Организация самостоятельной работы учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мстинская средняя общеобразовательная школа» Удомельского района Тверской области.













«Организация самостоятельной работы учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии».



















Подготовила

учитель географии

Виноградова Вера Ивановна







п.Мста 2013г.







Введение.

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи.


  • Первая — развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;


  • Вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.


Для развития творческих способностей учащихся необходимо развивать их способности к анализу, к содержательным обобщениям, установлению причинно-следственных связей, к действиям в уме, раскрытию логики рассуждений, их стремление к самостоятельному решению различных задач, нестандартным объяснениям различных явлений.
Творческое мышление отличается самостоятельностью, богатством и разнообразием мыслительной деятельности. Надо учить школьников не только давать ответ на поставленный вопрос, но и раскрывать логику рассуждений, приведших к данному выводу.
При самостоятельной, творческой деятельности в процессе решения учебных задач знания накапливаются и развиваются.
Обучить творчеству как самостоятельному виду деятельности — это новая, неповторимая задача. И путей решения их как минимум столько же, сколько и задач, а подчас и значительно больше, так как многие задачи могут иметь не одно решение.

Наше время, перенасыщенное  всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет  особые  требования к образованию. Мы должны не только дать знания детям и научить думать, анализировать,  отбирать необходимую  информацию. В настоящее время все понимают важность проблемы усвоения знаний и развития учащихся в процессе обучения.

Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Сегодня очень важным для общества является воспитание людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений. Для того чтобы воспитать такую личность необходимо развивать у своих учащихся способность к самостоятельному мышлению.
Содержание географического образования в настоящее время должно привести к существенным изменениям в методике преподавания географии. Эти изменения затронули весь учебный процесс: цели, методы, формы и средства обучения.
В течение нескольких лет на уроках географии я применяю элементы технологии развивающего обучения.
Ведущим методологическим принципом его является не пассивное восприятие информации, а настоящее исследование того или иного вопроса с разных точек зрения.
Развивающее обучение включает в себя и формирование самостоятельной познавательной деятельности, которое возможно при наличии системы обучения учащихся самостоятельному добыванию знаний.  Достичь этого удается в результате целенаправленного формирования приемов учебной работы.

Можно выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:

1. Поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;

2. Роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям;

3.Систематический контроль за развитием навыков самостоятельной работы путем устных и письменных разноуровневых заданий.



Система самостоятельных и практических работ по географии, их роль в усилении и направленности школьной географии.

Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательного процесса в целом, предполагает решение одной из важнейших задач — интеллектуального развития личности ребенка.

Урок — главная форма организации учебно-познавательной деятельности.

Он должен быть направлен на формирование у каждого ученика устойчивых навыков в применении изученного материала на формирование их мировоззрения, установление взаимосвязей с другими предметами, свободное владение языком предмета, для описания процессов и явлений.

С целью активизации познавательной деятельности на уроках использую разные формы работы:

  • индивидуальную,

  • коллективную,

  • -фронтальную

Так как в содержании школьного курса географии много познавательного материала, то это требует организации активных форм обучения. По темам: «Экологические проблемы регионов России», «Вулканы и землетрясения», «Политическая карта мира») мною проводятся семинары, дискуссии, игры, которые позволяют научить применять полученные знания, отстаивать свою точку зрения, формировать нестандартное мышление.

Учебный процесс определяется в первую очередь его содержанием. Наибольшие трудности возникают у учащихся при усвоении теоретических знаний, выполнении самостоятельных работ, поэтому мне хотелось бы остановиться на теоретических вопросах, касающихся самостоятельных работ.

Мною задействованы следующие виды самостоятельных работ:

  • различного рода наблюдения, чаще всего на учебных экскурсиях;

  • работа со школьным учебником (прием и составление плана, рассказ по плану;

  • ответы на вопросы, связь текста с иллюстрациями, составление вопросов к иллюстрациям);

  • установление взаимосвязей и причин явлений;

  • задание на пути формирования какого-либо понятия (индуктивный или дедуктивный) и т. д.



Наиболее трудными приемами самостоятельной работы у многих учащихся являются: выявление состава знаний, пути формирования понятий, работа с учебником, картами и контурными картами одновременно.

Одной из главных задач самостоятельных работ является обучение учащихся использованию различных источников знаний, поэтому перечисленные выше основные источники географических знаний определяют виды используемых в общении географии самостоятельных работ.

Для работы с каждым источником знаний используется несколько разновидностей заданий, отражающих различные приемы работы учащихся. Остановлюсь на нескольких видах самостоятельных работ: наблюдение, работа с географической картой, с учебником.

Наблюдение

Наблюдение — один из видов самостоятельных работ. Географические экскурсии являются одним из видов наблюдений. На экскурсии ребята учатся работать с различными приборами.

Предлагаю виды самостоятельной работы на экскурсии по заданиям учителя:

  • охарактеризовать данный участок местности: с помощью нивелира измерить превышение одной части местности над другой;

  • изучить горные породы, которыми сложена данная местность, взять их образцы;

  • охарактеризовать растительность данного участка;

  • изобразить участок местности на рисунке;

  • выяснить причины изменения рельефа данной местности;

  • как используется и охраняется данный участок человеком.

В ходе наблюдений учащиеся овладевают следующими приемами работы:

  • фиксируют и обрабатывают наблюдение,

  • устанавливают взаимосвязи между явлениями,

  • работают с географическими приборами, соотносят горизонтали на рисунке и на местности с последующим вычерчиванием.



Географическая карта

Самостоятельная работа с географической картой имеет большое значение для развития познавательной активности школьников.

Например, рассмотрим прием определения географического положения реки при изучении темы «Гидросфера» в курсе 6-го класса.

Первый уровень усвоения знаний.

Ученики усваивают и воспроизводят готовую информацию, т.е. вместе с учителем дети описывают реку и записывают в тетрадь (объяснительно-иллюстрированный; метод).

Второй уровень усвоения знаний.

Ученики применяют знания и умения по образцу в знакомой учебной ситуации, т.е. дети уже вместе с учителем работали по описанию по физической карте РФ, а теперь им дается задание самостоятельно определить географическое положение другой реки по плану (это репродуктивный метод).

План.

1. Название (назвать и показать реку).

2. Географическое положение:

а) на материке (на каком материке и в какой его части, между какими меридианами и параллелями);

б) относительно других объектов (положение относительно форм рельефа; где начинается, в каком направлении течет, куда впадает; примерная длина, к бассейну какой реки относится).

Третий уровень усвоения знаний.

Ученики творчески применяют знания и умения в новой ситуации, т.е. также самостоятельно по плану, но уже не по физической карте РФ, и по физической карте полушария (это частично поисковый или исследовательский метод).

Таким образом, дети от совместной работы с учителем переходят к самостоятельной работе.

Итак, работа с географическими картами является сильным стимулятором умственного развития, воображения, памяти, логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять.



Работа со школьным учебником.

Правильная организация работы с учебником географии служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом. Это умение очень важно, так как является важнейшим средством самообразования.

Некоторые самостоятельные работы по учебнику:

1 .Самостоятельная работа по выявлению состава знаний с целью формирования понятия. Состав знаний включает: факты — понятия — явления – процессы

  • задания на нахождение и выявление из текста части состава знаний (процессы и явления)

  • задания на пути формирования понятия (дедуктивный — от определения понятия к его изложению, индуктивный — от изложения содержания понятия к его определению)

  • задания на установление взаимосвязей и причин явлений.

Таким образом, самостоятельную работу по выявлению состава знаний с целью формирования понятия можно проводить различными способами. В процессе такой работы ребята научатся выбирать из текста основные понятия, устанавливать взаимосвязи, выявлять черты сходства и различия географических понятий

2. Самостоятельная работа на выписывание из текста фактов, подтверждающих, например, географические закономерности, отрицательное и положительное воздействие человека на природу и т.д.

Каждый отдельный блок географических знаний («Рельеф», «Климат» и т.д.) должен включать тренировочные и итоговые практические и самостоятельные работы. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.



Виды самостоятельной работы, используемые на уроках географии:


Типичные виды самостоятельной работы

Цели (дидактические, развивающие, воспитательные)

Источники

и средства самостоятель

ной деятельности

Характер деятель

ности

Примеры

Работа с книгой

Усвоение новых знаний .

Закрепление новых знаний.

Формирование учебных умений.

Развитие мышления, речевой деятельности. Воспитание культуры умственного труда. Воспитание познавательных интересов.

Учебники, справочники, документы, художественные произведения, научно-популярная литература

Репродуктивный, поисковый, творческий

Найдите определение:

Климат –

Погода –

Напишите климатообразующие факторы:

______________________

Что такое солнечная радиация?

______________________


Работа с картой

Усвоение новых знаний. Закрепление и применение знаний.

Физические, политические и экономические карты. Контурные карты по географии.

Репродуктивный, поисковый, творческий

Нанесите на контурную карту крупнейшие заповедники на территории РФ

Заполнение таблиц

Обобщение и систематизация знаний. Развитие логических умений: сравнивать, выделять главное, приводить доказательства.

Изложение учителя, учебники, пособия, справочники, карты, рабочие тетради


Заполнить предложенную таблицу.

Решение задач

Применение знаний. Формирование предметных умений и навыков. Развитие логического мышления. Формирование навыков самоконтроля. Воспитание воли, настойчивости, трудолюбия.

Учебники, сборники задач, карточки, программированные материалы, практический опыт.

Репродуктивный, поисковый, творческий.

Падение реки – 200 м., какую длину может иметь река, если известно, что она горная?

Сочинения

Применение знаний. Развитие творческих возможностей и самостоятельности учащихся. Воспитание нравственных чувств и представлений у учащихся. Воспитание эстетических взглядов, вкусов, суждений.

Художественные произведения, фильмы, спектакли, радио и телепередачи, журналы, газеты, наблюдения, общественно полезный труд

Поисковый, творческий

«Жизнь ледника»

«Самое теплое море России»

«Что в имени твоем, Байкал».

Доклады

Получение новых знаний. Формирование умений и навыков. Развитие самостоятельности учащихся

Книги, журналы, газеты, радио- и телепередачи, выставки, опыты, наблюдения, общественно полезный труд.

Поисковый, творческий

«Растительные ресурсы и человек»

«Заповедники России»

«Красная книга России»


Самостоятельные работы на основе наблюдений

Приобретение новых знаний. Закрепление знаний. Развитие наблюдательности

Учебные фильмы, телепередачи, экскурсии, демонстрационный эксперимент

Репродуктивный, поисковый, творческий

Экскурсия: «Природа Русской равнины»

«Уровень, падение, уклон, питание и режим реки Мста»



Заключение.

Данный вид работ имеют следующие особенности:


1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.


3. На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (работа в контурной карте, выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.


4. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.


5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.
Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

 6. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы.

7. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала. 



Подводя итог, можно сказать, что самое трудное для учителя научиться организовывать самостоятельную деятельность классного коллектива, постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой учащихся. Если самостоятельную работу постепенно вводить, начиная с первых занятий, то учащиеся быстро осваиваются с ней, и она становится для них привычной.

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Любой учитель, в том числе и я, постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться хороших знаний у учащихся по своему предмету и любви к нему.







Список литературы:

  1. И.В. Душина, Е.А. Таможня, В.Б. Пятунин. Методика и технология обучения географии в школе. – М: ООО «Издательство Астрель», 2004.

  2. И.В. Душина. Методика преподавания географии. – М: 1995.

  3. География в школе №1, №8 2009 г, №6 2011 г.

  4. А.В.Даринский . Урок географии в школе. – М., 2010.

  5. И.М.Чередов. Формы учебной работы в средней школе. — М.,2010.

  6. В.Н. Иванова и др. «Активизация познавательной деятельности учащихся», Линия «Творческая мастерская учителя». Издательство «Учитель», г. Волгоград, 2009 год.

7.https://festival.1september.ru/articles/597304/

8.https://freepapers.ru/15/razvitie-samostoyatelnosti-uchashhihsya-v-processe/140563.887116.list5.html

9.https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/razvitie-samostoyatelnosti-uchashchihsya-v-processe-realizacii




12


Свежие документы:  Рабочая тетрадь по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: