План – конспект урока географии 8 класс «Охраняемые территории России»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Березовская средняя школа

Новоаннинского муниципального района

Волгоградской области

Школьная ул., 1, х. Березовка -1я, Новоаннинский район, Волгоградская область, 403976. Тел/факс (884447) 5-93-96

Е-mail: beryozovka[email protected]rambler.ru

ОГРН 1023405776085 ИНН 3419403557 КПП 341901001




План – конспект урока географии

8 класс


Тема: «Охраняемые территории России»





Учитель географии первой

квалификационной категории

Исаева Марина Николаевна









2014 год


Тема урока: «Охрана растительного и животного мира России».

Предмет: география

Класс: 8

Цель урока: создать условия для организации учебной деятельности обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизацию новых знаний, побудить к активизации изучения охраняемых территорий России.

Задачи урока:

— углубить и расширить знания по экологическому состоянию природной среды и охраняемым территориям России;

— развивать экологическую культуру школьников;

— закрепить сформированные навыки обработки географической

информации, умение обобщать и делать выводы из полученных

результатов;

— вызвать чувство сопричастности в решении проблем охраны природы, любовь к родному краю.

Тип урока: «Изучение нового материала»

Оборудование: карта охраняемых территорий России, работы учащихся по теме, видеоматериалы о заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы, презентация, компьютер, магнитофон.

Планируемые результаты.

Предметные: осуществляют самостоятельное изучение охраняемых территорий России, обобщают и делают выводы об экологическом состоянии природной среды, формулируют собственное отношение к анализируемым охраняемым территориям, их оценке, создают самостоятельно устно монологические высказывания на предложенную тему.

Метапредметные:

личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества;

познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме и грамотно используют материал для создания проекта; приводят примеры и строят рассуждения;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием;

коммуникативные: умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формулировать собственное мнение и позицию.



















Методические рекомендации

Охрана растительного и животного мира России.

Как и что необходимо охранять в природе? Мы часто задаем себе этот вопрос. Активное воздействие человека на природу приводит к нарастанию темпов исчезновения многих видов животных и растений. Одна из причин этого – активное преобразование природных территорий и объектов. С целью сохранения естественных ландшафтов, как мест обитания многочисленных диких животных и растений, в нашей стране определены законодательством территории с различными степенями охраны:

-заповедники;

-заказники;

-природные национальные парки;

-памятники природы;

Все они составляют систему эталонных, особо охраняемых территорий и объектов.

Урок географии в 8 классе по теме: «Охрана растительного и животного мира России» входит в систему уроков раздела: «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы».

За две недели, до проведения данного урока, обучающиеся получают опережающие задания:

— распределиться на творческие группы, подготовить презентации и сообщения об охраняемых территориях нашей страны;

— познакомиться с экологическим состоянием нашего хутора для создания проекта на тему «Берегите родную природу».

При подготовке к уроку обучающиеся изучают экологическую ситуацию заданной местности, охраняемых территорий России, систематизируют и анализируют разные источники информации, делают выводы и проекты.




ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Здравствуй, природа, птицы, звери! Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с друзьями и родными, но и со всеми живыми существами, что нас окружают, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже никогда не увидим, так как люди уничтожили их.

  1. Подготовка к изучению нового материала

У всех людей одна планета,

И ветром нет на ней границ.

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь природу надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы безумно сыплем яды,

И дом свой травим, не скупясь.

Леса свою теряют силу,

Уходит нежный запах лип

Озера, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

А сколько исчезло с планеты зверья,

Растений, и это восполнить нельзя!

И если теперь не спасти нам остатки,

Мы завтра в Сахаре проснемся, ребята.

Что волнует автора стихотворения? Как вы понимаете выражение: лес теряет свою силу?

(ответы учащихся.)

Звучит песня группы Любе «Не рубите, мужики»

Учитель: Уничтожение продолжается. Цели разные: кто-то хочет получить большие деньги, кто-то охотится в свое удовольствие, а кто-то вырывает с корнем цветок, убивая палкой лягушку, развлекается таким образом. И когда слышишь: «Человек-царь природы!» То спрашиваешь: «А что он представляет собой без природы – без воздуха, воды, пения птиц, аромата цветов – человек?» Все это щедро дарит нам природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного доброго отношения к себе. И это, действительно, так! Охрана окружающей среды — одна из важнейших проблем человечества!

Вы, наверняка, догадались, что разговор сегодня на уроке пойдёт об охране растительного и животного мира. Откройте тетради и запишите тему урока: « Охрана растительного и животного мира».

  1. Изучение нового материала

А) Постановка учебной задачи

Учитель: Давайте попробуем разобраться, какие меры по охране растительного и животного мира проводятся в нашей стране? В процессе урока мы вычертим схему с названием охраняемых объектов на доске, а вы запишите ее в тетрадь.

Готовясь к этому уроку, вы проделали огромную работу, подобную научному центру, подбирая материал, поэтому сегодня вы будете выступать в роли научных сотрудников, занимающихся изучением заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы.

( На стол ставятся таблички с названиями научных отделов)

Вам, наверное, интересно, а кем буду я? Я занималась исследованием архивных документов, декретов, законов об охране окружающей среды. Я буду выполнять роль — Архивариуса. Договорились?

Итак, начнем работу нашего научного центра.

Б) Изучение нового материала

Почему же стал вопрос об охране окружающей среды?

(Примерные ответы учащихся. Хозяйственная деятельность человека, влияет на развитие природы. Человек не только приспосабливается к своему природному окружению, но и изменяет его. Более века назад Ф. Энгельс предостерегал человечества: « Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит»).

Архивариус. Всего шесть лет прожил В.И. Ленин после Великой Октябрьской социалистической революции. Но сколько сделал этот великий человек для охраны природы! В суровое для страны время, решая многие государственной важности задачи, Владимир Ильич заботился о сохранении природы нашей страны. Ленинский Декрет о земле, принятый 11 Всероссийским съездом Советов 8 ноября 1917 года покончил с частной собственностью на землю и тем самым создал предпосылки для рационального использования и охраны природных ресурсов.

А что же такое охрана природы?

(Примерные ответы учащихся. Охрана природы — это система мероприятий, обеспечивающая оптимальное взаимоотношение человеческого общества с окружающей средой) (запись в тетрадь)

А что можно отнести к особо охраняемым территориям России?

(учащиеся перечисляют)

Молодцы. Спасибо.

Давайте познакомимся с каждым охраняемым объектом в отдельности.

Предоставляем слово сотрудникам научного отдела «Заповедники»

(выступление научного отдела: дают определение, знакомят с подготовленным материалам, показывают презентации)

(Примерные ответы учащихся. Заповедники – особо охраняемые территории, исключенные из любой хозяйственной деятельности ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов, а также отдельных видов растений и животных.

В заповедниках разрешается находиться только людям, ведущим исследовательскую работу).

(Все учащиеся заполняют в схеме графу заповедники, пишут определение.)

Архивариус. История заповедного дела в СССР началась с 1919 года, когда Н.Н.Подьяпольский делегат Астраханского губисполкома, яркий энтузиаст охраны природы, приехал в Москву по вопросу организации в дельте Волги Астраханского заповедника. Заповедность в этих местах была необходима для охраны водоплавающих птиц, нерестилищ ценных промысловых рыб и редких, реликтовых растений. Цитирую: » 16 января 1919 года Владимир Ильич высказал одобрение относительно проекта устройства заповедников. Сказал, что дело охраны природы имеет огромное и срочное значение. Так, в начале 1919 года, на заре Советской власти, начал свое существование первый советский заповедник – Астраханский. А 1960 году в связи с 50- летним юбилеем заповеднику было присвоено имя Владимира Ильича Ленина.»

Спасибо нашему заповедному отделу за интересную подборку материала.

А мы переходим к работе следующего научного отдела « Заказники»

(сотрудники отдела дают определение, зачитывают подготовленный материал, показывают презентацию.

(Примерные ответ учащихся. Заказники — охраняемые объекты с менее строгим режимом. В них разрешаются те виды хозяйственной деятельности, которые не наносят вреда охраняемым объектам.

Оказывается заказники как и заповедники могут быть комплексными и специальными, фаунистическими, флористическими, гидрологическими, геологическими. Например Бузулукский бор ( Оренбургская обл.))

(Все учащиеся заполняют схему, записывают определение, работают с картой Охраняемые территории.)

Архивариус. Я только могу добавить, что создаются заказники решением местных органов власти. Чаще встречаются охотничьи заказники. В них запрещается в течение нескольких лет или отдельные сезоны охота на определенные виды животных до восстановления их численности. Заказники организуются для охраны мест нереста рыб, скоплений птиц во время линьки, сезонных миграций. В последние годы практикуются создание учебных заказников, как базы для прохождения полевых практик студентов биологических и географических специальностей, а также широко пропагандируются создание школьных учебных заказников, они имеют большое значение для воспитания учащихся и обучение их природоохранительным и трудовым навыкам.

Спасибо научному отделу за подобранный материал.

Чем же отличаются заказники от заповедников?

(примерные ответы учащихся)

Предоставляем слово научному отделу по изучению Национальных парков.

(сотрудники отдела дают определение, зачитывают подготовленный материал, показывают проект)


(Примерные ответ учащихся. Национальные парки – это особая форма природоохранительных территорий. Площадь национальных парков может достигать значительных размеров. В них постоянно должно проводиться природоохранная работа, но допускается посещение туристов.

Примером национального парка является Лосиный остров в Подмосковье. Часть его территории заходит за приделы города Москвы. В национальных парках выделяют запретные зоны с особо охраняемым режимом и реакреационные зоны, где реакреационная деятельность отдыхающих строго регламентируется

В нашей стране национальные парки созданы по аналогии зарубежных, границы национальных парка обычно проходит по естественным рубежам: рекам, горным хребтам, ущельям и тд. Площадь национального парка позволяет обитать на его территории большим стадам крупных животных. Вся территория национального парка разделена на зоны: заповедную, демонстрационную, хозяйственно — бытовую. Осмотр достопримечательностей парка проводится только с дорог, троп, смотровых площадок. Национальные парки обеспечивают сохранение уникальных ландшафтов, редких и ценных животных и растений, служит прекрасным местом отдыха и туризма, полностью окупают расходы на их содержание и приносят значительный доход. Сейчас в стране создано 29 национальных парков.)

(Все учащиеся заполняют схему, записывают определение, работают с картой)

Архивариус. Хочу дополнить, что согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР. О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов от 1 декабря 1978 года было разработано положение о Национальных парках. Национальные парки должны соответствовать международным критериям принятым в1969 году: площадь не менее 1000 га, соответствующее зонирование территории, наличие ценных природных объектов, относительная сохранность природы, прекращение эксплуатации природных ресурсов, возможность посещения населением на определенных условиях, подчиненность центральному государственному органу. Основная задача Национальных парков – организация рекреации при максимально возможном сохранении ландшафтов.

Предоставляем слово научному отделу «Памятники природы»

(сотрудники отдела дают определение, зачитывают подготовленный материал, показывают проект)

(Примерные ответ учащихся. Памятники природы – уникальные объекты, ценные в научном, эстетическом, историческом и культурном отношении, взятые под охрану. Памятниками природы могут быть водопады, гейзеры, пещеры, геологические обнажения, рощи реликтовых деревьев и даже отдельные деревья, имеющие историческую или эстетическую ценность.

Кроме этого, специально охраняются леса в верховьях и поймах рек, полезащитные лесополосы, леса курортных районов, зеленые зоны вокруг городов и поселков. Эти районы изъяты из промышленной эксплуатации.

В каждом регионе, в каждой области есть свои памятники природы.)

( Все учащиеся заполняют схему, записывают определение.)

Архивариус. Ребята, я хочу познакомить вас с информацией о нашем районе. В районе 2 лесхоза, которые проводят работу по оздоровлению лесов, посадку лесонасаждений, санитарную вырубку леса, созданы лесозащитные полосы. Фауна района определяется несколькими десятками тысяч видов, имеются особо редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды, а также представители млекопитающих и птиц, являющихся основными объектами спортивной охоты. Ценны в хозяйственном отношении дикие животные и пушные звери. На территории района 4 охотничьих хозяйства. Учет численности животных производится силами охот надзора. Произошло снижение численности некоторых видов охотничьих животных и птиц, что связано с интенсивной охотой и браконьерством, а также повышением численности волка и неудовлетворительном учете животных. В районе создана зона отдыха в г. Новоаннинском и 2 экологических тропы.

  1. Диагностика уровня усвоения знаний.

Какой же можно сделать вывод?

(примерные ответы учащихся)

Схема охраняемых территорий России

Охраняемые территории России

Заказники

Заповедники охраняемые объекты с менее строгим режимом. В них разрешаются те виды хозяйственной деятельности,

особо охраняемые территории, которые не наносят вреда охраняемым объектам.

исключенные из любой хозяйственной

деятельности ради сохранения

в нетронутом виде природных комплексов,

а также отдельных видов

растений и животных.

Национальные парки Памятники природы

особая форма природоохранительных территорий. уникальные объекты, ценные в научном, эстетическом, историческом и культурном отношении, взятые под охрану.

Площадь национальных парков может достигать

значительных размеров. В них постоянно должно

проводиться природоохранная работа,

но допускается посещение туристов.

Учитель: Наверное, проблемы охраны природы не решаются только созданием охраняемых территорий. На первый план в настоящее время выходит задача обеспечения охраны природы в процессе ее использования путем организации природопользования.

Нужно не просто любить природу

А сберечь ее для себя и наших потомков.

Учитель: Я думаю, самое время посмотреть презентацию вашего проекта: «Берегите родную природу»

Наш дом родной, наш общий дом —

Земля, где мы с тобой живем.

Ты только посмотри вокруг: тут речка, там зеленый луг.

Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса останутся лишь в книжки.

Лишних слов больше не надо. Главное, чтобы все уяснили для себя: зачем мы сегодня об этом говорили и запомнили природоохраняемые территории нашей страны.

  1. Рефлексия

Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Какие качества помогли в выполнении заданий? Кто доволен своей работой на уроке?

  1. Подведение итога урока.

Я благодарна работе нашего научного центра за отличную подготовку к сегодняшнему уроку. Всем спасибо! Комментирование оценок.

  1. Домашнее задание: п. 19, изучить схему, выполненную в тетрадях в процессе урока.

Для тех, кто желает, на контурной карте можно отметить природоохраняемые территории нашей страны.



























Литература:

1.Сидорин А. П. Экология издательство М.: издательство «Дрофа», 2004

2.Кучер Т. В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. М.: издательство «Дрофа», 2009

3.Адольф Т. А. Заповедными тропами М.: издательство «Просвещение», 1999

4.Криворучк Э.Н. С любовью к природе Тюмень.: издательство «Печатник», 2010

5. Журнал География в школе 2012г. №3, 5.













































ПРИЛОЖЕНИЕ

Картографический метод

Карта – второй язык географии. « Именно картографический метод – наиболее эффективный инструмент познания структуры географических явлений, закономерностей, их пространственного размещения, взаимосвязей и динамики, средство мониторинга и прогнозирования». Это метод графического моделирования конкретного пространства, любых явлений природы и общества, имеющих соседство, пространственное распространение. Картографические учебные модели материализуют на картах такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе непосредственно не выражены; карты и схемы, полученные в результате моделирования, выполняют эвристическою функцию, т.е. служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе формулируется творческое мышление. Картографический метод познания и обучения – системообразующий, полифункциональный. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Возможности картографического метода должны в полной мере использоваться в учебно-воспитательном процессе, предполагающем развитие способностей ученика.























Рецензия на урок

Исаевой Марине Николаевны, учителя географии МОУ Березовской СОШ



География в 8 классе

по теме «Охрана растительного и животного мира»

Проведенный урок соответствует всем требованиям государственного стандарта общего среднего образования. Это урок изучения нового материала. Учитель умело выбрал форму урока, активизируя самостоятельную познавательную творческую деятельность учащихся, обеспечивающие высокое качество обучения. Широкое использование различного справочного материала помогло заинтересовать и увлечь детей, что способствовало достижению поставленных целей. Налицо оптимальное сочетание средств обучения, организационных форм и методов, в том числе и авторских. Системообразующим на уроке является четко отобранное содержание, соответствующее возрастным особенностям. В течение всего урока шла активная позновательно-развивающая деятельность учащихся с самооценкой по каждому этапу. Все этапы сопровождались презентациями.

В процессе урока учитель достаточно широко использует воспитательный потенциал изучаемой темы, достигается единство между приобретением знаний учащимися и формированием у них эмоционально — целостного отношения к охраняемым территориям России. Максимальное участие детей на протяжении всего урока позволяет дать уроку высокую оценку.





Зам. директора по УВР_______________/Коваль Г.Н. /



Свежие документы:  Тест №1 по теме: "Земля и человечество"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: