Обобщающий урок по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы России»


Обобщающий урок по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы России».

Тип урока: проверка знаний

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Закрепить знания и определить уровень знаний по изученной теме: знание особенностей вод России, их размещение, типы;

  2. Закрепить основные понятия темы;

  3. Определить умение работать с картами;

  4. Формировать знания об основных источниках загрязнения вод;

  5. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, желание сохранить её.

Развивающие задачи:

  1. Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность;

  2. Формировать навыки коллективной работы;

  3. Продолжить формирование у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности.

Методы и приемы работы:

  1. Практические , тестовые и творческие задания в группах и индивидуально.

  2. Опережающее задание: практическое применение полученных знаний при выполнении слайдовой презентации по теме.

Оформление:

  1. Физическая карта России;

  2. Таблицы:

  3. Пейзажи с изображением рек;

  4. Музыкальное оформление.

  5. Эпиграф:

  6. Слайдовые презентации

  7. Сводная таблица

  8. Электронный учебник по географии 8 класса.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята. Наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать строками стихотворения

С горы, сбегая без труда,
Она гремит как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором!
Нагрей её – и к небесам
Она взлетит тогда!
Теперь ты мне ответишь сам
Зовут ее … (вода)

слайд

Это действительно вода и я приветствую вас на уроке проверки знаний по теме «Внутренние воды и водные ресурсы России». А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Антуана де Сент-Экзюпери «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь!»


2. Конкурс знатоков географии

Сегодня у нас не просто урок конкурс Знатоков географии. Мы будем повторять и обобщать знания по теме «Внутренние воды России», закрепим умения работать с картами атласа, настенными картами, с текстом, умение работать индивидуально и в группе. 

Для работы на уроке мы организовали две команды. Одна из них команда «Волга» — капитан Меняйло Т., вторая «Байкал» — капитан Кривошей А.. И нам предстоит установить, какая же из двух команд больше знает о внутренних водах нашей страны и кто достоин звания «Знатока географии».

У каждого из вас на парте лежат личные маршрутные листы, где указаны названия конкурсов. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны, и по их количеству вы будете заполнять баллы за каждый конкурс. Жетоны мне будут помогать раздавать капитаны команд. Вы понимаете, что от ваших индивидуальных результатов будет зависеть общекомандный результат и Знатоком географии будет признана команда, набравшая большее количество баллов . Общекомандные баллы я буду заносить в конкурсные таблицы на доске. В конце урока подведем итоги: 50-70- «5», 30-49-«4», ниже 29 и ниже- «3»

Итак, начинаем!

Конкурс «Разминка» — где вам предстоит вспомнить основные понятия и термины из темы «Внутренние воды». Оцениваться конкурс будет как в команде, так и индивидуально. На столах у вас лежат карточки с терминами. Я читаю вопрос, а вы поднимаете табличку с правильным ответом.

1 балл за каждый правильный ответ

 

Вопросы:

1.   Природное углубление, место, где река протекает (русло)

2.   Граница между двумя речными бассейнами.( водораздел)

3.   Отношение величины падения реки к её длине. (уклон)

4.   Замкнутые котловины в земной коре, заполненные водой, имеющие замедленный водообмен (озеро)

5.   Толщи замерзших горных пород, не оттаивающих в течение длительного периода времени (многолетняя мерзлота).

6.  Кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку обильных  осадков (паводок).

7.   Количество воды, протекающее  в речном русле за год (годовой сток).

8.    Наиболее низкий уровень воды в реке (межень).

Баллов: 32

Ребята, успешно справившись с заданием, заполняем свои индивидуальные маршрутные листы, Посчитайте общее количество баллов, я выставлю командный результат.


Конкурс «Картографический»

В этом конкурсе вам предстоит  показать свои умения работать с картой, знания расположения рек и озер России, умение соотносить названия и географические объекты .

От каждой команды прошу выйти по одному представителю.

Для 1 команды на указателях написаны реки, озера, выбираете указатель, прикрепляете на карту, где находится данный географический объект. Другая же команда – будет все тоже выполнять за компьютером. Чтобы узнать, кто работать за компьютером, ответим на вопрос.

Тебе кипучее начало

Дано вершинами Саян,

Недаром гордо, величаво

Ты мчишься в грозный океан. (Енисей)

Образуется слиянием Большого (Бий-Хем) и Малого (Ка-Хем) Енисеев у г. Кызыл.)


Список географических объектов: реки —  Северная Двина, Индигирка, Печера, Иртыш, Яна, Анадырь, Амур, Колыма, Енисей , Лена, Обь, Ангара


озера: Байкал, Онежское, Ладожское, Таймыр, Ханка, Ильмень.

5 баллов

А все остальные могут заработать дополнительные баллы, ответив на вопросы о реках и озерах России и показав их на карте:


Прослушайте четверостишье о реке, если необходимо, дайте ее название, назовите исток и устье, а также к бассейну какого океана она принадлежит:

Правильный ответ оценивается 1 баллом.

1. Коварная, лихая, сумасбродная,
Родная дочь Байкала – старика,
Ты по тайге меж гор течешь свободная
Могучая сибирская река.
(Ангара) – Байкал, приток Енисея.


2. Бьёшься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
Летом – вся блестя, зимой – белея,
Верная подруга Иртышу,
Ты течёшь на север смело.
(Обь) ( Образуется слиянием Катуни и Бии на Алтае. Впадает в Обскую губу Карского м )


3. О, Волга! После многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
(исток на Валдайской возвышенности впадает в Каспийское море)


4. То над Доном сад цветет,
Во саду дорожка;
На нее я б все глядел,
Сидя из окошка.
(Начинается на Среднерусской возв., впадает в Таганрогский зал. Азовского моря)


О каком озере России идет речь, покажите его на карте:

Озеро 1. Это озеро-море. Самое круп­ное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское.)

Озеро 2. Это озеро — самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду прохо­дила Дорога жизни — единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ла­дожское.)

Озеро 3. Еще при Петре I проложили русские люди «государеву дорогу» от сту­деного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладо­гу. В озеро впадают 60 рек, а вытекает река Свиръ. В озере много рыбы, в том числе и лососевых. (Онежское)

Озеро 4. А это озеро — исторический памятник великого подвига русского наро­да. Здесь в 1242 г. произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озе­ро лежит в центре России. Котловина озе­ра ледникового происхождения. (Чудское)

Подведем итоги конкурса:

Конкурс «Практиков»

За правильный ответ команда получит 5 баллов. Сейчас ваша задача, определить падение, уклон рек, указанных на карточке.


1 команда – Лена (Длина 4400 км Н1=930 м Н2=0 м Падение 930-0=930 м Уклон =93000:4400=21 см/км)


2 команда – Волга (Длина 3531 км Н1= 256 м Н2= — 28 м Падение 256+28=284 м Уклон =28400:3531=8 см/км)


Подводим итог:


Конкурс «Теоретиков» — 5 б

Перед вами тестовые задания и бланки ответов, которые вы должны заполнить. Напротив каждого вопроса вы должны поставить правильный вариант ответа. Через 5 минут вы обмениваетесь работами с соседом по команде и проверяете работу по ключу

Ответы

Вариант 1


  1. а

  2. в

  3. в

  4. а

  5. б

  6. а

  7. в

  8. б

  9. а

10.г

Ответы

Вариант 2


  1. а

  2. г

  3. а

  4. б

  5. в

  6. б

  7. б

  8. в

  9. в

10.а


Подводим итоги


Конкурс «Найди ошибку»

Сейчас каждая команда получит текст о внутренних водах России, в каждом из которых допущены ошибки, и ваша задача найти ошибки и исправить их. Вариант текста: «Болота», «Ледники»

 

Каждая пара получает инструкция для работы:

        Внимательно прочтите текст

        Подумайте, какие ошибки допущены

        Подчеркните ошибки

        Выберите лидера группы для ответа.

 

Оглашение результатов работы, по схеме:

        Прочтите текст

        Назовите, какие были допущены ошибки

        Предложите правильный ответ

 

Отметить в маршрутном листе количество правильных ответов (1 балл – один верный ответ)

Текст «Болота»

Площадь болот в России около 2 млн. кв.км.  Причина возникновения болот: переувлажнение грунта при малом количестве осадков, большом испарении и замедленном стоке. Образованием болот завершается и эволюция мелких озер. Сильно заболочены Юг Русской равнины, Васюганье на Дальнем Востоке.  Болота – это важный источник питания рек и озер. Разнообразно и практическое использование болот. В болотах сосредоточено около 80% запасов  железной руды страны.


Ошибки: малом количестве осадков, большом испарении, Юг Русской равнины,  Васюганье на Дальнем Востоке, запасов железной руды.

 

Текст «Многолетняя мерзлота»

Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий в течении долгого времени. Многолетняя мерзлота широко представлена на юге России. В её зону попадает побережье  Тихого океана в европейской части России, включая весь Кольский полуостров. Сибирь практически вся лежит в её пределах. Таким образом, более 6 % площади России занято многолетней мерзлотой. Причина образования многолетней мерзлоты: слабые морозы, многоснежные зимы. Мерзлота – «холодильник» для почв и приземного воздуха, она помогает проникновению корней в грунт.

 

Ошибки: на юге России, побережье Тихого океана, более 6%, слабые морозы,, она помогает проникновению.

5 баллов

Подводим итоги конкурса

Конкурс проектов – 10 б

Каждая команда представляет слайдовую презентацию о водном объекте, название которого носит ваша команда, где отражает географическое положение, хозяйственное использование, природу и экологическую обстановку данного водного объекта

Конкурс Синквейнов – 1 б

Вам предстоит составить синквейн по теме внутренние воды, по любому из объектов. Кто из вас напомнит структуру синквейна.

Итак приступим. Синквейн запишите на белых листах бумаги и готовый расположите на доске. 1 балл за каждый



3. Подведение итогов.

По результатам подсчетов победила команда «__________________», она набрала «_» баллов.

В личном зачете – победил игрок__________________________________


4. Домашнее задание: Повторить тему «Внутренние воды», составить кроссворд по теме


Вопросы (дополнительно)

  1. Водится ли рыба в Луже? А в Тазе? (Да. Лужа – река бассейна Оки; Таз – впадает в Тазовский залив Карского моря).

  2. Какая река России состоит из животного и меры площади? (Вол – га).

  3. К какому сооружению нужно прибавить “А”, чтобы получилась название крупной сибирской реки? (Ангар – а)

  4. Какая река носит название стороны света? (Юг – река, сливающаяся с Сухоной и образующая Северную Двину).

  5. Какая сибирская река носит название, обозначающая упаковку? (Тара – правый приток Иртыша)

  6. Какой приток Вятки носит название ядовитой змеи? (Кобра)

  7. Какая река плавает – Гусь (Ивановская и Рязанская области) какая река летает – Ворона (бассейн р. Оки).

  8. Какую реку можно срезать перочинным ножом? (Прут)


6


Свежие документы:  Тест для 5 класса по теме: «Мировой океан и его части»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: