Рабочая программа Курса «Экономическая и социальная географии мира» 11 класс


Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

Руководитель МО Директор МКОУ Песковатской СОШ-

_____________ ______________ _______________________

.


















Рабочая программа

Курса «Экономическая и социальная географии мира»

11 класс














Программа составлена

учителем географии

МКОУ Песковатской СОШ

Ковалевым В.А.





2013 – 2014 учебный год




Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. и примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2008.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Практические работы для обязательного оценивания:


Практическая работа №1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».

Практическая работа №2. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин.

Практическая работа №3. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

Практическая работа №4. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.

Практическая работа №5. Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов

Практическая работа №6. Для каждого из макрорегионов США объяснение влияния природных факторов на развитие их хозяйства, особен­ности жизни и быта населения

Практическая работа № 7. Составление программы освоения новой территории с перспективой ее экономического развития в XXI веке

Практическая работа №8. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.

Практическая работа №9. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.



Учебно-методический комплекс

  1. Максаковский В.П. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и социальная география мира». М.: Просвещение, 2009.

  2. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. М.: ВАКО, 2007 г. – 320 с.

  3. В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах. СПб: ООО «Виктория», 2011 г. – 96 с.

  4. Практикум по методике преподавания географии. Под редакцией Е.А. Таможней. М.: Издательство «Экзамен», 2008 г. – 222 с.

  5. Петрова Н.Н. Новый образовательный стандарт. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии: 11 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2006 г. – 61 с.

  6. Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. М.: Дрофа, 1999 г. – 192 с.

  7. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 1994 г. – 144 с.

  8. Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. М.: Просвещение,1992 г. – 143 с.

  9. Атлас 10 класса. Экономическая и социальная география мира.

  10. Рабочая тетрадь. Экономическая и социальная география мира.






Тематический план


п/п

Тема раздела, урока

Количество часов

Тип урока

Вид контроля, измерители

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Лабораторные и практические работы

Домашнее задание

Дата проведения

План

Дата проведения

Факт

Введение – 1 ч.

Региональная характеристика мира

1

вводный

Фронтальный опрос

Политическая карта мира. Типология стран.

Знать типологию стран , показывать на карте


введение

3-8 сент


Европа – 10 часов

  1. 1

Зарубежная Европа. Общая характеристика

1

лекция

Устный опрос

Общая характеристика региона. Политическая карта Европы. Природные условия и ресурсы.

Знать политическую карту региона, характеризовать природные условия и ресурсы


§ 1

Тема 6

10-15 сент.


  1. 2

Население Европы

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Население Европы. Воспроизводство. Религиозный, национальный состав расселения. Урбанизация.

Характеризовать население Европы,


§ 1

Тема 6

17-22 сент.


  1. 3

Хозяйство стран Европы

2

Урок-практикум

Тесты, работа с картой

Хозяйство Европы. Отрасли специализации. География промышленности. Факторы размещения.

Иметь представление о хозяйстве Европы, знать состав хозяйства.

Показывать по карте регионы – центры промышленности

§ 1

Тема 6

24-29 сент.


  1. 4

Сельское хозяйство Европы

1

Урок самост.изучения материала

Фронтальный опрос

Структура сельского хозяйства. Отрасли специализации разных стран. Агроклиматические ресурсы.

Иметь представление о с/х Европы, определять специализацию стран

Сравнительная характеристика регионов

§ 1

Тема 6

1-6 окт.


  1. 5

Транспорт. Туризм.

1

Урок-семинар

тесты

Транспортное положение Европы. Транспортная сеть региона. Виды транспорта. Рекреационные ресурсы стран.

Характеризовать транспорт Европы, его значение, особенности, показывать на карте крупнейшие порты, магистрали

Характеристика страны

§ 1

Тема 6

8-13 окт.


География расселения и хозяйства

1

Комбинированный урок

Работа с заданиями

Промышленные районы Европы.



§ 1

Тема 6

15-20 окт.


  1. 6

ФРГ

1

Урок самост.изучения материала

Фронтальный опрос

Особенности ГП и ЭГП страны. Структура хозяйства. Население ФРГ.

Знать структуру хозяйства ФРГ, особенности и главные черты

Характеристика страны

§ 2

Тема 6

22-27 окт.


  1. 7

Восточная Европа

1

Урок- обобщение

Фронтальный опрос

Характеристика субрегиона. Специфика стран Восточной Европы.

Знать характеристику стран Восточной Европы


§ 2 тема 6

5-10 нояб.


  1. 8

Интеграционные процессы Европы

1

беседа

тесты

ЕЭС. ЕАСТ. Европейский банк реконструкции, европейский фонд развития, европейское космическое агентство и др.

Знать факторы и причины интеграционных процессов Европы


§ 2

Тема 6

12-17 нояб.


  1. 9

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

1

Урок анализа и обобщения

тесты

Урок анализа, обобщения и контроля знаний и умений по темам – хозяйство и население Европы




19-24 нояб.


Зарубежная Азия — 10 часов

  1. 11

Политическая карта современной Азии

1

Урок освоения нового материала

Геогр.диктант

История формирования современной карты Азии. Состав региона, особенности, природные ресурсы

Показывать на карте регион и страны, давать харак-ку региону


§ 1

Тема 7

26 нояб.-1 дек.


  1. 12

Население Азии.

1

Урок-семинар

Фронт.опрос

Численность. Национальный и религиозный состав. Воспроизводство. Демографическая политика

Определять тип воспроизводства, знать центры мировых религий


§ 1

Тема 7

3-8 дек.


  1. 13

Общая характеристика хозяйства региона.

1

беседа

Работа с заданиями

Типология стран. Структура промышленности. Размещение отраслей промышленности. Отрасли специализации региона. С/х. Транспорт- особенности и значение.

Знать географию размещения отраслей промышленности

Показывать и характеризовать промышленные центры

§ 1

Тема 7

10-15 дек.


  1. 14

Китай. Население и хозяйство

1

Урок-семинар

тесты

Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы.

Уметь характеризовать специфические особенности страны

Характеристика страны

§ 2

Тема 7

17-22 дек.


  1. 15

Япония. Население и хозяйство

1

Урок-семинар

Фронт.опрос

Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы.

Уметь характеризовать специфические особенности страны

Характеристика страны

§ 3

Тема 7

24-29 дек.


Индия


Урок самост. изучения материала

Фронт.опрос

Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы.

Уметь характеризовать специфические особенности страны

Характеристика страны

§ 4

Тема 7

14-19 янв.


  1. 16

Азиатские лидеры – Китай, Япония, Индия

1

Урок-игра

Фронт.опрос

Особенности хозяйства, транспорта, населения, природных условий и ресурсов, культурных ценностей

Уметь подводить итог по теме, делать выводы

Характеристика страны


21-26 янв.


Страны Юго-Западной Азии

1

Урок-беседа

Работа с заданиями

Страны Персидского залива. Особенности промышленности. Центр национальных разногласий. Туристские ресурсы.

Выделять главные черты и особенности субрегиона, знать карту


28 янв.-2 февр.


  1. 17

Австралия. Население и хозяйство

1

Урок-лекция

Фронт.опрос

Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы.

Уметь характеризовать специфические особенности страны

Характеристика страны


4-9 февр.


  1. 20

Зачет по теме

1

Урок обобщения и анализа знаний и умений

тесты

Обобщение и анализ, контроль и проверка полученных знаний и умений по разделу




11-16 февр.


Африка — 4 часа

  1. 21


Общая характеристика региона

1


Урок освоения нового материала

тесты

Территория, границы, местоположение. Политическая карта. Группировки стран. Природные условия и ресурсы. Население.

Знать местоположение и структуру региона. Особенности размещения населения.

Работа с политической картой

§ 1

Тема 8

18-23 февр.


  1. 22

Место Африки в мировом хозяйстве

1


Комбинированный урок




Фронт.опрос

Особенности и отраслевой состав промышленности. Специфические черты.

Знать отраслевую структуру региона черты и особенности, показывать на карте главные пром.районы и центры

Выделение на карте главных промышленных регионов мирового значения.

§ 1

Тема 8

25 февр.-2 марта


  1. 23

Субрегионы Африки

1

Урок-практикум

Письменная работа

Главные черты и особенности регионов – Северной и Тропической Африки. Территориальные различия, население.

Выявлять сходства и различия, делать выводы, логически мыслить.

Сравнительная характеристика Северной и Тропической Африки

§ 2

Тема 8

4-9 марта


  1. 24

Зачет по теме «Африка»

1

Урок анализа и систематизации знаний



Письменная работа

Обобщение, систематизация и анализ полученных знаний и умений по теме «Африка» — промышленность, население, ресурсы.

Характеризовать региона, давать краткую характеристику.

Задания на стр. 225 – 226


11-16 марта


Северная Америка – 5 часов

  1. 25

Общая характеристика Северной Америки.

1

Урок освоения нового материала

Фронтальный опрос

ГП,ЭГП региона. Состав, природные ресурсы и условия. Население: национальный и религиозный состав. Крупнейшие агломерации.

Знать ГП региона, уметь показывать на карте.

Характеристика страны

§ 1

Тема 9

18-23 марта


  1. 26

Промышленность и сельское хозяйство США

1

Урок применения полученных знаний

Геор.диктант

Состав и структура промышленности. Отрасли специализации. География размещения. Природные предпосылки. Значение в мире.

Уметь характеризовать хозяйство США


§ 1

Тема 9

3-6 апр.


  1. 27

Макрорайоны США

1

Урок-беседа

Фронтальный опрос

Макрорегионы СШа: сходства и различия, отрасли специализации.

Уметь показывать на карте макрорайоны, давать краткую характеристику

Сравнительная характеристика регионов США

§ 2

Тема 9

8-13 апр.


  1. 28

Канада

1

Урок-семинар

Фронтальный опрос

Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы.

Уметь характеризовать специфические особенности страны

Характеристика страны

§ 3

Тема 9

15-20 апр.


  1. 29

Итоговая работа за 2 полугодие

1

Урок проверки и контроля знаний

тесты

проверка и контроль знаний и умений по темам: Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка




22-27 апр.


Латинская Америка – 3 часа

  1. 30

Общая характеристика стран

1

Урок освоения нового материала

Геогр.диктант

Общая характеристика региона. Специфические особенности и черты отдельных стран. Население – национальный и религиозный состав.

Уметь показывать на карте страны, крупнейшие промышленные центра и агломерации


§ 1

Тема 10

1-4 мая


  1. 31

Бразилия

1

Урок-семинар

Фронтальный опрос

Особенности и характеристика страны. Хозяйство, население, ресурсы.

Уметь характеризовать специфические особенности страны

Характеристика страны

§ 2

Тема 10

6-11 мая


  1. 32

Зачет по теме

1

Урок проверки и контроля знаний

Письменная работа

Урок проверки и контроля знаний и умений по теме: особенности структуры хозяйства региона.



13-18 мая


Глобальные проблемы человечества – 1 часа

  1. 33

Глобальные проблемы человечества

1

Урок-беседа


Глобальные проблемы человечества: экологическая, продовольственная, энергетическая, освоения мирового океана, космоса, перенаселение. Пути решения

Знать глобальные проблемы, делать вывод, понимать значимость решения проблем



20-25 мая







Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Озера, подземные воды, ледники"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: