Рабочая программа по географии в 10 классе вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (очная форма обучения)


Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная

школа № 13»












География 10

для вечерних (сменных)

общеобразовательных учреждений

(очная форма обучения)


Рабочая программа







Классы: 10


Составитель: учитель географии

Новосёлова Юлия Васильевна


Количество часов – 72 часа








Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень)







г. Кемерово

2013


Содержание


Пояснительная записка 3


Учебно-тематический план 6


Содержание программы 7


Список литературы для учителя 10


Список литературы для обучающихся 11


Перечень ключевых слов 12






























3

Пояснительная записка.


Программа «География 10» разработана в связи с необходимостью реализации образовательных потребностей учащихся в овладении географией, отсутствием специальной программы по географии для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004) и примерной программы по географии (Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (XXI классы). Сборник нормативных документов. География/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -М.: Дрофа, 2009.

В программе конкретизируется содержание общих тем образовательного стандарта, даётся распределение учебных часов по темам курса, последовательность изучения тем и выполнение практических работ с учётом логики учебного процесса вечернего (очная форма обучения) общеобразовательного учреждения, возрастных особенностей обучающихся.

Программа реализуется через УМК:

Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира.

10 класс – М.: Просвещение, 2010 г.

Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

В результате изучения географии на базовом уровне обучающиеся должны

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;






4

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на

достижение цели:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;







5


  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

— формировать навыки общеучебной деятельности, включая навыки самоконтроля;

— способствовать созданию целостной картины многонационального и поликультурного мира;

— приобщать к ценностям мировой культуры, правильному восприятию окружающей действитель­ности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике;

— формиро­вать теоретические знания, практические умения и навыки, необ­ходимые каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы;

— воспитывать доброжелательное отношение к другим народам.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, контрольных и самостоятельных работ.

Для оценки достижений учащихся используются следующие виды и формы контроля:

    1. стартовый тест – в начале учебного года с целью выявления пробелов в знаниях обучающихся.

    2. самостоятельные работы – по мере необходимости в качестве промежуточного среза.

    3. контрольные работы – по окончании раздела.


Программа «География 10» (очная форма обучения) общим объемом 72 часа (2 часа в неделю) реализуется в течение 1 года.






6


Учебно-тематический план:


раздела

Наименование разделов

Всего часов



Теория

Практика



Формы контроля


10 класс (очная форма обучения)


1.

Современные методы географических исследований. Источники географической информации.



5





4





1

Стартовый тест

Самостоятельная работа

Контрольная работа



2.



Природа и человек в современном мире.



5



4



1

Самостоятельная работа

Контрольная работа



3.



Население мира.



7



4



3

Самостоятельная работа

Контрольная работа

4.

Научно-техническая революция и мировое хозяйство.



5



4



1

Самостоятельная работа

Контрольная работа



5.



География отраслей мирового хозяйства.





12





9





3

Тест

Самостоятельная работа

Контрольная работа





6.





Регионы и страны мира.





32





24





8

Самостоятельная работа

Тест

Контрольная работа

7.



Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.





6





5





1



Самостоятельная работа

Контрольная работа




Итого:



72



54



18





7


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА.

(X класс, очная форма обучения)

(72 часа).


Раздел 1. Современные методы географических исследований.

Источники географической информации (5 часов).

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы

Анализ карт различной тематики.

Составление таблицы «Государственный строй стран мира».

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Раздел 2. Природа и человек в современном мире (5 часов).

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.

Раздел 3. Население мира (7 часов).

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.








8


Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Раздел 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство

(5 часов).

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура.

География важнейших отраслей.

Международное географическое разделение труда.

Практические работы

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства (12 часов).

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы

Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Экономико-географическая характеристика одной из отраслей промышленности.

Анализ международных экономических связей.

Раздел 6. Регионы и страны мира (32 часа).

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (высокоразвитые страны Западной






9


Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

Составление комплексной экономико-географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Составление прогноза экономического развития государств.

Сравнительная характеристика макрорегионов.

Раздел 7. Географические аспекты современных глобальных

проблем человечества (6 часов).

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практические работы

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
















10



Список литературы для учителя:


  1. Атлас «Экономическая и социальная география мира»

10 класс с комплектом контурных карт, — М.: Просвещение,

  1. 56с.

  1. Гдалин, Д.А. Методическое пособие: Глобальная география

[Текст] / Д.А.Гдалин, И.Ю.Гладкий. – М.: Дрофа, 2009 – 471с.

  1. Глушкова, В. Г. Тесты и задания по географии для 10 класса

[Текст] / В.Г.Глушкова, Ю.А.Симагин. — М.: Владос, 2011 – 122с.

  1. Лиознер, В.Л. Поурочные разработки по экономической и

социальной географии мира для 10 класса [Текст] / В.Л.Лиознер, И.Б.Митрофанова. — М.: Экзамен, 2009 – 316с.

  1. Максаковский, В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса [Текст] / В.П.Максаковский. – М.: Просвещение, 2009 – 381с.

  2. Максаковский, В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира для 10 класса [Текст] / В.П.Максаковский. – М.: Просвещение, 2009 – 289с.

  3. Максаковский, В. П. Рабочая тетрадь по экономической и социальной географии мира для 10 класса [Текст] / В.П.Максаковский. – М.: Просвещение, 2010 – 78с.

  4. Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса [Текст] / В.П.Максаковский. – М.: Просвещение, 2010 – 350с.

  5. Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира.

  6. Элькин, Г.Н. Экономическая и социальная география мира. Методическое пособие [Текст] / Г.Н.Элькин. — СПб.: Паритет, 2009 – 256с.























11



Список литературы для обучающихся:


  1. Атлас «Экономическая и социальная география мира»

10 класс с комплектом контурных карт, — М.: Просвещение,

2010 – 56с.

  1. Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира.

Учебник для 10 класса [Текст] / В.П.Максаковский. – М.: Просвещение,

2010 – 350с.
















12

Перечень ключевых слов.

  1. Азиатско – Тихоокеанский регион (АТР)

  2. Апартеид

  3. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

  4. Валовой внутренний продукт (ВВП)

  5. Валовой национальный продукт (ВНП)

  6. Воспроизводство населения

  7. Генофонд

  8. Геноцид

  9. География производственных связей

  10. Геоинформационная система (ГИС)

  11. Геополитика

  12. Глобальные проблемы человечества

  13. Государственный строй стран мира

  14. Демографическая политика

  15. Европейский Союз (ЕС)

  16. Зарубежная Азия

  17. Зарубежная Африка

  18. Зарубежная Европа

  19. Землевладение

  20. Землепользование

  21. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ)

  22. Латинская Америка

  23. Мегаполис

  24. Международные отношения

  25. Международные экономические связи

  26. Международный валютный фонд (МВФ)

  27. Миграции населения

  28. Мировое хозяйство

  29. Мониторинг

  30. Наукоёмкость

  31. Научно – техническая революция

  32. Организация Североатлантического Договора (НАТО)

  33. Организация стран – экспортёров нефти (ОПЕК)

  34. Отрасли хозяйства

  35. Политическая география

  36. Политическая карта

  37. Природно-ресурсный потенциал (ПРП)

  38. Природные ресурсы

  39. Рациональное природопользование

  40. Религиозный состав населения

  41. Северная Америка





13



  1. Сегрегация

  2. Сепаратизм

  3. Совет Европы (СЕ)

  4. Социальная география

  5. Суверенное государство

  6. Теократическая монархия

  7. Технопарк

  8. Технополис

  9. Топливно-энергетический баланс

  10. Транснациональная корпорация (ТНК)

  11. Унитарное государство

  12. Факторы размещения хозяйства

  13. Федеративное государство

  14. Численность населения

  15. Экономическая география

  16. Этнология (этнография)


Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса "Моносахариды. Глюкоза"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: