8° С
| +7° С
| +11° С
| : +19° С
| +18° С
| + 14° С+ | +10° С
|
|
Задание№7 Постройте « Розу ветров» по имеющимся данным
В | Ю | З | С-В | Ю-В | Ю-З | С-З | |
6 | 6 | 6 | 6 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Использованная литература:
1. Душина И.В. Методика и технология обучения географии в школе. – М., 1999.
2. Даринский А.В. Урок географии в школе. – М., 2010.
3. Крылова О.В. Интересный урок географии – М., 1989.
4. Чередов И.М. Формы учебной работы св средней школе.- 2010.