Рабочая программа по географии России 9 класс Алексеева


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативно-правовая база преподавания предмета


Нормативными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

1. Закон от 29.12.12 г. № 273 — ФЗ « Об образовании В Российской Федерации» (ст.12, 13).

федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

2. Примерная программа основного общего образования по географии, составленная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденная Министерством образования и науки РФ, Москва «Дрофа» 2004год;

3.Авторская программа Ким Э. В., Кузнецо­ва Г. Ю., Лисенкова Г. Я., Низовцев В. А., Сиротин В. И. География России. Отечествоведение. 8-9 классы / под ред. А. И. Алексеева // География. 6-11 классы: программы для общеобразова­тельных учреждений / сост. Е. В. Овсянникова. М.: Дрофа, 2010

4.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

5. Учебный плана МАОУ « Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»  на 2014 — 2015учебный год.

6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.


В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» — «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».

Содержание программы включает ряд новых подходов.

При изучении раздела I «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматриваются ста­новление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межот­раслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и региона­ми. Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.

Раздел II «Районы России» включает темы: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России». Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить сле­дующие:

  • формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной (физико-, экономике-, социально- и культурно-географической) характеристики;

  • углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Дается более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет широко про­водить аналогии, сравнения при изучении других районов.

В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние экономиче­ские связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их су­ществующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания гео­графии, раскрытия методов географического позна­ния (картографического, исторического, сравнитель­ного, статистического и др.), широкого использова­ния источников географической информации (карто­графических, графических, статистических, тексто­вых и др.).



Изучение географии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях населения и хозяйства разных территорий России; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования.

В том числе: в XI классе — 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Учебно-методический комплект:

  1. Учебник А.И.Алексеев, В.А.Низовцев и др. «География России. Хозяйство и географические районы. Книга вторая.» — М., Дрофа 2011

  2. География России: в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы.

9 кл.: Атлас— М., ДИК, Дрофа 2014

  1. География России: в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы.

9 кл.: Контурные карты — М., ДИК, Дрофа 2014

  1. Сиротин В. И География России: в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы. 9 кл. :рабочая тетрадь , – М.: Дрофа, 2014.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содер­жания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, историче­ского, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географиче­ской информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).

Изучение данного курса географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Ставится также цель: обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса 10 класса «Экономическая и соци­альная география мира», дать логическое завершение курсу «География России».

Результаты обучения.

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА



В результате изучения географии ученик 9 класса должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую экономико-географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. чтения карт различного содержания;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.












Учебно-тематический план


ГЛАВА

Коли

чество часов

Практи

ческие работы

Контроль

ные работы


1


Раздел 1. Введение. Хозяйство России


16


Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование

3







Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы


13


10


Тест


2


Раздел 2. Районы России



8



Тема 1. Европейская часть России.



27


5


Тест


Тема 2.Азиатская часть России


18


3


Тест


3


Раздел 3. Россия в мире


3



4

Повторение

3



5

Итоговая контрольная работа

1


Итоговый тест


Всего

68

18

4



ГЛАВА

Коли

чество часов

Практи

ческие работы

Контроль

ные работы


1


Раздел 1. Введение. Хозяйство России


16


10

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование

3









Содержание программы

Раздел I Хозяйство России (20 ч)

Тема 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяй­ства России.

Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности ин­дустриального пути развития России.

Географическое районирование. Его виды (по одно­родности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы Рос­сии. Административно-территориальное деление как один из видов районирования.

Тема 2

ГЛАВНЫЕ ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Агропромышленный комплекс. Состав, структу­ра, проблемы развития.

Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства.

Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лес­ного комплекса России. Основные отрасли и законо­мерности их размещения. Представление о лесопро­мышленном комплексе. Проблемы лесного комп­лекса.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России. Особое значе­ние ТЭК в условиях северного положения России с учетом размеров ее территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства.

Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов.

Нефтяная промышленность. Этапы развития. Ос­новные районы добычи, транспортировки и перера­ботки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатываю­щие заводы.

Газовая промышленность. Этапы развития. Райо­ны добычи газа. Газопроводы. Газ — современный вид топлива.

Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России. Электроэнергетика. Энер­госистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. Геогра­фия электроэнергетики.

Проблемы ТЭК России.

Металлургический комплекс, его значение в хо­зяйстве. Черная и цветная металлургия, их структу­ра. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны. Машиностроение — «отрасль свободного размещения». Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с други­ми городами — поставщиками деталей, потребителя­ми продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хо­зяйстве страны.

Химическая промышленность. Уникальность от­расли. Структура химической промышленности. Про­изводство минеральных удобрений. Химия полиме­ров. Химическая промышленность и окружающая среда.

Понятие инфраструктуры.

Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономиче­ским особенностям и воздействию на окружающую среду.

Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса.

Информационная инфраструктура. Значение ин­формации для современного общества. Влияние теле­коммуникаций на территориальную организацию об­щества и образ жизни людей.

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные райо­ны.

Территориальное (географическое) разделение труда. Возникновение географического разделения труда. Условия, влияющие на специализацию райо­нов. Изменение специализации географических райо­нов во времени.

Обобщение знаний по разделу «Хозяйство Рос­сии».

Практические работы.

Объяснение зональной специализации сельского хозяйства :

1. Анализ карт «Зер­новые куль­туры», «Техниче­ские куль­туры», «Аг­роклимати­ческие ус­ловия»

2. Анализ кар­ты «Живот­новодство».

3. Анализ карт «Расти­тельность», «Животный мир».

4. Анализ карты « Агропромышленный комплекс»

5.Выделение на контурной карте глав­ных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой рассе­ления и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий:

6. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы до­бычи, транспортировка, переработка и использование топ­ливных ресурсов).

7. Объяснение влияния различных фак­торов на размещение металлургического производства.

8. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на при­мере машиностроения или лесного комплекса.

9. Составле­ние схемы межотраслевых связей химической промышлен­ности.

10. Сравнение транспортной обеспе­ченности отдельных районов России (на основе карт).

Раздел II Районы России (44 ч)


Тема 1

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ

Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рель­еф, климат, реки. Природно-хозяйственные зоны.

Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Преоб­разование речных систем и экологические проблемы.

Центральная Россия. Состав территории. Истори­ческое ядро Русского государства. Географическое по­ложение, его изменение в различные периоды.

Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности населения, район — «локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и культуры. Народные промыслы.

Старопромышленный район страны. Роль геогра­фического фактора в его формировании. Развитие хо­зяйства района. Отрасли специализации, их измене­ние в 1990-х гг.

Москва — столица России. Столичные функции. Москва — центр инноваций. Крупнейший центр нау­ки и высшего образования, политический и финансо­вый центр. Московская агломерация.

Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные функции городов.

Центрально — Ч ерноземный район. Эта­пы освоения территории и развития хозяйства. При­родные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия и борь­ба с ней. Агропромышленный комплекс района. Раз­витие промышленности. КМА и черная металлургия. Территориальная структура и города района.

Волго — Вятский район, его внутренняя не­однородность. Народы, их историко-культурные осо­бенности. Нижний Новгород и его окружение.

Северо-Западный район. Географическое положе­ние района как «окна в Европу», его значение в раз­ные периоды российской истории.

Особенности природы. Балтийское море и Ладож­ское озеро, их использование и экологические пробле­м. Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы.

Санкт-Петербург, его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных эта­пах развития. Новые хозяйственные задачи. Пробле­ма наводнений. Планировка и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и образование.

Калининградская область. История формирова­ния. Население и хозяйство. Анклавное географи­ческое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее раз­вития.

Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: при­родные особенности, пути хозяйственного использо­вания, место в русской культуре и истории. Поморы.

Этапы освоения и заселения территории. Измене­ние роли района в жизни России. Родина русских землепроходцев. Смена отраслей специализации.

Роль Севера в развитии русской культуры. При­родное и культурное наследие. Северные монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество.

Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных условий.

Этническая и культурная неоднородность района.

Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конф­ликты и пути их решения.

Крупнейшие города района (Казань, Самара, Вол­гоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития.

Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения русски­ми. Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые.

Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное, культурное разно­образие района. Район с наилучшими в России усло­виями для сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс, его структура. Другие отрасли промыш­ленности. Рекреационные зоны.

Черное и Азовское моря, их природа и хозяйствен­ное использование. Транспортное и рекреационное значение морей. Новороссийск — крупнейший порт России.

Каспийское море, его природа. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяй­ственные последствия. Рыбные богатства Каспия. Нефть и газ.

Дербент — самый древний из городов России.

Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье.

Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных ус­ловий. Спектры широтной и высотной поясности. Этапы освоения и развития хозяйства Урала, измене­ние его роли в хозяйстве России.

Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса.

Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы.

Обобщение знаний по западным районам России. Общие черты и проблемы западных районов России. Пути решения проблем.

Практические работы.

1. ГП и характеристика реки Волги (крупнейшие города на Волге ,экологические проблемы).

2.Сравнение двух районов Европейского Севера по плану.

3. Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации.

4. Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья.

Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.

5. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, разви­тию АПК и рекреационного хозяйства.

Тема 2

АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшаф­ты и условия ведения хозяйства. >

Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Высотная пояс­ность.

Арктические моря. Русские географические от­крытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение.

Население Сибири. Этнический состав. Особеннос­ти «сибирских русских».

Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяй­стве после распада СССР. Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера.

Западная Сибирь. Особенности природы. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Глав­ная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сель­ское хозяйство.

Восточная Сибирь. Природные условия. Тектони­ка и полезные ископаемые, их выборочная разработ­ка. Каскады ГЭС. Природно-хозяйственные зоны.

Байкал — жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре.

Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнер­гетика, цветная металлургия. Лесной комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы района.

Дальний Восток. Формирование территории. Гра­ницы с Китаем и Японией, их изменения. Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления.

Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Япон­ское. Особенности природы и хозяйственное исполь­зование.

Население района. История заселения. Националь­ный состав. Местные народы.

Хозяйство района. Отрасли специализации. Транс­портные связи.

Перспективы района.

Обобщение знаний по восточным районам России. Общие черты и проблемы восточных районов. Сравне­ние западной и восточной частей России.

Обобщение знаний по разделу «Районы России».

Практические работы.

  1. Изучение и оценка при­родных ус­ловий Западно — Сибирского района для жизни и бы­та человека.

  2. Составле­ние харак­теристики Норильско­го промыш­ленного узла

  3. Составление сравнительной таблицы отражающей различия районов

Тема 3

РОССИЯ В МИРЕ

Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные историче­ские периоды. Современная внешняя торговля Рос­сии.

Место России в мировой политике в различные ис­торические периоды. Россия и сопредельные страны.


Повторение курса 9 класса — 3ч


Итогова контрольная работа — 1ч



УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


АВТОРЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД ИЗДА

НИЯ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

1

А.И.Алексеев, В.А.Низовцев и др.

География России. Хозяйство и географические районы. Книга вторая.

2011

Москва

Дрофа.

2


География России: в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: атлас

2014

М. : ДИК, Дрофа

3


География России : в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы. 9 кл. : контурные кар­ты

2014

М.: ДИК, Дрофа

4

Е.А.Жижина

Поурочные разработки по географии Хозяйство и географические районы. 9 класс

2005

Москва

ВАКО

5

В. И. Сиротин

География России. Хозяйство и географические районы: рабочая тетрадь . 9 класс

2010

М.: Дрофа, ДИК

6

Н. П. Петрушина

География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Реко­мендации к планированию уроков по учебнику под ред. А. И. Алексеева «География России. Хо­зяйство и географические районы»: методическое пособие

2009

Дрофа


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


АВТОРЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД ИЗДА

НИЯ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

1.

Е.А. Данилова

География Схемы и таблицы.

2006

Тригон

СПб

2

Т.С. Майоров

География. Справочник школьника.

1996

Москва

Ключ-С

3

А. Наумов

Задачи по географии

1993

Москва

Мирос

4

С.В. Кульневич

Не совсем обычный урок.

2001

Ростов-Н-Дону

Учитель

5

Пармузин Ю.П. Карпов Г.В.

Словарь по физической географии

1994

Просвещение

6

Максаковский В.П.

География. Справочные материалы

1995

Просвещение

7

Понурова Г.А. Душина И.В.

Методика преподавания географии

1996

Московский лицей

8

Е.В. Баранчиков

Тесты по географии: 9 класс: в 2 частях

2007

Москва

Экзамен

9

П.М. Юрков

Географические диктанты.

1984

Москва

Просвещение

10

Низовцев В.А.

Школьные олимпиады. География. 6-10 классы

2006

М.: Айрис-пресс

11

Пятунин В.Б.

Контрольные и проверочные работы по географии

1996

Дрофа

12

Сиротин В.И.

Практические работы по географии и методика их выполнения

1997

АРКТИ

13

Баринова И. И.

География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс : рабочая тетрадь к учебнику под ред. В. П. Дронова «География России. 8-9 кл.»

2010

М.: Дрофа

14

В. И. Сиротин

География России. Население и хозяйство: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. 9 класс

2010

М.: Дрофа, ДИК

15

В. П. Дронов

География России: Кн. 2. Хозяйство и географические районы. 9 класс

2010

М.: Дрофа

16

Н. Н. Зинченко, Л. А. Звонцова

География. 6-10 классы. Активные формы обучения : нескучные уроки, интернет-вик­торины

2011

Волгоград: Учитель

17

Маерова, Н. Ю.

Уроки географии. 8-9 классы

2009

М.: Дрофа

18

Пятунин, Б. Б.

Новые контрольные и проверочные работы по географии : 8-9 классы : ме­тод. пособие

2002

М.: Дрофа

19

Родионова, И. А.

Экономическая география России

2007

М.: Московский лицей

20

Сиротин, В. И.

География. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы

2009

М.: Дрофа

21

Труднева С.Н.

География в кроссвордах

2006

М.: Дрофа


ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА


  1. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс: мультимедийное учебное пособие для школьников. — М. I NMG, 2009. — 1 электрон, опт. диск (CDROM). — (Виртуальная школа Ки­рилла и Мефодия). (КиМ-9)

  2. География России. Хозяйство и регионы. 9 класс / под ред. В. П. Дронова. — М. : 1C Муль­тимедиа, 2005. — 1 электрон, опт. диск (CDROM). — (1C: Образовательная коллекция).

  3. География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. — М.: 1C Мультимедиа, 2005.

  4. Большая Энциклопедия России. География России. — ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


www.pogoda.ru

www.nationalgeographic.ru

www.geography.about.com

www.nature.com

www.krugosvet.ru

www.ocean.ru

www.google.com

www.geo.ru

https://www.ndce.ru/

https://www.ufomistery.com

https://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm https://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm

https://nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm

https://egornature.by.ru/

https://www.abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html

https://www.vitiaz.ru/

Свежие документы:  Конспект урока географии на тему «Мы живём в России»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: