Природные зоны Южной Америки, 7 класс



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СОШ №8 города Петровска Саратовской области»











Конспект урока по географии
в 7 классе

«Природные зоны Южной Америки»





подготовила

учитель географии

Голованева Нина Георгиевна















г. Петровск

2011

Цель урока:

продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Южной Америки; вспомнить уже известные и разобрать с учениками новые термины и понятия, сформировать представления о растительном и животном мире Южной Америки, характерных природных зонах и их особенностях;

Задачи урока:

— обучающие: показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки;

развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с картографическим материалом, проводить анализ этого материала; развивать способности устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: воспитывать трудолюбие, максимальную работоспособность на уроке; развивать товарищескую взаимопомощь и поддержку; сформировать у школьников бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник В.А.Коринской « География материков и океанов», атласы для 7 класса, мультимедийная презентация «Природные зоны Южной Америки», физическая карта Южной Америки».

Ход урока

. Организационный момент.

. Повторение домашнего задания. (слайды 2-4) Цифровой диктант «Климатические пояса Южной Америки»

Типы климата

  1. Субтропический сухой

  2. Субтропический влажный

  3. Тропический влажный

  4. Субэкваториальный

  5. Экваториальный

В каком климатическом поясе:

    • Находится Оринокская низменность и Гвианское нагорье?

    • Зимой и летом высокая температура (+25º,+27ºС), осадки бывают на протяжении года?

    • Летом жарко (+25º,+27ºС), зимой тепло (+16º,+21ºС), осадки

равномерны на протяжении года (1000-1080 мм)?

    • Лето жаркое (+22º,+24ºС), зима теплая (+8º,+16ºС), осадки в основном зимой (600-800мм)?

    • Разница между летними и зимними температурами и

незначительна, однако, характерно сезонное выпадение осадков — сухой зимний период и влажный летний?

Ответы: 4,5,3,1,4



Какая река:

  1. Вторая в мире по длине и самая большая по площади бассейна?

  2. Течет с севера на юг и собирает воду с южных склонов Бразильского нагорья и внутренних равнин, однако уровень воды в ней непостоянен и колеблется по сезонам?

  3. Течет с юга на север и собирает воду с северных склонов Гвианского нагорья и Оринокской низменности?

Ответы: Амазонка, Парана, Ориноко

. Изучение нового материала.

Инте­ресные сведения о животном и растительном мире континента:

(опережающее задание) (слайды 5-15)

— Самое большое водное растение, диаметр листьев достигает 2м-Виктория Регия.

— Самая маленькая птица (вес — 1,6-1,8 г, длина — 5,5 см) — колибри.

— Гоацин — единственная птица, чьи птенцы имеют 2 пальца на концах крыльев.

— Самый большой паук — Птицеед — достигает в длину 28 см.

— Самый большой жук в мире — Жук-геркулес, длина его тела — до 20 см.

— Анаконда — самая большая змея. Она достигает длины 8,5 м и весит до 230 кг.

— Самая опасная рыба Амазонки — пиранья.

— Самый большой грызун — Капибара — весом до 100 кг и длиной до 1 м.

— Самая маленькая обезьяна — карликовая игрунка — 50-75 г и до 30 см в длину.

— Самое медленное млекопитающее — ленивец. Скорость его передвижения 2,5 м/мин.

Анализ карты природных зон: (слайд 16)

— Сколько природных зон в Южной Америке? Перечислите их.

— Какие природные зоны занимают большую площадь на территории континента?

— Какие природные зоны занимают меньшую площадь на территории материка?

. Практическая работа «Взаимодействие природных компонентов на примере одной из природных зон Южной Америки». (слайды 17-21)

Учащимся предлагается провести сравнение природных комплексов различных природных зон Южной Америки и сделать вывод не толь­ко о наличии взаимосвязи между компонентами внутри комплекса, но и о их зависимости от географического положения той территории, на которой расположен комплекс.

Результаты работы учащиеся оформляют в виде таблицы:

Природные условия и природные компоненты



Влажные экваториальные леса



Саванны




Пампа




Пустыни


1.Географическое положение






2.Климат






3 Почвы






4.Внутренние воды






5.Животный мир






Задание группам:

Опишите ПЗ материка, заполняя пропущенные места в рассказе:

Эта природная зона занимает _______________площадь материка. Она расположена в (на)___________материка. Из климатических особенностей можно выделить ___________. Температуры в зимний сезон _______ в летний _______. Годовое количество осадков _________. Большое влияние на климат оказывают ______ ВМ.

Почвы в этой зоне _________. Обладают _________ плодородием. Характерные представители растительного мира — __________. Они приспособились к данным условиям с помощью __________. Характерные представители животного мира — __________. Они приспособились к данным условиям следующим образом: __________.


Выявление причинно-следственных связей:

1. Какая ПЗ наиболее благоприятна для жизни человека? Почему?

2. Каковы последствия человеческой деятельности в ПЗ Ю.Америки?

3. Как вы считаете, уничтожение какой ПЗ материка вызывает наибольшую тревогу у всего человечества? Обоснуйте ответ.

.Закрепление.

Что такое? Кто такой? ( Слайд 22)

Найдите в тексте учебника, что означают следующие понятия: сельва, кампос, льянос, пампа, Патагония.

— Родиной каких культурных растений является Южная Америка? В каких природных зонах они произрастают?

— Назовите эндемики материка.

Определите ПЗ по описанию:

А) многие месяцы жарко и сухо. Искривленные низкорослые деревья и кустарники. Обитают мелкие олени, свиньи-пекари, броненосцы, муравьеды, страус нанду (саванны)

Б) климат влажный субтропический, плодородные красновато-черные почвы. Из растительности преобладают ковыли и дикое просо (степи – пампа)

В) жарко и влажно в течение года. Почвы красно-желтые ферраллитные. Многоярусные леса Животные приспособлены к жизни на деревьях (сельва)

Г) умеренный климат с малым количеством осадков. Малоплодородные бурые почвы. Злаки, колючие кустарники. Много грызунов (полупустыни)

Дополнительные вопросы и задания.

1. Как вы считаете, где больше видовой состав растений и животных влажных экваториальных лесов — в Африке или в Южной Америке? Почему?

2. Органический мир саванн Южной Америки беднее, чем в Африке. Чем это можно объяснить?

3. Причины образования полупустынь и пустынь в Южной Америке разные. Какие?

4. Рассмотреть схему высотной поясности Анд. Где в Андах наибольшее количество высотных зон? Чем это можно объяснить?

. Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу. Хотелось бы узнать, на сколько он был плодотворным. Ответьте на вопросы: что нового вы узнали? чему научились? Свои ответы начинайте со слов

Я узнал…

Я смогу…

Учащиеся оценивают себя и товарищей.

. Домашнее задание. (слайд 23)

§ 44,задание 2

Подготовить доклады об изменении природы в результате хозяйствен­ной деятельности человека.





Список использованной литературы

1.Воробцова Т.Н.Поурочные планы.География.7 класс-Волгоград,2002.

2. Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии.7 класс-М, «Вако»,2005.

3.Крылова О.В.Уроки географии-М, «Просвещение»,1990.

4. Коринская В.А. и др.Методическое пособие-М, «Дрофа»,2000.















Свежие документы:  Примерное тематическое планирование учебного материала по географии курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 классы

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: