Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение
«Украинская средняя общеобразовательная школа»
Омская область
Исилькульский район
С. Украинка
Урок — ролевая игра
«Надо ли строить ГЭС»
9 класс
подготовила учитель
географии
Константинова
Елена
Викторовна
2012 г.
Цель:
1. Используя знания физической географии, ( темы: «Рельеф», «Климат», «Внутренние воды») составить региональный географический прогноз, на основании которого сделать вывод о необходимости преобразования природы (строительства ГЭС).
2. Продолжить формирование умения работать с источниками географической информации, дополнительной литературой. Развивать мышление, интерес к предмету.
3. Осуществлять экологическое воспитание; личностных качеств: коллективизма, дисциплины.
Ход урока: 1.Организационный момент;
2.Постановка цели: составить региональный геопрогноз, на основании которого сделать вывод о необходимости и возможности строительства ГЭС. В ходе игры мы должны решить ряд задач. Для этого:
1. Определить по карте регион предполагаемого строительства ГЭС, составить его физико — географическую характеристику.
2. Выявить необходимость и возможность осуществления данного проекта с разных точек зрения:
А) Энергетиков и проектировщиков.
Б) Представителей местного населения.
В) Экологов.
3. Обобщить разные точки зрения и сделать окончательный вывод: надо ли строить ГЭС.
3. Основной этап
Вначале мы должны выяснить, что такое географический прогноз.
Из — за того, что человек слабо представляет последствия своей деятельности на природу, возникла проблема взаимоотношений «природа-общество».
Изучение и прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека – одна из главных задач географии в наше время.
Прогноз – это научная разработка представления о природе будущего, её состоянии и свойствах, обусловленных как собственным развитием, так и деятельностью человека.
Итак, мы начинаем нашу игру. Представьте, что мы находимся на заседании комиссии, на рассмотрение которой вынесен проект строительства ГЭС. В комиссию входят ученые, представители разных организаций:
1.Географы;
2.Энергетики;
3.Экологи;
4. Проектировщики;
5. Представители местного населения;
6. Специальная комиссия.
Каждая группа решает одну из задач.
Но сначала мы решим с вами одну общую задачу. Определим район предполагаемого строительства. Он находится между 54-57 с.ш. и 72-75 в.д. Найдите его на карте, определите, в пределах какого района он находится. По политико – административной карте определите, в пределах какого субъекта федерации он находится. Какая река протекает здесь? ( Западно – Сибирская равнина, Омская область, река Иртыш).
Группам раздаются задания.
На выполнение задания – 5- 7 минут.
Слово предоставляется:
— географам;
— проектировщикам;
— энергетикам;
— экологам;
— представителям местного населения;
— заключительное слово – специальной комиссии.
Итог подводит учитель: таким образом, мы составили географический прогноз, и на его основании сделали вывод, что строить ГЭС на территории Омской области нет возможности (учитывая последствия изменения природы), да и нет надобности. Энергии хватает для промышленных предприятий, сельского хозяйства, использованию в быту. Размещение энергоёмких предприятий не выгодно, т.к. они будут работать на привозном сырье, а это дорого. Да и мощность ГЭС была бы не очень большой.
Такие географические прогнозы должны составляться при строительстве любого крупного объекта. Еще раз подчеркну, что изучение и прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека — одна из задач современной географии.
Анализ деятельности учащихся:
— взаимопомощь;
— быстрота и правильность решения;
— дисциплина.
Задание для географов
Составьте краткую физико – географическую характеристику Западносибирского региона по плану:
Рельеф (общий характер, абсолютные высоты, их распределение).
Климат:
А) климатический пояс;
Б) средняя температура января;
В) средняя температура июля.
3. Природные зоны.
4. Внутренние воды, их типы. У рек – тип питания, режим (назвать сроки половодья, паводков, межени, сроки вскрытия рек и ледостава).
5. Неблагоприятные природные явления, их связь с климатом, водами, рельефом.). Сделать вывод об экстремальности природных условий для хозяйственной деятельности и жизни человека.
Задание для экологов
Каковы последствия строительства крупных водохранилищ?
Какие последствия (изменения) происходят при этом внутри природных комплексов?
Рассмотрите их последствия применительно к данным природным условиям.
Попытайтесь сделать географический прогноз, каковы будут последствия строительства ГЭС.
Справочные материалы:
Омская область – это область, где большое значение имеет сельское хозяйство. При строительстве водохранилища большие площади земель будут затоплены, а это резерв для развития сельского хозяйства.
При строительстве водохранилища изменяется скорость течения рек, увеличивается водообмен.
Сокращаются запасы рыбных ресурсов, так как вода в водохранилище гниёт, образуются «мёртвые воды».
Происходит затопление, заболачивание участков возле водохранилища, а в Омской области и так достаточно большое количество болот.
Угроза исчезновения притоков Иртыша.
Колебание уровня грунтовых вод.
Гибель лесов. Часть их остаётся под водой, часть плавает, это создаёт угрозу судам.
Придётся переселить ту часть населения, которая проживает в прибрежной части реки, так как водохранилище затопит часть населённых пунктов.
Задание для энергетиков
Расскажите о положительных сторонах строительства ГЭС.
Как создание ГЭС будет способствовать освоению территории?
Справочные материалы:
Положительные стороны строительства ГЭС:
Образование водохранилища (можно брать воду на орошение, промышленные предприятия, использовать в быту).
Повышается уровень воды, улучшаются условия судоходства.
Производство энергии на ГЭС – экологически чистое.
Энергия дешевая.
Строительство ГЭС будет способствовать развитию Омской области (развитие энергоёмких производств, инфраструктуры).
Задание для проектировщиков
Вычислите: П (падение) ?
А) Уклон реки Иртыш: У= ——————— = ———
Д (длина реки) 800 км.
Высота истока (69 м.)
Б) Падение реки Иртыш: П = —————————— = ?
Высота устья (19 м.)
Водность реки Иртыш (стр.79 учебника)
— средний многолетний годовой сток – 0,5 – 10 л/сек на 1 км. кв.
— сток реки – 200 км. куб./ год
Вывод о целесообразности строительства ГЭС.
ВЫВОД: строить ГЭС нецелесообразно, т.к. средний годовой сток за год не значительный, падение и уклон тоже небольшие. Это значит, что запасы энергии невелики.
Задание специальной комиссии
внимательно прослушайте все выступления.
Оцените все положительные и отрицательные стороны данного проекта.
«против» | |
|
|
Сделайте окончательный вывод, можно ли строить ГЭС.
ВЫВОД: комиссия считает, что строить ГЭС нельзя, т.к. много неблагоприятных экологических последствий, а мощность ГЭС будет небольшая. Для энергоёмких производств условий нет, т.к. сырьё для этих предприятий нужно будет завозить, а это не экономично.
Список использованной литературы:
1.Атлас. География России. 8-9 класс. Роскартография, 2010г.
2. География. Население и хозяйство России. 9 класс: «Дрофа»,2010г.
3. В.Л. Бабурин. «Деловые игры по экономической и социальной географии». «Просвещение» 2003 г.