Технологии в процессе обучения географии


Технологии в процессе обучения географии

В методике географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения. Широко применяется методика (или технология) формирования приемов учебной работы, которая изложена в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов. Эта технология нашла широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников географии, в методических пособиях и достаточно хорошо освоена в практике работы многих учителей географии.

В учебной практике давно применяется технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н.Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, суще­ственно помогают ученикам усваивать урок».

Опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Учителями-практиками эта технология хорошо разработана, опубликовано немало статей и даже книг для учителя, где представлены опорные конспекты по целым курсам (например, 7 и 8 кл.).

Достаточно полно разработана технология формирования учебной деятельности школьников. Суть её в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности уча­щихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В отличие от традиционной методики в которой описывается, что должен делать учитель, технология формирования учебной деятельности предписывает, как школьник должен решать учебную задачу.

В начале урока классу предлагаются учебные задачи, в любом варианте (на доске, плакате, пленке кодоскопа), эти задачи решаются по ходу урока, а в конце урока согласно этим задачам проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.

Технология формирования учебной деятельности предполагает, что учитель создает систему учебных задач по какому-либо курсу, разделу или теме, разрабатывает проекты организации своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников, подготавливает тестовые (практикумов, сборников оценки качества подготовки выпускников школы и т.п.). Применение этой технологии хорошо раскрыто в учебниках В.П.Сухова, ВЛ.Рома и В.П.Дронова и др., а также в ряде статей журнала.

Технология дифференцированного обучения также хорошо известна в методике географии. В классе всегда разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии дифференцированного обучения учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровенные программы, дидак­тический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

Свежие документы:  Контрольная работа по курсу «География Белгородской области» 9 класс

В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности. Однако ее реализация чаще всего имеет эпизодичный характер. Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора. Применять этот вид технологии учителю помогает богатый методический аппарат многих учебников географии. Естественно, для того, чтобы дискуссия прошла на высшем уровне, необходимо специально обучать школьников правилам ведения дискуссии на уроке.

Модульная технология также применяется в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель должен разработать специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где также четко должен указать цель усвоения определенного учебного материала, дать точные указания к использованию источников ин­формации и разъяснения способов овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов).

Учителя географии все чаще стали обращаться к методу проектов, который называют технологией проектной деятельности школьников. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества. Разработка технологии, как составной части методики предмета, предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету.

Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, организовывать учебную деятельность школьников с чётко заданной целью и планированным результатом.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: