Рабочая программа по географии для 9 класса




Вычерчивать


«Согласовано»

Руководитель МО учителей ………..

__________________ФИО


Протокол № ___ от

«____»___________20___ г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР (СМР) МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

_______________ ФИО

«____»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

___________ Шатило В.В


Приказ _____

от «___»____________20__ г






Рабочая программа




Название предметагеография


Уровень изучения предметабазовый


Ф.И.О. педагогаСущенко Л.П.


Класс — 9 «А», 9 «Б», 9 «В», 9 «Г»





















2013


2. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по географии для 9 класса разработана на основе авторской программы И.И. Бариновой, В.П. Дронова. «Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11классы» / сост. Е.В. Овсянникова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. — 128с., в соответствии с федеральным государственным стандартом от 05-03- 2004г. приказ № 1089.

Цели:формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.

— овладение основами картографической грамотности использования географической карты как одного из языков международного общения

— формирование це­лостного представления об особенностях природы, на­селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль­туре своей страны и населяющих ее народов, выработ­ка умений и навыков адаптации и социально-ответст­венного поведения в российском пространстве; разви­тие географического мышления.

Задачи

  • Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

  • Проводить познание и изучение окружающей среды, выявляя причинно следственные связи;

  • Формировать умения и навыки сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • Уметь ориентироваться на местности, плане, карте, статистических материалах;

  • Соблюдать нормы поведения в окружающей среде.

  • Уметь давать правильную оценку своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

  • Сформировать географический образ своей стра­ны на её многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  • Развивать представление о своем географиче­ском регионе, создать образ своего родного края, научить срав­нивать его с другими регионами России и с различ­ными регионами мира.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

Раздел «Хозяйство России» уменьшен на 6 часов (16 вместо 22), раздел «География крупных регионов России» уменьшен на 3 часа (41 вместо 44) в связи с необходимостью выделения 10 часов, рекомендованных БелРИПКиППС для изучения «Географии Белгородской области» (предусмотренного Стандартом). Уменьшенный материал будет пройден за счет уплотнения.

Учебно-методический комплект.

Для реализации учебной программы используется:

Учебник: География России. В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы. 9 кл. : учеб. для 8 — 9кл. общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, И.П. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – 4 изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2010

География Белгородской области: Учебное пособие. В 2 частях. Часть вторая. Население и хозяйство. – М.: Издательство МГУ, 2008. – 136 с.

Основы экологии и природопользования: Учебное пособие для учащихся 8-11 классов / А.Н.Петин, Л.Л.Новых, В.И.Петина – М.: Издательство МГУ, 2004. – 288 с.

Рабочая тетрадь И.И. Бариновой, В.П. Дронова. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт и заданиями для подготовки к государственной итоговой аттестации и ЕГЭ/. — М. : «Дрофа»; — «Издательство ДИК» 2012

География. 9 класс.: атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012

Тетрадь для практических работ.

Количество часов:

в неделю – 2 часа,

в год – 68 часов;

в том числе:

практических работ – 27:

итоговых – 10,

обучающих – 9,

тренировочных – 8,

тестирований — 3,

Зачётов — 2

В 4 четверти 10 часов отведено на изучение географии Белгородской области по тематическому планированию БелРИПКППС


Формы организации учебного процесса:

Урочная

Внеурочная

— Урок (урок изучения нового материала, урок актуализации знаний и умений, урок – практикум, урок обобщения знаний и умений).

— Общественный смотр знаний.

— Учебная экскурсия

— Индивидуальные консультации

— Индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками

— Подготовка к олимпиадам

— занятия по подготовке сдачи экзамена в новой форме


Формы текущего контроля:

  • вводная беседа;

  • индивидуальный опрос;

  • фронтальный опрос;

  • практическая работа;

  • работа с картами атласа;

  • индивидуальные задания;

  • тестирование

2. Требования к уровню подготовки учащихся

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

В результате изучения предмета учащийся должен:

    1. Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения геогра­фической информации:

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государства;

  • особенности географического положения, раз­меры территории, протяженность морских и сухо­путных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности по­годы в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океа­нов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансо­вые, торговые, рекреационные, культурно-истори­ческие. Районы нового освоения, старопромыш­ленные и депрессивные:

  • народы, наиболее распространенные языки, ре­лигии;

  • примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономиче­ских объектов и явлений по различным источни­кам информации.

3. Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленно­го, сельскохозяйственного, городского, транспорт­ного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении со­циально-экономических, экологических проблем

  • страны;

  • влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;

  • образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на терри­тории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, сектора­ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения ос­новных отраслей хозяйства и основную специали­зацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства от­дельных регионов, различия в уровнях их социаль­но-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии чело­веческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность па­мятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйствен­ных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвиже­ния, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления челове­ка к окружающей среде в разных географических ус­ловиях;

  • объяснять причины географических явлений.

  1. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

4. Cодержание программы.

Часть 5

Хозяйство России. (22 часа)

Тема 1. Вторичный сектор экономики – отрасли перерабатывающие сырье. (16час.)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы и развитие ТЭК и развитие. Охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработка нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи , крупнейшие месторождения , проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности.

Угольная промышленность. Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих районов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практические работы. 1.Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. 2.Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Классификация конструкционных материалов, проблемы производящих их отраслей.

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных , легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центы. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы , крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве , связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы. Крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практические работ. 1.Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 2.Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. 3.Составление характеристики одной их баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Машиностроение, его значение, отраслевой состав, связь с другими отраслями Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-. трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно – промышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа.1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Проблема пищевой промышленности в России.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав , связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

Тема3. Третичный сектор экономики – отрасли производящие разнообразные услуги. (5час)

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.

Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути. Связь Социальная инфраструктура. Перспективы развития комплекса.

Наука , ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье. Низкий уровень обеспеченности. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Часть 6. География крупных регионов России (34 часа)

Тема1. Районирование России.

Районирование – важнейший метод изучения в географии. Виды районирования: сплошное, узловое, частичное и комплексное. Соподчиненность различных видов районирования России.

Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования России.

Европейская Россия. (Западный макрорегион)

Особенности природы, истории и географии хозяйства. Природные ресурсы. Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.

Европейский Север. Состав района. Географическое положение. Особенности экономико – географического , геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории и жизнь людей. Различия в рельефе и полезных ископаемых, климате. Природные зоны. Природные ресурсы. Ресурсы шельфовой зоны. Историко-географические особенности формирования. Население. Города. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско – Карельского и Двинско –Печорского подрайонов. Роль морского транспорта. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических , социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера.

Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско – Печорского района. 2 .Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

Северо–Западный район. Состав. Выгоды географического положения на разных этапах развития. Природная специфика. Район древнего заселения.. Основание Петербурга, роль его в расселении, научно промышленном, социальном и культурном развитии. «Господин Великий Новгород». Экономические, социальные и экологические проблемы. Свободная экономическая зона «Янтарь»

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Характерные черты рельефа и полезные ископаемые. Дефицит природных ресурсов. Климатические условия. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия – очаг русской национальной культуры «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Численность и плотность населения. Трудовые ресурсы. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Города науки. Специализация хозяйства. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность . Роль конверсии ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Развитие социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических. Социальных и экологических проблем региона. Возникновение развитие Москвы. Москва — столица. Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Очаги старинных промыслов. Современность и проблемы древних городов.

Практические работы. 1.Сравнение географического положения и планировки двух столиц – Москвы и Санкт – Петербурга. 2.Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3.Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения. Природный амфитеатр. Нарды гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность

Очаги концентрации населения. Основные реки . Почвенно – растительный покров и животный мир. Высотная поясность гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Проблемы района. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Проблемы республик Северного Кавказа.

Практические работы. 1 Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. 2.Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга – великая русская река. Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Территориальная организация расселения и хозяйства. Развитие нефтегазохимического , машиностроительного и агропромышленного комплексов. АПК. Мощная пищевая промышленность . Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Крупнейшие города. Проблемы региона.

Практические работы. 1.Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический религиозный состав. 2.Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения.

Урал. Границы и состав Урала. Географическое положение. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Заселение. Современная этническая пестрота. Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность , металлургия. Химическая и лесная промышленность, разнообразие машиностроения. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Крупнейшие города Урала. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.

Практические работы. 1.Опреденение тенденций хозяйственного развития Северного Урала в виде картосхемы. 2.Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

Тема3. Азиатская Россия. (Восточный макрорегион)

Географическое положение. Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения , производства, сырье, добывающая направленность. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России.

Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Геологическая история, рельеф и полезные ископаемые. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильна заболоченность. Зональность природы. Зона Севера и ее значение.. Горы и котловины на юге. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Коренные народы. Богатство и разнообразие природных ресурсов. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегаз0оохимический комплекс. Особенности структуры и размещения. Крупнейшие российские н5фтяные и газовые компании. Система трубопроводов. АПК Западной Сибири. Транссибирская магистраль, река Обь , железные дороги. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических , социальных и экологических поблеем Западной Сибири.

Практические работы. 1.Изучение и оценка природных условий Западно — Сибирского района для жизни и быта человека.2. Составление характеристики нефтяного (газового )комплекса (значение, уровень развития , основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы). 3. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Север Восточной Сибири.

Состав района. Географическое положение. Роль реки Лены и Северного морского пути. Русские исследователи северных морей. Тектоническое строение, рельеф и минеральные ресурсы. Резко континентальный климат, многолетняя мерзлота. Лесные ресурсы. Великие сибирские реки. Тайга- основная природная зона. Высотная поясность. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья, другие промыслы. Несоответствие между природными богатствами и народы, особенности из жизни и быта, проблемы. Коренные народы, особенности их жизни, проблемы. Исторические особенности заселения русскими . Открытие медно- никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска. Топливно-энергетический комплекс- основа хозяйства территории. Каскады ГЭС. Предприятия ВПК, роль конверсии. Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района. Якутские алмазы. Город Мирный.

Транспортное освоение. Крупнейшие промышленные, культурно – исторические , транспортные центры. Природно – хозяйственные районы. Основные проблемы.

Практические работы. 1.Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры). 2.Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

Южная Сибирь. Состав, географическое положение. Горные системы Южной Сибири. Верхние течения крупных сибирских рек. Особенности и проблемы Байкала. Резко континентальный климат. «Плюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота. Природные ресурсы. Внутренние различия: Кузнецко- Алтайский, Ангаро- Енисейский подрайон. Канско – Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро- Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Трудовые ресурсы, проблемы. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Забайкальский подрайон. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири. 2.Выявление одной из проблем региона. Предложение путей ее решения.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического, геополитического положения. Этапы освоения территории. Геологическая, тектоническая история территории. Сейсмичные пояса. Тихоокеанский металлогенический пояс. Отрасль специализации района- добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Неравномерность размещения населения, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы. Муссонный климат. Климатические контрасты. Гидроресурсы и ГЭС. Природные зоны. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана. Рыбоперерабатывающий комплекс. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли ВПК. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. АПК. Дальний Восток в системе Азиатско – Тихоокеанского региона. Внутренние различия и города. Проблемы Дальнего Востока.

Практические работы: 1. Выделение на карте индустриальных,транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 2. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока- проблемы и перспективы развития.


5.календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Планируемая дата

Фактическая дата


Часть 5 Хозяйство России

22




Тема 1 Вторичный сектор экономики- отрасли перерабатывающие сырьё.




1

ТЭК России, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами

1



2

Топливная промышленность.

П.Р. № 1 О Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

1



3

Электроэнергетика. Типы э/с их достоинства и недостатки

П.Р. № 2 И. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

1




Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.




4

Классификация конструкционных материалов, проблемы, производящих их отраслей. Металлургический комплекс. Черная металлургия.

П.Р. № 3 И. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

1



5

Цветная металлургия. Типы металлургических предприятий и факторы размещений

П.Р. № 4 И. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

1



6

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы разме-щения предприятий хим-ической поиышленности

1



7

Группировка отраслей химической промышленности, особенности её географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы П.Р. № 5 И. Составление характеристики одной из баз химической промышленности.

1



8

Лесная промышленность Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Группировка отраслей лесной промышленности особенности их. географии.

1



9

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. П.Р. № 6. И. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

1



10

Пищевая и легкая промышленность, значение и отраслевой состав. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей.

1






Тема 3 Третичный сектор экономики.




11

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, про­блемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружаю­щая среда. Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт.

1



12

Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь

1



13

Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рын­ку. Перспективы развития комплекса.

1



14

Наука, её значение, состав, роль в жизни современного общества. География Российской науки. Наукограды.

1



15

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жильё – одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильём и низкие показатели его благоустроенности.

1



16

Тестирование по теме «Хозяйство России»





Часть 6 . География крупных регионов России

41




Тема 1.Районирование России.




17

Районирование — важнейший метод изучения в географии. Физико-географическое, экономи­ческое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и другие виды районирования. Практическая работа №:7 О «Моделирование вариантов нового районирования России»

1




Тема 2. Европейская Россия. Западный макрорегион:




18

Европейская Россия. Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географи­ческое положение на западе России. Разнообразие рельефа, климата, природных зон.

1



19

Европейский Север. Состав района. Географиическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледо­витому океану.

1



20

Различия в рельефе и полезных ископаемых П.Р. № 8. Т. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района.

1



21

Населе­ние: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Развитие топливноэнергетического комплекса, металлургии, хи­мической и лесной промышленности П.Р. № 9 И. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

1



22

Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития.

1



23

Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменнос­тей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть.

1



24

Район древ­него заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербур­га. П.Р. № 10. И. Сравнение географического положения и планировки двух столиц – Москвы и С/П.

1



25

Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологиче­ские проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологиче­ские проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».

1



26

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района.




27

Чередование возвышенностей и низменностей характерная черта рельефа. По­лезные ископаемые.

Климатические условия Крупнейшие ре­ки.

1



28

Центральная Россия — очаг русской наци­ональной культуры. Ко­личество и качество трудовых ресурсов. Городские агломерации . П.Р. № 11. О. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

1



29

Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. П.Р. № 12.. О Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

1



30

Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России

1



31

Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части реги­она: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологиче­ское строение и полезные ископаемые Кавказа.

1



32

Народы гор и предгорий: традиции, культу­ра, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы. Повышенная доля сельского насе­ления

1



33

Агропромышленный комплекс.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа

П.Р. № 13. И Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

1



34

Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины.

1



35

Особенности рельефа и климата региона. Волга — великая русская река. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. П.Р. № 14. Т. Экологические и водные проблемы Волги – Оценка и пути решения.

1



36

Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Рус­ское заселение территории. П.Р. № 15 О. Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав.

1



37

Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агро­промышленного комплексов. Гидроэнергетика, рыбопереабатывающая промышленность П.Р. № 16. Т Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

1



38

Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географиическое положение Урала на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.

1



39

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения.

1



40

Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.

1



41

География и проблемы современного хозяйства: горнодобываю­щая промышленность, металлургия, химическая и лесная промыш­ленность, разнообразное машиностроение. П.Р. № 17. О. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала в виде картосхемы.

1



42

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства.


1



43

Антропогенное изменение природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.

П.Р. №18 Т. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем

Зачёт 1.

1




Тема 3 Азиатская Россия

Восточный макрорегион:




44

Географическое положение. Большая площадь территории и ма­лая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Кон­центрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресур­сами

1



45

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем. П.Р. № 19 Т Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

1



46

Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность.П.Р. № 20.О Изучение и оценка природных условий Западносибирского района для жизни и быта человека.

1



47

Коренные народы. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс. П.Р. № 21 . Т. Составление характеристики нефтяного комплекса,(значение,уровень развития,основные центры добычи и переработки,направления траесортировки топлива,экологические проблемы)

1



48

Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положе­ние к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследова­тели северных морей.

1



49

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Минеральные ресурсы. Резкоконтинентальный климат, многолетняя мерзлота. Лесные ресурсы. П.Р. № 22. О. Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

1



50

Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства террито­рии. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких произ­водств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышлен­ность.П.Р. № 23 И. Составление характеристики Норильского промышленного узла

1



51

Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в поло­се гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали.П.Р №24 Т Выявление одной из проблем региона. Предложение путей их решения.

1



52

Природные ресурсы: минеральные, лесные.Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны. П.Р. № 25 И Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири.

1



53

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

1



54

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Текто­ническая подвижность территории: частые землетрясения и вулка­низм, моретрясения, цунами. П.Р. № 26 О. Выделение на карте индустрииальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров ДВ

1



55

Лесозаготовка и целлю­лозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоре­сурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства.П.Р.№27 Т

Дискуссия : свободные экономические зоны ДВ –проблемы и перспективы решения.

1



56

Вспомогательные отрасли: э/э, нефтепере-работка, судоремонт. Отрасли военно-промы-шленного комплекса, Транспортная сеть Д.В.. Агропромышленный комплекс. Интеграция со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Зачёт 2 по теме «Восточный макрорегион»

1



57

Тестирование по теме «География крупных регионов России»





Тема 4 Россия в современном мире.




58

Россия в современном мире. Россия и страны СНГ. География госу-дарств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.

1




География Белгородской области

10



59

Территория, границы, экономико-географическое положение, административно-территориальное деление Белгородской области

1



60

История освоения территории Белгородской области

1



61

Население Белгородской области. Изменение численности, естественное и механическое движение населения.

1



62

Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы.Размещение населения

1



63

Промышленность Белгородской области.

1



64

С/х Белгородской области. Растениеводство.Животноводство.

1



65

Транспорт

1



66

Историко-культурный потенциал

1



67

Хозяйственные связи Белгородской области.

Тестирование «Хозяйство Белгородской области»

1



68

Внешние экономические связи белгородской области.

1




Формы и средства контроля.


п/п

Виды и формы контроля

Тема

Примерные сроки проведения

1

Практическая работа №2

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.


2

Практическая работа №3

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.


3

Практическая работа №4

Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.


4

Практическая работа №5

Составление характеристики одной из баз химической промышленности


5

Практическая работа №6

Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.


6

Тестирование по теме

Хозяйство России


7

Практическая работа №9

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.


8

Практическая работа№10

Сравнение географического положения и планировки двух столиц – Москвы и С/П.


9

Практическая работа №13

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе».


10

Зачёт 1

Западный макрорегион


11

Практическая работа №23

Составление характеристики Норильского промышленного узла.


12

Практическая работа №25

Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири.


13

Зачёт 2

Восточный макрорегион


14

Тестирование.

География крупных регионов России.


15

Тестирование.

«Хозяйство Белгородской области»



























6. Перечень учебно-методических средств обучения:

Литература


Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Основная

Учебник:

География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа. Население. Хозяйство.

кл. : учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, И.П. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – 10 изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2009


1

1

100

Учебное пособие : География Белгородской области


21

21

100

атлас: М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010

Тетрадь для практических работ.


21

21

100

Атлас Белгородской области.


21

21

100

Комплект контурных карт


21

21

100

Рабочая тетрадь

В.П. Дронов, И.П. Баринова, География России. Природа. Население. 9 класс: Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт и заданиями для подготовки к государственной итоговой аттестации и ЕГЭ. Москва «Дрофа» — «Издательство ДИК» 2011

50

50

100

Дополнительная

Задачники, бланки заданий ЕГЭ по географии

1

1

100

справочники

1

1

100

энциклопедии

1

1

100

Учебно-методические комплекты по географии


1

1

100


1

1

100

Оборудование и приборы


Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Магнитная доска


1

1

100

Кодоскоп


1

1

_

Транспоранты к кодоскопу


+

+


Учебные кинофрагменты


+

+


Диапроектор


1

1

100

Карта Агропромышленный комплекс России

1

1

100

Водные ресурсы России


1

1

100

Геологическая карта России


1

1

100

Земельные ресурсы России


1

1

100

Климатическая карта России


1

1

100

Легкая и пищевая промышленность России

1

1

100

Машиностроение и металлообработка России

1

1

100

Народы России

1

1

100

Плотность населения России

1

1

100

Политико-административная карта России

1

1

100

Почвенная карта России

1

1

100

Природные зоны России и биологические ресурсы

1

1

100

Социально-экономическая карта России

1

1

100

Тектоника и минеральные ресурсы России

1

1

100

Топливная промышленность России

1

1

100

Транспорт России

1

1

100

Федеральные округа России

1

1

100

Физическая карта России

1

1

100

Химическая и нефтехимическая промышленность России

1

1

100

Черная и цветная металлургия России

1

1

100

Экономическое районирование России

1

1

100

Электроэнергетика России

1

1

100

Восточная Сибирь и Дальний Восток. Социально-экономическая карта

1

1

100

Европейский Север и Северо-Запад России. Социально-экономическая карта

1

1

100

Европейский Юг России. Социально-экономическая карта

1

1

100

Западная Сибирь. Социально-экономическая карта

1

1

100

Поволжье. Социально-экономическая карта

1

1

100

Урал. Социально-экономическая карта

1

1

100

Поволжье. Социально-экономическая карта

1

1

100

Центральная Россия. Социально-экономическая карта

1

1

100

Восточная Сибирь и Дальний Восток. Физическая карта

1

1

100

Западная Сибирь. Физическая карта

1

1

100

Поволжье. Физическая карта

1

1

100

Центральная Россия. Северо-Западная и Северная Россия. Физическая карта

1

1

100

Южная Россия. Физическая карта

1

1

100

Урал. Физическая карта

1

1

100

Набор учебных топографических карт

1

1

100

Комплекты таблиц демонстрационных по географии

1

1

100

Портреты ученых-географов и путешественников

1

1

100

Компасы

1

1

100

Комплект топографических инструментов учебный

1

1

100

Датчик измерения относительной влажности воздуха

(Входит в состав школьной метеостанции)

1

1

100

Датчик измерения количества осадков (Входит в состав школьной метеостанции)

1

1

100

Датчик атмосферного давления (Входит в состав школьной метеостанции)

1

1

100

Датчик атмосферного давления (Входит в состав школьной метеостанции)

1

1

100

Датчик направления и силы ветра (анемометр) (Входит в состав школьной метеостанции)

1

1

100

Датчик измерения температуры (Входит в состав школьной метеостанции)

1

1

100

Регистратор данных с измерительным интерфейсом для датчиков

1

1

100

Гербарий растений природных зон России

1

1

100

Коллекция – шкала твердости Мооса

1

1

100

Коллекция горных пород и минералов

1

1

100

Коллекция полезных ископаемых различных типов

1

1

100

Глобус Земли политический демонстрационный

1

1

100

Глобус Земли физический демонстрационный

1

1

100



Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения


Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

компьютер

1

1

100

экран.


1

1

100

проектор

1

_1

100_

Цифровые образовательные ресурсы по географии

+

+













Свежие документы:  Конспект урока на тему "ТАК ЧУДЕСНО В КОСМОСЕ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: