Пояснительная записка урока в 7 классе по теме: «Природные зоны Южной Америки» (урок – путешествие)


Сагайдакова Ирина Леонидовна, учитель географии, МОУ «Томаровская СОШ №1» 2010

Пояснительная записка урока в 7 классе по теме:

«Природные зоны Южной Америки» (урок – путешествие)


Содержание урока и его методическая структура построены в соответствии с программой и УМК под редакцией И. В. Душина и др. Этот урок изучения и первичного закрепления нового материала по теме: «Природа Южной Америки».

Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся. Помогает организовывать творческий процесс самостоятельного познания.

Используется технология проблемного обучения Г. А. Пануровой и М. И. Махмутова, которая позволяет развивать самостоятельную познавательную деятельность ученика.

В структуре урока выделяется «мотивационная аранжировка» каждого этапа, что способствует формированию личного интереса учащихся. Применение географической разминки, логической цепочки, проблемной ситуации, физкультминутки позволяет обеспечить сотрудничество учащихся, диалогическое общение.

В процессе самостоятельного исследования объекта уделяется внимание личностно ориентированному подходу, что предполагает подбор заданий с учётом возможностей конкретного ученика. Такой подход даёт возможность активно работать на уроке не только сильным ученикам, но и тем, кто может испытывать затруднения в обучении.

Применение компьютерной презентации обеспечивает восприятие, усвоение, осмысление материала.

Тестирование и взаимопроверка как первичная диагностика уровня восприятия нового материала позволяет определить процент усвоения полученных на уроке знаний.

Домашнее задание по выбору учащихся – это элемент разноуровнего обучения.

Данный урок предполагает ситуацию успеха для каждого ученика, что является основным требованием любого современного урока.


План — конспект урока

по теме «Природные зоны Южной Америки»


Методическое обеспечение урока

  1. Наглядные пособия: физическая карта Южной Америки, иллюстрации, мультимедийная презентация учителя «Природные зоны Южной Америки», глобусы, атласы для 7 класса, учебник.

  2. Раздаточный материал: отчётный лист-таблица «Характеристика природных зон», помощник-алгоритм (для слабых учеников), тест «Особенности природы Южной Америки», карточки рефлексии.

  3. Технические средства обучения: мультимедийный экран, компьютер.


Методы:

Коммуникативные: беседа, монолог, диалог.

Познавательные: исследовательский, частично-поисковый.

Методы стимулирования мотивации учения.

Формы работы на уроке:

— индивидуально-дифференцированная (сообщения детей, работа с места)

— групповая (работа в парах, взаимопроверка)

— коллективная (работа с книгой, с атласом, выполнение теста)


Форма проведения урока — групповая.

Группы учеников выполняют несколько видов деятельности: исследуют, анализируют, информируют, взамопроверяют и оценивают.


Цель: продолжение формирования знаний о природе Южной Америки

Задачи урока:

Образовательные – способствовать формированию новых представлений и понятий; сформировать знания о принципе смены природных зон Южной Америки; изучить представителей органического мира, их приспособленность к условиям обитания.

Развивающие – развивать познавательную активность учащихся; содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку своей деятельности; совершенствовать умения использовать компьютерные технологии; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Воспитательные – воспитание чувства ответственности и привычки самостоятельно решать проблемные ситуации, воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, товарищества во время выполнения работы.

На протяжении всего урока реализовывается проблемный подход к обучению географии. Учителем выдвигается проблема: «Чем объясняется разнообразие природы Южной Америки», — которую учащиеся должны решать, путешествуя по предложенному учителем маршруту.



Тип учебного занятия: изучение нового материала


Ход урока

  1. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке.

  1. Актуализация опорных знаний

(Слайд 1)

Географическая разминка

Сопоставь и назови: «Самое-самое Южной Америки»

— Самый высокий водопад… (Анхель)

— Самое высокогорное озеро… (Титикака)

— Самая полноводная река… (Амазонка)

— Самая обширная низменная равнина… (Амазонская)

— И сам материк самый… (Влажный)


  1. Изучение нового материала

(Слайды 2-4)

Наш сегодняшний урок не совсем обычный. Мы отправляемся в путешествие.

Стефан Цвейг писал: «Кто видел Амазонку, тому хватит красот на всю оставшуюся жизнь» (эпиграф на доске).

План сегодняшнего урока:

  1. Южная Америка как материк.

  2. Природные зоны материка.

  3. Растительный и животный мир материка.

  4. Эндемики.

  5. Итоги урока.

Или (можно сказать и по другому):

1. Куда летим?

2. Чем нас природа удивит?

3. Кто нас встречает?

4. Мы с вами встретимся только здесь …

5. Проверка «бортового журнала»


— Ребята, давайте вспомним?

1. В какой части земного шара расположен материк? (ответы учеников)

2. В скольких полушариях? (ответы учеников)

(Слайд5)

От Строителя до Рио- Де-Жанейро расстояние 11227 км.

(Слайд 6)

— Нас с вами встречают жители Бразилии. Они хотят нам показать местные красоты. Мы познакомимся с удивительной природой.

(Слайды 6,7)

Задание:

Проанализируйте карту «Природных зон» в атласе. Сколько природных зон в Южной Америке? Перечислите их.

— Учащиеся называют природные зоны, которые есть на материке.

(Слайд 8)

— В Южной Америке некоторые природные зоны имеют свои, местные названия. Например: влажный экваториальный лес называется сельвой, что означает лес.

— А какие признаки характерны для влажных лесов?

— Ответы учеников:

1. Влажность – 2000 мм/год.

  1. Деревья не сбрасывают листву в течение одного сезона, а делают постепенно в течение года.

  1. Высота деревьев 50-60 м.

  2. Раскидистая крона.

  3. Кора ствола зелёная.

  4. Множество летающих, прыгающих и лазающих животных.

(Слайды 9,10,11)

— Здесь тоже, как и в Австралии есть эндемики. А кто такие эндемики?

— Ответы учеников:

(Слайды 12-14)

Эндемики – это растения и животные характерные только для данной местности.

— Эндемиками являются кувшинка Виктория – регия, пиранья, колибри.

— И в наших местах тоже можно встретить эндемиков (сосна меловая).

(Слайд 15-26)

— Органический мир сельвы очень разнообразен!

(Слайды 27, 28)

К сельве примыкает природная зона переменно-влажных лесов и саванн. Почему леса называют переменно-влажными (ответы учеников)?

— Верно! Переменно-влажные леса расположены в субэкваториальном климатическом поясе, а для него характерно наличие двух воздушных масс: зимой – тропические, а летом – экваториальные. А мы знаем, что тропические воздушные массы по своим свойствам жаркие и сухие, поэтому зимой осадков будет выпадать меньше. Эти леса часто окутаны туманом.

(Слайд 29)

Перед вами природа саванн. Саванны представляют собой открытые пространства. Какие признаки характерны для саванн?

— Ответы учеников:

  1. Преобладает травянистая растительность.

  2. Дожди выпадают в один сезон года, а другой – сухой.

  3. Листья у деревьев на макушках, т. к. у земной поверхности много травоядных животных.

(Слайд 30-33)

— Животный мир саванн менее разнообразен по сравнению с сельвой

(Слайд 34)

Задание

Восстановите последовательность связей компонентов природы в природной зоны. Для этого расположите карточки с терминами: «Климат», «Почвы», «Растительность», «Животный мир», «Рельеф», «Внутренние воды» в определённой последовательности. Объясните последовательность (один из учеников выстраивает цепочку у доски).

Задание:

Кто такой? Что такое?

— Найдите в тексте учебника значение понятия: Пампа.

(Слайды 35, 36, 37)

Пампа – субтропические степи Южной Америки.

— Какие признаки характерны для степей?

— Ответы учеников:

1. Преобладает травянистая растительность.

2. У растений стержневая корневая система.

3. Недостаток влаги.

4. Животные охотятся стадами, так как открытое пространство.

5. Ковыль – растение степей.

(Слайды 38-46)

— Своеобразен растительный и животный мир пампы.

В учебнике на странице 177 найдите определение: патагония.

(Слайды 47,48)

Патагония – полупустыни Южной Америки.

— Какие признаки типичны для полупустынь и пустынь?

— Ответы учеников:

  1. Осадков выпадает мало.

  2. Средняя температура около +32С

  3. Длинные корни растений.

  4. Листья превращены в колючки.

  5. Некоторые растения запасают влагу.

  6. Животный мир богаче растительного.

  7. Животные ведут ночной образ жизни.

  8. Часть животных запасают жир и воду.

— В каком климатическом поясе расположена территория полупустынь южной Америки?

(Слайд 49)

— Из животных в Патагонии обитают нутрия, мелкие броненосцы, грызуны. Среди них вискаша – грызун. Длина тела которого 60-70 см.

(Слайд 50)

— Сообщение ученика: «Грызун вискаша».

(Слайд 51)

— Знаете ли вы, что в Южной Америке расположена самая сухая пустыня в мире. Это Атакама. Что же повлияло на образование самой сухой пустыни мира, на самом влажном материке? Ответы учащихся.

— Совершенно верно, это горы на западе и холодное течение на востоке.

(Слайд 52)

На севере Венесуэлы расположены плоские травянистые равнины. Их называют — льяносы. Льяносы – американские саванны. Они хорошо подходят для выпаса огромных стад скота.

(Слайд 53)

Физкультминутка

Слоганы

Движения

Посмотри на полушария

Поочередно поднять вверх сначала левую, а потом правую руку

Вспомни Африку с Австралией

Поочерёдно поднять вверх сначала левую, а потом правую руку

К ним потом прибавь уверенно

Руки поочерёдно к плечам

Антарктиду и Америку

Руки поочерёдно на пояс

А не знать Европу с Азией

Руки вниз, два хлопка

Это просто безобразие

Руки вверх, 2 хлопка над головой

Вот и части света названы

Руки на пояс, по два наклона влево-вправо

Все далёкие и разные

Ходьба на месте


(Слайд 54)

Задание:

С помощью карт атласа опишите природную зону (работа в группах).

— Каждая группа получает один из объектов исследования: сельва, саванна, патагония и пампа. (Приложение 1)

Работа выполняется в отчётных листах (Листы могут быть разного цвета, например: зелёный, жёлтый, розовый, оранжевый. Это позволяет с лёгкостью запомнить о какой природной зоне рассказывается).

Участник группы отвечает на один из вопросов своего отчётного листа.

Природные условия и

природные компоненты

— Географическое положение

2. — Природные условия; рельеф,

климат


3. — Природные компоненты: почва, внутренние воды


— Растительный и животный мир


1 ученик – даёт описание географического положения природной зоны;

2 ученик – природные условия: рельеф и климат;

3 ученик – почва, внутренние воды;

4 ученик – растительный и животный мир.

— Работу слабым ученикам можно упростить, предложив алгоритм ответа (вставить или выбрать слово). Например, описать географическое положение сельвы – влажные экваториальные леса расположены в (северной, южной, западной) части материка, в бассейне самой полноводной реки (…). Сельва имеет большую протяжённость в (широтном, меридиональном) направлении, то есть с запада на (…).


По завершению работы, каждая группа отчитывается по своему заданию. В процессе работы (ответов учащихся) таблица полностью заполняется.


(Слайды 55, 56)

С помощью рисунка 76 учебника географии, назовите природные зоны в горах Андах.

— Как происходит смена природных зон в горах?

— Вспомните, что называют высотной поясностью? От чего она зависит?

— Какие компоненты природы наиболее заметно сменяются при подъёме от подножия горны к её вершине?

— Найдите на глобусе горы Анды.

— Изменилась бы природа, если горы располагались на востоке материка?

— Кто обитает в горах? (ответы учеников). (Слайды 57-60)

(Слайд 24)

Знаете ли вы, что многие культуры к нам были завезены из Южной Америки?

— Какие? (томат, кукуруза, картофель хлопчатник).

(Слайд 61)

Природа Южной Америки интенсивно изменяется под воздействием хозяйственной деятельности человека. Распашка земель, вырубка лесов, пастбищное скотоводство привели деградации земель. Например, значительная часть пампы распахана или используется для выпаса скота. Пастбища заросли сорняками. Пампа потеряла свой первозданный облик. Она превращена в бескрайние поля пшеницы и кукурузы, загоны для выпаса скота.

(Слайд 62)

— Территория тропических лесов и саванн представляет собой плантации кофейного дерева, завезённого из Африки, и плантации какао.

Уничтожая леса Амазонии, люди улучшают инфраструктуру – строительство Трансамазонской автомобильной дороги (5000 км).

(Слайд 63).

— Поэтому создаются заповедники и национальные парки


  1. Закрепление

(Слайды 64, 65)

— На партах учащихся лежат листы с тестом и ручки с зелёным стержнем. Ответив на вопросы теста, учащиеся меняются листами и совершают взаимопроверку, исправляя ошибки зеленым стержнем, и выставляют отметки. (Приложение 2)

(Если урок проводится в компьютерном классе, то каждый ученик может индивидуально ответить на вопросы теста и получить оценку, выставленную компьютером)

Домашнее задание: (Слайд 66)

п/п 44, сделайте туристическую рекламу:

«Посетите сельву!»

«Удивительная саванна!»

«Мир Патагонии!»

«Пампа – вас ждёт!»

  1. Подведение итогов урока:

— Учащиеся отвечают на вопрос, поставленный в самом начале урока: чем объясняется разнообразие природы Южной Америки?

Во время подведения итогов оцениваю работу класса, комментирую и выставляю оценки.

  1. Рефлексия.


Барометр настроения.




Урок понравился безразличен не понравился





Используемая литература:

  1. Душина И. В., Летягин А. А, Пятунин В. Б. География. Наш дом-Земля. Материки, океаны, народы и страны (учебник мультимедиа). – М.: Республиканский мультимедиа центр, 2007.

  2. Зотова А. М. Игры на уроках географии. 7 классы: метод. Пособие для учителя / А. М. Зотова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 127с.

  3. Лазаревич К. С. Я иду на урок географии. Физическая география материков и океанов.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 272с.: ил.

  4. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. — М.: ВАКО, 2005.

  5. Сиротенко Н. Г., Менделеев В. А. Малая энциклопедия стран. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 720с.

  6. Электронные уроки и тесты. География. Северная и Южная Америка. – Екатеринбург: ООО «Уральский электронный завод», 2007.






















Приложение 1

Отчётный лист


П Природные условия и

П природные компоненты

сельва

пампа

саванна

патагония

— Географическое положение





2. — Природные условия; рельеф,

климат






— Природные компоненты: почва, внутренние воды.





— Растительный и животный мир






Лист жёлтый

П Природные условия и

П природные компоненты

сельва

— Географическое положение


2. — Природные условия; рельеф,

климат



— Природные компоненты: почва, внутренние воды.


— Растительный и животный мир



Лист розовый

П Природные условия и

П природные компоненты

пампа

— Географическое положение


2. — Природные условия; рельеф,

климат



— Природные компоненты: почва, внутренние воды.


— Растительный и животный мир



Лист оранжевый

П Природные условия и

П природные компоненты

патагония

— Географическое положение


2. — Природные условия; рельеф,

климат



— Природные компоненты: почва, внутренние воды.


— Растительный и животный мир



Лист зелёный

П Природные условия и

П природные компоненты

саванны

— Географическое положение


2. — Природные условия; рельеф,

климат



— Природные компоненты: почва, внутренние воды.


— Растительный и животный мир



Приложение 2

Тест

Проверка сформированности понятий по теме «Природа Южной Америки»

  1. Как называется влажный экваториальный лес Южной Америки?

а) пампа, б) саванна, в) сельва.

2. Как называются субтропические степи?

а) льянос, б) пампа, в) саванна.

3. Как называется зона полупустынь?

а) патагнония, б) сельва, в) кампос.

4. Как называются плоские травянистые равнины в Южной Америке?

а) льянос, б) саванна, в) патагония.

5. В сельве произрастает:

а) сейба, б) кебрачо, в) ковыль, г) злаки.

6. Анаконда обитает в:

а) р. Ориноко, б) р. Парана, в) р. Амазонка.

7. Что означает слово – сельва:

а) степь, б) лес, в) полупустыня.

8. Какие деревья вырастают до 80 м?

а) пальма, б) гевея, в) сейба, г) кебрачо.

9. Смена природных зон на равнине зависит от:

а) географической широты, б) географической долготы,

в) высоты горы.

  1. Броненосцы, муравьеды, свиньи-пекари обитают в:

а) сельве, б) степи, в) саванны.


Ответы: в; 2-б; 3-а; 4-а; 5-а; 6-в; 7-б; 8-в; 9-а; 10-в.

Критерии оценивания:

«5» — без ошибок

«4» — 1-2 ошибки

«3» — 3-4 ошибки

«2» — не ставится, предлагается повторить материал дома.


10


Свежие документы:  «Географическое положение Африки. История исследования материка»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: