Самостоятельные работы по географии в 6 классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 19»











Самостоятельные работы по географии

в 6 классе











Подготовила: учитель географии

Гришина Наталья Евгеньевна

















Владимир

2012 год


Самостоятельные работы для 6 класса (к учебнику Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: Физическая география: Учебник для 6 класса. – М.: ООО «ТИД «Русское cлово», 2009)



Самостоятельная работа в 6 классе по темам:

«Что такое география?», «Развитие географических знаний человека о Земле»

Вариант №1.

  1. Слово «география» в переводе с греческого означает:

а) изучение Земли;

б) измерение Земли;

в) развитие Земли;

г) описание Земли.

  1. Выбери неправильное высказывание.

а) Физическая география – это наука о законах, по которым живёт природа нашей планеты.

б) К началу XX века на карту были нанесены почти все острова, реки, озёра, горы.

в) Древнегреческий учёный Эратосфен был родом из города Афины.

г) Географические сведения можно получить из книг, кинофильмов, карт.

  1. Расставьте в хронологической последовательности цифры, соответствующие именам знаменитых путешественников.

Михаил Лазарев — 1

Пифей — 2

Хуан Себастьян Элькано — 3

Генрих мореплаватель — 4

  1. Корабли экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева назывались:

а) «Нева» и «Надежда»;

б) «Восток» и «Мирный»;

в) «Виктория» и «Тринидад»;

г) «Санта-Мария» и «Пинта».

  1. Заполни пропуски в тексте, вставив при этом имена учёных или путешественников.

а) Материк Антарктида был открыт в 1820 году русской экспедицией во главе с … и … .

б) Впервые совершил плавание из Средиземного моря в Северное море … .

в) За своё путешествие … получил герб с изображением земного шара и надписью: «Ты первым обогнул меня».

г) Составил карту с градусной сеткой, которой пользовались 14 веков, учёный …

  1. Когда состоялась первая русская кругосветная экспедиция?

а) В XIX веке;

б) в XX веке;

в) в XV веке;

г) в XIII веке.

  1. Сколько плаваний к берегам Африки совершил Генрих-мореплаватель:

а) ни одного;

б) одно;

в) пять;

г) два.

Ответы: 1 – г; 2 – в; 3 — 2,4, 3, 1; 4 – б; 5 – а) Лазарев М.П. и Беллинсгаузен Ф.Ф.; б — Пифей; в) Элькано г) Птолемей; 6 – а; 7 – а.

Самостоятельная работа в 6 классе по темам:

«Что такое география?», «Развитие географических знаний человека о Земле»

Вариант №2.

  1. Древнегреческий учёный, впервые использовавший термин «география»:

а) Аристотель;

б) Эратосфен;

в) Пифей;

г) Птолемей.

  1. Выбери неправильное высказывание.

а) Слово «география» в переводе с греческого означает «изучение Земли».

б) Экономическая и социальная география изучает население и его хозяйственную деятельность.

в) Генрих – мореплаватель не совершил ни одного плавания.

г) Физическая география – это наука о законах, по которым живёт природа нашей планеты.

  1. Расставьте в хронологической последовательности цифры, соответствующие именам знаменитых путешественников.

Фернан Магеллан — 1

Иван Крузенштерн — 2

Эратосфен — 3

Генрих-мореплаватель — 4

  1. В каком городе родился Михаил Лазарев?

а) Москва;

б) Севастополь;

в) Санкт-Петербург;

г) Владимир.

  1. Заполни пропуски в тексте, вставив при этом имена учёных или путешественников.

а) Первым русским кругосветным плаванием руководили … и … .

б) Первым по морскому пути в Индию вокруг Африки в конце XV века добрался капитан … .

в) Впервые совершил плавание из Средиземного моря в Северное море … .

г) Первое кругосветное плавание организовал и руководил на протяжении большей части пути …, а завершил … .

  1. Когда состоялось первое кругосветное плавание?

а) в 1492 – 1493 гг.;

б) в 1497 – 1499 гг.;

в) в 1519 – 1522 гг.;

г) в 1819 – 1821 гг.

  1. Материк, который был открыт лишь в XIX веке?

а) Африка;

б) Австралия;

в) Южная Америка;

г) Антарктида.

Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – 3, 4, 1, 2; 4 – г; 5 – а) И. Крузенштерн и Ю. Лисянский б) Васко да Гама в) Пифей г) Ф. Магеллан, Хуан Себастьян Элькано; 6 – в; 7 – г.



Самостоятельная работа по теме «Способы изображения земной поверхности», 6 класс



Вариант 1.

  1. Дать определения:

  1. Географическая карта

  2. Рельеф

  3. Абсолютная высота

  4. Горизонтали

  5. Бергштрихи



  1. Выполните задания.

  1. Изобразите холм высотой 13 метров, горизонтали проведите через 4 метра, северный склон – крутой, а южный – пологий.

  2. Переведите именованный масштаб в численный:

В 1 см 25 км

  1. Переведите численный масштаб в именованный:

1:10000



  1. Изобразите следующие условные знаки:

  1. колодец

  2. школа

  3. луг

  4. кустарник

  5. деревянный мост

  6. смешанный лес

  7. озеро

Вариант 2.

  1. Дать определения:

  1. Азимут

  2. Относительная высота

  3. Изогипсы

  4. План местности

  5. Масштаб

  1. Выполните задания.

  1. Изобразите холм высотой 11 метров, горизонтали проведите через 3 метра, северный склон – пологий, а южный – крутой.

  2. Переведите именованный масштаб в численный:

В 1 см 10 м

  1. Переведите численный масштаб в именованный:

1:500000



  1. Изобразите следующие условные знаки:

  1. родник

  2. дом лесника

  3. фруктовый сад

  4. болото

  5. река

  6. хвойный лес

  7. грунтовая дорога



Самостоятельная работа по теме «Литосфера» 6 класс

Вариант 1.

  1. Вставьте пропущенные слова и цифры:

«В центре Земли находится … . Оно окружено … (в переводе «плащ», «покрывало»). Её толщина примерно … . Над ней расположена литосфера, которая состоит из … и … . Толщина земной коры колеблется от … под океанами до … под материками.

  1. Горные породы, возникшие при изменении других горных пород, называются:

а) осадочные

б) метаморфические

в) магматические

  1. Нарисуйте схему строения вулкана. Сделайте необходимые надписи.

  2. Дайте определения:

а) рельеф

б) выветривание

в) горы

г) очаг землетрясения

д) полезные ископаемые

  1. Как обозначают на карте:

а) вулканы

б) горы

в) высоту горной вершины

  1. Заполни схему полностью:

Различие равнин по высоте



Низменности

до 200 метров





Вариант 2.

  1. Нарисуйте схему внутреннего строения Земли и подпишите названия всех слоёв, укажите размеры.

  2. Горные породы, образующиеся в результате накопления обломков, выпавших в осадок веществ и остатков живых организмов на дне водоёмов и на поверхности суши, называются:

а) осадочные

б) метаморфические

в) магматические

  1. По каким признакам вы отличите вулкан от обычной горы?

  2. Дайте определения:

а) сейсмограф

б) выветривание

в) равнины

г) эпицентр землетрясения

д) полезные ископаемые

  1. Как обозначают на карте:

а) низменности

б) вулканы

в) высоту горной вершины

  1. Заполни схему полностью:

Различие гор по высоте





Высокие

выше 2000 м







Самостоятельная работа по теме «Атмосфера» 6 класс

Вариант 1.

  1. Завершите определения:

а) Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности, называется …

б) Движение воздуха из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким атмосферным давлением называется … .

в) Большие объёмы воздуха, обладающие определёнными свойствами, называются …

г) График, который наглядно представляет направление преобладающих ветров в данной местности за какой – либо период времени, называется …

2. Установите соответствие:

Характеристика погоды Приборы, используемые для измерения:

  1. Температура воздуха а) барометр

  2. Скорость ветра б) термометр

  3. Атмосферное давление в) анемометр

  1. На рисунке в кружках показаны районы с разным атмосферным давлением. В каких случаях направление ветра указано правильно?

743

751

770

756

747

733

760

765

760

а) в)


б) г)



4. Южный ветер дует (отметьте все правильные варианты):

а) с севера в) на север

б) с юга г) на юг.

5. Восстановите цепочку причинно — следственных связей, объясняющих образование ветра:

а) образование ветра

б) разница в нагревании моря и суши

в) разница в давлении

6. Определите температуру воздуха на вершине горы на высоте 5 км, если у подножия этой горы она составляет 21 градус Цельсия.

а) -9о С в) 9о С

б) 51о С г) 30о С

7. Наибольшая мощность тропосферы:

а) на полюсах в) у тропиков

б) на экваторе г) у полярных кругов

8. Климат зависит от:

а) географической широты в) прогноза погоды

б) погоды г) циркуляции воздушных масс

Ответы: 1 – а) климат, б) ветер, в) воздушные массы, г) роза ветров;

2 – 1б, 2в, 3а; 3 – б, в; 4 – б, в; 5 – б, в, а; 6 – а, 7 – б; 8 – а, г.

Самостоятельная работа по теме «Атмосфера» 6 класс

Вариант 2.

  1. Завершите определение:

а) Давление, оказываемое земной атмосферой на единицу площади поверхности, называется …

б) ветер, который два раза в сутки меняет направление на противоположное, называется …

в) Состояние тропосферы в данном месте и в данное время называется …

г) Разность самой высокой и самой низкой температуры воздуха за сутки называется …


2. Установите соответствие:

Характеристика погоды: Приборы, используемые для измерения:

  1. Направление ветра а) осадкомер

  2. Атмосферное давление б) флюгер

  3. Количество осадков в) барометр


3. Наименьшая мощность тропосферы:

а) на полюсах в) у тропиков

б) на экваторе г) у полярных кругов

743

751

760

756

747

733

756

741

На рисунке в кружках показаны районы с разным атмосферным давлением. В каком случае направление ветра указано неправильно:


а) в)


б) г)



5. У подножия горы давление составляет 749 мм рт. ст. Какая высота горы, если на вершине давление 449 мм рт. ст.?

а) 300 м в) 2300 м

б) 3150 м г) 6000 м


6. Какой газ преобладает в составе атмосферы:

а) кислород в) азот

б) водород г) углекислый газ


7. Какие из предложенных свойств характеризуют воздушные массы:

а) запах в) вес

б) температура г) влажность


8. Какая схема нагрева воздуха является верной?

а) Солнце – нагрев воздуха – нагревание земной поверхности

б) Солнце – нагрев земной поверхности – нагревание воздуха

Ответы: 1 – а) атмосферное давление, б) бриз, в) погода, г)суточная амплитуда температуры; 2 – 1б, 2в, 3а; 3 – а; 4 — г ; 5 – б; 6 – в; 7 – б, г; 8 – б.


Критерии оценки:

8 правильных ответов – «5»

6 – 7 правильных ответов – «4»

4 – 5 правильных ответов – «3»

Менее 4 правильных ответов – «2»


Самостоятельная работа по теме «Гидросфера» 6 класс

Вариант 1.

1. Закончите определения:

а) место, где начинается река, называется …;

б) вся площадь, с которой река собирает воду, называется …;

в) часть океана, заметно вдающаяся в сушу, отличающаяся от океана свойствами воды особенностями животного и растительного мира, называется …;

г) огромные массы льда толщиной несколько сотен метров, находящиеся на склонах гор или в полярных районах, называются …;

д) замкнутый водоём, занимающий естественное углубление на поверхности Земли, называется … .

2. В состав гидросферы не входят:

а) реки и озера в) Мировой океан

б) ледники г) облака

3. Самое глубокое в мире озеро:

а) Каспийское в) Байкал

б) Ладожское г) Танганьика.

4. Какие из перечисленных ниже особенностей свойственны горным рекам?

а) быстрое течение;

б) как правило, узкие и неглубокие

в) медленное плавное течение;

г) довольно большая ширина.

5. Истоком реки не может быть:

а) болото в) море

б) ледник г) озеро.

6. Установите соответствие.

Название океана: Особенности:

  1. Тихий А) Самый маленький и самый мелкий

  2. Атлантический Б) Самый узкий

  3. Индийский В) Самый большой и самый глубокий

  4. Северный Ледовитый Г) Океан, почти целиком лежащий в

южном полушарии

7. Где залегают грунтовые воды?

а) Между двумя водоупорными слоями;

б) на первом от поверхности водоупорном слое.

8. Выберите правильное высказывание:

а) в бессточные озёра реки только впадают, но ни одна не вытекает;

б) покровные ледники образуются на вершинах высоких гор;

в) средняя глубина Мирового океана 10000 метров;

г) айсберги не представляют опасности для морских судов.

9. Водопроницаемой горной породой является:

а) песок; в) гранит;

б) глина; г) мрамор.

10. К Мировому океану относятся:

а) реки и озёра; в) моря и подземные воды;

б) заливы и проливы г) озёра и моря.

Ответы: 1 – а) исток реки, б) бассейн реки, в) море, г) ледники, д) озеро;

2 – г; 3 – в; 4 – а, б; 5 – в; 6 – 1 В, 2 Б, 3 Г, 4 А; 7 – б; 8 – а; 9 – а, 10 – б.


Самостоятельная работа по теме «Гидросфера» 6 класс

Вариант 2.

1. Закончите определения:

а) место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называется …;

б) река с притоками образует …;

в) граница между соседними речными бассейнами называется …;

г) воды, находящиеся в толще горных пород, называются …;

д) часть океана (моря), вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном (морем), называется …

2. Самой большой частью гидросферы является:

а) поверхностные воды суши; в) Мировой океан;

б) вода в атмосфере; г) подземные воды.

3. Самая длинная река Земли:

а) Волга в) Миссисипи;

б) Нил г) Янцзы.

4. Какие из перечисленных ниже особенностей свойственны равнинным рекам?

а) довольно большая ширина;

б) как правило, узкие и неглубокие

в) медленное плавное течение;

г) быстрое течение.

5. В какой строчке океаны указаны в порядке убывания их площади?

а) Атлантический – Тихий – Индийский – Северный Ледовитый;

б) Тихий – Индийский – Атлантический – Северный Ледовитый;

в) Тихий – Атлантический – Индийский – Северный Ледовитый;

г) Северный Ледовитый – Индийский – Атлантический – Тихий.

6. Где залегают межпластовые воды?

а) на первом от поверхности водоупорном слое;

б) между двумя водоупорными слоями.

7. Выберите неправильное высказывание:

а) река никогда не вытекает из моря;

б) бессточные озёра, как правило, солёные;

в) отдельные части гидросферы связаны в единую оболочку процессом круговорота воды;

г) Мировой океан не оказывает влияния на климат суши.

8. Установите соответствие.

Географический объект: Отличительный признак:

1. Амазонка А) Самое большое озеро мира

2. Байкал Б) Самая длинная река Евразии

3. Каспийское В) Самое глубокое озеро в мире

4. Янцзы Г) Самый большой речной бассейн

9. К водам суши не относятся:

а) реки и озёра; в) заливы и проливы;

б) болота и ледники; г) подземные воды.

10. Линия, выше которой снег лежит в течение всего года, называется:

а) снеговой линией; в) линией мороза;

б) ледниковой линией; г) годовой линией.

Ответы: 1 — а) устье реки, б) речная система, в) водораздел, г) подземные воды, д) залив; 2 — в; 3 – б; 4 – а, в; 5 – в; 6 – б; 7 – г; 8 – 1Г, 2В, 3А, 4Б; 9 – в; 10 – а.

Критерии оценки: 10 правильных ответов – «5»

7 – 9 правильных ответов – «4»

5 – 6 правильных ответов – «3»

4 и менее – «2»

Cамостоятельная работа по теме «Биосфера» 6 класс

Вариант 1.

1. Самая молодая из земных оболочек:

а) литосфера; в) биосфера;

б) атмосфера; г) гидросфера.

  1. Какого из перечисленных ниже царств органического мира не существует?

а) Растения; в) бактерии;

б) животные; г) водоросли.

3. Первые живые организмы появились:

а) в воде; в) на суше;

б) в почве; г) в воздухе.

4. Создатель учения о биосфере:

а) Н. И. Вавилов; в) М.В. Ломоносов;

б) В.И. Вернадский; г) В. В. Докучаев.

5. Мир животных насчитывает:

а) 500 тысяч видов в) 100 тысяч видов;

б) 2,5 тысячи видов; г) 2,5 млн. видов.

6. Эти животные было истреблено на Земле совсем недавно:

а) белый медведь в) дронт;

б) синий кит г) странствующий голубь

7. Выберите правильное высказывание:

а) растения способны, используя солнечную энергию, превращать органические вещества в неорганические;

б) живые организмы нельзя обнаружить в литосфере;

в) в римской мифологии покровительницей животных считалась богиня по имени Флора;

г) сначала на суше появились животные, а потом растения.

8. Выберите из предложенных ниже особенностей те, которые относятся к царству бактерии:

а) способность производить органическое вещество из неорганических;

б) тело состоит всего из одной клетки;

в) способствуют разложению и превращению органических остатков в питательные вещества для растений;

г) живут только в воздухе.

Ответы: 1 – в; 2 – г; 3 – а, 4 – б; 5 – г; 6 – в, г; 7 – а; 8 – б, в.


Самостоятельная работа по теме «Биосфера»

Вариант 2.

    1. Самая маленькая по объёму оболочка:

а) литосфера; в) атмосфера;

б) биосфера; г) гидросфера.

2. Первые живые вещества появились:

а) 1 млрд. лет назад; в) 100 тыс. лет назад;

б) 6 млн. лет назад; г) 6 млрд. лет назад.

3. Слово «биосфера» в переводе означает:

а) воздушная сфера; в) сфера жизни;

б) природная среда; г) земная сфера.

4. Растительный мир насчитывает:

а) 100 тыс. видов; в) 5 тыс. видов;

б) 2, 5 млн. видов; г) 500 тыс. видов.

5. Установите соответствие.


Царства живых Особенности:

организмов:

  1. Бактерии а) способны производить органическое

вещество и выделять кислород

  1. Растения б) превращают растительные белки в

животные

  1. Животные в) занимают промежуточное положение

между растениями и животными

  1. Грибы г) превращают органические остатки в

питательные вещества.

6.Выберите неправильное высказывание:

а) в международной «Красной книге фактов» собраны сведения о всех животных и растениях, находящихся под угрозой исчезновения;

б) грибы участвуют в разложении погибших растений;

в) причиной разрушения биосферы является хозяйственная деятельность человека;

г) растения, населяющие нашу планету, составляют её растительный мир, или фауну.

7. Живые организмы распространены:

а) в литосфере; в) в гидросфере;

б) в атмосфере и литосфере; г) в литосфере, атмосфере, гидросфере.

8. Животное, которое было истреблено совсем недавно:

а) африканский слон; в) стеллерова корова;

б) тюлень Уэделла; г) северный олень.

Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – г; 5 – 1г, 2а, 3б, 4в; 6 – г; 7 – г; 8 – в.

Критерии оценки: 8 правильных ответов – «5»

6 – 7 правильных ответов – «4»

4 – 5 правильных ответов – «3»

Менее 4 правильных ответов – «2»


Итоговая контрольная работа по географии в 6 классе

Вариант № 1.

  1. Определите географические координаты г. Буэнос-Айрес (Южная Америка).

  2. Изобразите в тетради отрезок длиной 100 метров в масштабе 1:1000.

  3. Изобразите при помощи горизонталей холм высотой 21 м. Горизонтали проведите через 5 м. Известно, что западный склон холма более пологий, чем восточный.

  4. Установите соответствие:

    Характеристики погоды

    Приборы

    1. Температура воздуха

    А. Барометр

    1. Атмосферное давление

    Б. Флюгер

    1. Направление ветра

    В. Осадкомер

    1. Количество осадков

    Г. Термометр

  5. Что такое природный комплекс? Приведите примеры ПК. Приведите примеры, доказывающие, что все компоненты природы в ПК связаны между собой.

  6. Выберите неправильные высказывания:

а) при подъёме в гору температура повышается на 6 градусов Цельсия;

б) Вернадский В.И. – создатель учения о биосфере;

в) бессточное озеро – озеро, из которого не вытекает ни одна река;

г) бактерии способствуют разложению и превращению органических остатков в питательные вещества для растений;

д) грибы создают органическое вещество из неорганического.

7. Найдите «лишний» объект:

а) Гималаи – Енисей – Анды – Кордильеры – Кавказ;

б) Гренландия – Мадагаскар – Огненная Земля – Исландия — Байкал

Ответы:1) 34° ю. ш. 58° з. д. ; 2) отрезок 10см; 4) 1Г, 2А, 3Б, 4В ; 6) а, д ; 7) а – Енисей, б — Байкал

Итоговая контрольная работа по географии в 6 классе

Вариант № 2.

  1. Определите географические координаты г. Челябинска (Россия).

  2. Изобразите в тетради отрезок длиной 100 метров в масштабе 1:2000.

  3. Изобразите при помощи горизонталей холм высотой 13 м. Горизонтали проведите через 3 м. Известно, что северный склон холма более пологий, чем южный.

  4. Установите соответствие:

    Характеристики погоды

    Приборы

    1) Количество осадков

    А. Барометр

    2) Направление ветра

    Б. Флюгер

    3) Атмосферное давление

    В. Осадкомер

    4) Температура воздуха

    Г. Термометр

  5. Что такое природный комплекс? Приведите примеры ПК. Приведите примеры, доказывающие, что все компоненты природы в ПК связаны между собой.

  6. Выберите неправильные высказывания:

а) с поднятием вверх на 10,5 м давление повышается на 1 мм.рт.ст.;

б) Докучаев В.В. – основоположник почвоведения, открыл закон географической зональности;

в) растения способны создавать органическое вещество из неорганического;

г) Байкал – самое большое по площади озеро планеты;

д) биосфера – оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими.

  1. Найдите «лишний» объект:

а) Волга – Енисей – Нил – Анхель – Обь;

б) Камчатка – Сомали – Мадагаскар – Индостан — Лабрадор

Ответы:1) 55° с. ш. 61° в. д. 2) отрезок – 5 см; 4) 1В, 2Б, 3А, 4Г; 6) а, г 7) а — Анхель,

б — Мадагаскар




Список использованной литературы

  1. Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: Физическая география: Учебник для 6 класса. – М.: ООО «ТИД «Русское cлово — РС», 2009

















Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Загрязнение окружающей среды и её охрана" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: