Рабочая программа Курса «Экономическая и социальная географии мира» 10 класс


Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

Руководитель МО Директор МКОУ Песковатской СОШ

__________________ ____________ ____________________________















Рабочая программа



Курса «Экономическая и социальная географии мира»

10 класс














Программа составлена

учителем географии

МКОУ Песковатской СОШ

Ковалевым В.А.










2013 — 2014_ учебный год




Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2009 г. и примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2009 г. Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2010.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Практические работы

Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.


Учебно-методический комплекс

  1. Максаковский В.П. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и социальная география мира». М.: Просвещение, 2009.

  2. Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. М.: Дрофа, 1999 г. – 192 с.

  3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 1994 г. – 144 с.

  4. Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. М.: Просвещение,1992 г. – 143 с.

  5. Атлас 10 класса. Экономическая и социальная география мира.

  6. Рабочая тетрадь. Экономическая и социальная география мира.


Тематическое планирование



Тема раздела, урока


Коли

чество часов


Тип урока


Обязательные элементы содержания


Требования к уровню подготовки учащихся


Вид контроля, измерители


Практические работы


Домашнее задание

Дата проведения

План

Дата проведения

Факт

Введение



1

Современные методы географических исследований. Источники географической информации


1

вводный

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно — координированных географических данных.

Называть предмет изучения курса, его структуру, методы исследования в географии. Уметь работать с различными источниками географической информации.

беседа

Анализ карт различной тематики.

с. 5, позн. со струк-турой учебн

3-8 сент..


Тема 1. Современная политическая карта мира – 4 часа



2

Многообразие стран на политической карте мира.

1

Вводная лекция с элементами беседы

Политическая карта мира, изменения на ней в новейшее время. Многообразие стран современного мира, их основные группы по размерам территории, численности населения, особенностям географического положения.


Иметь представление о политической карте, как о зеркале эпохи. Знать типологию стран, приводить примеры стран самостоятельно, показывать на карте. Самостоятельно давать характеристику странам.

беседа

1. Типы стран современного мира

(заполнение схемы в тетради)

Тема 1 §1

10-15 сент.


3

Международные отношения и политическая карта мира.

1

комбинированный

Этапы формирования политической карты мира. Региональные конфликты. Международный терроризм. Международные организации. Роль России в современном мире.

Иметь представление о влиянии международных отношений на политическую карту, о региональных конфликтах. Уметь работать с дополнительной информацией.

Фронтальный опрос


Тема 1 §2

17-22 сент.


4

Государственный строй стран мира.

1

комбинированный

Государственный строй стран, формы правления. Формы административно-территориального устройства.


Знать основные формы правления государственного строя, административно-территориального устройства. Уметь работать со статистикой

Фронтальный опрос

к/к «Гос. строй и адм.-территориальное устройство»

Тема 1 §3

24-29 сент.


5

Политическая география.

Тематический контроль знаний. ТЕСТ

1

практикум

Геополитика и политическая география. Политико-географическое положение. Политическая карта – зеркало эпохи

Иметь представление о сферах политической географии. Самостоятельно давать характеристику ПГП странам.

Беседа

2: Характеристика ПГП страны.

Тема 1 §4

1-6 окт.


Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды – 6 часов.



6

Взаимодействие человечества и природы

1

Вводная Л

Понятие о географической среде. Ресурсообеспеченность. Виды природных ресурсов: минеральные, земельные, водные, биологические, ресурсы Мирового океана, климатические, космические, рекреационные.

Знать основные термины и понятия. Понимать взаимосвязи между компонентами природы и обществом. Уметь анализировать

картографическую информацию.

беседа


Тема 2 §1

8-13 окт.


7

Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы

1

комбинированный

Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами.

Особенности использования разных видов природных ресурсов. Особенности распространения минеральных и земельных ресурсов. Мировой земельный фонд, его структура. Экологические проблемы.

Знать крупнейшие ресурсные базы мира, особенности использования различных видов природных ресурсов, их виды. Уметь сравнивать страны по уровню ресурсообеспеченности, анализировать картографический и статистический материал.

Фронтальный опрос, карточки

Работа с картой

Тема 2 §2,

Задание 2-3 на стр.50-51

15-20 окт.


8

Водные, рекреационные и биологические ресурсы.

1

Урок-практикум

Проблема пресной воды. Пути решения водной проблемы. Растительные ресурсы. Обезлесение. Ресурсы животного мира.

Уметь оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов мира, анализировать картографический и статистический материал.

Работа в группах, отчет

3: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира

Тема 2 §2,

Задание 5, 6

На стр.51

22-27 окт.






.


9

Ресурсы Мирового океана, климатические и космические ресурсы, рекреационные ресурсы.

1

комбинированный

Минеральные ресурсы дна Мирового океана, энергетические, биологические. Ветровая, солнечная энергия. Агроклиматические ресурсы. Природно-рекреационные ресурсы и культурно-исторические достопримечательности.

Уметь пользоваться тематическими картами. Знать основные культурно-исторические достопримечательности мира и своей области.

Индивидуальный опрос

Схема «Природные ресурсы Мирового Океана» в тетради

Тема 2 §2

Задание 8 на стр.51 в тетради. Подготовиться к семинару.

5-10 нояб.


10

Загрязнение окружающей среды.

1

Семинар

Рационально е и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Природоохранная деятельность и экологическая политика

Знать основные термины и понятия. Понимать взаимосвязи между компонентами природы и обществом. Предлагать пути решения экологических проблем конкретной территории.

Работа в группах, отчет

4. Обсуждения проблемы « Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология » и пути решения проблем.

Тема 2 §3

12-17 нояб.


11

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

1

Урок проверки и контроля знаний

Урок анализа, проверки и контроля знаний по темам: политическая карта мира, понятие, виды, размещение природных ресурсов мира.

Знать основные термины и понятия. Уметь анализировать

картографическую информацию.

Тест.


Тема 2 §4

19-24 нояб.



Тема 3. География населения мира – 8 часов.



12

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство населения.


1

Вводная Л с элементами беседы

Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Демографический кризис, демографический взрыв. Демографическая политика. Теория демографического перехода. Качество населения.

Знать основные термины и понятия. Уметь анализировать

диаграммы, графики, понимать взаимосвязь между типом воспроизводства населения и типом страны. Решать задачи на численность и воспроизводство населения.

беседа

5

Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (устно)

Тема 3 §1,

Задание 2, 3 на стр.85

26-1 дек.


13

Размещение и миграции населения.

1

Лекция с элем беседы

Размещение и плотность населения. Миграции. Виды миграций.

Знать основные термины и понятия, факторы размещения населения в прошлом и сегодня. Иметь представление о направлениях миграционных потоков.

Индивидуальный опрос


Тема 3 §3,

Подготовить материал к след. уроку

3-8 дек.


14

Структура населения.

1

Урок-практикум

Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты.

Уметь анализировать половозрастные пирамиды, связывать их особенность с типом стран. Знать основные языковые семьи и крупные народы, их места проживания, распределение мировых религий.

Работа в группах, отчет

6: Сравнение половозрастных пирамид стран,

Тема 3 §2, доклады, задание 7 на стр.85

10-15 дек.


15

Религиозный состав населения

1

Урок изучения нового материала

Мировые религии. Национальные религии. Основные центры.





17-22 дек.


16

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

1

Комбинированный урок

Трудовые миграции. Проблема нелегальных трудовых мигрантов. Центры притяжения трудовых ресурсов. «Утечка умов».

Знать основные термины и понятия. Уметь анализировать

диаграммы, графики, различные тематические карты, пользоваться дополнительными источниками информации.

Индивидуальный опрос, работа в группах, отчет

7: Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира

Тема 3 §3

24-29 дек.






1 полугодие


17

Расселение населения.

Урбанизация

1

Лекция с элем беседы

Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни. Ложная урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.

Знать основные термины и понятия, крупнейшие города и городские агломерации мира и России.

Фронтальный опрос

Работа с к/картой

Тема 3 §4

14-19 янв.


18

Сельское население.

Население и окружающая среда.

1

Комбинированный урок

Групповая и рассеянная формы расселения в сельской местности. Население и окружающая среда: воздействие урбанизации.

Знать основные формы расселения в сельской местности. Иметь представление о воздействии урбанизации на окружающую среду.

Фронтальный опрос

Работа с картой

Тема 3 §4

21-26 янв.


19

Зачет по теме «Население мира»

1

Урок — игра

Урок анализа, систематизации и контроля знаний и умений по теме




28-2 февр.



Раздел 4. НТР и мировое хозяйство – 4часа



20

НТР. Производство и управление

1

Урок усвоения нового материала


Научно-техническая революция. Характерные черты и составные части НТР. Наукоемкие производства. Функции техники: трудосберегающая, ресурсо-сберегающая, природоохранительная, информационная. Производство: шесть главных направлений развития. Управление: на пути к высокой информационной культуре. Глобальное информационное пространство. Геоинформационные системы.

Иметь представление об изменениях, которые внесла НТР во все сферы человеческой деятельности. Знать составные части и структуру НТР.

Беседа


Тема 4 §1

4-9 февр.


21

Современное мировое хозяйство

1

Комбинированный урок

Понятие о Мировом хозяйстве. Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации. Международная экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки. Основные центры МХ.

Знать основные термины и понятия. Знать основные региональные и отраслевые группировки стран, приводить примеры стран.

Индивидуальный опрос

Работа с к/картой «Важнейшие региональные и отраслевые группировки стран»

Тема 4 §2, задание 5 на стр. 118.

11-16 февр.


22

Отраслевая и территориальная структура м.х.

1

беседа

Структуры экономики: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Основные модели мирового хозяйства. Четыре основных типа экономических районов: высокоразвитые районы, старопромышленные, аграрные, районы нового освоения. Региональная политика.

Иметь представление о типах структур экономики, давать им характеристику. Знать основные модели мирового хозяйства. Приводить примеры стран с разной территориальной структурой хозяйства.

Индивидуальный опрос


Тема 4 §3

18-23 февр.


23

Факторы размещения.

Тестирование по теме.

1

Урок анализа и систематизации знаний

Факторы размещения: фактор территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации, наукоемкости, экологический. Технопарки, технополисы.

Знать факторы размещения населения и хозяйства, приводить примеры. Объяснять расположение того или иного объекта хозяйства, анализировать карты различной тематики.

Тест

Анализ карт различной тематики.

Тема 4 §4, задание 8

25 февр-2 марта



Раздел 5. География мирового хозяйства – 11 часов



24

География промышленности. ТЭК.

1

Вводная лекция

Территориальная структура мировой промышленности. География ТЭК. Мировой энергетический кризис.

Знать основные термины и понятия. Знать структуру и географию ТЭК, главные ресурсные базы, экологические проблемы отрасли.

Беседа

Анализ статистического материала, на к/картах отметить основные центры ТЭК. Составление диаграмм.

Тема 5 §1

4-9 марта


25

Электроэнергетика

1

Комбинированный

Территориальная структура электроэнергетики, горнодобывающей промышленности. Топливно-энергетический баланс мира. Мировой сырьевой кризис.

Приводить примеры стран-лидеров по производству электроэнергии, по типу электростанций. Иметь представление о Мировом сырьевом кризисе.

Фронтальный опрос

Анализ статистического материала, на к/картах отметить основные центры горнодоб. промышленности..

Тема 5 §1

11-16 марта


26

Черная и цветная металлургия

1

Урок-практикум

География черных металлов. Типы ориентации металлургической промышленности. Территориальная структура черной металлургии. Основные центры и регионы. География цветных руд, страны-лидеры. Территориальная структура черной металлургии.

Иметь представление о типах ориентации металлургической промышленности в прошлом и сегодня. Знать и показывать на карте основные центры и регионы.

Фронтальный опрос

Работа со схемами, таблицами, картами

Тема 5 §1

18-23 марта







27

Машиностроение

1

Комбинированный урок

Отрасли машиностроения. Особенности и центры размещения. Специализация стран.

Знать структуру машиностроения, основные центры машиностроения.



Тема 5 §1

1-6 апр.


28

Химическая и легкая промышленность

1

Комбинированный урок

Особенности и факторы размещения центров химической и легкой промышленности.

Знать отрасли химической промышленности, значение отрасли. Уметь показывать на карте центры химической и легкой промышленности

Работа с карточками


Тема 5 §1

8-13 апр.


29

Лесная, деревообрабатывающая и легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда.

1

Урок-беседа

Ареалы лесной промышленности. Пять главных регионов мировой текстильной промышленности. Экологические проблемы.

Знать и показывать на карте основные центры и регионы деревообрабатывающей и легкой промышленности. Иметь представление об экологических проблемах, связанных с промышленностью.

Фронтальный опрос

Анализ статистического материала, на к/картах отметить основные центры. Составление диаграмм. Работа с к/картой.

Тема 5 §1

15-20 апр.


30

Итоговая контрольная работа за 2 полугодие

1

Урок проверки и контроля знаний

Урок анализа, проверки и контроля знаний по темам: политическая карта мира, понятие, виды, размещение природных ресурсов мира.

Знать основные термины и понятия. Уметь анализировать

картографическую информацию.

Тест.


22-27 апр.


31

Сельское хозяйство мира География растениеводства животноводства

1

Комбинированный урок

Типы сельского хозяйства. Различия в с/х между развитыми и развивающимися странами. «Зеленая революция», ее компоненты. Мировые сельскохозяйственные культуры, территориальное распределение.. Ареалы разведения крупного рогатого скота, свиноводства, овцеводства. Экологические проблемы, связанные с с/х. Рыболовство. Марикультура.

Знать типы с/х, различия в с/х освоении между развитыми и развивающимися странами. Знать основные с/х культуры и ареалы их распространения. Знать ведущие отрасли животноводствастраны-лидеры по отраслям. Знать основные термины.

Индивидуальный опрос

Анализ картосхем, диаграмм.

10: Обозначение на к/к районов распространения важнейших с/х культур.

Тема 5 §2

29 апр. – 4 мая


32

География транспорта.


1

Урок самост.

изучения материала

Мировая транспортная система, географические отличия. Региональные транспортные системы.

Автомобильный, железнодорожный, трубопроводный транспорт.

Знать основные термины и понятия, отличия развитых стран по уровню развития транспортной системы. Знать важнейшие трубопроводы.

Индивидуальный опрос

Анализ картосхем, диаграмм.


Тема 5 §3, подготовиться к семинару

6-11 мая


33

Международная специализация и кооперирование. Внешние экономические связи.

1

лекция

Всемирные экономические отношения (ВЭО). Свободные экономические зоны (СЭЗ). Мировая торговля: оборот, структура, географическое распределение. Транснациональные корпорации (ТНК). Международные финансово-кредитные отношения. Международный туризм.

Знать основные термины и понятия, приводить примеры СЭЗ, ТНК

Индивидуальный опрос

Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию ВЭО

Тема 5 §4, творческое задание (тур. маршрут)

13-18 мая


34

Итоговый урок по курсу

1

беседа

Обобщение и анализ полученных знаний по теме «мировое хозяйство»: природные ресурсы и их размещение, отрасли мирового хозяйства.





20-25 мая







Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Климат Южной Америки" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: