Технологическая карта по Географии «Земля и её изображение» 5 класс


Технологическая карта урока

ФИО учителя: Лапаева Татьяна Николаевна, учитель географии МБОУ СОШ им. М.И.Калинина

Класс: 5

Тема урока: «Урок обобщения и контроля по темам Земля и её изображение»

4. Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013 г.

5. Методы обучения: частично- поисковый, проблемный.

6.Вид урока: Урок обобщения и контроля, практикум.

7.Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цель урока: Закрепить знание оформах и размерах Земли о способах определения своего местоположения относительно сторон горизонта,разницы между глобусом и картой, показать важность умения ориентироваться. Ввести понятия «ориентирование», «румбы», « компас», «стороны горизонта».

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование умений характеризовать конкретные способы ориентирования; овладение навыками пользования компасом.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развивать умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков коммуникативной компетентности; осознают, что умения ориентироваться на местности пригодятся в жизни.




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная деятельность

Регулятивная деятельность


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

1. Приветствие

2.Проверка готовности

3. Организация внимания





Приветствие учащихся

Внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места.

Небольшая психологическая пауза, побуждающая учащихся быть внимательными на уроке.



Приветствие учащимися учителя

Этап целеполагания, подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Для чего человеку знания о Земле?

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ « «ГЛОБУС- МОДЕЛЬ ЗЕМЛИ»

1. Кто первым совершил космическое путешествие вокруг земли?

 2. Какую форму имеет  Земля?

3. Ты согласен с тем, что Земля излучает собственный свет?  

4. Земля – это планета или звезда?  

5. Луна – это  спутник  

6. Земля вращается вокруг своей …

7. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг …

8. Кто из ученых предположил, что Земля шарообразная?

9. Кто из ученых вычислил размеры Земли?

10. В чем состоит единство в представлении древних людей о Земле?

вывод



Учащиеся отвечают на вопросы поставленные учителем.

Учащиеся предлагают свои варианты темы урока и его задачи.


Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения.

Актуализация знаний


Работа с компасом — А зачем нам изучать компас? Вам приходилось пользоваться компасом? Учитель ведет диалог.

Что такое компас?

(Компас – это прибор, указывающий направление географического меридиана и позволяющий ориентироваться относительно сторон горизонта).

Устройство компаса.

Традиционно южный конец магнитной стрелки компаса окрашен в красный цвет, северный – черный. Кто знает почему?

Цвета стрелки являются отголоском древних времен. Еще в Ассирийском календаре север назывался черной страной, юг – красной, восток – зеленой, а запад – белой. В соответствии этому были окрашены городские ворота в древнем Китае.




Учащиеся слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Этап Закрепления знаний.

Первичное усвоение новых знаний.

Введение понятий.





ПРЕзентация- Что такое горизонт? Линия горизонта?

Что значит ориентироваться?

Ориентирование – определение своего местоположения относительно сторон горизонта.

Основные направления – с, в, ю, з;

Промежуточные — св, юв, юз, сз;

Румб – направления к точкам горизонта.

8 дополнительных промежуточных направлений – ссв, всв, вюв, ююв, ююз, зюз, зсз, ссз;

.


Практическая работа

Пользуясь компасом, определите:

А) в какую сторону горизонта обращены окна вашего класса …………………….

Б) направление, в котором находится дверь класса………………………………………

В) в каком направлении от окна расположен стол учителя…………………………..

Г) направление, в котором находится ваш дом ……………………………………

Какие способы ориентирования вы знаете?

Задание.

Неудачные путешественники потеряли компас. Как им определить точное направление на север с помощью часов и Солнца?

Как определить стороны горизонта с помощью часов?

Учитель объясняет как определить

«Направьте стрелку часовую

На солнце, в точку золотую.

Меж стрелкою и цифрой «час»

Есть угол (важен он для нас)

Делите угол пополам

И сразу юг найдете там»


Ориентирование по местным признакам.

Местные признаки — явления и объекты природного или искусственного происхождения, позволяющие ориентироваться на местности.

Заполните таблицу, используя предложенные местные признаки.


Кора берез светлее, более крутая сторона муравейника, обильнее смола на стволах хвойных деревьев, снег раньше таит весной на склонах, гуще лишайник на стволах, грубее кора деревьев.

Самопроверка.


На север

На юг

Грубее кора деревьев.

Кора берез светлее

Гуще лишайник на стволах

Обильнее смола на стволах хвойных деревьев

Более крутая сторона муравейника

Снег раньше таит весной на склонах


1. Заполняют левую колонку таблицы

Обсуждают и проверяют выполненное задание с учителем.

2. Учащиеся читают определение и проговаривают его хором.



Работа в парах. Обсуждают выполнение задания в парах.

Взаимопроверка выполненной практической работы.


Учащиеся знакомятся с правилами пользования компасом.















Оказывает консультативную помощь учащимся по ходу работы



















Выполняют практическую работу.

Самостоятельно, самопроверка.








Физкультминутка

Раз, два, три, четыре. Встали прямо, руки шире.

Повернулись на восток, а затем на север.

Отдохнули мы немного, а потом опять в дорогу

прямо, прямо к западу и пора за парту нам.


Что такое зюйдвестка?

Самостоятельная работа по учебнику. стр.31

Сообщения учащихся.


Учащиеся выполняют упражнения.


Учащиеся работают по учебнику.





Отвечают на вопрос учителя.






Работа у доски.

Определение сторон горизонта и азимута на предмет.

Тест по теме стороны горизонта, ориентирование

Отдель стоящее дерево, колодец, школа.

Опред азимут.

РАБОТА В учебнике стр 23 тестовый материал

1.Сколько существует основных сторон горизонта:

А-1; Б – 4; В – 6; Г – 8;

2.Как называется умение находить стороны горизонта:

А – ориентированием; Б – навигацией; В – масштабированием;

3.Если встать лицом к северу, то какая сторона горизонта будет слева:

А – северо – запад; Б – восток; В — юг; Г — запад;

4.Как по местным признакам и солнцу можно сориентироваться без компаса? Установите правильное соответствие:

А – моховое покрытие на отдельно стоящем дереве;

Б — расположение муравейника у отдельно стоящего дерева;

В – восход солнца; Г — заход солнца;

1 – юг; 2 – север; 3- запад; 4 — восток;

5. Сторона горизонта, где солнце бывает в полдень:

1 – юг; 2- север; 3 – запад; 4 – восток;

6. Сторона горизонта противоположная востоку:

1 – юг; 2- север; 3 – запад; 4 – восток;

7 допишите названия сторон горизонта противоположных данным

1. север — ……………….

2. юго — восток -………………….

3.северо – восток — …………………….

8. В каком направлении будут возвращаться экскурсанты домой из леса, если он расположен на северо – восток от селения?


9.Какаяя фигура получится, если из точки отложить 2 клетки на юг, затем 3 клетки на запад, затем соединить. В каком направлении вы соединили две точки.

Работа в печатных тетрадях стр.16-18


Учащиеся выполняют упражнения.













Учащиеся выполняют тест самостоятельно, с взаимопроверкой.

На доске ключ к проверке.

Поставь себе оценку

«5» — 13 — 12 баллов

«4» — 11- 9 баллов

«3» — 9 и меньше баллов


Итоговый этап.

Оценка ответов учащихся за урок.


Учитель выставляет оценки отдельным учащимся за урок и комментирует ответы учащихся.



Учащиеся заполняют листочки, на которых оценивают свое усвоение материала на уроке.

Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Учитель дает домашнее задание и комментирует его.

Параграф 6.

Вопросы для любознательных.

1. Где на земном шаре есть только северное направление?

2.Ищем ответ с родителями.

С помощью чего ориентировались участники высокоширотной экспедиции «Комсомольская правда -79» под руководством

Д. Шпаро в условиях полярной ночи?

Пользовались ли они компасом?

Отмечают обязательное, дополнительное домашнее задание и по выбору. Слушают пояснения учителя по домашнему заданию

Рефлексия.




Даёт задание учащимся на листочках оценить свою деятельность

Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала

Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:

1. «Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому».

2. «Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя».

3. «Я понял(а) материал частично».

4. «Я ничего не понял(а)»

Итог учителя. Я ….

Рада буду видеть вас на следующем уроке.

Учащиеся оценивают свою деятельность на листах.





Свежие документы:  Технологическая карта урока «Weihnacht ist da!» в 4 классе по учебному предмету «Немецкий язык»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: