Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе обучения географии и в воспитательной работе»


Использование современных образовательных технологий в процессе обучения географии и в воспитательной работе.

Одним из весомых факторов успешности своей педагогической деятельности считаю применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе, которые обеспечивают личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Считаю, что на уроках географии использование современных образовательных технологий поднимает мотивацию и эффективность обучения. Я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. На своих уроках я использую следующие новые технологии или их элементы, учитывая возрастные особенности детей:

Технологии перспективно-опережающего обучения

Предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата.

Технологии исследовательского обучения(В.А.Бухвалов)

Обучение основам исследовательской деятельности (учебное исследование по методике).

Технологии проблемного обучения(МатюшкинА.М.)

Обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации.

Метод проектов

( Технология проектирования В.А.Бухвалова)

Педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности.

Уровневая дифференциация

Создание условий для достижения результата независимо от способностей уровня подготовленности ученика.

Информационно-куммуникационные

Технологии(система С.Пайперта)

Обучение работе с разными источниками информации, электронными учебниками, ресурсами ИНТЕРНЕТ, составление презентаций, видеоматериалов, готовности к самообразованию

Технологии проведения КТД(система И.П.Иванова)

Создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников

Предмет географии изучается в школьном курсе с 6 по 11 классы. Объем материала огромный, но с каждым годом происходит уплотнение материала, изменение сетки часов. Многое из того, что учащимся необходимо знать, остается за рамками программы или же изучается вскользь. Именно поэтому я внедряю технологию перспективно-опережающего обучения. Учащиеся изучают дополнительную литературу по предмету для расширения и углубления знаний. Эти самостоятельно добытые знания учеников очень хорошо можно увидеть во время внеклассных мероприятий по предмету.

Элементы опережающего обучения использую на уроках при изучении новой темы (опережающие задания, подготовка консультантов, лекторской группы), обобщения и закрепления через игру при завершении отдельных тем или разделов.

Инновацией своего опыта считаю применение технологии исследовательской деятельности в системе, через различные формы организации педагогического процесса в условиях современной школы.

Свежие документы:  Конспект урока по географии "Изображение земной поверхности"

Исследовательская работа – это творческая работа с применением исследовательского метода, основа которого в современной дидактической системе соотносится с деятельностным подходом. Исследовательские работы продолжительные по времени, требуют знаний из разных областей науки. Когда исследовательская работа закончена, то ученик защищает её на уроке, конференциях. Меняется моя роль: я, из всеведущего, непререкаемого наставника, постепенно превращаюсь в компетентного коллегу, старшего партнёра по исследованию, в квалифицированного эксперта-консультанта.

Учебное исследование: выполнение практических работ, составление и решение географических задач, уроки-конференции, диспуты, семинары. проблемная подача материала, работа со статистическим материалом, развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся привел меня к идее проведения уроков, построенных на инициативе учащихся. Среди них особое место занимает проектная деятельность. Важная черта этого метода в том, что, осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

Проектная технология привлекает меня так как: выполнение учащимися проектов позволяет сформировать у учащихся определённые качества личности и учебную мотивацию, является фактором повышения качества образования в школе. Данная технология нацелена на развитие личности учеников, их самостоятельности, творчества, позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Школьники под моим руководством выполнили проекты: «Экологически чистый город», «Проект моего двора», а после уроков защищают проекты, рисуют стенгазеты, создают презентации.

В условиях применения технологии уровневой дифференциации учебный процесс строится мной так, чтобы ученики с разными способностями и подготовкой могли бы достигать результата при изучении школьного предмета.

На практике мной выявлены следующие достоинства применения уровневой дифференциации:

  • Решается проблема неуспеваемости (каждый ученик учится так, как может)

  • Снимается психологический дискомфорт.

  • Формируется положительная мотивация ученика по отношению к учебному предмету.

Широко используются мной информационно-коммуникационные технологии, без которых сегодня трудно представить образовательный процесс. На уроках географии использую мультимедиа-технологии, которые помогают мне решить следующие учебные и познавательные задачи:




Использование мультимедиа — технологий на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и процессы, видеть географические объекты в видеороликах и на слайдах, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

В своей работе я использую электронные учебники «Кирилл и Мефодий», «1С»: «География 6-10кл», «Физическая география», «География и природа России», «Уроки географии 10-11кл», «Политическая карта мира», «Природоведение», Полная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

ИКТ используется мной в течение трех лет практически на каждом уроке. При работе с ИКТ мной создана и постоянно пополняется методическая папка электронных наглядных пособий. Она состоит из работ, выполненных с помощью программ Microsoft Offise Publisher , Microsoft Offise Power Point и Windows Movie Maker. Это и презентации, и буклеты, и слайд-шоу, и небольшие видеоролики, а так же схемы и диаграммы.

ИКТ широко внедряются и в воспитательный процесс: классные часы, участие в школьных мероприятиях не обходятся без видеоматериалов, слайд-шоу.

Опыт показывает: все образовательные технологии в сочетании с ИКТ позволяют мне активизировать интерес к географии у школьников, создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке, достичь хороших результатов в обучении.



Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по географии для 7 класса «По материкам и странам»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: