Тема: Глобус, параллели и меридианы (5 класс)


Урок 6.

Тема: Глобус, параллели и меридианы.

Цель:

  1. Образовательная цель:

сформировать знания о глобусе как модели Земли;

дать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте;

-анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы;

-выполнять визуальный анализ и описание по разным картам;

-проводить расчётно-аналитические вычисления, используя карты.

Оборудование: глобусы, карта полушарий.

Тип урока: открытие новых знаний в технологии деятельностного метода обучения.

Учебник: В.А. Кошевой, Т.Л. Смоктунович, О.А. Родыгина- 5 класс ( ФГОС)

Учитель географии МОУ «СОШ №5» Г. Ржева: Кузьмина Наталья Викторовна


Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов


  1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.






  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


























-Какой теме был посвящен прошлый урок?

( Форма и размеры Земли)

— О чем мы говорили на прошлом уроке?

— Как вы думаете, зачем мы с вами уделяли столько внимания изучению нашей планеты?

— Хорошо , правильно.

Сегодня мы продолжим разговор о нашей планете Земля.

Фронтальная работа, работа в парах.

— Прежде чем приступить к изучению нового материала, что надо сделать?

( надо повторить то, что нам сегодня потребуется для открытия нового)

-Ответьте на следующие вопросы:

— Кто определил размеры нашей планеты? ( Эратосфен)

— Кто из древнегреческих ученых пришел к выводу о шарообразности Земли? ( Первым высказал мысль Пифагор, затем Аристотель)

— Почему у него возникла такая мысль?

— Какова же истинная форма Земли? ( геоид)

— Что это за форма?

— Что вы сейчас повторили?

ПРОБНОЕ ЗАДАНИЕ.

Теперь попробуйте выполнить новое для вас задание.

— Как вы думаете с какой целью я вам прелагаю новое задание?

( чтобы мы поняли, что мы не знаем; и поняли какая тема будет сегодня на уроке)

Такое задание называется пробным.

1. – Как прекрасна наша планета на космических снимках! Подберите прилагательные для описания поверхности нашей планеты.

– Так ли красиво выглядит её поверхность на глобусе?

– Какой у вас возникает вопрос?

Зачем на карты и глобус наносят особые линии – параллели и меридианы?

Сравните свой вопрос с авторским стр.171

— Покажите на карте и глобусе параллели и меридианы.

— У кого нет ответа?

— Что вы не смогли сделать? ( не знаем пока, что такое параллели и меридианы)

— Кто нашел на карте и глобусе параллели и меридианы?

Вы можете доказать, что выполнили задание правильно?

— Что вы не можете сделать?

( мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы)


Сформулируйте тему урока.

Какова ваша цель на уроке?












Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.



III.Выявление причины затруднения








IV.Поиск решения.


Фронтальная работа, работа в парах.

— Что вы должны были сделать?

( показать на карте параллели и меридианы)

-Чем вы пользовались при работе?

(мы пользовались атласом)

-Почему у вас возникли затруднения?

( мы не знаем , что такое параллели и меридианы)



1. – Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность? Дайте определение понятию «глобус». Проверим по учебнику, с. 36.

2. – В 1492 г. Мартин Бехайм создал первый глобус. На нём были показаны материки Старого Света. Какие материки и океаны можно было найти на этом глобусе? Какие ещё предстояло открыть?

3. – Что и как изображают на глобусе?

4. – Покрутите глобус. Какие точки на глобусе при этом остаются неподвижными? Как их называют? Что находится на равном расстоянии от полюсов? На какие полушария экватор делит земной шар?

5. – Сколько часов потребуется, чтобы обойти всю Землю, если двигаться со скоростью 4 км/ч? А сколько дней, если каждый день идти по 10 часов?

6. – Какие линии ещё показаны на глобусе и картах? Дайте им характеристику. Заполните таблицу.


Название линии

Определение

Направление

Характеристика

1.




2.





7. – Зачем на глобусе и картах нанесены параллели и меридианы? Что они образуют? Как производят отсчёт градусов? Какие полушария выделяют на глобусе?

8. – Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. Проверьте по учебнику, с. 39.

9. – Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые?

10. – Как ответим на основной вопрос урока?




Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


V.Первичное закрепление.











Я вам предлагаю задание на тренировку.


Покажите на карте параллели и меридианы.


-Вы готовы поработать самостоятельно проверить свое понимание.

— Откройте контурные карты.

Красным карандашом обведите параллели…

Синим карандашом обведите меридианы…

Учащиеся самостоятельно выполняют задание и сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки.


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.


VI. Включение в систему знаний и повторение.



1. – Ответьте на вопросы 1–6, с. 41.

2. – Выполните задание 7, 8, с. 41.

Познавательные УУД



VII.Рефлексия учебной деятельности.


– Сделайте вывод по уроку.

Домашнее задание: §6.


– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Кто получил отметку в дневнике? За что?


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Рекомендации по оцениванию достижений учащихся


Ι. Актуализация знаний.

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

ΙΙ. Открытие нового знания.

* Отметить учеников, которые хорошо работали с логической цепочкой, таблицей.

* Отметить учеников, которые решали задачу.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.


Свежие документы:  Самостоятельная работа по географии "Индия. состав территории, геополитическое положение, ЭГП, хозяйство" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: