Статья «Воспитание патриотизма на уроках географии у обучающихся кадетских классов с использованием передовых педагогических технологий»


Н.И. Лихушина

МОУ СОШ №19 .г. Старый Оскол

учитель географии


«Воспитание патриотизма на уроках географии у обучающихся кадетских классов с использованием передовых педагогических технологий».

России не станет тогда,

когда не станет последнего патриота.

Карамзин


Наша школа имеет свои традиции и является уникальным учебным заведением в городе. На базе школы постановлением главы администрации города зарегистрирован кадетский корпус «Виктория». В 2008 году школа стала социокультурным образовательным комплексом. Это означает, что мы для своего образовательного процесса выстраиваем партнерские отношения с другими организациями: центром детско-юношеского туризма и экскурсий, эколого-биологическим центром, краеведческим музеем, центрами детско-юношеского творчества № 1 и № 2. Это помогает нам в полном объеме использовать их возможности для учебно-воспитательного процесса.

В кадетском корпусе основной задачей является формирование гражданственности и патриотизма. В большинстве случаев кадетские классы ассоциируются с военными. Но мы не ставим целью поступление наших учеников только в военные ВУЗы. Служение Отечеству на гражданском и военном поприще, качественная подготовка гражданина своего Отечества, вот основа воспитания и образования в кадетском корпусе. И география и краеведение способствует выполнению этих задач в полной мере.

В школе созданы условия для использования новых современных технологий. Мой класс, кабинет географии, оборудован в соответствии с современными требованиями. Организовано рабочее место учителя, которое состоит из компьютера, интерактивной доски, мультимедиапроектора, подключения к локальной сети и Интернет, планируются компьютеры для работы учащихся. В настоящее время поступило около 70 интерактивных карт и большое количество электронных пособий, переносная метеостанция – все эти средства позволяют расширить формы и методы работы на уроках.

С начальной ступени обучения (1- 4 классы) становится актуальным воспитание любви к близким, к дому, школе. Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Стремление служить своему народу, своей стране, чувства национальной гордости не возникают у людей сами по себе. Учителя начальной школы стараются, чтобы при переходе в школу II ступени дети уже имели определенный уровень краеведческого образования. Поэтому на своих уроках географии большое внимание я уделяю патриотическому воспитанию.

В среднем и старшем звене мы более подробно изучаем, какой вклад внесли военные профессионалы в географические исследования. Русские мореплаватели, которым Отечество и мир обязаны многими открытиями, в абсолютном большинстве были офицерами и адмиралами военно-морского флота. Широко известны имена адмирала Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.В. Лазарева, капитана-командора В.И. Беринга, генерал-фельдмаршала В.М. Головина, лейтенанта Л.А. Загоскина, поручика Г.Я. Седова и многих других. Из 492 наиболее известных русских мореплавателей и географов около 300 – офицеры. Из 178 человек, чьи имена остались на географических картах, 130 офицеров.

Свежие документы:  Модульный урок по географии в 7 классе по теме « Внутренние воды Африки»

Среди исследователей суши также преобладают офицеры: капитан К.А. Арсеньев, выпускник военно-медицинской академии А.В. Елисеев, участник обороны Севастополя Е.П. Ковалевский, поручик П.К. Козлов, выпускник Омского кадетского корпуса Г.А. Потанин, генерал-майор Н.М. Пржевальский. Такие науки как геодезия, гидрографика, гидроакустика, метеорология, картография развивались в России благодаря знаниям и опыту офицеров русской армии и флота. В этих областях науки наиболее весомый вклад внесли ученые, бывшие генералы и офицеры Вилькицкие, Д. Ловцын, Ю. Шокальский. Мною была разработана серия уроков на тему «Великие географические открытия выпускников кадетских корпусов»:

1. Как воспитывали русского морского офицера.

2. Первая русская кругосветка (о И. Крузенштерне и Ю. Лисянском).

3.Чокан Валиханов (кадет из Казахстана) – (друг Г.Потанина, Ф.Достоевского, выпускника Сибирского кадетского корпуса, исследователя Западной Сибири);

4. Колчак А.В. — исследователь Арктики.

Считаю, что незаслуженно забыты заслуги А.В.Колчака в области полярных исследований, гидрогеологии (окончил Морской кадетский корпус в 1894 году вторым по успеваемости и старшинству с денежной премией).

Особое место в изучении географии нашего края мы отводим выдающимся людям, которые родились и выросли на территории Белгородчины. К 55-ю образования Белгородской области среди 8-классов была проведена игра-викторина «Знаменитые земляки». Ребятам заранее было дано задание по сбору материалов о знаменитых людях белгородчины, и по итогам этой работы была проведена игра. Особенно интересным для учащихся оказался процесс поиска информации о жизни: выдающегося инженера ХХ века В. Г. Шухова, поэта-декабриста В. Ф. Раевского, писателя-педагога В. Я. Ярошенко, М. С. Ольминского, Н. Ф. Ватутина, В.С. Абельдяева, Ф.И. Наседкина.

Собранный материал предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в кадетском корпусе, а также формирование методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания кадетов.

Полезными для меня оказались материалы по дням воинской славы, победным дням России, которые я использую как на уроках географии, так и на классных часах. В ходе урока я даю возможность учащимся выступить с небольшими выступлениями или сообщениями по этим датам. Все это способствует закреплению у детей знаний о защитниках Отечества, пробуждает интерес к истории и географии Родины.

При изучении Восточно-Европейской равнины обязательно вспоминаем о Курской битве. Отмечаем, что эта победа имела огромное значение, и то, что в память об этом событии созданы музей – диорама в г.Белгороде, музейный комплекс на Прохоровском поле (мы посещали все эти памятники).

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Географии "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РИНГ"

В старшей школе учащиеся кадетских классов изучают специальность «Аварийно – спасательное дело», в курс которого обязательно включены изучение особенностей тектонического строения Старооскольского района и возможности возникновения природных и техногенных катастроф, предупреждение их и способы ликвидации. Совместно с учителем ОБЖ Жилинковым В.П. мы проводим интегрированные уроки географии – ОБЖ. Также не раз с учащимися посещали музей СГОКа, со смотровой площадки видели огромные размеры карьера, после чего дети собрали материал «Влияние открытых карьеров на окружающую среду».

Помимо всего этого можно перечислить и другие условия способствовавшие развитию моего опыта по воспитанию патриотизма: всестороннее использование возможностей уникального природно-техногенного комплекса Белгородской области, появление технической возможности в образовательном учреждении (интерактивная доска, компьютер, подключение к локальной сети, Интернет).

Ведущая педагогическая идея моей работы: повышение познавательной активности обучающихся на основе применения новых информационно – коммуникационных технологий обучения.

Эти современные методы и средства обучения обладают высокими дидактическими возможностями, несут в себе огромный мотивационный капитал, соответствуют принципам индивидуализации обучения и позволяют учитывать психологические особенности школьного возраста.

Современный урок я не представляю без использования мультимедиа, компьютера, Интернета, ведь это и банк справочного материала, и средство управлением учением ученика через подачу определенных логически обоснованных порций информации, и тренажер для учащихся – сейчас это очень актуально – так как дети готовятся к экзамену в форме ЕГЭ. Кроме того компьютер – это динамическое средство условной наглядности, материал для самостоятельной исследовательской работы, средство организации игровой ситуации – например, ту же викторину по Белгородской области можно провести в разных формах: если времени недостаточно — в виде тестирования на уроке, если время есть — в игровой форме.

Обучающиеся с удовольствием работают над созданием презентаций, проектов. В прошлом году наши ученики участвовали в создании проекта: «Растения меловых склонов, как особо охраняемые территории Белгородской области», в этом году мы участвовали уже в создании двух проектов: разработка туристско-краеведческого маршрута «Улицы нашего города» по ул. Наседкина и улице Абельдяева (за большие заслуги перед Родиной Василий Семенович награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны и орденом «Знак Почета», и 4 медалями, Абельдяев В.С. — почетный гражданин г. Старый Оскол); 3-ой год участвуем в городском проекте «Эрудицион + IQ». В данный момент мы участвуем в создании проекта по экологии, в конкурсе мультимедийных проектов.

Свежие документы:  Интегрированный урок по биологии и географии для 7 класса по теме: «Кругосветное путешествие Ч. Дарвина»

Тематические мероприятия «Мой край — родная Белгородчина» постоянно проводятся в нашей школе: классные часы, викторины, выставки рисунков, посвященные различным датам: годовщинам образования Белгородской области — 6 января, освобождению города Старый Оскол — 5 февраля (этой дате каждый год в начале февраля в школе посвящена военно-патриотическая игра «Ратник»). Среди этапов этого соревнования есть определение маршрута движения по плану местности, определение азимута, знание топографических знаков. По окончании игры «Ратник» ребята сделали вывод: от знания и умения «воина» будет зависеть жизнь не только его самого, но и его «боевых» товарищей. Вот почему так необходимы каждому человеку прочные и глубокие знания географических основ.

Работа по изучению родного края началась в школе не год и не два назад, а с момента основания школы. Сохранились материалы конца 70-х годов. В отсутствие учебников по географии Белгородской области собрали тематические папки для учеников 8-9 классов. Сами разработали атлас Белгородской области. Сейчас у нас имеется электронный атлас Белгородской области, что в значительной степени облегчил работу на уроках по изучению, не только своей области, соседних регионов. Мы и сейчас продолжаем изучать нашу малую родину — географическое пространство и социальную среду, где наши ученики родились, растут и воспитываются.

А. Твардовский писал: «Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной красотой, предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и милой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и — в великом целом своем — для всех одна».


Библиографический список

1. Болотникова Н.В. География. Интегрированные уроки. Волгоград, 2004.

2. Галева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии.

  1. Материалы из Краеведческого музея

  2. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе. – Просвещение, 2003, с-165

  3. Федеральный Закон «О днях воинской славы и победных днях России»






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: