урок для 5 классов по естествознанию на тему «Жизнь в природе»



Коммунальное Государственное Учреждение

«Средняя школа – комплекс национального возрождения № 17»

Северо-Казахстанская область













Конспект урока по естествознанию

в 5 классе

«Жизнь в природе»





подготовила

учитель географии

Макажанова Елена Федоровна









г. Петропавловск
2014 год




Тема урока: «Жизнь в природе»

Цель урока: углубить и обобщить знания учащихся о живой оболочке Земли – биосфере.

Задачи урока: раскрыть значение биосферы; продолжить работу по формированию умения работать самостоятельно по кластерам и схемам.

Средства обучения: мультимедийная презентация, таблицы, схемы, карточки.

Организация деятельности учащихся: групповая работа.

Тип урока: закрепление и обобщение полученных знаний.

Методы: словесные, наглядные

Ход урока.

  1. Орг. момент. 2 – 3 мин.

Приветствие. Встаньте правильно за партами.

Говорю о цели урока — углубить и обобщить знания учащихся о живой оболочке Земли – биосфере. Вспомнить царства природы и их взаимодействия.

Натуралист Винсон Браун сказал: « Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нём появляются новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола». Как вы думаете, каким образом слова Винсона можно отнести к нашему сегодняшнему уроку? Да и вообще ко всем урокам?

Нам сегодня предстоит обобщить, конкретизировать и дополнить наши знания по теме урока.

  1. Обобщение и закрепление изученного материала (Работа по группам).

Сегодня мы работаем по группам.

5 групп по 5 человек. Капитаны команд на доске выбирают лепесток, на котором указана тема их выступления. Затем вам даются кластеры, по которым вы готовите свое выступление. На подготовку 5 – 7 мин.


  1. Работа по группам.

Сейчас каждая группа получит задание. Вам необходимо заполнить кластеры. Затем вы пройдете к доске и расскажите остальным ребятам, как вы их заполнили.

1 группа 5 мин

Учащиеся заполняют схему.

Предполагаемые ответы:

Наука – Зоология

Особенности питания – растительноядные (зайцы, олени), хищники (волки, тигры), всеядные (галки, чайки), паразиты (аскариды, блохи)

Особенности строения – беспозвоночные (насекомые) и позвоночные (рыбы, звери, рептилии)

Взаимоотношения:

Конкуренция — возникает за корм, места для гнезд и др.

Хищничество – хищник ловит и убивает жертву (лев и антилопа, волк и заяц)

Симбиоз – взаимовыгодные отношения (цветы и насекомые)

Паразитизм – используют друг друга (клещи, блохи)

Роль в жизни человека:

Польза – мех, мясо, молоко и т.д.

Вред — паразиты, мыши, крысы и т.д.


2 группа 5 мин

Учащиеся заполняют схему.

Предполагаемые ответы:


Наука – ботаника

Низшие растения — водоросли

Высшие – мхи, папоротники, хвойные, цветковые и др.

Роль в жизни человека:

Комнатные – создают уют и красоту, приятный запах, вырабатывают кислород.

Лекарственные – чаи, настойки, лекарства, крема (ромашка, календула, шишки и т.д.)

Культурные – источники продуктов питания (пшеница, картофель, фасоль, гречиха и т.д.)

Вред – в основном- сорняки

3 группа 5 мин


Учащиеся заполняют схему.

Предполагаемые ответы:


Наука – микология

Строение – шляпка, плодоножка и грибница

Съедобные – белые, опята, грузди и др.

Несъедобные – мухомор, волнушка, свинушка, некоторые виды моховиков и др.

Польза- продукт питания, используют для получения лекарств, витаминов, кисломолочных продуктов

Вред — порча и скисание продуктов, ядовитые

Правила сбора – не повреждать грибницу, использовать нож



4 группа 5 мин


Учащиеся заполняют схему.

Предполагаемые ответы:


Бактерия – это  очень простая форма жизни, которая состоит из одной живой клетки. Размножение осуществляется делением клетки.

Наука – бактериология

1 увидел —  Антони ван Левенгук в 1676 году. 

Термин ввел —  1828 год, Христиан Эренберг.

Распространение – повсеместно

Питание:

Сапрофиты — относятся бактерии гниения и брожения, они питаются готовыми органическими веществами отмерших остатков.

Паразиты — отличаются чрезвычайной разборчивостью в пище, поскольку они нуждаются во «вспомогательных факторах роста», которые не способны синтезировать сами, но могут получать только от своих хозяев.

Польза от бактерий — повышают иммунитет, вырабатывают витамины, используют в медицине.

Вред – болезни, портят продукты питания.



5 группа 5 мин


Учащиеся заполняют схему.

Предполагаемые ответы:


Сообщества – это, определённые территории, где растения и животные связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга.

Природные – степи, леса, болота

Искусственные – аквариум, водохранилища, огороды, поля, сады и т.д. Отличие от естественных – созданы человеком.

Сообщество – лес:

Значение растений для животных – вырабатывают кислород, питаются растениями, насекомые собирают нектар, служат местом жительства (деревья) и т.д.

Значение животных для растений – распространяют плоды и семена растений, опыляют, спасают от вредителей.


После того, как все учащиеся заполняют кластеры, они защищают свою работу у доски. В это время остальные заполняют карточки, которые лежат у них на столах.

( приложение)


Тема: «Жизнь в природе»


Фамилия Имя___________________________________

1. Царства природы- это

2. Биосфера – это

3. Фауна –

4. Польза от животных —

5. Вред от животных

6. Флора –

7. Назовите низшие растения —

8. назовите высшие растения

9. Польза от растений

10. Вред от растений

11. Отличие грибов от растений

12. Строение грибов

13. Польза от грибов

14. Вред от грибов

15. Бактерии –

16. Способы питания бактерий

17. Польза от бактерий

18. Назовите природные сообщества

19. Назовите искусственные сообщества

20. Назовите отличие природных сообществ от искусственных



  1. Подведение итогов. Вывод. Комментирование оценок за урок. 5 мин

  2. Рефлексия. Просмотр видео (любое видео о природе) о живой природе. Каждая команда ищет представителей своего царства. 5 мин.













































Список использованной литературы


  • Учебник Естествознание, Алматы «Атамура», 2005 год


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  • https://text.ru/rd/aHR0cDovL2xpYi56bmF0ZS5ydS9kb2NzL2luZGV4LTI5MzI2MC5odG1s


Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса «Рельеф дна Мирового океана»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: