Рабочая программа «География России Население и хозяйство» 9 класс


Наименование учебного заведения:

ОКООУСТ Клюквинская школа-интернат

Курского района Курской области

Составитель:

Болгова Н.Н., учитель географии


«География России Население и хозяйство» 9 класс


Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по географии для общеобразовательных учреждений, под редакцией И.В. Душиной, 2012 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России Население и хозяйство». Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений, под редакцией В.П.Дронова, Рома В.Я.; Дрофа 2011 г.,
а также дополнительных пособий: для учителя

  • Баринова И.И. География России. Методическое пособие 8-9 класс, «Дрофа», 2013г.

  • Баринова И.И. Школьный практикум  География России «Природа», «Дрофа», 2011 г.

  • Глушкова В.Г. Тесты и задания по «Экономической и социальной географии России». Москва издательский центр «Гуматит», «Владос» 2011г.

  • Левицкий Ю.И. Решение задач по географическим картам. М., «Просвещение», 2013 г.

  • Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 8-9 к, М., «Дрофа», 2012 г.

  • Сиротин В.И. Практические работы по географии 6-10 классы, АРКТИ-ИЛЕКСА, Москва, 2012

для учащихся:

  • Наумова А.С. От урока к экзаменам Сборник задач, Москва, «Просвещение», 2014 г.

  • Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 2012 г.

  • Сиротин В.И. Практические работы по географии 9 классы, Печатный вариант

Общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2014 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний: основные и географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения, основные направления миграций.

  • Овладение способами деятельностей: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов; сопоставлять карты различной тематики; составлять комплексную географическую характеристику регионов и страны в целом.

  • Освоение компетенций: коммуникативной, рефлексивной, познавательной, информационной.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков наблюдения за географической единицей. Во втором — дидактические единицы, которые содержат теоретические знания географических процессов. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие формирование готовности использовать приобретенные знания, и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение географии включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе естественно-научного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса географии.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.
Формирование целостных представлений огеографиибудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления географических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Для географического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания
На ступени основной школы задачиучебных занятий (в схеме — планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными географическимизнаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (при профильном обучении — в форме сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации, эссе).
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностейпередавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ материала, составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, картографическими материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. При профильном изучении формируются и умения, связанные с основами анализа изучаемого материала. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации географические сведения, участвовать в дискуссиях по проблемам и др.
Большую значимость на этой ступени  образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
(Инновационное развитие методики преподавания географии ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, установки и на этой основе — воспитание гражданственности и патриотизма.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.

Требования к уровню подготовки учащихся 9класса
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения страны, отдельных регионов, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность страны и ее регионов, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, тенденций её возможного развития;

  • понимания географической специфики страны в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


Количество часов: всего – 70 часов, в неделю – 2 часа; практических работ – 23, из них оценочных – 12.

Оценочные практические работы

  1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

  2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

  3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

  4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт – Петербурга.

  5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

  6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

  7. Определение по картам географического положения своего региона.

  8. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своего региона.

  9. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

  10. Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского (или Кузнецко – Алтайского) района для жизни и быта человека.

  11. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

  12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона)

УМК:

  1. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2012

  2. Географический атлас. 9 класс. М.: Дрофа, 2012.

  3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 9класс. – М.: Дрофа, 2012.



Дополнительная литература:

  1. Алексеев А.А. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2012.

  2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2012.

  3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая география России. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.

  4. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2011.

  5. Маероа Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2012.

  6. Родионова И.А. Экономическая география России. – М.: Московский лицей, 2010.

  7. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. В 2-х т. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2011

  8. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2011.

  9. Пятунин Б.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2012



Учебно – тематический план по географии и по учебному плану в 9 классе.



п/п



Темы разделов

Количество часов

Из них:


Практическ.

работы

Оценочные

практические

работы

1.

Введение

1





2.

Геополитическое положение России

2







1

1

3.

Население России

6

9

8

2

4.

Экономика России

6

4



5.

Важнейшие межотраслевые комплексы

21


3

6.

Регионы России

19



3

8.

Страны ближнего Зарубежья

2



9.

География Курской области

8


2

10.

Россия и мир.Повторение

Итого:

3

68

23

11







ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

9 класс – 68 часов

Раздел. Введение (1 час) . Особенности географического положения России (2 часа).

Государственная территория России.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона на Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйственной жизни людей.

История освоения и излучения территории России. Формирования и освоения государственной территория России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деления страны. Федеральное устройство страны. Субъектов федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работа «Геополитическое положение России»



Раздел. Населения России (6 часов)

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнение с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдаленных территорий. Прогноз изменения численности населения России.

Половой и возрастающий состав населения страны. Своеобразия половозрастной пирамиды в России и определяющий ею факторы. продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов международных отношений. Языковой состав населения. География религий.



Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения деления: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское населения. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграции потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособности населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне населения России, факторы их определяющие.

Практические работы.

Анализ карт населения.

Определения и анализ основных статистических показателей, характеризующих населения страны в целом и ее отдельные территории.

Выделение и объяснение территориальных аспектов междунациональных отношений.



Раздел. Экономика России (6 ч.) Межотраслевые комплексы (21ч.)

Особенности развития хозяйство России. Предприятие — первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структура хозяйства, особенности.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство. Российские леса — важная часть его национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономике. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Практические работы.

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Группировка отраслей по различным показателям.

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

Топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и охраны окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия:

факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охраны окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важных отраслей. Основные базы, крупнейший химический комплекс. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана ок­ружающей среды.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка от­раслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстиль­ной промышленности.

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреаци­онного хозяйства. Жилье — одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Практические работы.

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистиче­ским материалам.

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистиче­ским материалам.

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого ма­шиностроения по картам.



Раздел. Регионы России (19 ч.) Страны ближнего зарубежья (2 часа)

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологи­ческое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особен­ности и проблемы.

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географиче­ского, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хо­зяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирова­ния района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географиче­ские аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, регио­на. Внутренние природно-хозяйственные различия.



Раздел. География Курской области (8ч.)

Раздел. Страны ближнего Зарубежья (2 часа)

Раздел . Повторение (3часа)





КАЛЕНДАРНО – ТЕМТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дополнительный материал

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Раздел I. НОВОЕ ПОЛИТИКО – ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР (14 ЧАСОВ)

Геополитическое положение России (3 часа)

1

Введение

1

Урок изучения нового материала

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико – административное устройство России

Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.

Уметь: показывать на карте


Фронтальный устный опрос





2

Географическое положение России. ЭГП и транспортно – географическое положение

1

Урок изучения нового материала


Фронтальный устный опрос





3

Политико –административное устройство России

1

Практикум


Работа с контурной картой





Население России и новых независимых государств (5 часов)

4

Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ – многонациональная страна.

1

Практикум

Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурс, активное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.

Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП


Фронтальный устный опрос

Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономных областей, входящих в состав РФ. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своего региона. Сопоставление со средними показателями по стране.




5

Миграции населения. Расселения населения.

1

Семинар


Анализ карт, фронтальный устный опрос




6

Городское и сельское население. Расселение населения

1

Практикум


Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос




7

Рынок труда, занятость населения России

1

Семинар


Индивидуальный устный опрос




8

Населения России

1

Урок повторения и обобщения (деловая игра)


Индивидуальный устный опрос




Экономика Российской Федерации (6 часов)

9

Хозяйство России

1

Лекция

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.

Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем.


Фронтальный устный опрос





10

Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России

1

Урок изучения нового материала


Фронтальный устный опрос





11

Структура экономики России

1

Урок актуализации знаний и умений


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





12

Проблемы ресурсной основы экономики России

1

Урок актуализации знаний и умений


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





13

Научный комплекс – вершина экономики России

1

Практикум


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





14

Экономический кризис в России. Пути экономических реформ.

1

Урок актуализации знаний и умений.


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





Раздел II. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (21 ЧАС)

15

Машиностроительный комплекс – ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России

1

Урок изучения нового материала

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.


Фронтальный устный опрос





16

Факторы размещения отраслей машиностроения

1

Практикум


Фронтальный устный опрос





17

География машиностроения

1

Практикум


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





18

Военно – промышленный комплекс

1

Урок актуализации знаний и умений


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





19

Научный комплекс

1

Урок актуализации знаний и умений


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





20

Роль и особенности ТЭКа

1

Семинар

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое расположение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам


Фронтальный опрос





21

Топливная промышленность

1

Практикум


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





22

Электроэнергетика

1

Семинар


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





23

Топливно – энергетический комплекс

1

Урок повторения и обобщения (деловая игра)


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





24

Состав и значение металлургического комплекса

1

Урок изучения нового материала

Роль и значение комплекса конституционных материалов и химических веществ хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения


Фронтальный опрос





25

Металлургический комплекс

1

Урок актуализации знаний и умений


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





26

Географии металлургического комплекса

1

Практикум


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





27

Химико – лесной комплекс

1

Урок актуализации знаний и умений


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





28

География химико – лесного комплекса

1

Практикум


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





29

Комплексы конструкционных материалов

1

Урок повторения и обобщения (деловая игра)


Фронтальный опрос





30

Состав и значение АПК

1

Урок изучения нового материала

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





31

Земледелие и животноводство

1

Практикум


Фронтальный опрос





32

Пищевая и легкая промышленность

1

Семинар


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





33

Территориальная организация АПК

1

Практикум


Фронтальный опрос





34

Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслуживания.

1

Урок изучения нового материала

Сфера услуг, здравоохранение. Связь Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортные центры


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





35

Роль транспорта.

1

Семинар


Фронтальный опрос





Раздел III. РЕГИОНЫ РОССИИ (27 часов)

Территориальная организация и районирование России (2 часа)

36

Районирование территории России

1

Урок изучения нового материала

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования



Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





37

Проблемы экономического районирования

1

Семинар


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





Западный макрорегион – Европейская Россия (15 часов)

38

Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы

1

Урок изучения нового материала

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо – Запад, центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйсвенного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Работа с картами атласа, заполнение таблиц, тестирование, зачет





39

Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России

1

Практикум


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Изучение внешних территориально – производственных связей Центральной России




40

Народные промыслы Центральной России

1

Урок – игра


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест




41

Общая характеристика Северо – Западной России 1

1

Урок – путешествие


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест





42

Европейский Север: ЭГП, особенности природно – ресурсного потенциала и населения

1

Практикум


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Сопоставление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района




43

Хозяйство Европейского Севера

1

Семинар


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





44

Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы

1

Урок изучения нового материала


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе




45

Население и хозяйство района

1

Семинар


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест




46

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

1

Урок изучения нового материала


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья




47

Население и хозяйство района

1

Практикум


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест




48

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы

1

Урок изучения нового материала


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (сопоставление картосхемы). Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение пути решения экологических проблем




49

Население и хозяйство района

1

Практикум


Учебное исследование по картам, решение географических задач




Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5 часов)

50

Восточный макрорегион – азиатская Россия

1

Урок изучения нового материала

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный их хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы, на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирование культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топомика.

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информации, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





51

Западная Сибирь

1

Урок актуализации знаний и умений


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест





52

Восточная Сибирь

1

Урок актуализации знаний и умений


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест





54

Дальний Восток: особенности развития

1

Семинар


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос





55

Восточная Сибирь

1

Урок повторения и обобщения


Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест





География своего региона (используется региональный учебник) (8 часов)

56

Особенности ЭГП территории

1

Урок изучения нового материала

Пограничные субъекты: особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории, климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории своего региона. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России и своего региона.

Называть: пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяжность границ, народы, наиболее распространенные языки, религии: важнейшие природно-хозяйственные объекты области; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.

Определять: географическое положение.

Описывать: географическое положение (экономико-географическое, геополитическое и др.)

Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и религий отдельных народов; различия в естественном приросте населении, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.

Оценивать: изменение в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; природно-ресурсный потенциал региона


Учебное исследование по картам, составление таблиц по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт





57

Население и хозяйственное освоение

1

Урок актуализации знаний и умений

Особенности природы и хозяйственной деятельности

Анализ карт, составление по карте маршрута путешествий, работа по заполнению контурных карт





58

Особенности хозяйства. промышленность

1

Исследование

Достопримечательности. Топомика.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства





59

АПК региона

1

Практикум


Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства





60

Особенности транспорта

1

Семинар


Учебное исследование по картам, составление таблиц по результатам сравнения карт





61

Города

1

Семинар


Учебное исследование по картам, составление таблиц по результатам сравнения карт





62

Социально-экономические проблемы региона

1

Урок исследование


Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы





63

География своего региона

1

Урок повторения и обобщения


Индивидуальный фронтальный опрос, работа с картами





Раздел IV. РОССИЯ И МИР (2 часа)

64

Место России среди стран мира

1

Урок актуализации знаний и умений

Место России среди стран мира. Характеристика экономический, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни


Эвристическая беседа по результатам групповой работы





65

Место России стран мира

1

Урок актуализации стран мира


Эвристическая беседа по результатам групповой работы





Страны ближнего Зарубежья (2 часа)

66

Страны ново зарубежья. СНГ. Белоруссия и страны Балтии

1

Урок актуализации знаний и умений

Особенности географического положения, природ, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям

Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни


Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами атласа





67

Закавказье и Азиатский Юго-Восток. Место России в экономике стран СНГ и Балтии

1

Урок актуализации знаний и умений










Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами атласа





Обобщающее повторение (1 часа)

68

География России.

Обобщающее повторение

1

Урок повторения и обобщения




Эвристическая беседа по результатам групповой работы


















Свежие документы:  Классный час по теме: "Главная высота России"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: