МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Песковатская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» _______________ | «Утверждено» Директор МКОУ Песковатской СОШ ___________________ |
Программа составлена
учителем географии
МКОУ Песковатской СОШ
Ковалевым В.А.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Федеральный базисный учебный план и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312);
авторская программа по географии 6-10 кл. под редакцией И. В. Душиной (М.: Дрофа), 2008.
методические материалы научно-методического совета лаборатории географии МИОО
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу, рекомендованных в методическом письме ««Актуальные проблемы преподавания географии в 2012/2013 учебном году в аспекте требований к результатам обучения ФГОС» (Научно-методический совет лаборатории географии МИОО)
Тематика обязательных практических работ в 8 классе
ПР № 1 Характеристика географического положения России (вариант — Сравнительная характеристика географического положения России и Канады). Обозначение на контурной карте стран — соседей России.
ПР № 2 Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.
Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв и др.) с точки зрения влияния на условия жизни и хозяйственной деятельности людей
ПР № 3 Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.
ПР № 4 Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы и жизни и хозяйственной деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон.
ПР № 5 Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.
ПР № 6 Характеристика половозрастного состава населения по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.
ПР № 7 Изучение особенностей размещения и расселения населения России в разных природных зонах на основе работы с картами.
Используемый УМК:
1. В. П. Дронов, И. И. Баринова, И.И. Ром, В.Я. Лобжанидзе « География России. Природа. Население. Хозяйство» М.; Дрофа, 2010
2Атлас. География России. Природа. 8 класс.
3Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
4.Электронный учебник для 8 класса
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ
В 8 КЛАССЕ
Темы уроков | Срок | Практическая работа жирным шрифтом обозначены оценочные ПР | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Д/з | |||||
Часть 1 РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА 14 часов
| ||||||||||
Урок 1 | Что изучает география России |
|
| Определение географического положения России; показ пограничных государств. | Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны. | §1, с.7 | ||||
Урок 2. | Географическое положение как зеркало России. |
| Работа с картой | Обозначение границ России, соседних государств, крайних точек. Визитная карточка России: территория, население. | Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы | §1 | ||||
Урок 3 | Особенности физико-географического положения России ПР № 1
|
| . ПР № 1 Характеристика географического положения России (вариант — Сравнительная характеристика географического положения России и Канады). Обозначение на контурной карте стран — соседей России. | Крайние точки России. Расположение в двух частях света, межокеаническое, северное положение | Ученик должен знать специфику географического положения России | §2 | ||||
Урок 4
| Экономико- и транспортно-географическое положение России.
|
| . | Соседи России, их политическая и экономическая оценка, роль во внешней торговле России. Выгоды и недостатки транспортно-географического положения страны. | Ученик должен знать специфику географического положения России. Уметь объяснять существенные признаки объектов | §3 | ||||
Урок 5
| Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. |
| Работа с картой | Особенности геополитического положения России и ее отдельных частей. Положение России в системе цивилизаций и его влияние на формирование и развитие страны. Влияние соседей на экологию России. Воздействие российской экономики на экологическую ситуацию в других странах. | Ученик должен знать связь между географическим положением и хозяйством страны. Уметь описывать объект. Ученик должен знать понятие «государственная территория» | §4 | ||||
Урок 6. | Обобщение по разделу |
|
|
|
| § | ||||
ТЕМА 2. ГРАНИЦЫ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (8 часов) | ||||||||||
Урок 7. | Государственная территория России |
|
| Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации | Ученик должен знать понятие «государственная территория» | §5 | ||||
Урок 8 | Российские пространства: вопросы и проблемы. |
|
| Зона Севера и проблемы ее освоения. Роль природы в формировании Российского государства. Экономически активная территория. Российская | Ученик должен знать связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны. Уметь выделять существенные признаки объектов. | §6 | ||||
Урок 9 | Государственные границы России. Типы и виды российских границ. |
| На к/к нанести границу России и назвать соседние страны. |
| Ученик должен знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры. Знать понятия: террито-риальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показывать границу России и назвать соседние страны. | §7, к/к | ||||
Урок 10 | Сухопутные и морские границы |
|
| Сухопутные соседи России. Различия сухопутных границ на северо-западе, западе и юге страны. Морские соседи России. Различия в геополитическом и экономическом значении морских границ России в Атлантическом бассейне, Северном Ледовитом и Тихом океанах. |
| §8 | ||||
Урок 11. | Россия на карте часовых поясов. |
| Работа с картой | Местное и поясное время. Линия перемены дат. Летнее время. Определение поясного времени для разных пунктов России. Карта часовых поясов
| Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. | §9, к/к | ||||
Урок 12 | Этапы и методы географического изучения территории.
|
|
| Путешествия и открытия новгородцев и поморов. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. Великая Северная экспедиция. Экспедиции Российского Географического общества. Современные географические исследования. Изучение территории России отечественными учеными. | Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках. | §10 презентации | ||||
Урок 13. | Особенности административно — территориального устройства России |
|
| Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа. | Ученик должен знать специфику административно-территориального устройства РФ. Уметь анализировать карту. | §11, к/к | ||||
Урок 14 | Обобщение по разделу |
|
|
|
|
| ||||
ЧАСТЬ 2 ПРИРОДА РОССИИ (32часа) Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 часов)
| ||||||||||
Урок 15-16 | Геологическая история и геологическое строение территории России.
|
|
| Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. | Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. | §12 | ||||
Урок 17 | Рельеф России. |
| Работа с картой | Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.
| Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения. | §13 | ||||
Урок 18 | Как и почему изменяется рельеф России.
|
|
| Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние на современный рельеф морей, текучих вод, ледников, ветра. Древнее и современное оледенения | Ученик должен понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры | §14 | ||||
Урок 19 | Стихийные природные явления в литосфере |
|
| Виды стихийных природных явления в литосфере, причины, порождающие их, меры по борьбе с ними. | Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений. | §15 | ||||
Урок 20 | Человек и литосфера. |
|
| Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Жизнь в горах и на равнинах. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. | Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения | §16 | ||||
Урок 21 | Обобщение по теме |
| Практическая работа. №2 Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий |
| . |
| ||||
Тема 2. Климат и климатические ресурсы (7часов) | ||||||||||
Урок 22
| Факторы, определяющие климат России. |
|
| Факторы, определяющие климат России: географическая широта, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность, рельеф, близость морей и океанов, океанические течения, антропогенные воздействия. Фронты. Циклоны и антициклоны. | Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов. | §17 | ||||
Урок 23 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. |
| Работа с картой | Закономерности распределения тепла температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения. | Ученик должен понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты | §18 | ||||
Урок 24 | Сезонность климата. |
|
| Климатические сезоны, их обусловленность и влияние на быт, хозяйственную деятельность и характер питания людей. | Ученик должен знать понятие «сезонность». Уметь использовать знания для фенологических наблюдений природы. | §19 | ||||
Урок 25 | Типы климатов России ПР № 3 |
| ПР № 3 Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт. | Климатические пояса и области на территории России, их характеристика. | Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды. | §20 | ||||
Урок 26 | Комфортность (дискомфортность) климатических условий. |
| Работа с картой | Оценка природных условий России для проживания человека. Основные показатели. Характеризующие уровень комфортности климата | Ученик должен знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды. | §21 | ||||
Урок 27 | Климат и человек |
|
| Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения. Здоровье. Опасные т неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона. | Ученик должен уметь анализировать и сопоставлять карты различного содержания. | §22 | ||||
Урок 28 | Обобщение по теме «Климат» |
|
|
|
|
| ||||
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (5часов) |
|
| ||||||||
Урок 29 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. |
| Работа с картой | Вода – один из важнейших видов ресурсов. Внутренние воды – основные источники пресной воды. Важнейшие особенности российских рек/ | Ученик должен знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам. | §23 | ||||
Урок 30 | Озера, болота, подземные воды. |
|
| Озера: размещение по территории страны, их различия по происхождению озерных котловин. Влияние озер на другие компоненты природы. Болота: причины возникновения. Роль в природе. Крупнейшие заболоченные районы. Подземные воды: происхождение многолетней мерзлоты на территории России. Ее влияние на природу и хозяйственную деятельность людей. Ледники. Многолетняя мерзлота. | Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты. | §24 | ||||
Урок 31 | Водные ресурсы и человек. . |
|
| Понятие водных ресурсов и водного кадастра. Неравномерность размещения водных ресурсов. Рост потребления и загрязнения воды человеком | Ученик должен знать особенности вод своего региона, бассейны, режим использования. Уметь объяснять их размещение. | §25 | ||||
Урок 32 | Обобщение по теме «Внутренние воды» |
|
|
|
|
| ||||
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (3 часа) |
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||
Урок 33
| Образование почв и их разнообразие. |
|
| Почва – особый компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатства. Факторы образования почв, их основные типы. Свойства, различия в плодородии | Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв. | §26 | ||||
Урок 34 | Закономерности распространения почв. |
| Работа с картой | Главные типы почв России, особенности их географии.
|
| §27 | ||||
Урок 35 | Почвенные ресурсы России. |
|
| Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с их эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности. |
| §28 | ||||
|
|
| ||||||||
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа) |
|
| ||||||||
Урок 36 | Растительный и животный мир России. |
|
| Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. | Ученик должен знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов. |
| ||||
Урок 37 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мир. |
|
| Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. | Ученик должен знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов. | §29 | ||||
Урок 38 | Обобщение по теме |
|
| |||||||
| Природные зоны – 8 часов |
|
| |||||||
Урок 39 | Разнообразие природных комплексов.
|
|
| Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК. | Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов. | §30 | ||||
Урок 40 | Природно-хозяйственные зоны России. |
| Работа с картой | Понятие о природной зональности. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берг в создании учения о природных зонах. Природная зональность – всеобщий закон природы. Что такое природно-хозяйственные зоны. | Ученик должен знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию. | §31 | ||||
Урок 41 | Арктические пустыни, тундра и лесотундра. |
| Работа с картой | Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования. | Ученик должен знать характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников. | §32 | ||||
Урок 42 | Леса. |
| Работа с картой | Разнообразие лесов. России: тайга, смешанные и лиственные леса. Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Образ русского леса. Основные виды природопользования. | Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия. | §33 | ||||
Урок 43 | Лесостепи, степи и полупустыни. Безлесные зоны юга России: географическое положение. |
| Работа с картой | Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны. Взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования. | Природная зона Башкортостана и Илишевского района Ученик должен знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки. | §34,35 | ||||
Урок 44 | Высотная поясность. |
| Работа с картой | Закономерности смены природных зон в горах. Сравнение высотной поясности разных гор России. Основные виды природопользования. | Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах. | § 36 | ||||
Урок 45 | Особо охраняемые природные территории. |
|
| Памятники Всемирного природного наследия. Заповедники | Ученик должен знать заповедники России. Уметь показывать их на карте. | §37 | ||||
Урок 46 | Обобщение по теме. ПР № 4 |
| ПР № 4 Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеогр-х и тематических карт. |
|
|
| ||||
ЧАСТЬ 3 НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 ЧАСОВ) |
|
| ||||||||
Урок 47 | Численность населения России. ПР № 5
|
| ПР № 5 Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России. | Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства населения. Региональные различия естественного прироста. Прогнозы изменения численности населения России. | Ученик должен знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Ученик должен уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям. | §38 | ||||
Урок 48 | Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. |
|
| Своеобразие половозрастной пирамиды в России. И факторы. Определяющие это своеобразие. Сокращение средней продолжительности жизни россиян | Ученик должен знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов. | §39 | ||||
Урок49 | Этнический, языковой и религиозный состав населения.
|
|
| Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий | Ученик должен знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы. Уметь приводить примеры, работать с картой. Ученик должен знать основные религии, их географию | §40 | ||||
Урок 50 | Городское и сельское население. |
|
| Городское население. Города. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельское население. Сельская местность, сельские поселения. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села. | Ученик должен знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений. | §41 | ||||
Урок 51 | Размещение населения России. ПР № 6 |
| ПР № 6 Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв и др.) с точки зрения влияния на условия жизни и хозяйственной деятельности людей | Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально—экономическими факторами. Зоны расселения. | Ученик должен понимать географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты. | §42 | ||||
Урок 52 |
Миграции населения России. |
|
| Миграции населения в России. Внешние и внутренние миграции: причины. Порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Роль внешних миграций в динамике населения страны. | Ученик должен знать понятие «миграция» и ее основные виды. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Уметь приводить примеры миграций. | §43 | ||||
Урок 53 | Люди и труд. |
|
| Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества жизни населения – важнейшая социально-экономическая проблема. | Ученик должен знать понятия: трудовые ресурсы, экономически-активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость. Уметь приводить примеры. | §44 | ||||
Урок 54 | Обобщение по теме «Население» |
|
|
|
|
| ||||
ЧАСТЬ 4 ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (11 ЧАСОВ) |
|
| ||||||||
Урок 55 | Что такое хозяйство страны. |
| Работа с картой | Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства. | Ученик должен знать об изменении пропорций меду сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, условия и факторы размещения предприятий, состав первичного сектора экономики. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы размещения, особенности размещения отраслей. | §45 | ||||
Урок 56 | Как география изучает хозяйство. |
|
| Геоинформационная задача географии. Условия и факторы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства. | §46 | |||||
Тема 1. Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу (11 часов) |
|
| ||||||||
Урок 57 | Состав первичного сектора экономики. |
|
| Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. |
| §47 | ||||
Урок 58 | Природно-ресурсный потенциал России. |
|
| Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы. | Ученик должен знать понятия «природные ресурсы», «национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны. | §48 | ||||
Урок 59 | Богата ли Россия ресурсами? |
| Работа с картой | Обеспеченность России природными ресурсами. Дисбаланс в обеспеченности основными видами ресурсов и их потреблении. Основные проблемы развития природоэксплуатирующих отраслей в России. | §49 | |||||
Урок 60 | Сельское хозяйство. |
| Работа с картой | Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. | Ученик должен понимать особенности сельского хозяйства страны. Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства. Ученик должен знать основные районы выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Районы садоводства и виноградарства. Знать основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных. Уметь объяснить принципы размещения. | §50 | ||||
Урок61 | Земледелие. |
| Работа с картой | Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство. | §51 | |||||
Урок 62 | Животноводство. ПР № 7 |
| ПР № 7 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, районов животноводства | Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства. | §52 | |||||
Практическая работа. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. | ||||||||||
Урок 63 | Лесное хозяйство. Охота. |
|
| Роль леса в жизни людей Российские леса – важная часть национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя | Ученик должен знать о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла. Знать рыбопромысловые бассейны, перспективы развития рыбного хозяйства в России. Уметь объяснять проблемы этих отраслей. | §53 | ||||
Урок 64 | Рыбное хозяйство. |
|
| Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства. |
| §54 | ||||
Урок 65 | Географический фактор в развитии общества. |
|
| Влияние природной среды на исторический процесс. Роль природы в развитии России. | Ученик должен знать влияние природного фактора на развитие общества | §55 | ||||
Урок 66-67 | Резерв |
|
|
|
|
| ||||
Урок 68 | Резерв |
|
|
|
|
|