Открытый урок по географии «Реки» 6 класс


Открытый урок по географии

Тема: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата.

Задачи:

  1. Образовательные задачи:

сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;

познакомить с  понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад;

научить определять левые и правые притоки реки.

  1. Развивающие задачи: 

развивать  умение  описывать реки по типовому плану;

раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;

сформировать  элементарные знания об образовании порогов и водопадов;

формировать умения работать с различными картами.

  1. Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.

Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.

Географическая номенклатура: реки — Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский.

Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Урок составлен по учебнику Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок!

Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. А для начала проверим домашнее задание.

 Проверка домашнего задания:

Откройте рабочие тетради и повторите тему прошлого урока. На повторение 1 минута.

У каждого на парте лежит листочек, на котором вы будете выполнять проверочную работу.

1. Перечислите условия образования подземной воды.

2.Установите соответствие:

1. Вода, находящаяся в земной коре называется …

А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются …

Б. источниками (родниками)

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются …

В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется …

Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются …

Д. пещерами

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, резных долинах называются …

Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется …

Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются …

З. подземной водой

Взаимопроверка (ученики в парах меняются тетрадями, проверяют  работу и выставляют оценки, используя критерии оценивания).

 Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

Темой  нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало загадок. Отгадайте их:

Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

                                (река)

Сегодня на уроке мы поговорим о  реках.

— А что вы знаете о реках? (у реки имеется исток, устье, течение)

— А что бы вы хотели еще узнать о реках? (познакомиться с понятием река, узнать какие реки бывают, от чего они зависят)

Я думаю, что в течение урока мы попытаемся получить ответы на интересующие  вас вопросы.

Цель на уроке мы должны сформировать представления о реке и ее частях, познакомиться с новыми понятиями и  рассмотреть зависимость рек от рельефа и климата.

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

На Земле  почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.

Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид.

— Что такое река? (выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки. Запись определения в тетрадь.

На доске схема реки.  Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало. 

— А откуда река может брать свое начало? (Одна река вытекает из озера, другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах)

— Значит, что такое исток?

Исток – место, где река берет начало. Запись определения в тетрадь.

Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.

— Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку)

— Как называют это место? (устьем) 

Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись определения в тетрадь.

Задание: Найдите на карте России  с.16, 17 исток и устье реки Волга. Определите, где они находятся.

Исток находится на Валдайской возвышенности, а устье – в Каспийском море.

Все самые большие реки впадают в моря и заливы океана, некоторые в озера, но большинство из них являются притоками других рек.

— Как же определить, какой приток – правый или левый? (Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева – левый приток.



Задание: Найдите  в атласе на карте России с.16, 17 реки и назовите их притоки.

1. Каким притоком у Волги является река Кама? Кама — левый приток Волги.

Главная река со всеми ее притоками образует речную систему.

 Речная система – главная река со всеми притоками. Запись определения в тетрадь.

 Граница, разделяющая речные системы называется водоразделом.

Водораздел – граница, разделяющая речные системы. Запись определения в тетрадь.

По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребным хребтам, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно.

Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку. Запись определения в тетрадь.

У Амазонки самый большой бассейн и составляет 7 млн. км2 — чуть меньше площади Австралии.

— А сейчас заполним  схему  реки и укажем все ее части. У каждого на парте лежит схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно.

Схема реки


Исток

2

Речной бассейн

5

Устье

1

Водораздел

4

Приток

3


— Давайте ее проверим.

Проверка (Исток – 2, речной бассейн – 5, устье – 1, водораздел – 4, приток – 3)

Оцените свою работу:

5 правильных ответов – отлично

4 правильных ответа – очень хорошо

3 правильных ответа – стоит обратиться за помощью

1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям.

 Реки очень сильно зависят от рельефа и климата.

В зависимости от рельефа, какие бывают реки? (Реки бывают равнинные и горные)

Рассмотрим зависимость рек от рельефа.

— В зависимости от рельефа, какие реки бывают? (равнинные и горные)

Давайте запишем в тетради схему типы рек.

Типы рек 

Горные

  1. Бурное течение

  2. Узкая долина

  3. Прямое русло

  4. Короткая река

  5. Неудобна для судоходства

Равнинные

  1. Спокойное течение

  2. Широкая речная долина

  3. Большая длина

  4. Извилистое русло

  5. Удобна для судоходства

                

 

Работа в группах

— Чем равнинная река  отличается от горной?. Равнинные реки – спокойные, длинные, извилистые, имеют широкое русло, а горные – бурные, короткие, узкое русло, неудобны для судоходства.

  Иногда на  реке можно увидеть пороги.

Пороги – выходы твердых пород в русле реки. ( учащиеся записывают определение)

— Как пороги образуются, прочитайте в  учебнике на  с.92, п5.

Расскажите об образовании порогов.

Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.

Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.

При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада.

— Что такое водопад?

Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.

Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.

  Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 50 с.ш. и  63з.д.? (Анхель, показывают на карте у доски)

Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья.



А вот еще один водопад, о котором расскажет Орлова Таня.

Сообщение о Ниагарском водопаде.

Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной Америке.  

Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке.

Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.

 

Рассмотрим влияние климата на питание рек.

— За счет чего, река может питаться? (за счет дождей, снега, подземных вод)



Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания.

Рассмотрим, какое питание бывает у рек. Записываем в тетради  питание рек по середине.

Питание рек:

  1. Дождевое

  2. Снеговое

  3. Подземное

  4. Смешанное

. Закрепление

  Практическая работа в группах.

Задание:  Описание реки Обь по плану.

1. Материк, на котором находится река.


2. Исток, направление течения, устье.


3. Характер течения реки.


4. Тип питания реки.


5. Самый крупный приток реки.


6. К бассейну, какого океана относится?


— Кто правильно или практически без ошибок заполнил таблицу, поднимите руки.

V. Итог

— Что нового вы узнали о реках?

— На доске показаны знаки, с помощью которых, оцените, как вы поняли тему урока:

! – понятно все

?-  есть вопросы

…. – ничего не понял

Я показываю знак, а вы поднимите руки.

Задание:  опиши реку Обь по плану.

1. Материк, на котором находится река  

Река Обь находится на материке

2. Исток, направление течения, устье

(исток — где берет начало, устье — куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17

Исток находится

Устье —

Река протекает в направлении —

3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении  — равнинная или горная)

Обь

4. Тип питания реки (дождевое, снеговое, подземное, смешанное)

Река Обь имеет питание —

5. Самый крупный приток реки

Самый крупный приток Оби —

6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе)

Река Обь относится к бассейну —



        

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 56

Г.О. ТОЛЬЯТТИ



АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

УЧИТЕЛЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮДИНЫМ И.В.

В 5 «А» КЛАССЕ.



Дата проведения: 3-триместр, 74- урок, 05.03.2012 г.

Место проведения: спортивный зал школы 56.

На уроке присутствовало учащихся — 20 человек.

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ: спортивные игры (волейбол)

ТЕМА: прием и передача мяча

ТИП УРОКА: совершенствование

ЦЕЛИ УРОКА:

— применение современных образовательных технологий на уроке физической культуры: здоровьесберегающих и лично ориентированных;

— формирование двигательных навыков у обучающихся;

— развитие физических качеств: ловкость, быстрота, координация, сила.

— привлечение детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:

— совершенствование приема-передачи мяча снизу и сверху двумя руками.

— совершенствование техники приёма — передачи мяча сверху и снизу в парах.

Оздоровительные: укрепление здоровья, коррекция телосложения.

Воспитательные: воспитание дисциплинированности, чувства коллективизма, интереса к предмету.



ЦЕЛЬ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКА – Проанализировать эффективность применения на уроках форм и методов современных образовательных технологий, проследить реализацию здоровьесберегающих и лично ориентированных технологий в обучении и профилактику травматизма.

Урок учителем подготовлен: имеется тщательно составленный план-конспект открытого урока, подготовлен и проветрен спортивный зал, в наличии необходимый инвентарь и оборудование – волейбольные мячи, волейбольная сетка. Учитель и учащиеся в спортивной форме.

Урок начат своевременно, проведено построение, сдан рапорт дежурным, сообщены задачи урока, что с самого начала мотивирует, дисциплинирует и организует учащихся.

В подготовительной части использованы различные виды ходьбы, бега, общеразвивающие упражнения. Все это способствует разогреву и укреплению мышц, развитию координации движений, укрепление здоровья, коррекция телосложения и осанки. В хоте подготовительной части все группы мышц были подготовлены к работе в основной части урока, что снижает вероятность получения травм на уроке.

Время урока распределено рационально, основная часть отведена для работы над совершенствованием приема-передачи мяча снизу и сверху двумя руками и совершенствование техники приёма — передачи мяча сверху и снизу в парах, что соответствует теме и задачам урока.

Отработка заданий в основной части организована учителем в парах. Учитель, напоминая технику выполнения передачи и приёма, демонстрирует правильные варианты, объясняет особенности движений, предупреждает об ошибках, которые могут привести к травме, акцентирует внимание учащихся на необходимости следить за траекторией полета мяча. Учитель следит за правильным положением рук, координацией движений.

Оценочные высказывания учителя побуждают учащихся к стремлению совершенствовать приёма и передачи мяча. Личностно-ориентированный подход способствует проявлению положительных эмоций, создание условий для самовыражения личности каждого ученика, атмосферу доброжелательности и активного сотрудничества. Учитель уделяет большое внимание учащимся со слабой подготовкой, привлекает более успешных в качестве консультантов.

Учителем хорошо подобран материал для урока и приёмы закрепления изученного материала, продуманно место и роль самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока, соблюдён принцип последовательности в обучении при выполнении самостоятельных работ.

Урок закончен построением и подведением итогов, были отмечены лучшие учащиеся. На протяжении всего урока отмечался оптимальный психологический микроклимат. Моторная плотность урока более 80%.

ВЫВОД:

На уроке по волейболу были выполнены все поставленные задачи учителя. Урок проведен с использованием методов современных образовательных технологий и принципов здоровьесбережения, что свидетельствует о высоком уровне организационно-методического мастерства учителя, знания им возрастной физиологии и психологии, умение решать образовательные, оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. В течение всего урока учитель старался воспитывать у учеников чувства коллективизма и интереса к предмету.

Правила охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе урока были соблюдены в полном объёме.

Оптимально сочетаются средства, формы и методы обучения, традиционные и методы современных образовательных технологий, активизирующие познавательную деятельность учащихся.



Заместитель директора по УВР: О.Н. Карягина








Свежие документы:  Тест для 6 класса «Отделы растений»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: