Урок для 11 класса по теме: «Япония — Страна восходящего солнца»


1001 идея интересного занятия с детьми


Япония — Страна восходящего солнца

Шашкова Ольга Александровна, ГБОУ СПО «МОКИТЭУ» МО, преподаватель, Московская область


Предмет (направленность): география

Возраст детей: 11 класс.

Место проведения: класс



«Услышанное сто раз не сравнится с тем,

что увидел хотя бы однажды».

Японская пословица

«Сад камней. Мудрость Китая и Японии»


Один из факторов активизации учебной познавательной деятельности обучающихся – разнообразие форм организации обучения. Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения географии, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков, развитию личности учащихся.

Формы нетрадиционных уроков разнообразны – это уроки-ярмарки, пресс-конференции, уроки-соревнования и др.

В своей практике я применяю различные формы нетрадиционных уроков. Одна из форм нетрадиционного урока — Урок в интерьере — предлагается Вашему вниманию.

Урок в интерьере дает возможность максимально приблизить обучающегося к той стране, которую он изучает, дает возможность окунуться в атмосферу традиционной культуры, обычаев, в мир другого народа.

Конспект урока:

Тема: «Япония – Страна восходящего солнца»

Предмет: география

Тип урока: Нетрадиционный

Место урока в теме: Текущий урок в теме «Зарубежная Азия»

Цель: изучить особенности ЭГП, население, Японии, познакомить с культурой и национальными традициями страны.

Задачи:

Образовательные:

— Сформировать представление об особенностях ЭГП Японии, ее природы.

— Познакомить с номенклатурой географических названий по теме.

— Рассмотреть культуру и национальные традиции Японии.

— Продолжить формирование общеучебных навыков (работа с картой и атласом)

Воспитательные:

— Формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к культуре японского народа.

Развивающие:

— Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность.

— Способствовать активизации процесса обучения.

— Продолжить формирование у обучающихся частично-поисковой познавательной деятельности.

— Развивать умение получать знания в измененных ситуациях.

Технология: личностно-ориентированная.

Форма проведения урока:

— урок в интерьере

Учебно-наглядный комплекс:

Экономическая карта Японии, атлас; мультимедиасредства , учебник В.П. Максаковский “ География 10 класс”.

I. Организационно-мотивационный момент

Вступительное слово преподавателя:

Сегодня у нас необычный урок. У нас урок в интерьере. Аудитория оформлена в восточном стиле. И сегодня мы продолжим знакомство с государствами Зарубежной Азии. По ходу урока мне будут помогать две ваши однокласницы в кимоно (представляет).

1.Объявление темы урока.

Сегодня, речь пойдет о Японии. Тема сегодняшнего урока «Япония — Страна восходящего Солнца» (Слайд 1).

(Слайд 2)

На островах в соленых водах

Лежала древняя страна.

От государств, других районов

Так отличалась она.

Цунами берег разрушали,

И ежегодно много раз

Земля внезапно содрогалась,

И люди гибли в тот же час.

Там развивалась культура,

Веками строились дома.

И что рождалось здесь впервые —

Не умирало никогда.

Страной восходящего солнца

Назвали соседи её.

Встаёт из-за моря здесь солнце,

За горы садится оно.

Н. Перепечева

Итак, мы попробуем погрузиться в мир другого народа.

(просмотр видеоролика. Слайд 3)

2.Постановка учебных задач.

Я хочу сейчас обратиться к вам за помощью. Ведь на самом деле вы так много знаете, сами того не осознавая. Какие ассоциации возникают у вас при слове «Япония»?

(По мере того как обучающиеся называют слова, помощницы вывешивают на доску иллюстрации)

Посмотрите, как много вы знаете, мы можем сказать, что это символы Японии. Так что же сегодня на уроке мы сможем рассмотреть.

(обратиться к целям урока. Слайд 4)

II. Изучение нового материала.

Япония наш сосед. Лишь узенькие ниточки морских проливов разделяют территории наших стран. 43 км отделяют остров Хоккайдо от острова Сахалин и лишь 5 км до ближайшего из островов Курильской гряды. (Слайд 5). Посмотрите, как Япония выглядит из космоса (Слайд 6). На какое мифическое существо похожа Япония. На «дракона».

Давайте составим визитную карточку нашего соседа.

Перед вами лежит форма визитной карточки, старайтесь заполнить ее во время моего рассказа о стране. Записи делайте краткие.

Название: Япония; (Слайд 7).

Древнее название страны – Ямато. Сами японцы с древних времен называют свою страну Ниппон или Нихон. Это название состоит из двух иероглифов «солнце» и «основа».

Площадь: 372,9 тыс. км2 (Слайд 8, карта).

Столица: Токио (Слайд 9).

Город расположен на самой большой равнине Канто. Столицей он стал в 1869 году. «Токио» – переводится, как «восточная столица», раньше там находился замок Эдо.

Японцы всегда гордились своей столицей тем, что она «самая – самая».

Флаг: на белом фоне красный круг, олицетворяющий солнце; (Слайд 10).

Вопрос: Вспомните классификацию стран по географическому положению?

Тип территории: островное (архипелаг) государство в Восточной Азии. (Слайд 11,карта). Для географа Япония – страна необыкновенно интересная. Цепочка островов вытянута с севера на юг, поэтому климат в разных районах этой страны очень различается.

Свежие документы:  ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Типы климатов России" 8 класс

Состав территории: 4 крупных острова (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку) и более тысячи мелких островов. Все острова соединены между собой мостами и тоннелями.

Самый северный остров Японии носит название – Хоккайдо.(Слайд 12).

Этот остров находится на границе с нашим государством Россия через проливы Лаперуза (о. Сахалин) и Кунаширский пролив (о. Курильские).

(Помощница выносит вырезанный из ватмана

контур острова Хоккайдо и крепит его на доске)

На этом острове самые холодные зимы, крупнейшим городом является город Саппоро (Слайд 13).

(Слайд 14,карта).

Самым крупным островом Японии является остров – Хонсю. (Слайд 15).

(Помощница выносит вырезанный из ватмана контур острова Хонсю

и крепит его на доске рядом с первым островом, соблюдая последовательность расположения островов)

На этом острове находилась древняя столица Японии – Киото (Слайд 16),

а также находится нынешняя столица – ТОКИО, (Слайд 17). Этот остров известен расположением на нем высочайшей вершины Японии – горы Фудзияма.

На севере острова Хонсю есть единственные приматы, которые могут жить среди снега и льда — макаки — небольшие узконосые обезьяны. (Слайд 18).

(Слайд 19, карта).

Южнее острова Хонсю находится остров – Сикоку (Слайд 20).

(Помощница выносит вырезанный из ватмана контур острова Сикоку и крепит его на доске рядом с очередным островом, соблюдая последовательность расположения островов)

Маленький, зеленый остров, утопленный среди своих собратьев и почти не заметен среди них, он тихо живет своей жизнью, где каждый японец наслаждается чистейшим воздухом и любуется прозрачными чистыми водами Тихого океана.

(Слайд 21, карта).

Завершает цепочку крупных островов архипелага – остров Кюсю. (Слайд 22).

(Помощница выносит вырезанный из ватмана контур острова Кюсю крепит его на доске рядом с островом Хонсю и Сикоку, соблюдая последовательность расположения островов)

Третий по величине и самый южный из четырех основных островов Японского архипелага. Когда-то здесь располагалось девять провинций, отсюда и название острова. Теперь территория острова поделена между семью префектурами. Горным хребтом остров делится на две части, но сами японцы предпочитают выделять на географических и экономических картах три района — север, центр и юг Кюсю.

Как видите, у нас получилась полная картина – карта Японии.

Особенности ЭГП: (Слайд 23).

ЭГП Японии определяется островным положением.

Благоприятные условия:

выход к морям и океану;

близость к восточноазиатским странам и России.

Неблагоприятные условия:

изолированность (островная страна);

удаленность от рынков сырья и сбыта.

(Слайд 24)

Форма правления: конституционная монархия; (Слайд25)

В 1947г. в Японии была принята новая Конституция, согласно которой Япония объявлялась конституционной монархией, империей. В настоящее время император страны – символ государства и единства нации, т.к. вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров.

Государственное устройство: унитарное государство; (Слайд 26).

В ней 46 префектур и губернаторство Хоккайдо.

Численность населения: 127 млн. чел.; (Слайд 27).

Тип воспроизводства: первый;

Национальный состав: 99,4% японцы; (Слайд 28).

Государственный язык: японский; (Слайд 29).

Японский язык очень специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложная и система японской письменности. Еще в глубокой древности японцы позаимствовали китайскую письменность. Обучение в 9-летней обязательной школе дает знания 1200 иероглифов, а всего их нужно знать около 2000. Японские тексты читаются сверху вниз и справа налево.

Религиозный состав: синтоизм – 76%, буддизм – 16%. Многие исследователи, побывав Японии, считают японцев атеистами, а русский путешественник Г. Востоков так писал об этом: «…Если вы спросите японца, какая его вера, он вас не поймёт. Всё, что он сумеет вам ответить, что согласно обычаю, ему дали имя в синтоистском храме и что, вероятно, при похоронах его будут провожать буддийские бонзы, между этими крайними точками он легко может стать христианином» (Слайд 30).

Уровень грамотности: 99 %.(Слайд 31).

Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности.

Японская система образования производила и производит “ударные отряды”, обладающие кругозором, который достаточен для овладения современной техникой.

Учиться в Японии престижно. Учатся японцы с 6 лет. Важным считается поступление в престижный университет. Для этого учащиеся кроме общеобразовательных школ учатся и в школах «погружения». Они так устают от учёбы, что иногда спят на уроках. Если ребёнок не поступил в университет, он снова поступает в школу погружения и опять поступает в университет. В Японии всеобщее высшее образование. По уровню образования Япония занимает 1 место в мире.

Кроме того, они приучены к строгой дисциплине. Рабочей силы, обладающей такими качествами, нет ни в США, ни в западноевропейских странах.

Для сравнения: 93% японцев имеют полное среднее образование, а в США — 80%. К 25 годам 40% японских юношей имеют высшее образование и всего 20% — в США.

Свежие документы:  Технологическая карта урока географии в 11 классе "Казахстан. ЭГП, хозяйство, население"

Средняя продолжительность жизни: 76 лет – мужчины, 82 года – женщины. (Слайд 32).

Каковы же причины долголетия японцев:

— Наисвежайшие продукты;

— Отношение к жизни (ценят жизнь и берегут природу);

— Доброжелательность;

— Привычка ходить (в стране существует программа 10000 шагов к здоровью);

— Гигиена.

Средняя плотность населения: 339 чел./км2, а по тихоокеанскому побережью от 1до 8 чел./м2; (Слайд 33).

По показателю средней плотности населения Япония занимает одно из первых мест в мире. Но фактическая плотность населения выше, поскольку все население страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.

Урбанизация: 78,5 %; (Слайд 34).

В стране более 200 больших городов, 12 из них города миллионеры.

Крупнейшие городские агломерации:

Токио представляет собой самый большой в мире городской агломерат, который со своим 26-миллионным населением (включая пригороды) оставил далеко позади такие города-гиганты, как Мехико и Шанхай. Плотность в центральной части города одна из самых высоких в мире. Пожалуй, нет другой такой крупной столицы, где жизнь была бы столь ослепительной, яркой и … дорогой, по крайней мере, для приезжающих.

Постороннему человеку этот город представляется урбанизированным кошмаром: небоскребы, возвышающие в беспорядке в атмосфере ядовитого тумана; автомобильные заторы в хитросплетении улиц и т.д. Столица Японии считается одним из мировых центров розничной торговли (160 тысяч магазинов, 180 универмагов). Здесь обилие культурных центров, мест для отдыха и развлечений. Токио состоит из 23 районов, 26 городов-спутников, 15 небольших городков, нескольких островов и сотен полностью обособленных кварталов. Одна из крупных проблем Токио — острая нехватка жилья, но, как показал опрос жителей, 82 % населения нравится жить в столице, и они согласны остаться в своих клетушках.

Киото возник 12 веков назад и с самого начала строился как столица. 1074 лет этот город был столицей Японии! Сейчас это город туристов-иностранцев. Здесь есть исторические памятники: императорская вилла Кацура Рикю, храм Рёандзи с его знаменитым садом пятнадцати камней, более двух тысяч храмов и святынь, замок Нидзе, старинные императорские гробницы и др.

Денежная единица: Йена; (Слайд 35).

Работа с контурной картой:

А теперь отложите «Визитную карточку» и возьмите контурные карты. Отметьте на контурной карте: крупные острова Японии, моря и океаны омывающие страну, столицу, крупные агломерации (Киото, Саппоро, Нагойя, Иокогама, Осака), гора Фудзи. (Слайд 36, контурная карта, номенклатура).

Национальные традиции Японии.

Японцы – загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Они не похожи не на какой другой народ мира. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в тоже время самые невозмутимые, непрактичные, молчаливые люди.

Японская нация зародилась от пришедших сюда с Дальнего Востока – айнов. Япония много столетий была изолирована от остального мира и поэтому сохранила свою самобытность и своеобразие. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай, оригами и т. д.

(Обучающиеся выступают с сообщениями, которые подготовили дополнительно, получив опережающее задание)

Поклон

Для японцев очень важно доброе отношение друг к другу. Это выражается прежде всего в поклоне. У Японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45?, коллеги кланяются друг другу под углом 15?, встречают клиентов под углом 30?, ученик кланяется учителю под углом 48? и если ученик вырос и стал, к примеру, премьер-министром страны, он при встрече с учителем кланяется под тем же углом — значит каждому свой «угол». Еще, когда мать по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.

Чаепитие

Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя-ню-ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более 5 человек. В комнате даже днём должен быть полумрак, а вся мебель и предметы в ней – старинные, лишь белоснежный льняной платок бамбуковый ковш подчёркнуто новые.

Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку порошок – растёртый в пудру зелёный чай, заливает его кипятком и специальным бамбуковым венчиком взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

Созерцание мира одна из черт японского народа. К нему можно отнести и выращивание бонсай и составление икебаны.

Свежие документы:  Рабочая программа курса: «География земли» (7 класс)

Бонсай

Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Это маленькие садики, но своими размерами, не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клёны, лиственницы высотой до 30 сантиметров. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей, передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свое свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжёлого трудового дня. Существование такого садика может быть объяснено стремление людей познать красоту большого мира, иметь её рядом с собой.

Икебана

Икебана – приблизительный перевод искусство составления цветов. Это целая наука. Её преподают в специальных школах. Обучают этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара – тонкого зрительного восприятия её едва уловимых свойств. В основе лежат три линии символизирующие Небо. Человека и Землю. Икебана это не просто букет – это символ.

Кимоно

Кимоно переводится с японского, как одежда. Кимоно – это японский национальный костюм. Его и сегодня в праздничные дни носят все от мала до велика. Оно передаётся по наследству, одно на всех: нет различий – мужское или женское. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается.

Японский дом

В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь строят такие дома, при разрушении которых не гибнут люди.

Дома сделаны из лёгких деревянных планок. Стены раздвигаются, как дверцы книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища полы покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы. Днем на них сидят и обедают, а ночью – спят. Мебели, как правило, мало. В доме идеальная чистота. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому подадут вместо вилки две палочки. В Японии ежегодно покупают 11,3 млрд. деревянных палочек, используют только один раз, а потом выбрасывают. Вместо стульев мягкие подушечки. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем. Что мы называем сервизами. Приезжие удивляются, что за разнобой. А японцу кажется безвкусицей иметь одну и ту же роспись на тарелках и чашках.

— А будут уходить гости, дадут им с собой бумажного журавлика, на счастье.

(Помощницы дарят бумажных журавликов гостям урока)

III. Закрепление полученных знаний




ТЕСТ.

1) Число жителей, проживающих на территории Японии:

□а) 124 млн. чел.;

□б) 126 млн. чел.;

□в) 127 млн. чел.;

2) Государственный строй:

□а) абсолютная монархия;

□б) конституционная монархия;

□в) республика;

3) Национальный состав — … японцы:

□а) 89%;

□б) 90%;

□в) 99%;

4) Япония относится к:

□а) I типу воспроизводства;

□б) II типу воспроизводства;

5) Население Японии исповедует 2 основные религии:

□а) буддизм и конфуцианство;

□б) конфуцианство и синтоизм;

□в) буддизм и синтоизм;

□г) иудаизм и синтоизм;

6) Выращивание карликовых деревьев:

□а) васаби;

□б) банзай;

□в) бонсай

7) На каком острове расположен Токио?

□а) Хонсю;

□б) Кюсю;

□в) Хоккайдо;

8) Крупнейший город Хоккайдо:

□а) Киото;

□б) Саппоро;

□в) Хиросима;

9) Денежная единица Японии

□а) лира;

□б) йена;

□в) крона;

□г) фунт;

10) Красивое письмо кисточкой и тушью:

□а) криптография;

□б) каллиграфия;

□в) голография;





Критерии оценки:

10 — 9 — «5»

8 — 7 — «4»

6 — 5 — «3»

4 и менее — «2»

IV. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы попытались приблизить к себе удивительную страну – Японию. Познакомились с её географическим положением, постарались проникнуться обычаями и традициями этой страны. Так кто же они – японцы?

Что вы узнали сегодня нового? Что почерпнули для себя?

Вывод урока: неразрывная связь Японии настоящей со своим прошлым, опора на него даёт уверенное и успешное развитие. Культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении высот.

V. Домашнее задание.

Учебник В.П. Максаковский. География 10 кл. стр. 241-244, проработать.

На следующем уроке мы будем знакомиться с хозяйством страны, поэтому вам опять опережающее задание. Вспомните из Экономики понятие «Японская экономическая модель».

Творческое:

Составить рекламный проспект «Япония», отразив в нем основные особенности страны, её обычаи и традиции.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Максаковский В.П. География: Экономическая и социальная география мира. 10 кл. – 13-е изд.- М.:Просвещение, 2005.

  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира:В 2 кн. Кн.II: Региональная характеристика мира.- М.:Дрофа, 2004.

  3. Романова А.Ф. Нестандартные уроки в школе. География. У нас в гостях Япония. — Волгоград: Учитель, 2001.

  4. Все столицы мира: Популярный справочник.- М.:Дрофа,2001.

  5. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: Учеб. пособие /Под ред. С.Б.Лаврова, Н.В.Каледина.- М.:Гардарики,2002.


10

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: