Рабочая программа по географии России 8 класс Алексеева


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»

 

 

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

_______/_________________/

                            ФИО

Протокол №_1_

от «___» ____________201_ г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 

__________/Недорезова Е.А./

                            ФИО

 «___» ___________201_ г

«Утверждаю»

Директор школы

__________/Воробьева Е.А./

                            ФИО

Приказ №______

от «___» ____________201_ г

 

 

 


РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА



по географии

для 8 класса


  

 

 

Уровень: базовый

Учитель: Ильина М.А.

Квалификационная категория: первая

 

 

2014 г.





Пояснительная записка


Нормативно-правовая база преподавания предмета


Нормативными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

1. Закон от 29.12.12 г. № 273 — ФЗ « Об образовании В Российской Федерации» (ст.12, 13).

федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

2. Примерная программа основного общего образования по географии, составленная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденная Министерством образования и науки РФ, Москва «Дрофа» 2004год;

3.Авторская программа « География России. Отечествоведение.» 8 – 9 классы , 8 класс /авторы Ким Э.В., Кузнецова Г.Ю. и др. –Москва.- Дрофа. – 2010 .

4.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

5. Учебный плана МАОУ « Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»  на 2014 — 2015учебный год.

6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть,  с одной стороны, целостным, а с другой – территориально-дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие  ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии.

Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по-новому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

«География России» изучается в 8 и 9 классах. Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы и населения России; в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно – страноведческой характеристикой крупных регионов России.

В 8 классе изучается первая часть курса «Геогра­фия России» — «Природа и население», которая со­стоит из введения и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рас­сматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяй­ства, как среда жизнедеятельности населения, усло­вие его физического и нравственного здоровья. Содер­жание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и т.д.



Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей:


освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Наследование признаков, сцепленных с полом»

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю.


Используемый УМК:

1. Учебник Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2011.

2.География России. Природа и население. 8 класс . Географический атлас. – М.: Дрофа,2014.

3. География России. Природа и население. 8 класс . Контурные карты. – М.: Дрофа,2014

4. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 8 класс. – М.: Дрофа, 2014.


Особенности организации учебного процесса.

Исходя, из уровня подготовки классов, я планирую использовать интерактивные технологии обучения, развивающее и проблемное обучение, ИКТ. Приоритетными типами уроков в этом учебном году будут: комбинированный урок, урок решения практических и проектных задач, урок формирования первоначальных предметных навыков и овладения предметными умениями, урок обобщения и систематизации предметных знаний. Основными методами, которые необходимо использовать при обучении географии в 8 классах, для меня являются активные методы обучения: эвристическая беседа, методы дискуссии, диалога. Формы организации познавательной деятельности – групповая, парная и индивидуальная. Для того, чтобы отследить степень формирования предметных умений и навыков, планирую проведение проверочных работ.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Формы промежуточного контроля:

Тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

Учебно-тематический план


Название раздела, темы


Кол-во часов


Практические работы


Контрольные работы


Формы контроля


Введение


1


2




Раздел 1. Пространства России


7


2


Тест


Текущий



Раздел 2. Природа и человек


42


8




Тема 1.Рельеф и недра


4


1


Тест


Текущий



Тема 2.Климат


5


2




Тема 3. Богатства внутренних вод


4


2


Тест


Текущий



Тема 4. Почвы- национальное достояние страны


4





Тема 5. Живая природа


7



К.р. за 1 полуго

дие

Промежуточный


Тема 6. В природе все взаимосвязано


4


2




Тема 7. Природно-хозяйственные зоны


10


1


Тест


Текущий



Тема 8. Природопользование и охрана природы


4



Тест


Текущий



Раздел 3. Население России


15


4




Тема 1. Сколько нас – россиян?


2





Тема 2. Кто мы?


2


1




Тема 3. Куда и зачем едут люди?


3





Тема 4. Человек и труд


1





Тема 5. Народы и религии России


3


1




Тема 6. Где и как живут люди?


4


2




Повторение


2





Итоговая контрольная работа


1



К.р. за год


Итоговый


Всего


68


14


6






Содержание программы

8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)



Введение (1 ч.)

Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того. Чем живут люди, как он взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее.

Раздел Ι. Пространства России (7 ч.)

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы.

1 «Характеристика географического положения Рос­сии. Сравнение географического положения России с географическим положением дру­гих стран.» Обозначение границы на к/к.

2. « Решение задач на определение поясного времени»



Раздел ΙΙ. Природа и человек – 42 ч.

Тема 1.Рельеф и недра России – 4 ч.

Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф.

Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Богатства недр страны. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Изменение рельефа человеком. Рекультивация земель. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практические работы

  1. «Геологическое строение территории России»

Тема 2. Климат – 5 ч.

Климат и человек. Общие особенности климата. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Агроклиматические ресурсы. Требования важнейших с/х культур к климатическим условиям.

Практические работы

  1. «Циклоны и антициклоны»

  2. « Типы климатов России»

Тема 3. Богатство внутренних вод – 4 ч.

Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Практические работы

  1. « Обозначение в контурной карте крупных рек и озер» «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного освоения.»

  2. «Сравнительная оценка обеспеченности ресурсами отдельных территорий.»



Тема 4. Почвы – «особое природное явление» — 4 ч.

Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. В.В.Докучаев – основатель научного почвоведения. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.

Тема 5. Живая природа — 7ч

География лесов и безлесных зон России. Характеристика лесов и безлесных зон России, природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы.

       Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России. 

Контрольная работа за первое полугодие.

Тема 5. В природе всё взаимосвязанно – 4 ч.

Закономерная связь между всеми компонентами природы. Человек — неотъемлемая часть ПТК. Зональность и азональность природы России. Особенность ПТК различных рангов.

Проявление в ПТК основных свойств географической оболочки — целостности, ритмичности, устойчивости — и их влияние на хозяйственную деятельность человека.

Влияние природных комплексов на жизнь людей и их хозяйственную деятельность. Антропогенные природные комплексы — сельскохозяйственные, промышленные, лесохозяйственные, культурные ландшафты.

Практические работы

  1. Анализ карты «Природные свя­тыни России. Па­мятники всемирно­го наследия»

  2. «Составить харак­теристику природ­ной зоны своей местности по ти­повому плану»

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны – 10 ч.

Учение о природных зонах. В.В.Докучаев и Л.С.Берг – основоположники учения и ландшафтно-географических зонах.

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Практические работы

1.« Описание одной из природных зон на основе общегеографических и тематических карт.»



Тема 7. Природопользование и охрана природы – 4 ч.

Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.

Охрана природы и охраняемые территории. Заповедники и национальные парки. Заказники и памятники природы.



Раздел ΙΙΙ. Население России – 15 ч.



Тема 1. Сколько нас – россиян? -2ч

Введение в тему: «Задачи изучения и основные вопросы нового раздела «Население России».

Численность населения и ее измерение в историческом времени. Представление о естественном движении и демографических кризисах.

Традиционный и современный типы воспроизводства населения, их главные отличия.

Новые понятия и представления: воспроизводство населения, традиционный и современный его типы.

Тема 2. Кто мы? – 2ч

Соотношение населения по полу и возрасту. Влияние образа жизни и других факторов на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида — «запечатленная демографическая история».

Выявление возрастного состава России, регионы России с преобладанием населения молодых или пожилых возрастов.

Практические работы

1.« Характеристика половозрастного состава населения нашей страны на основе диаграмм и других источников информации»

Тема 3. Куда и зачем едут люди? – 3ч

Виды и направления миграций в разные периоды истории страны. Влияние миграций на заселение, характер и поведение людей. Внешние миграции, их экономические политические причины.

Различия терминов «миграция» и «территориальная подвижность населения», характер внешней миграции, учёт движения населения

Тема 4. Человек и труд – 1ч

Экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы и их роль в создании национального богатства страны. Качество трудовых ресурсов. Рынок труда.


Тема 5. Народы и религия России – 3ч

Представление об этническом составе. Отличительные признаки этноса. Языковые семьи и группы. Этническое самосознание.

Разнообразия этнического состава населения России. Карта народов России как источник информации. География народов и административно-территориального деления страны. История России — история взаимодействия ее народов.

Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь этнического и религиозного состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь и внешнюю политику государства.

Практические работы

  1. Изучение особенностей размещения народов России, сравнение географического расселения народов с административно-территориальным делением России (на основе изучения карт)


Тема 6. Где и как живут люди? – 4ч

Контрастность в плотности населения в определенных районах страны. Представление о «емкости территории» и определяющих ее факторах.

Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей и природную среду.

Изменение соотношения численности городского и сельского населения. Разнообразие типов населенных пунктов. Понятие урбанизации, ее показатели. Объективные причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Городская агломерация. Отличие городского и сельского образа жизни.

Особенности формирования сети городов во времени. Различие городов по функциям и людности. Города-миллионеры и малые города — полюса контрастности. Карта как источник разноплановой информации о городах.

Влияние природных условий на особенности сельских поселений. Сельская местность как хранительница культурных и национальных традиций. Необходимость поиска оптимальных решений использования сельской местности. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений.

Практические работы

1.Выделение на к/к главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения в отдельных территориях страны

2.. Нанесение на к/к городов-миллионеров


Повторение 2ч


Итоговая контрольная работа 1ч




Перечень обязательных практических работ.


1. «Характеристика географического положения Рос­сии. Сравнение географического положения России с географическим положением дру­гих стран.» Обозначение границы на к/к.

  1. « Решение задач на определение поясного времени»

  2. «Геологическое строение территории России»

  3. «Циклоны и антициклоны»

  4. « Типы климатов России»

  5. « Обозначение в контурной карте крупных рек и озер» «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного освоения.»

  6. «Сравнительная оценка обеспеченности ресурсами отдельных территорий.»

  7. Анализ карты «Природные свя­тыни России. Па­мятники всемирно­го наследия»

  8. «Составить харак­теристику природ­ной зоны своей местности по ти­повому плану»

  9. .« Описание одной из природных зон на основе общегеографических и тематических карт.»

  10. Характеристика половозрастного состава населения нашей страны на основе диаграмм и других источников информации»

  11. Изучение особенностей размещения народов России, сравнение географического расселения народов с административно-территориальным делением России (на основе изучения карт)

  12. Выделение на к/к главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения в отдельных территориях страны

  13. Нанесение на к/к городов-миллионеров



Перечень обязательных контрольных работ.


Тест по разделу «Пространства России»

Тест по теме «Рельеф России»

Тест по теме «Климат и внутренние воды»

Контрольная работа за 1 полугодие.

Тест по теме «Природнохозяйственные зоны»

Тест по теме «Охрана природы»

Итоговая контрольная работа за год.






























Требования к уровню подготовки

В результате изучения географии 8 класса ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

































Учебно-методическое и информационное обеспечение


Основная литература:

1. Учебник Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2011.

2. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2014.

3. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 8 класс. – М.: Дрофа, 2014.


Дополнительная литература:

1. Учебник Баринова И.И.. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2008.

2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.

3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.

4. Дюкова С.Е. Тесты по географии: 7 класс: К учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной и В.А. Щенева «География материков и океанов. 7 класс» — М: Издательство «Экзамен», 2006

5. Хабибуллин Р.Х.Дидактические карточки-задания по географии: 8 класс. К учебнику Э.М.Раковской «География: природа России: 8 класс» — М: Издательство «Экзамен», 2005.

6. Назарова Л.Д., Нетрадиционные уроки по физической географии. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

7. Баранчиков, Е.В,Тесты по географии: 9 класс: В 2 частях. Часть 1/Е.В.Баранчиков.- М.: Издательство «Экзамен», 2007.

8. Предметные недели и открытые уроки. Биология, химия, география, экология/ сост. А.Е. Савашкевич, А.Ю. Саполжкова, Н.В. Федоркова. – Ярославль: Академия развития, 2009.

9. Баранчиков, Е.В.Тесты по географии: 9 класс: к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной «География: население и хозяйство России: 9 класс»/Е.В.Баранчиков.- М.: Издательство «Экзамен», 2006.

10. Низовцев, В.А.Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – 3-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2008.

11. Экзерцева Е.В.Кроссворды для школьников. География/Художники Н.В. Кирильчева, В.Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1998.

12. Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе./В.Н. Андреева. – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.


Интернет – ресурсы.

Мультимедийные обучающие программы:

География 8 класс. Природа России.

Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

Свежие документы:  Интегрированный урок по биологии и географии для 7 класса по теме: «Кругосветное путешествие Ч. Дарвина»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: