Рабочая программа по географии 10 класс Максаковский


Ленинградская область

Всеволожский район

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Агалатовская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено 

на заседании МО

протокол №___________

от « »______________2011г.

______________________


Согласовано

заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

« »__________2011г.

_________Горшкова О.С.


Утверждено

на педагогическом совете

протокол №________

 от « »________________2011г

_________Быстрова Н.В.









РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

географии

по ___________________________________________________


основного общего образования


для _10___ класса.

 

Учителя:

Колотаева Л.Ю.

Ермакова Ю.А.









2011-2012 год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адресация (тип ОУ)

Ленинградская область, Всеволожский район, Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Агалатовская средняя общеобразовательная школа»


Контингент учащихся:  10  класс, общеобразовательный.

Объем учебной нагрузки: 1 час в неделю.


Программа по географии создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей средних школьников.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Программы для общеобразовательных учреждений: География. 10-11 классы/ сост. Н.В. Болотникова- М., Глобус, 2009 г.;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Место географии в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.

Таким образом, на изучении географии выделяется следующее количество часов:

В неделю: 1 час

Итоговое количество часов: 35 часов


Обща характеристика учебного предмета


Уровень и направленность рабочей программы:

Основная общеобразовательная программа, базовый уровень


Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Формы и средства контроля


Проведение обязательных контрольных работ программой по географии не предусмотрено.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля:

  • тестовый контроль,

  • проверочные работы,

  • индивидуальный и фронтальный опросы,

  • работы с контурными картами,

Формы и средства обучения

Формы организации работы учащихся:

 

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

 — фронтальная;

 — парная;

 

— групповая.


Виды деятельности учащихся:


  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини– сочинения;

  • Работа с различными источниками информации;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

  • Рефлексия.

  • Практические работы


Используются следующие средства обучения:

  • учебно-наглядные пособия (таблицы, карты, мультимедийные презентации, СD – диски, и др.),

  • организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал и др.).


Специфика предмета:

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач — определению местоположения объектов, их координат и составлению географических описаний и характеристик.

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

Согласно инструктивно — методическому письму «О преподавании географии в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2010-2011 учебном году» выделены практические работы, подлежащие обязательному оцениванию знаний и умений учащихся с занесением оценки в журнал. Таким образом, оценочных практических работ – 7 (в плане они выделены жирным шрифтом).

Структура курса


Наименование темы

Количество часов

Введение

1

Политическая карта мира

4

География мировых природных ресурсов.

6

География населения мира

6

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

16

География культуры и цивилизаций

2

Итого:

35



Распределение материала по содержательным линиям.


Тема 1. Введение


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Положение географии в системе наук. Методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации. Основные виды природных ресурсов: размещение и использование.

Методы географических исследований.

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции, развитие природных, социально – экономических и геоэкологических объектов, процессов, явлений.


Тема 2. Политическая карта мира (4 часа)


Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать

Уметь

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.

Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Форма правления. Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира.

Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; участвовать в обсуждении проблемных вопросов.


Тема 2. География мировых природных ресурсов (6 часов)


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Географическое ресурсоведение и геоэкология. Взаимодействие общества и природы. Понятие о географической среде. Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности и классификация природных ресурсов. Минеральные, земельные, водные, климатические, биологические, рекреационные ресурсы. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение окружающей литосферы, гидросферы, атмосферы. Пути решения экологических проблем. Экологическая политика.

Особенности размещения основных видов природных ресурсов и масштабы их использования, их главные месторождения и территориальные сочетания. Обеспеченность природными ресурсами. Рациональное и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды и пути решения экологических проблем. Геоэкология.


Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.


Тема 3. География населения мира (6 часов)


Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв. Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. . География религий. Взаимосвязь культуры и религий. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные и традиционные верования. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастная пирамида. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли. Города – главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация, Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. География международных миграций. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран регионов мира.

Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; ареалы распространения мировых религий.

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально — экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.


Тема 4. География мирового хозяйства (16 часов)


Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Основное содержание научно-технической революции на современном этапе. Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Факторы, определяющие размещение экономики. Промышленность мира. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи.

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Сфера услуг. Структура сферы услуг. Туризм.

Мировые экономические связи. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей.

Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.

Составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, карты – схемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.



Тема 5. География культуры и цивилизаций (2 часа)


Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Содержание понятия «география культуры». Модификация мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура – путь решения многих проблем человечества. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Цивилизации Запада и Востока. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

Культурно-исторические центры мира, крупнейшие цивилизации мира и их особенности.

Составлять презентацию; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию.


Содержание программы


ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в иссле­довании процессов и явлений. Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики терри­тории. Аэрокосмические методы географических исследований. Ме­тод моделирования. Геоинформационные системы.

Практические работы:

1. Использование традиционных и новых методов для поиска и обработки географической информации.

Раздел I. Современная политическая карта мира. (4 часа)

Основные этапы формирования политической карты мира. Об­щее количество стран современного мира и их типология. Основные критерии выделения различных типов стран.

Государственный строй, основные формы правления и админист­ративно-территориального устройства стран мира. Многообразие стран современного мира. Политическая география. Геополитика и международные отношения.

Практические работы:

2. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»

3. Характеристика ПГП и ЭГП стран. Сравнение ПГП и ЭГП стран из разных регионов.

Раздел II. География мировых природных ресурсов (6 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы:

4. Оценка обеспеченности разных регионов и страны основными видами природных ресурсов.

Раздел III. Население мира (6 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы

5. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

6. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

7. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Раздел IV. Научно-техническая революция и мировое хозяйство.(16 часов)

НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально-экономической географии. Научно-техническая революция. Понятие об НТР. Составные части НТР. Эволюционный и революционный путь развития. Современный этап и перспективы НТР. Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. Основные этапы формирования мирового хозяйства. Географическая «модель» современного мирового хозяйст­ва, его основные центры. Международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. Международные экономические отношения, их основные формы и значение для раз­вития национальных хозяйств.

Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии. Природ­но-ресурсный потенциал территории и его влияние на развитие хо­зяйства и отраслевую специализацию промышленности и сельского хозяйства. География мирового хозяйства. Структура и география мировой промышленности. Значение, отраслевой состав и особенности разме­щения добывающей промышленности. Обрабатывающая промыш­ленность и принципы размещения предприятий основных отраслей. География машиностроения мира. Автомобилестроение — основная отрасль машиностроения. Наукоемкие отрасли. Аэрокосмическая промышленность, электроника и робототехника. Промышленность и окружающая среда. Структура и география мирового сельского хозяй­ства. Закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Структура и география мирового транспорта. Мировая транспорт­ная система. Современные виды транспорта и связи. Телекоммуника­ционная связь. Интернет. Транспорт, средства связи и окружающая среда. География международного туризма.

Практические работы:

8. Составление ЭГХ одной из отраслей промышленности.

9. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

Раздел V.География культуры и цивилизаций (2 часа)

Содержание понятия «география культуры». Модификация мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура – путь решения многих проблем человечества. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Цивилизации Запада и Востока. Равноценность национальных культур и цивилизаций.


Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.





Используемый УМК:


  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.

  2. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.

  3. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.

  4. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7

  5. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2007.

  6. Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира.


Тематическое планирование

По курсу: «Экономическая и социальная география мира»

Часть I, 10 класс

На 2011-2012 учебный год

Учитель: Колотаева Л. Ю.


дата

№ урока

№ §

Т е м а у р о к а

Практическая часть

часы

03.09

1


Введение


1




Современная политическая карта мира


4

10

2

1.1

Политическая карта мира. Многообразие стран.

Нанесение на к/к отдельных представителей разных групп

1

17

3

1.1

Типология стран


1

24

4

1.2,1.4

Политическая география и геополитика. Международные отношения.


1

01.10

5

1.3

Государственный строй стран мира

Нанесение на к/к государств с монархической формой правления и федеративным устройством

1




Мировые природные ресурсы


6

08

6

2.1

Взаимодействие общества и природы


1

15

7

2.2

Оценка природных ресурсов мира

Определение обеспеченности стран мира и России энергетическими ресурсами

1

22

8

2.2

Минеральные ресурсы


1

29

9

2.2

Водные и земельные ресурсы


1

12.11

10

2.3,2.4

Другие виды ресурсов


1

19

11


Обобщение (ЗАЧЁТ по вариантам)


1

26



Население мира


6

03.12

12

3.1

Численность и типы воспроизводства


1

10

13

3.2

Состав населения (возрастной, половой, национальный)

Сравнение поло-возрастных пирамид стран, различающихся типами воспроизводста, составление схемы: «Основные языковые семьи»

1

17

14

3.2

Религиозный состав населения

Обозначение на к/к районов распространения основных мировых религий

1

24

15

3.3

Обобщение за I полугодие


1

14.01

16

3.4

Размещение и миграции населения


1

21

17


урбанизация

Обозначение на к/к стран с высокими темпами урбанизации

1

28



Мировое хозяйство


15

04.02

18

4.2

Мировое хозяйство


1

11

19

4.1

НТР


1

18

20

4.3

Отраслевая и территориальная структуры мирового хозяйства


1

25

21

4.4

Факторы размещения мирового хозяйства


1

04.03

22

5.1

ТЭК


1

11

23

5.1

Электроэнергетика


1

18

24

5.1

Чёрная металлургия


1

01.04

25

5.1

Цветная металлургия


1

08

26

5.1

Машиностроение

Нанесение на к/к автомобильных центров мира Составление таблицы: «Автомобильные фирмы мира»

1

15

27

5.1

Химическая и лёгкая промышленности


1

22

28

5.2

АПК

Обозначение на к/к районов распространения важнейших с/х культур

1

29

29

5.3

География транспорта

Составление таблицы « Особенности различных видов мирового транспорта»

1

06.05

30


Обобщение


1

13

31


ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ


1

20

32

5.4

География мирового туризма


1

27

33

5.4

Международные экономические связи


1


34


Цивилизации востока


1


35


Цивилизации запада


1


Литература, используемая при составлении рабочей программы


  1. «Федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования.

  2. Программа основного общего образования по географии «География России» 8-9 классы. Авторы: Баринова И.И.., Дронов В.П.., под ред. Дронова В.П. (Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В.Овсянникова. — М.: Дрофа, 2009)

  3. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.


Страницы интернета, используемые при составлении рабочей программы


  1. https://geo.metodist.ru

  2. https://www.mirgeografii.ru/

  3. https://shashaev.ucoz.ru/index/0-9

  4. https://soromotin.my1.ru/index/

  5. https://www.proshkolu.ru


Свежие документы:  Проект "Организация учебной проектной деятельности учащихся как способ развития познавательных УУД"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: