«Реализация компетентностного подхода на уроках географии и биологии»
Анорьева С.В., учитель географии, биологии, химии
МБОУ «Новотимошкинская ООШ»
Аксубаевского муниципального района РТ
Я работаю более 20-ти лет в нашей школе, имею возможность вести педагогическую работу не менее 18 часов в неделю. С опытом выросло чувство ответственности перед детьми и родителями за качество преподавания предмета, что и является основой мотивации моей педагогической деятельности.
Главным в своей работе считаю:
развитие у детей познавательных интересов, творческих способностей, навыков самостоятельного приобретения знаний;
воспитание любви к своей Родине, понимание культуры других народов;
воспитание экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде;
подготовка детей к адаптации в социальных и природных условиях территории, безопасному проживанию, применению географических знаний и умений в повседневной жизни.
При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, мини-сочинений, обсуждения, выступления (презентации).
Современные педагогические технологии создают особые условия, обеспечивающие новую по смыслу, духовно-практическую деятельность педагога и ученика. При данном подходе знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в совместной деятельности с учителем.
Инновационные педагогические технологии, основанные на применении информационных, коммуникативных методов обучения, позволяют решить задачу модернизации Российского образования. В своей педагогической деятельности применяю следующие современные педагогические технологии.
Технология самообучения
Информационно-коммуникационные технологии.
Проектная технология
Здоровьесберегающие технологии
Личностно-ориентированные технологии
Технология игровой деятельности.
Технология интегрированного обучения.
Технология критического мышления и т.д.
Все технологии помогают осуществить компетентностный подход в формировании у учащихся социальную, коммуникативную, предметную, информационную компетентность.
Технология самообучения. Поиск ответов на заданный учителем вопросы с дополнительной литературы, с газет, журналов, с интернет-ресурса. Например, география 8 класс Тема «Развитие форм рельефа» Ребята, дома к этой теме заранее должны найти следующие определения :эоловые, флювиальные, антропогенные, гляциальные, затем распределить перечисленные формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих процессов: бараньи лбы, воронки, морены, дюны, терриконы, дамбы, каньоны, курганы и т.д.. Они самостоятельно изучают материал дома, которого нет в учебнике, но он необходим для общего развития детей, именно по этой теме.
Информационно-коммуникационные технологии.
Стремительное развитие информационных технологий резко меняет структуру занятости и трудоустройства населения, создает новые профессии и рабочие места. Все больше и больше людей становятся членами этого информационного общества.
На своих уроках по технологии ИКТ я применяю:
уроки-презентации;
уроки с использованием учебника мультимедиа;
уроки с использованием «Библиотеки электронных наглядных пособий».
Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению предметов.
Уроки с использованием учебника мультимедиа делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся для каждого учащегося.
При использовании средств мультимедиа у школьников формируется желание и умение самостоятельно приобретать знания, и проверять свои знания.
На уроках географии использование компьютера, электронных карт позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, проверка знаний с помощью электронных тестов. Эта технология способствует развитию личности ребенка, росту профессионального мастерства учителя , ускоряет и обогащает учебный процесс. На уроках с использованием компьютера обучающиеся овладевают способами получения географической информации. При обучении географии использую информационные технологии при изучении нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), для самостоятельного изучения темы.
Наиболее активно в последнее время я использую метод проектов, у истоков которого стоял Дж. Дьюи. Проектная технология помогает осуществить личностно-ориентированный подход. Учащиеся являются субъектом образовательного процесса. С помощью метода проектов можно создать условия индивидуальной творческой учебной деятельности.
За последние годы мои ребята подготовили проекты, в которых стали участниками и призёрами:
Так, например, в ноябре, 2011 году на районной научно-исследовательской конференции «Интеллект. Здоровье. Нравственность» участвовала ученица 9 класса Антипова Алёна с работой «Влияние компьютера на организм человека».
В феврале, 2012 г. Павлов Сергей ученик 9 класса и Антипова Алена ученица 9 класса приняли участие на заочном дистанционном туре на научно-исследовательском конференции «Биологические науки : прошлое, настоящее, будущее», а Антипова Алена была приглашена на очный тур в г.Елабугу.
Таким образом, проектная технология позволяет мне осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем.
К современным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Но, известный факт, что огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям. Это и физминутки во время урока, и минутки здоровья, где я рассказываю о правильной осанке, о гигиене питания, режим дня и т.д.
Мультимедийные и интерактивные технологии
Мои уроки, благодаря ресурсам — интернет, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, стали более интересными и увлекательными.
Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для самостоятельного составления компьютерного или интерактивного сценария урока с использованием программы презентации Power Point.Это позволяет мне, прежде всего, воздействовать не только на сознание, но и на эмоции учащихся, а также более рационально распределять время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов, что более эффективно. В результате остается больше времени на аналитическую деятельность учащихся, позволяет гораздо легче, чем ранее, сопоставлять различные факты, суждения, теории. Таким образом, использование ИКТ открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству обучения.
Проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя.
Технология игровой деятельности. Такие уроки способствуют развитию речи школьников, учат их доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ. Ребят привлекает нетрадиционная форма урока, необычное оформление кабинета, работа с дополнительными источниками знаний.
Игры я провожу на уроках повторения и обобщения знаний.
В настоящее время перед школой стоит большая задача – формирование различных практических навыков, которые человеку нужны сегодня и в будущей жизни. Я уделяю на уроках географии значительное внимание развитию практических навыков учащихся.
На каждом уроке дети работают с картами атласа, текстовыми картами учебника, картами электронного учебника, контурными картами. На уроке мои ученики сравнивают отдельные объекты, описывают их по типовым планам, обучаются приемам заучивания номенклатуры карты, находят закономерности явлений, сопоставляют несколько карт в целях получения ответа на поставленный проблемный вопрос, определяют координаты, делают измерения расстояний и т.д.
Задания составляю такие, чтобы постоянно поддерживался интерес к географии. Например, на этом острове находится лес с координатами 19º ю.ш и 47º в.д, где живут самые маленькие обезьяны, размеры их тела 12 сантиметров. Как называется этот остров?
В связи с введением ЕГЭ обращаю особое внимание на такие виды работ как чтение топографической карты, определение направлений и измерение расстояний по карте при помощи масштаба и градусной сетки, откладывание расстояний в масштабе, определение координат точки, которые встречаются в вопросах по ЕГЭ.
Очень активно работают ученики при проведении практических работ с использованием компаса по измерению расстояний и азимутов, съемке местности.
Технология интегрированного обучения.
На своих уроках применяю технологию интегрированного обучения. Главной целью интегрированного обучения является формирование более широкого и глубокого миропонимания учащимися, активизация их познавательной деятельности, формирование умений применять полученные знания в жизни, создание благоприятных условий для самореализации ребенка.
В 7 классе по темам «Предпосылки и последствия Великих географических открытий» создаются благоприятные возможности для интегрирования географии и истории. Интегрированные уроки носят проблемный характер, что повышает мотивацию учеников, интерес.
Итак, интегрирование в преподавании географии способствует расширению и углублению знаний. Повышает активность, интерес детей к предмету, нацеливает на практическое использование знаний сегодня и в перспективе.
Технология критического мышления.
Основой этой технологии являются три ступени (фазы) урока: «Вызов – осмысление – рефлексия». Использую различные приемы, как традиционные: составление таблиц, плана, постановка проблемного вопроса, так и новые, например, составление кластера (гроздья, пучок), в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями и явлениями, или прием: «Запишите все что знаете» (индивидуально или в группах), или прием «мозговой атаки».
Основная фаза урока – осмысление дает возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, причем возможно сообщение информации учителем или ее самостоятельный поиск. Используются следующие приемы: «инсерт» – маркировка текста, учебно-мозговой штурм. На этой стадии формирования критического мышления осуществляется через исследовательские навыки, выполнение работы с дополнительной литературой, статистикой, научным текстом.
Третья фаза – рефлексия (размышление). На этой фазе происходит закрепление новых знаний, осмысление своего опыта. Основные приемы: групповая дискуссия, синквейн, составление кластера.
Использование компетентностного подхода дает положительные результаты в освоении способов знаний. Мои ученики успешно сдают ЕГЭ по биологии. Ежегодно участвуют в олимпиадах, конференциях и проектах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, занимают призовые места.
Например, в 2011 году ученик 9 класса на муниципальном этапе районной предметной олимпиады заняли 2-ое место: Павлов Сергей– по географии, 2 ученика участвовали на заочном туре региональной научно-практической конференции школьников «Биологические науки: прошлое, настоящее, будущее» — Павлов Сергей и Антипова Алена, ученики 9 класса, на очный тур в филиал КФУ г. Елабугу была приглашена Антипова Алена, ученица 9 класса с работой на тему «Влияние компьютера на организм человека», многие ученики участвовали в интернет-туре межрегиональных предметных олимпиад КФУ 2011-2012 учебного года, награждены сертификатами и дипломами участника. Во всероссийском конкурсе «Олимпус» — дипломом 2 степени награжден Павлов Даниел, ученик 6 класса, всероссийский конкурс
«Человек и природа» — дипломами 2 и 3 степени награждены ученицы 8 класса: Пискарева Мария и Ижотова Ольга, всероссийский конкурс «Мир знаний» — дипломом 3 степени награжден Сибгатуллин Радик, ученик 7 класса и т.д.
Закончить свое выступление мне хочется фразой: «Для успешной профессиональной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности». Именно этому я пытаюсь научить своих детей.
Ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования. Компетентностный подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.
Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Способны ли мы, уважаемые коллеги, вывести наших учеников на этот уровень? Я думаю, что каждый из нас сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, а ведущей идеей – повышение качества образования.