Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сатламышевская средняя общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района Республики Татарстан
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________ Р.А. Гимадиева
«31» августа 2013 г.
| «Утверждено» Директор _____________ Г.А. Ахмедзянова Приказ № 89/о «31» августа 2013 г.
|
Рабочая программа
Гимадиева Ильфата Шакирзяновича
учителя первой квалификационной категории
по предмету «География»
на 2013 — 2014 учебный год
(6 класс, 70 часов)
Раздел 1. Пояснительная записка
1.1 Статус документа
Данная рабочая программа по географии, 6 класс составлена на основании следующих документов:
— Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями на 2010 год.
— Закона Республики Татарстан «Об образовании»
— Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» №126-ФЗ от 24.07.1998г. (в действующей редакции);
— Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №443РТ от 18.07.2004г.
— Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. №1897, зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011г., регистрационный номер 19644);
— Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001г. №196);
— Регионального базисного учебного плана (БУП РТ – 2010, приказы МОиН РТ № 1743/10, № 1746/10 от 28.04.10 г.) для образовательных учреждений РТ, в соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования», от 9.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации реализующих программы общего образования»;
— Федеральной примерной программы основного общего образования по географии, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
— федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
— приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;
— Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004г. №1089);
— Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011-2012 учебный год, утвержденного приказом Мо и Н РФ от 23 декабря 2009 г. № 822;
— Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
— Методического письма МО и Н РТ №7831/9 от 16 октября 2009;
— приказа МОиН РТ от 09.07.2012г. №4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;
— Учебного плана МБОУ «Сатламышевская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 27 августа 2013 года).
— стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2007 г.
— примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2007 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2007 г.
Структура программы
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, восприятия и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты, задания на установления соответствия, ответы на вопросы. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Исходя из этого, рабочая программа по географии представляет собой целостный документ, включающий разделы:
Раздел 1. Пояснительная записка.
Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся.
Раздел 3. Содержание тем учебного курса.
Раздел 4. Календарно – тематическое планирование.
Раздел 5. Нормы оценки знаний, умений, навыков.
Раздел 6. Учебно – методическое обеспечение.
Общая характеристика учебного предмета.
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса: заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю, 1 час из школьного компонента.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Раздел 3.
Содержание тем учебного курса.
Раздел I. Источники географической информации (10 часов)
Глобус. Градусная сеть. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе.
План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана. Описание маршрута.
Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и линий градусной сети. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.
Методы изучения Земли. Космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный методы. Значение каждого метода для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование новых геоинформационных систем.
Практические работы. 1. Определение элементов градусной сети на глобусе и карте: определение географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России. 2. Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений. 3. Чтение карты: определение местоположения географических объектов и явлений, их описание. 4. Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, солнцу. Определение расстояний на местности и плане. 5. Определение расстояний на плане в масштабе. Движение по азимуту, осуществление привязки азимута к местности. 6. Измерение объектов относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями. 7. Решение практических задач по топографическому плану. Описание маршрута. Составление простейшего плана местности. 8. Составление характеристики карты. 9. Чтение (дешифрирование) космических и аэрофотоснимков. Чтение, сравнение и составление карт и статистических материалов (таблиц, графиков, диаграмм). Работа с геоинформационными системами.
Раздел II. Природа Земли и человек (30 часов)
Земля — планета Солнечной системы. Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из планет Солнечной системы. Луна — спутник Земли. Взаимодействие Земли и Луны.
Форма и размеры Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях Земли.
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и мире. Современные научные исследования космического пространства.
Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной.
Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма. Методы предсказания опасных природных явлений в литосфере и защита от них (правила обеспечения личной безопасности).
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образование и развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующая рельеф.
Минеральные ресурсы литосферы. Виды, добыча и транспортировка минеральных ресурсов. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования. Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия.
Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природные памятники литосферы.
Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, воды суши. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Стихийные явления в океане: правила обеспечения личной безопасности.
Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана. Меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.
Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком.
Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле.
Реки Земли: общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека. Наводнения: правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Рациональное использование водных ресурсов. Природные памятники гидросферы.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее строение. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс: условия формирования и свойства. Распределение тепла и влаги
инструменты). Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Атмосферное давление. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.
Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность: влияние на погоду. Влажность воздуха. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Прогноз погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости Океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие: пути сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению.
Почва как особое природное образование. Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривание влияние на состав и свойства почв. Разнообразие почв. Влияние количества тепла и влаги на плодородие почвы. Образование гумуса. Пути улучшения состава почв. Вода в почве. Плодородие почвы. Роль хозяйственной деятельности и человека в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли: составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Практические работы. 10. Составление и объяснение схем: 1) «Положение Земли в Солнечной системе»; 2) «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствия и солнцестояния)»; 3) «Рельеф дна Мирового океана»; 4) «Строение атмосферы»; 5) «Части реки»; 6) «Различия гор и равнин по высоте» и т. д. 11. Изучение свойств минералов; горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.). 12. Описание по карте географического положения гор, равнин, морей, рек, природных зон. Описание на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растительности, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; предложение мер по сохранению и восстановлению природы своей местности. 13. Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, а также других объектов, явлений и процессов, необходимых для объяснения учебного материала. 14. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов, необходимых для изучения соответствующих тем, а также ряда месторождений полезных ископаемых, природных памятников лито-, гидро- и биосферы. 15. Организация наблюдений за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера). 16. Построение графика хода температуры, диаграммы облачности, розы ветров. Выделение преобладающих типов погоды за период наблюдений. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности.
Тематическое планирование
Тема, раздел | Количество часов | |
1 | Введение | 3 |
2 | Земля как планета | 6 |
3 | План и карта | 9 |
4 | Оболочки земли. Литосфера | 11 |
5 | Гидросфера | 12 |
6 | Атмосфера | 12 |
7 | Биосфера. Почвы Земли | 7 |
8 | Земля – планета людей | 9 |
11 | Резерв времени | 1 |
|
| 70 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование.
Дидактические единицы (раздел, тема) | Коли Чес тво часов | Календарные сроки | Контрольные (лабораторные, практические работы с указанием темы, по которым проводятся) | ||
По плану | Фактически | ||||
Введение – 3 ч. | |||||
1 | Что изучает география? (Глобус, градусная сеть, параллели, меридианы, способы изображения земной поверхности) | 1 | 4.09 |
|
|
2 | Развитие географических знаний о Земле | 1 | 7.09 |
|
|
3 | Методы изучения земли | 1 | 11.09 |
|
|
Земля как планета – 6 ч. | |||||
4 | Земля — планета Солнечной системы. | 1 | 14.09 |
| 1. Составление и объяснение схем: 1) «Положение Земли в Солнечной системе»; |
5 | Облик земного шара. | 1 | 18.09 |
|
|
6 | Форма и размеры Земли. | 1 | 21.09 |
|
|
7 | Распределение солнечного света и тепла на Земле | 1 | 25.09 |
| 2) «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствия и солнцестояния)»; |
8 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | 1 | 28.09 |
|
|
9 | Обобщение | 1 |
|
|
|
Раздел I . ПЛАН И КАРТА – 9 ч. | |||||
10 | План местности. | 1
| 2.10 |
| 2. Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, солнцу. Определение расстояний на местности и плане. |
11 | Стороны горизонта | 1 | 5.10 |
|
|
12 | Ориентирование на местности. Компас, азимут | 1 | 9.10 |
|
|
13 | Определение высоты точки на местности. | 1 | 12.10 |
| 3. Измерение объектов относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями. |
14 | Масштаб. Измерение расстояний. | 1 | 16.10 |
| 4. Определение расстояний на плане в масштабе. Движение по азимуту, осуществление привязки азимута к местности. |
15 | Географическая карта.
| 1 | 19.10 |
| 5. Чтение карты: определение местоположения географических объектов и явлений, их описание. |
16 | Географические координаты: географическая широта и долгота. | 1 | 23.10 |
| 6. Определение элементов градусной сети на глобусе и карте: определение географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России |
17 | Работа с картой. Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте | 1 | 26.10 |
|
|
18 | Обобщение | 1 | 30.10 |
|
|
Раздел II . ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ Тема 1. Литосфера – 11 ч. | |||||
19 | Строение Земли и методы его изучения. Литосфера. | 1 | 2.11 |
| 6) «Различия гор и равнин по высоте» |
20 | Строение Земли и методы его изучения. | 1 | 13.11 |
|
|
21 | Горные породы, слагающие земную кору | 1 | 16.11 |
|
|
22 | Землетрясения. Вулканы, гейзеры, опасные природные явления, правила поведения. | 1 | 20.11 |
| 7. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов, необходимых для изучения соответствующих тем, а также ряда месторождений полезных ископаемых, природных памятников лито-, гидро- и биосферы. |
23 | Внутреннее строение Земли. | 1 | 23.11 |
|
|
24 | Методы изучения земли | 1 | 27.11 |
|
|
25 | Рельеф Земли. | 1 | 30.11 |
| 8. Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений |
26 | Горы | 1 | 4.12 |
|
|
27 | Равнины. | 1 | 7.12 |
| 9. Описание по карте географического положения гор, равнин, морей, рек, природных зон. Описание на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растительности, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; предложение мер по сохранению и восстановлению природы своей местности. |
28 | Минеральные ресурсы литосферы | 1 | 11.12 |
| 10. Изучение свойств минералов; горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.). Тестирование |
30 | Обобщение | 1 | 14.12 |
|
|
Тема 2. Гидросфера – 12 ч. | |||||
31 | Гидросфера и ее части. | 1 | 18.12 |
|
|
32 | Мировой круговорот воды | 1 | 21.12 |
|
|
33 | Мировой океан и его части. | 1 | 28.12 |
| 3) «Рельеф дна Мирового океана»; и т. д. |
34 | Свойства вод Мирового океана. | 1 | 15.01 |
| 11. Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, а также других объектов, явлений и процессов, необходимых для объяснения учебного материала. |
35 | Река и ее части. | 1 | 18.01 |
| 5) «Части реки»; |
36 | Реки в природе и на географической карте | 1 | 22.01 |
|
|
37 | Озера. | 1 | 25.01 |
| 12. Решение практических задач по топографическому плану. Описание маршрута. Составление простейшего плана местности. |
38 | Ледники. | 1 | 29.01 |
| Тестирование |
39 | Подземные воды | 1 | 1.02 |
|
|
40 | Горное и покровное оледенение | 1 | 5.02 |
|
|
41 | Межпластовые и грунтовые воды. Болота. | 1 | 8.02 |
|
|
42 | Обобщение | 1 | 12.02 |
|
|
Тема 3. Атмосфера – 12 ч. | |||||
43 | Строение атмосферы. | 1 | 15.02 |
| 4) «Строение атмосферы»; |
44 | Атмосферный воздух | 1 | 19.02 |
|
|
45 | Температура воздуха. | 1 | 22.02 |
| 13. Построение графика хода температуры, диаграммы облачности, розы ветров. Выделение преобладающих типов погоды за период наблюдений. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности. |
46 | Атмосферное давление. | 1 | 26.02 |
|
|
47 | Ветер | 1 | 1.03 |
|
|
48 | Водяной пар и облака. | 1 | 5.03 |
|
|
49 | Погода. | 1 | 8.03 |
| 14. Организация наблюдений за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера). |
50 | Климат. | 1 | 12.03 |
| Тестирование |
51 | Влияние погоды и климата на здоровье людей | 1 | 15.03 |
|
|
52 | Циркуляция атмосферы. Наблюдения за погодой. | 1 | 19.03 |
|
|
53 | Климат земли. Работа с климатическими картами | 1 | 22.03 |
|
|
54 | Обобщение | 1 | 5.04 |
|
|
Тема 4. Биосфера. Почвы Земли – 7 ч. | |||||
55 | Биосфера – живая оболочка Земли. | 1 | 9.04 |
|
|
56 | Разнообразие организмов и их распространение на Земле. | 1 | 12.04 |
|
|
57 | Воздействие организмов на земные оболочки. | 1 | 16.04 |
|
|
58 | Стихийные бедствия. | 1 | 19.04 |
|
|
59 | Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу | 1 | 23.04 |
|
|
60 | Почва — результат длительного взаимодействия живого и неживого. | 1 | 26.04 |
|
|
61 | Обобщение | 1 | 30.04 |
|
|
Раздел IV . ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ – 9 ч. | |||||
62 | Численность населения Земли. | 1 | 3.05 |
|
|
63 | Расовый состав. Народы планеты | 1 | 7.05 |
|
|
64 | Государства на карте мира. | 1 | 10.05 |
| 15. Состав ление характеристики карты. |
65 | Развитие географических знаний о Земле | 1 | 14.05 |
|
|
66 | Путешествия и географические открытия | 1 | 17.05 |
| 16. Чтение (дешифрирование) космических и аэрофотоснимков. Чтение, сравнение и составление карт и статистических материалов (таблиц, графиков, диаграмм). Работа с геоинформационными системами. |
67 | Мирное сосуществование человека и природы. | 1 | 21.05 |
| |
68 | Охрана природы. | 1 | 24.05 |
| |
69 | Заключительный урок. | 1 | 28.05 |
| |
70 | Резерв учебного времени | 1 | 31.05 |
|
|
Раздел 5. Нормы оценки знаний, умений и навыков.
Оценка знаний и умений учащихся по географии.
Отметка «5»
· ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
· правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
· правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4»
· ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3»
· ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности;
· затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2»
· ответ неправильный;
· нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Отметка «1» — ответ отсутствует.
Оценка практических умений учащихся
Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» — правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» — правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» — правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» — неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Отметка «1» — полное неумение использовать карту и другие источники знаний.
Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве
Отметка «5» — правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.
Отметка «4» — правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «3» — допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «2» — неправильное выполнение задания, неумение сделать выводы на основе наблюдений.
Отметка «1» — не владеет умением проводить наблюдения.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по географии критерии оценок следующие:
«5» — 85 – 100 %;
«4» -66 – 84 %;
«3» — 45 – 65 %;
«2»- менее 44 %.
Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение.
Список литературы:
Базовый учебник: Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
Технические и электронные средства обучения, иллюстрированные материалы (в т.ч. учебные фильмы), лабораторное оборудование.
1) Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
2) Мультимедийный учебник Начальный курс географии 6 класс.
3) Презентации:
Реки;
Атмосферное давление
Вулканы;
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.