Открытый урок по географии
Тема: Реки.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.
Задачи:
Образовательные задачи:
сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;
познакомить с понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад;
научить определять левые и правые притоки реки.
Развивающие задачи:
развивать умение описывать реки по типовому плану;
раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;
сформировать элементарные знания об образовании порогов и водопадов;
формировать умения работать с различными картами.
Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.
Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.
Географическая номенклатура: реки — Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский.
Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Урок составлен по учебнику Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок!
Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. А для начала проверим домашнее задание.
Проверка домашнего задания:
Откройте рабочие тетради и повторите тему прошлого урока. На повторение 1 минута.
У каждого на парте лежит листочек, на котором вы будете выполнять проверочную работу.
1. Перечислите условия образования подземной воды.
2.Установите соответствие:
А. минеральными водами | |
2. Горные породы, пропускающие воду, называются … | Б. источниками (родниками) |
3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются … | В. межпластовыми водами |
4. Слой, насыщенный водой называется … | Г. водоносным слоем |
5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются … | Д. пещерами |
6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, резных долинах называются … | Е. водопроницаемыми горными породами |
7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется … | Ж. грунтовыми водами |
8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются … | З. подземной водой |
Взаимопроверка (ученики в парах меняются тетрадями, проверяют работу и выставляют оценки, используя критерии оценивания).
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало загадок. Отгадайте их:
Течёт, течёт – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(река)
Сегодня на уроке мы поговорим о реках.
— А что вы знаете о реках? (у реки имеется исток, устье, течение)
— А что бы вы хотели еще узнать о реках? (познакомиться с понятием река, узнать какие реки бывают, от чего они зависят)
Я думаю, что в течение урока мы попытаемся получить ответы на интересующие вас вопросы.
Цель на уроке мы должны сформировать представления о реке и ее частях, познакомиться с новыми понятиями и рассмотреть зависимость рек от рельефа и климата.
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
На Земле почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.
Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид.
— Что такое река? (выслушиваются ответы детей и делается вывод)
Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки. Запись определения в тетрадь.
На доске схема реки. Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало.
— А откуда река может брать свое начало? (Одна река вытекает из озера, другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах)
— Значит, что такое исток?
Исток – место, где река берет начало. Запись определения в тетрадь.
Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.
— Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку)
— Как называют это место? (устьем)
Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись определения в тетрадь.
Задание: Найдите на карте России с.16, 17 исток и устье реки Волга. Определите, где они находятся.
Исток находится на Валдайской возвышенности, а устье – в Каспийском море.
Все самые большие реки впадают в моря и заливы океана, некоторые в озера, но большинство из них являются притоками других рек.
— Как же определить, какой приток – правый или левый? (Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева – левый приток.
Задание: Найдите в атласе на карте России с.16, 17 реки и назовите их притоки.
1. Каким притоком у Волги является река Кама? Кама — левый приток Волги.
Главная река со всеми ее притоками образует речную систему.
Речная система – главная река со всеми притоками. Запись определения в тетрадь.
Граница, разделяющая речные системы называется водоразделом.
Водораздел – граница, разделяющая речные системы. Запись определения в тетрадь.
По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребным хребтам, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно.
Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.
Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку. Запись определения в тетрадь.
У Амазонки самый большой бассейн и составляет 7 млн. км2 — чуть меньше площади Австралии.
— А сейчас заполним схему реки и укажем все ее части. У каждого на парте лежит схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно.
| ||||||||||
|
|
— Давайте ее проверим.
Проверка (Исток – 2, речной бассейн – 5, устье – 1, водораздел – 4, приток – 3)
Оцените свою работу:
5 правильных ответов – отлично
4 правильных ответа – очень хорошо
3 правильных ответа – стоит обратиться за помощью
1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям.
Реки очень сильно зависят от рельефа и климата.
В зависимости от рельефа, какие бывают реки? (Реки бывают равнинные и горные)
Рассмотрим зависимость рек от рельефа.
— В зависимости от рельефа, какие реки бывают? (равнинные и горные)
Давайте запишем в тетради схему типы рек.
Типы рек
|
Работа в группах
— Чем равнинная река отличается от горной?. Равнинные реки – спокойные, длинные, извилистые, имеют широкое русло, а горные – бурные, короткие, узкое русло, неудобны для судоходства.
Иногда на реке можно увидеть пороги.
Пороги – выходы твердых пород в русле реки. ( учащиеся записывают определение)
— Как пороги образуются, прочитайте в учебнике на с.92, п5.
Расскажите об образовании порогов.
Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.
Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.
При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада.
— Что такое водопад?
Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.
Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.
Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 50 с.ш. и 63з.д.? (Анхель, показывают на карте у доски)
Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья.
А вот еще один водопад, о котором расскажет Орлова Таня.
Сообщение о Ниагарском водопаде.
Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной Америке.
Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке.
Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.
Рассмотрим влияние климата на питание рек.
— За счет чего, река может питаться? (за счет дождей, снега, подземных вод)
Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания.
Рассмотрим, какое питание бывает у рек. Записываем в тетради питание рек по середине.
Питание рек:
Дождевое
Снеговое
Подземное
Смешанное
. Закрепление
Практическая работа в группах.
Задание: Описание реки Обь по плану.
| |
2. Исток, направление течения, устье. |
|
3. Характер течения реки. |
|
4. Тип питания реки. |
|
5. Самый крупный приток реки. |
|
6. К бассейну, какого океана относится? |
|
— Кто правильно или практически без ошибок заполнил таблицу, поднимите руки.
V. Итог
— Что нового вы узнали о реках?
— На доске показаны знаки, с помощью которых, оцените, как вы поняли тему урока:
! – понятно все
?- есть вопросы
…. – ничего не понял
Я показываю знак, а вы поднимите руки.
Задание: опиши реку Обь по плану.
Река Обь находится на материке | |
2. Исток, направление течения, устье (исток — где берет начало, устье — куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17 | Исток находится Устье — Река протекает в направлении — |
3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении — равнинная или горная) | Обь |
4. Тип питания реки (дождевое, снеговое, подземное, смешанное) | Река Обь имеет питание — |
5. Самый крупный приток реки | Самый крупный приток Оби — |
6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе) | Река Обь относится к бассейну — |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 56
Г.О. ТОЛЬЯТТИ
АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
УЧИТЕЛЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮДИНЫМ И.В.
В 5 «А» КЛАССЕ.
Дата проведения: 3-триместр, 74- урок, 05.03.2012 г.
Место проведения: спортивный зал школы 56.
На уроке присутствовало учащихся — 20 человек.
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ: спортивные игры (волейбол)
ТЕМА: прием и передача мяча
ТИП УРОКА: совершенствование
ЦЕЛИ УРОКА:
— применение современных образовательных технологий на уроке физической культуры: здоровьесберегающих и лично ориентированных;
— формирование двигательных навыков у обучающихся;
— развитие физических качеств: ловкость, быстрота, координация, сила.
— привлечение детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
— совершенствование приема-передачи мяча снизу и сверху двумя руками.
— совершенствование техники приёма — передачи мяча сверху и снизу в парах.
Оздоровительные: укрепление здоровья, коррекция телосложения.
Воспитательные: воспитание дисциплинированности, чувства коллективизма, интереса к предмету.
ЦЕЛЬ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКА – Проанализировать эффективность применения на уроках форм и методов современных образовательных технологий, проследить реализацию здоровьесберегающих и лично ориентированных технологий в обучении и профилактику травматизма.
Урок учителем подготовлен: имеется тщательно составленный план-конспект открытого урока, подготовлен и проветрен спортивный зал, в наличии необходимый инвентарь и оборудование – волейбольные мячи, волейбольная сетка. Учитель и учащиеся в спортивной форме.
Урок начат своевременно, проведено построение, сдан рапорт дежурным, сообщены задачи урока, что с самого начала мотивирует, дисциплинирует и организует учащихся.
В подготовительной части использованы различные виды ходьбы, бега, общеразвивающие упражнения. Все это способствует разогреву и укреплению мышц, развитию координации движений, укрепление здоровья, коррекция телосложения и осанки. В хоте подготовительной части все группы мышц были подготовлены к работе в основной части урока, что снижает вероятность получения травм на уроке.
Время урока распределено рационально, основная часть отведена для работы над совершенствованием приема-передачи мяча снизу и сверху двумя руками и совершенствование техники приёма — передачи мяча сверху и снизу в парах, что соответствует теме и задачам урока.
Отработка заданий в основной части организована учителем в парах. Учитель, напоминая технику выполнения передачи и приёма, демонстрирует правильные варианты, объясняет особенности движений, предупреждает об ошибках, которые могут привести к травме, акцентирует внимание учащихся на необходимости следить за траекторией полета мяча. Учитель следит за правильным положением рук, координацией движений.
Оценочные высказывания учителя побуждают учащихся к стремлению совершенствовать приёма и передачи мяча. Личностно-ориентированный подход способствует проявлению положительных эмоций, создание условий для самовыражения личности каждого ученика, атмосферу доброжелательности и активного сотрудничества. Учитель уделяет большое внимание учащимся со слабой подготовкой, привлекает более успешных в качестве консультантов.
Учителем хорошо подобран материал для урока и приёмы закрепления изученного материала, продуманно место и роль самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока, соблюдён принцип последовательности в обучении при выполнении самостоятельных работ.
Урок закончен построением и подведением итогов, были отмечены лучшие учащиеся. На протяжении всего урока отмечался оптимальный психологический микроклимат. Моторная плотность урока более 80%.
ВЫВОД:
На уроке по волейболу были выполнены все поставленные задачи учителя. Урок проведен с использованием методов современных образовательных технологий и принципов здоровьесбережения, что свидетельствует о высоком уровне организационно-методического мастерства учителя, знания им возрастной физиологии и психологии, умение решать образовательные, оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. В течение всего урока учитель старался воспитывать у учеников чувства коллективизма и интереса к предмету.
Правила охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе урока были соблюдены в полном объёме.
Оптимально сочетаются средства, формы и методы обучения, традиционные и методы современных образовательных технологий, активизирующие познавательную деятельность учащихся.
Заместитель директора по УВР: О.Н. Карягина