Рабочая программа курса «Географическое краеведение» для 6 класса


Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная

школа № 13»















Географическое краеведение

6 класс

для общеобразовательных учреждений




Рабочая программа







Классы: 6


Составитель: Новосёлова Юлия Васильевна


Количество часов – 35 часов









Кемерово

2013

Содержание




Пояснительная записка 3


Учебно-тематический план 5


Содержание программы 7


Список литературы для учителя 10


Список литературы для обучающихся 11


Перечень ключевых слов 12























3

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы «Географическое краеведение для обучающихся 6 классов» Л.И. Соловьёва.

Необходимость курса связана с сокращением количества учебных часов в курсе географии за 6 класс. Краеведение изучается параллельно с начальным курсом географии. Именно краеведение самая доступная и интересная научная дисциплина, использующая данные многих наук по конкретному субъекту Российской Федерации. Поэтому, помимо географических знаний, обучающиеся получают совокупные сведения из разных наук о «родном доме».

Цель курса:

— способствовать воспитанию любви к своей малой родине, нравственности и патриотизма; формированию экологической, географической и краеведческой культуры, бережного отношения к окружающей среде; применению географических и краеведческих знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней, а также здоровья обучающихся.

Задачи курса:

— сформировать у обучающихся знания о родном крае, как о территории со своеобразными природой, населением и хозяйством;

— выявить особенности на территории Кемеровской области отличительные от других регионов России и мира компоненты и явления земных оболочек;

— закрепить умения и навыки ориентирования на местности, работы с картами родного края и планами города (своего населенного пункта) и их частей, использования других источников краеведческой информации о родном крае;

— обучить умениям применять краеведческие знания о родном крае для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

— овладеть первоначальными представлениями, понятиями, географическими и краеведческими причинно-следственными связями на территории Кемеровской области.





4


Требования к обучающимся:

знать/понимать

цель и задачи курса, краткую историю образования Кемеровской

области, её название, символы;

объект изучения географического краеведения.

     основные географические понятия и термины;

     собенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения Кемеровской области;

уметь

               определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений;

                оценивать и объяснять ресурсообеспеченность, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий Кемеровской области;

                применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

                сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

                нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

                понимания географической специфики Кузбасса.

Для оценки достижений учащихся используются следующие виды и формы контроля:

  1. самостоятельные работы – по мере необходимости в качестве промежуточного среза.

  2. контрольные работы – по окончании раздела.


Программа «Географическое краеведение 6 класс» общим объемом 35 часов (1 час в неделю) реализуется в течение 1 года.




5


Учебно-тематический план

п/п

Основные темы курса

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение


1

1



2.

Из истории заселения и изучения родного края. Выдающиеся исследователи недр, природы Кузбасса.

2

1

1

Контрольная работа

3.

План местности. План своего населенного пункта. Ориентирование на местности.

4

1

3


4.

Географическая карта Кемеровской области, своего района, их анализ.

2

1

1

Контрольная работа

5.

Рельеф и горные породы родного края.


4

2

2


6.

Внутренние воды. Стихийные явления, связанные с водами родного края.

3

2

1


7.

Погода и климат Кемеровской области. Времена года. Стихийные явления, связанные с погодой.

4

3

1

Контрольная работа

8.

Почвы родного края. Разнообразие и распространение организмов на территории Кемеровской области.

2

2



9.

Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы родного края.

2

1

1


10.

Особо охраняемые объекты Кемеровской области и своего района.

2

2


Контрольная работа

11.

Население Кемеровской области, его хозяйственная деятельность.

4

4


Контрольная работа

12.

Взаимодействие человека и природы на территории Кемеровской области.

2

1

1


13.

Города Кемеровской области.


2

1

1


14.

Обобщение знаний.

1

1


Контрольная работа


Итого:

35

23

12
















7


Содержание программы.


Тема 1. Введение – 1 час.

Наука краеведение – это краезнание, краелюбие. Стихи о родном крае. Знакомство с символами Кемеровской области: герб, флаг, гимн.

Тема 2. Из истории заселения и изучения родного края. Выдающиеся исследователи недр, природы Кузбасса – 2часа.

Земля Кузнецкая до прихода русских и покорения Сибири Ермаком Тимо­феевичем (1581 год). Коренные жители – шорцы, телеуты. Набеги соседних пле­мен. Занятия аборигенов края – охота, собирательство, начало земледелия и куз­нечного дела. Первые чертежные карты С.У. Ремезова, крепости и поселе­ния на земле Кузнецкой. Первые рудознатцы и землепроходцы родного края. Их фо­тографии, краткая биография и роль в изучении недр и природы Кузбасса. Мар­шруты путешествий.

Тема 3. План местности. План своего населенного пункта. Ориентирование

на местности – 4 часа.

Ориентирование на местности. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по компасу, Полярной звезде, Солнцу, местным признакам. Масштаб. Измерение расстояний на плане и местности.

Отличие плана местности от топографической и географической карт: ус­ловные знаки, масштаб, способы указания направлений, площадью охвата террито­рии. Изготовление планшета и подготовка к проведению различных видов съемок на местности.

Тема 4. Географическая карта Кемеровской области, своего района,

их анализ – 2 часа.

Географическая карта – особый источник информации. Элементы и ле­генда карты. Условные знаки. Измерение расстояний по карте с помощью мас­штаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных вы­сот по карте.

Тема 5. Рельеф и горные породы родного края – 4 часа.

Неоднородность земной поверхности как результат взаимодействия внут­ренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа: горы и рав­нины. Различие гор по высоте. Равнины: Кузнецкая котловина и юго-восток Западно — Сибирской низменности. Горные породы и минералы. Деление горных пород на группы по про­исхождению, особенности формирования осадочных (каменного угля) и магмати­ческих (рудных) ископаемых. Движения земной коры: медленные колебания суши, землетрясения. Ус­ловия жизни и быта людей в горах и на равнинах. Описание форм рельефа своего населенного пункта и района.

Тема 6. Внутренние воды. Стихийные явления, связанные с водами

родного края – 3 часа.

Понятие «внутренние воды». Принадлежность рек родного края к бас­сейну Оби и Карского моря Северного ледовитого океана. Распределение речных систем





8


по территории Кемеровской области (Томи, Кии, Ини, Яи, Чумыша, Чу­лыма). Их краткая характеристика. Хозяйственное использование.

Озера родного края, различие озерных котловин по происхождению, Во­дохранилища и искусственные озера. Минеральные источники. Подземные воды. Стихийные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, оползни и другие). Хозяйственное использование водоемов своего населенного пункта и района.

Тема 7. Погода и климат Кемеровской области. Времена года.

Стихийные явления, связанные с погодой – 4 часа.

Организация наблюдений за погодой. Типы погод в нашей области. Метеорологические станции и посты на­блюдений. Описание погоды за день по типовому плану. Климат Кемеровской области: климатообразующие факторы и их влияние на формирование резко континентального климата. Охрана атмосферного воздуха. Времена года.

Тема 8. Почвы родного края. Разнообразие и распространение организмов на территории Кемеровской области – 2 часа.

Почвы родного края. Процесс формирования разных типов почв (факторы, структура, плодородие и т.д.). Из истории изучения почв родного края, размещение разных типов почв по территории Кузбасса, охрана почв. Растительность – лицо природной зоны. Хвойные, лиственные деревья, кустарники, лекарственные и съедобные травы, ягодники и т.п. Животный мир – его разнообразие.

Тема 9. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы

родного края – 2 часа.

Понятия «природный комплекс» и «природная зона». Краткая характери­стика горной тайги, равнинной тайги, тундры, альпийских и субальпийских лугов, лесостепи, степи, природного комплекса речных долин и болот. Красная книга Ке­меровской области.

Тема 10. Особо охраняемые объекты Кемеровской области и своего

района – 2 часа.

Понятие ООПТ: заповедник, национальный парк, заказники, памятники природы и отдельные объекты природы. Краткая характеристика заповедника «Кузнецкий Алатау», Шорского национального парка, зоологических заказников и охраняемые в них животные, памятники природы и их размещение по территории области.

Тема 11. Население Кемеровской области, его хозяйственная

деятельность – 4 часа.

Численность населения Кузбасса по переписям населения. Воспроизвод­ство населения. Работа со статистическими данными и таблицами. Коренное и пришлое население в Кузбассе. Характеристика жизни и быта шорцев и телеутов.

Кузбасс многонациональный. Фестиваль нацио­нальных культур – обычаи, обряды.

Половая и возрастная структура населения. Миграции населения. Кемеровская область – самая заселенная из всех регионов Сибири и Дальнего Востока (особенности размещения). Трудовые ресурсы.





9


Тема 12. Взаимодействие человека и природы на территории Кемеровской области – 2 часа.

Влияние природных условий на здоровье, жизнь и хозяйственную дея­тельность человека. Территории с наибольшей степенью изменения природных ландшафтов (Кузнецкая котловина, Салаирский кряж и Горная Шория). Антропогенные ландшафты (города, дороги, мосты, шахты и терриконы, заводы и фабрики, рудники, сельскохозяйственные угодья и т.д.).

Тема 13. Города Кемеровской области – 2 часа.

Природные условия, способствующие росту городов. Шахтерские города, города рудники (Таштагол, Салаир), города на Транссибирской магистрали (Тайга, Юрга, Мариинск). Фестиваль городов (их краткая характеристика).

Тема 14. Обобщение знаний – 1 час.


































10


Список литературы для учителя.


1. Гнатишин, В.Н. Кемеровская область: Атлас для школьников. [Карты]. /

В.Н. Гнатишин, Т.О. Машковская, С.Д. Тивяков. – Новосибирск:

Новосибирская картографическая фабрика, 2002. – 27 с.


2. Красная книга Кемеровской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. [Текст]. / Научное издание. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000. – 276 с.


3. Красная книга Кемеровской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов. [Текст]. / Научное издание. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000. – 247 с.


4. Окно в Кузбасс. DVD-диск к 65-летию Кемеровской области. [Видео]. / Администрация Кемеровской области. Кемерово, 2008.


5. Скалон, Н.В. Звери Сибири. [Текст]. / Н.В.Скалон, Т.А.Скалон. –

Кемерово: «СКИФ»: ИПП «Кузбасс», 2008.- 128 с.


6. Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Население, хозяйство,

города и районы. [Текст]. / Л.И.Соловьёв. – Кемерово: ОАО «ИПП Кузбасс»;

ООО «СКИФ», 2009. – 348 с.


7. Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа.

[Текст]. / Л.И.Соловьёв. – Кемерово: ОАО «ИПП Кузбасс»; ООО «СКИФ»,

2006. – 384 с.


8. Соловьев, Л.И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников

и их родителей. [Текст]. / Л.И.Соловьёв. – Кемерово: Фабрика

современной печати, 2008. — 407 с


9. Соловьев, Л.И. Краеведческие игры. [Текст]. / Л.И.Соловьёв. –

Изд. 2-е. Кемерово: КРИПК и ПРО, 2004. — 368 с.


10. Соловьев, Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области.

[Текст]. /Л.И.Соловьёв. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2003.- 184 с.


11. Соловьев, Л.И. Живи, Кузнецкая Земля! Основные направления в

работе по краеведению участников движения «Отечество».

[Текст]. /Л.И.Соловьёв. – Кемерово: Кемеровский полиграфический

комбинат, 1997. — 251 с.




11


Список литературы для обучающихся.


  1. Гнатишин, В.Н. Кемеровская область. Атлас для школьников. [Карты]. /

В.Н. Гнатишин, Т.О. Машковская, С.Д. Тивяков. — Новосибирск: Новосибирская картографическая фабрика, 2002. – 27 с.


  1. Красная книга Кемеровской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. [Текст]. / Научное издание. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000.– 276 с.


  1. Красная книга Кемеровской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов. [Текст]. / Научное издание. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000. – 247 с.


  1. Скалон, Н.В. Звери Сибири. [Текст]. / Н.В.Скалон, Т.А.Скалон. –

Кемерово: «СКИФ»: ИПП «Кузбасс», 2008. – 128 с.


  1. Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Население, хозяйство, города и районы. [Текст]. / Л.И.Соловьёв. – Кемерово: ОАО «ИПП Кузбасс»; ООО «СКИФ», 2009. – 348 с.


6.Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа.

[Текст]. / Л.И.Соловьёв. – Кемерово: ОАО «ИПП Кузбасс»;

ООО «СКИФ», 2006. – 384 с.


7.Соловьев, Л.И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников

и их родителей. [Текст]. / Л.И.Соловьёв. – Кемерово: Фабрика

современной печати, 2008. – 407 с.


8. Соловьев, Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области.

[Текст]. / Л.И.Соловьёв. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2003. – 184 с.















12


Перечень ключевых слов.


  1. Аборигены Кемеровской области

  2. Абсолютная высота

  3. Азимут

  4. Антропогенный ландшафт

  5. Бассейн Северного Ледовитого океана

  6. Внутренние воды

  7. Водохранилище

  8. Воспроизводство населения

  9. Горизонт

  10. Горная Шория

  11. Горные породы

  12. Города – рудники

  13. Заказник

  14. Заповедник

  15. Заповедник «Кузнецкий Алатау»

  16. Земельные ресурсы

  17. Землепроходец

  18. Землетрясение

  19. Климат

  20. Климатообразующие факторы

  21. Компас

  22. Компоненты природы

  23. Краеведение

  24. Красная книга Кемеровской области

  25. Кузнецкая котловина

  26. Ландшафт

  27. Легенда географической карты

  28. Масштаб

  29. Метеорология

  30. Миграция населения

  31. Минералы

  32. Минеральные источники

  33. Наводнение

  34. Национальная культура

  35. Национальный парк

  36. Относительная высота

  37. Паводок

  38. Памятник природы

  39. Перепись населения

  40. Погода

  41. Подземные воды

  42. Половозрастная структура населения

13


  1. Почва

  2. Почвенные ресурсы

  3. Природная зона

  4. Природный комплекс

  5. Рельеф

  6. Речная система

  7. Рудознатец

  8. Салаирский кряж

  9. Символы Кемеровской области

  10. Стихийные явления

  11. Транссибирская магистраль

  12. Трудовые ресурсы

  13. Численность населения

  14. Шахтёрские города

  15. Шорский национальный парк


Свежие документы:  Рабочая программа по географии России 8 класс Алексеева

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: