Сценарий «Турнир знатоков физической географии» 8 класс


6


Сценарий Турнира знатоков физической географии


Переплетчикова Ольга Вячеславовна,

учитель географии

первой категории

МБОУ гимназии
города Гурьевска Калининградской области


Внеклассное мероприятие проводится для учащихся 8 классов, в конце учебного года. От каждого класса параллели в игре участвует команда из шести человек. В зале стоят два игровых стола (условно: «красный» и «зеленый»), на которых лежат соответствующие сигнальные карточки.


Задачи мероприятия:

повторение, обобщение материала по физической географии (курсы 6-8 классов);

-развитие познавательной активности учащихся;

-осуществление межпредметных связей в рамках внеклассной работы;

-сплочение классных коллективов.


Оборудование: настенная физическая карта мира, ноутбук, мультимедийный проектор; иллюстративный материал на слайдах презентации; трибуна для ведущего; сигнальные карточки (красная и зеленая) для команд; таблички, обозначающие количество баллов (два комплекта); два стола, 12 стульев, лист бумаги и ручка для каждой команды; образцы гранита, мрамора, торфа; грамоты.


Ход игры:

В ходе жеребьевки определяется первая команда, занимающая один из игровых столов. Её капитан выбирает для первого раунда одну из команд-соперниц, которая размещается за вторым игровым столом.

Ведущий объявляет начало первого раунда и задает вопрос, а затем произносит слово «время». Только с этого момента команды приступают к обсуждению, для которого дается 30 секунд. Когда 30 секунд истекли, звучит сигнал (удобно использовать музыкальный инструмент тарелки). Команда, у которой есть версия ответа, поднимает карточку. Это можно сделать в течение 30 секунд после слова «время» или сразу после сигнала. За правильный ответ присуждается одно очко. В случае неверного ответа соперники могут дать свою версию (если время не было использовано полностью, они могут продолжить обсуждение). Когда команды поднимают сигнальные карточки одновременно, ведущий предлагает им написать ответы на листках и сдать ему. Если обе команды ответили правильно, по одному баллу присуждается каждой из них.

Команда, набравшая определенное, заранее объявленное, количество очков (зависит от количества команд), побеждает в данном раунде и остаётся за игровым столом, а соперники занимают места в зале среди болельщиков. Капитан победившей команды приглашает новых соперников из числа не игравших команд. Проводится второй раунд, затем третий и так далее, в зависимости от количества команд. Победителем всего турнира является команда, получившая определенное количество очков в последнем раунде.

Команды награждаются грамотами.

Вопросы:


1. Какая пустыня богаче подземными водами: каменистая, песчаная или гли-

нистая? Обоснуйте свой ответ. ( Самыми безводными являются каменистые и глинистые пустыни, т.к. солнце успевает «выпить» всю воду раньше, чем она может просочиться в грунт. Песчаная же пустыня является более богатой водами.)

Свежие документы:  Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-7 классов «На старте - хорошее настроение»


2. Как называется море, у которого нет берегов? (Саргассово море)


3. Посмотрев на слайд, назовите один из природных уникумов Урала (Кунгурская ледяная пещера) – см. слайд 2


4. Покажите на карте море, названное в честь русских путешественников,

двоюродных братьев Харитона и Дмитрия. ( Море Лаптевых)


5. «Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по ко-

торому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности…» Назовите природную зону, автора и произведение. ( Степь, Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)


6. Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Что имел в виду А.С. Пушкин, написав «отселе я вижу потоков рожденье» ?

( Ледники, спускаясь по склонам гор ниже снеговой линии, тают и дают

начало рекам)


7. Из каких минералов состоит горная порода, название которой созвучно названию среднего слоя материковой земной коры? (Слюда, кварц, полевой шпат).


8. Есть географические карты, на которых показаны несуществующие объ-

екты. Без таких карт путешествия по районам Земли, для которых они были созданы, может иметь трагические последствия. Что же обозначено на этих картах? (Это карты караванных путей в пустынях, на которых обозначены места, где часто встречаются миражи. Ведь бывали случаи, когда, следуя за миражом, путники отклонялись от маршрута и погибали)


9. Где находится и как называется самый длинный коралловый риф? (Большой Барьерный риф. Он расположен у северо-восточных берегов Австралии.)


10. Посмотрев на слайд, назовите и покажите на карте

полуостров России. (Камчатка) – см. слайд 3


11. Прохладным вечером утесы

Надевают кимоно

Из невесомой дымки.


Настоем нежности дымится

Туман цветущих сакур

На обрыве.

Назовите и покажите архипелаг, который является родиной поэтов, напи-

савших эти строчки. (Японские острова)


12. Долгое время, пока этому явлению не было дано объяснение, оно вызыва-

ло у людей суеверный страх. Вместо обычного, каким они привыкли его

наблюдать, на землю выпадал цветной дождь или снег. Какова причина выпадения цветных осадков? (Сильные ветры, возникающие чаще всего в африканских и азиатских пустынях, поднимают в воздух огромное количество пыли и песка и уносят за сотни километров. Цветная пыль, выпадая вместе с дождем или снегом, окрашивает их в различные цвета)

Свежие документы:  7 чудес села Помоздино, 5-11 класс


13. После выпаривания 1 л морской воды осталось 25 г соли. Какова соле-

ность воды в этом районе? (25 промилле)


14. Посмотрев на слайд, назовите природную зону. (Саванна) –- см. слайд 4


15. Изучая географию, вы много раз произносили по-гречески слово «наклон». Сделайте это еще раз. (Климат. По-гречески «клима» – наклон. Имеется в виду наклон солнечных лучей к земной поверхности)


16. Мореплаватели, встречая на пути айсберги, часто замечали, что они плыли против ветра. Чем можно объяснить это явление? (Дело в том, что лишь 1/7 часть айсберга возвышается над водой. Поэтому огромная подводная часть айсберга оказывается под влиянием течения, а меньшая, видимая, — под влиянием ветра. Если направление течения противоположно направлению ветра, то айсберг будет двигаться по течению, т.е. против ветра)


17. Посмотрев на слайд, скажите, как называется река, и покажите ее на карте. (Колорадо) – см. слайд 5


18. Почему в Австралии нет оазисов? (В Австралии глубоко расположены артезианские воды, а грунтовые воды редко подходят к поверхности).


19. Определите горные породы по образцам. ( Мрамор, гранит, торф)


20. Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают…

Под впечатлением какой картины какого художника написал А.С. Пушкин

эти строки? (Карл Брюллов «Последний день Помпеи»)


21. Как гигантские колонны высятся здесь стройные вековые корейские кед-

ры, черные пихты и аянские ели. Во втором ярусе растут тисы, несколько видов кленов, маньчжурский орех, дикие яблони и груши, амурский бархат с его пробковой корой, березы: белая, черная, желтая, железная. Здесь густой подлесок, пышный и богатый травянистый покров. Деревья перевиты лианами.

О растительности какого природного комплекса России идет речь? В пределах какого крупного природного района он находится? (Уссурийская тайга, Дальний Восток)


22. Посмотрите на фотографию и назовите животное. (Ленивец) – см. слайд 6


23. Определите тип климата по климатической диаграмме. (Экваториальный) – см. слайд 7


24. Почему В.В.Докучаев назвал почву «зеркалом» природы? (Он имел в виду, что почва отражает взаимодействие всех компонентов природы, является результатом этого взаимодействия)


25. С какой горной системой связаны произведения писателя П.П.Бажова? (Урал)


26. Почему на островах архипелага Северная Земля солнечной радиации на 8% больше, чем в Крыму? (Из-за малой облачности и длительного полярного дня).

Свежие документы:  Тест для 8 класса «Электролитическая диссоциация»

27. В какой точке земного шара можно построить дом, все стороны которого были бы обращены на север? (На Южном полюсе)


28. Почему большая часть обитателей Австралии не встречается нигде, кроме этого материка? (Австралия давно отделилась от других материков, в Австралии не было резких климатических изменений)


29. Солнце клонит лицо с голубой вышины,

И лицо это девственно юно,

И, как струи пролитого солнца, ровны

Золотые песчаные дюны.

Всюду башни, дворцы из порфировых скал,

Вкруг фонтаны и пальмы на страже,

Это солнце на глади воздушных зеркал

Пишет кистью лучистой миражи…

Назовите и покажите на карте географический объект, которому посвяще-

ны эти строчки Николая Гумилева. (Пустыня Сахара)


30. Назовите полуостров по фрагменту контурной карты. (Кольский полуостров) – см. слайд 8


31. Какая впадина считается границей между Европой и Азией? (Кумо-Манычская впадина)


32. В морях какого океана находится наибольшее количество островов России? (В морях Северного Ледовитого океана)


33. Эти устойчивые воздушные течения сезонного характера меняют направление движения на противоположное от зимы к лету. Как они называются? (Муссоны)


34. Море было спокойно. Дул не то знаменитый баргузин, зарождающийся в истоках реки, в долине, стиснутой двумя хребтами, не то какой-то другой ветер. Их здесь насчитывается более тридцати.

О каком «море» идёт речь? (Озеро Байкал)


35. В каком море ловят рыбу жители трёх частей света? (В Средиземном море)












Список использованной литературы



  1. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.

  2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2010.

  3. Коринская В.А. и др. География материков и океанов. 7 класс. – М.: Дрофа, 2010.

  4. Максаковский В.П. Литературная география. – М.: Просвещение, 2006.

  5. Пивоварова Г.П. Занимательная география – М.: Просвещение, 1998.

  6. Энциклопедия для детей. География. – М.: Аванта +, 2006.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: