Обобщение и контроль знаний по разделу: «Гидросфера» 6 класс

11



Кисина Валентина Сергеевна

учитель географии

I квалификационной категории

ГБОУ СОШ № 733 г. Москвы



6 класс

План-конспект по теме: “Обощение и контроль знаний по разделу Гидросфера”.


Цель:обобщить пройденный материал.


Задачи:

определить уровень знаний понятий изученного раздела;

— определить уровень умений опрелять закономерности, процессы и явления характерные для водной оболочки Земли;

— определить уровень навыка умения работать с картой.


Средства обучения:

атласы, настенная карта, раздаточный материал (вопросы).


Методы:

— проверки (прием устного опроса)


Тип урока: проверка знаний.

















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Проверяем готовность к уроку, у каждого на столе должен лежать атлас, дневник, учебник, тетрадь, канцеояркие принадлежности. Здравствуйте, садитесь

Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

II. Обобщение пройденного материала

(учитель включаект презентацию, слайд 1) Французский писатель Антуан де Сент-Экзепери писал: “Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты – самое большое богатство на свете”.

1) Значимость и важность какой из оболочек выделяемых на нашей планете подчеркнули слова французского писателя Антуана де Сент – Экзепери?

Верно.

(Слайд 2) Тема урока: “Гидросфера”.

(Слайд 3) Цель сегодняшнего урока обобщить пройденный материал. (Учитель одновременно показывает рукой на задачи, написанные учителем за ранее на доске.) Обратите внимание, в презентаци отмечены также и задачи урока, которые помогут нам достичь поставленной цели.

2) Итак, назовите первую задачу урока?



Показать знания нам поможет колода терминов. Значение которых вам необходимо будет сейчас объяснить.


Каждый из вас, по очереди должен вытянуть любую карточку с названием термина, назвать его и дать ему объяснение. За один правильный ответ вы получаете один цветной квадратик, который приравнивается к одному баллу. Если же вы затрудняетесь ответить, данный вопрос будет адресован всему классу. За правильный дополнительный ответ вы можете получить дополнительный балл в виде квадратика. В конце урока количество заработанных квадратиков наглядно покажут уровень ваших знаний, умений и навыков по изученному разделу.

Ответственным за вручение квадратиков-баллов при выполнении данного задания будет Махонин Алексей.


Итак, приступаем к объяснению значения понятий.































































































Алексей, также заслужи балл, за оказанную помощь при выполнении задания. Возьми себе квадратик. Спасибо. Садись.


Переходим к рассмотрению второй задачи урока: показать умения объяснять закономерности, процессы и явления характереные для водной оболочки Земли;

Обратите внимание, у вас на столах лежат задания. Кладём их перед собой. Выполним первое задание.


1)Заполните пропуски в предложениях. (Ответы)


Вода на Земле находится в трёх… состояниях: твёрдом…, жидком… и газообразном. На земной поверхности больше всего жидкой воды, значительно меньше – льда, снега и водяного пара.

Гидросфера состоит из трёх частей: …вода суши, вода Мирового океана… и вода в атмосфере… . (1 квадратик) Возьми пожалуйста квадратик.(За тем учащиеся самостоятельно подходят и берут у учителя квадратик за правильный ответ).

Горько-солёный вкус морской воде придаёт соли магния… и поваренная соль… . Солёность вод Мирового океана зависит от… притока рек, …количества осадков, …испарения, образования и …таяния льда. (1 квадратик)

Красное море – самое солёное море Земли (42%), потому что …сильное испарение воды и ….в него не впадает ни одна река. (1 квадратик) Солёность Балтийского моря составляет всего 6-8%0, так как … поступает много пресной воды из рек и от тающих снегов, так же характерна …низкая степень испарения. (1 квадратик)

Океан получает тепло от Солнца. На поверхности океана самая высокая температура вблизи …экватора, самая низкая — в … полярных областях. (1 квадратик)

Уровень, выше которого снег лежит в течение года, называется … снеговой границей. Выше неё … снег накапливается и постепенно превращается в … лёд. (1 квадратик) Так на вершинах высоких гор образуются …горныеледники . Они медленно сползают вниз, опускаются ниже …снеговой границе … и там тают, давая начало …горным рекам. (1 квадратик)

В …полярных районах климат настолько суров, что образуются огромные ледники, которые целиком покрывают громадные территории. Такие ледники называют … покровными. (1 квадратик) Они покрывают материк …Антарктида и огромный остров … Гренландия. …Покровные ледники медленно сползают в сторону моря, и там их куски откалываются и превращаются в огромные плавучие ледяные горы — …Айсберги. (1 квадратик)

Переходим к рассматрению второго задания.


2) Укажите ошибку в данной схеме. Объясните, почему выбранный вами ответ будет являеться допущенной ошибкой. (1 карточка)















Переходим к выполнению 3-его задания.



3) Назовите, какие из указанных ниже особенностей характерны равнинным, а какие горным рекам? (1 карточка)

а) Характерно быстрое течение;

б) удобны для судоходства;

в) как правило, широкая и и глубокие;

г) имеют спокойное течение.


4) На рисунке изображено четыре озера и реки, впадающие в них.

А. Какое озеро является пресным? Объясните почему. (1 карточка)

Б. Каким свойством обладают воды озёр, которые отображённы на трёх оставшихся схемах? Объясните почему. (1 карточка)

Переходим к выполнению 5 – ого задания.

5. Почему снеговая линия в пределах различных горных систем расположена на разной высоте?

5. а. Откройте атласы на старнице 16-17, “Физическая карта Росии”.

Найдите на карте Кавказ, Уральские горы и Алтай. (Учитель параллельно показывает по настенной карте).

5 б. Посмотрите по шкале высот и ответьте, чем отличаются друг от друга названные горные системы?

Верно.

5 в. (1 вариант) Какое ещё одно отличие отображено по данным карты?



5 г. (2 вариант) Названные горные системы расположены на одной широте? Значит, горные системы отличаются разным …?

Так же мы с вами знаем что, на разных широтах угол падения солнечных лучей отличается так как наша планета имеет шарообразную форму. Поэтому температура у подножья горных систем будет отличаться.

5 д. Итак, исходя из полученных ответов по карте ответьте, почему же снеговая линия в различных горах располагается на разной высоте?

Ответ. Снеговая линия в различных горах располагается на разной высоте так, как разные горные системы расположены на разных географических широтах, следствием этого является различие температур воздуха у их подножий. (Но также необходимо помнить, что при подъёме в горы на каждый километр температура воздуха понижается на 6 С.)

Переходим к выполнению 6 – ого задания.


Переходим к решению третьей задачи урока (Учитель, говоря, показывает на третью задачу урока.): показать навыки умения работать с картой.



Прочитаем вслух и выполненим седьмого задание.


6) С помощью физической карты России (стр.16-17) определите, какие города стоят на правом берегу реки, а какие – на левом (Якутск, Хабаровск (1 карточка), Благовещенск, Саратов (1 карточка)).

(Ответы.Якутск – на левом берегу, Хабаровск – правом, Благовещеснк – левом, Саратов – левом.)

Переходим к выполнению седьмого задания.


7) С помощью физической карты России (стр.16-17) определите, водоразделом каких речных систем являются Уральские горы. (1 карточка)







Переходим к выполнению восьмого задания.


8) Опишите географическое положение Амазонки пользуясь таблицей 1.


Таблица 1 “Как описать географическое положение реки”.

План

Действия по пунктам плана

1. Название

1. Назвать и показать реку.

2. Географическое положение:

а) на материке;



б) относительно других географических объектов

2. Определить:


а) на каком материке и в какой его части находится река, между какими меридианами и паралелями;


б) положение относительно форм рельефа, где начиается река, в каком направлении течёт, куда впадает, в бассейну какой реки (озера, моря) относится.


Рассмотрим, последнее, девятое задание.


9) С помощью физической карты мира (стр. 14-15) назовите, какие моря относят к внутренним, к межостровным, а какие к окраинным?

а) Каспийское море;

б) Карское море-озеро;

в) Карибское море;

г) Балтийское море;

д) Азовское море.

Итак, решение задач позволили нам с вами достичь цели сегодняшнего урока: обощить пройденный материал по разделу “Гидросфера”.

Оценить уровень ваших знаний, умений и навыков о оболочке благодаря которой возникла жизнь на Земле поможнт количество набранных вами квадратиков.

Итак, оценки за работу на уроке…

Урок окончен, до свидание.


Слушают.





1) Гидросферы.



Слушают.

Слушают. Смотрят.

Слушают. Смотрят.





2) Показать знание понятий изученного раздела.


Слушают.



Слушают.











Слушают.

1) Мировой океан — это единое водное пространство, которое нигде не прерывается.


2) Мировой круговорот воды — непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан называется. (стр.69)

3) Архипелаг – группа островов, лежащих недалко друг от друга. (стр.71)

4) Полуостров – участки материков и островов, глубоко вдающиеся в океан. (стр.71)

5) Море – часть – океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями.

6) Залив – часть океана, моря, вдающаяся в сушу. (стр.72)

7) Пролив – узкое водное пространство, ограниченное с двух строн берегами материков или островов. (стр.73)

8) Солёность воды – количество минеральных веществ в граммах, растворённых в 1 л (1 кг) воды. (стр. 74)

9) Океанические (морские течения) – перемещение воды в океане или море в горизонтальном напралении.

10) Грунтовые воды – воды расположенные на верхнем водоупорном горизонте.

11) Межпластовые водыводы расположенные между двумя водоупорными горизонтами. (стр.85)

12) Минеральные воды – это воды содержащие повышенное количество растворённых веществ и газов. (стр.86)

13) Река — водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки. (стр.87)

14) Устье – место, где река впадает в другую реку, озеро, или море. (стр.88)

15) Исток – начало реки. (стр.87)

16) Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку. (стр.88)

17) Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны. (стр.88)

18) Речная система – главня река со всеми притоками. (стр.88)

19) Режим реки – изменение уровня воды в реке в течении года. (стр.90)

20) Половодье – ежегодный продолжительный подъём уровня реки. (стр.90)

21) Паводок – кратковременный подъём уровня воды. (стр.91)

22) Межень – самый низкий уровень воды в реке. (тетрадь)

23) Ледостав – период, когда река покрыта льдом. (тетрадь)

24) Озеро – замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. (стр.95)

25) Ледник – многолетнее скопление льда на суше. (стр.98)

26) Айсберг –отколовшиеся от берега гигантские ледяные глыбы. (стр. 100)

27) Каналы — это искусственные реки. (стр.100)

28) Водохранилища — это искусственные водоёмы, которые возводят для образования запаса вод и её дальнейшего использования. (тетрадь)

Слушают.



Слушают.



Ученики отвечают на вопросы по выбору учителя.




















































Слушают.


2) Один из учеников читает и отвечает на вопрос.
















Слушают.


3) Один из учеников читает и отвечает на вопрос.






4 А) Один из учеников читает и отвечает на вопрос.

4 Б) Один из учеников читает и отвечает на вопрос.















Слушают.

5. Молчат или дают неправильные ответы.


5.а. Открывают атласы на странице 16-17.


Работают с картой.



5 б. Высотой.



Слушают.

5в. 1 вариант – расположены на разных широтах или характетрно разное географическое положение.


5 г. 2 вариант – молчат. Нет.

Географическим положением.

Слушают.






5 д. Отвечают.











Слушают.



Слушаю. Смотрят.




Слушают.


6) Один из учеников читает и отвечает на вопрос.




Слушают.


7) Один из учеников читает и определяет на каком, правом или левом брегу расположен Якутск и Хабаровск.

Один из учеников читает и определяет на каком, правом или левом брегу расположен Благовещенск и Саратов.

Слушают.

8) Один из учеников читает и отвечает на вопрос.



Слушают.



8) Один из учеников читает и отвечает на вопросы 1 и 2 а.

Один из учеников читает и отвечает на вопросы 2 б.









Слушают.


9) Один из учеников читает и отвечает на вопрос.






Слушают.






Список использованной литературы


1. Начальный курс географии: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимосва, Н.П. Неклюкова. – 4- е изд. — М. : Дрофа, 2005.


Свежие документы:  «Задачи на местном материале – эффективное средство развития математической культуры»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: