Урок для 8 класса по теме: «История развития Земли»


8 класс

Тема урока:

История развития Земли.

Особенности тектонического строения территории России

Цели и задачи урока:

  • сформировать представление о развитии природы на территории страны, знания об абсолютном и относительном возрасте горных пород, о геологическом летоисчислении;

  • объяснить структуру и содержание геохронологической таблицы, научить пользоваться ею;

  • расширить знания учащихся о тектонических структурах, их происхождении, размещении на территории России;

  • развивать краеведческие знания о геологическом строении земной коры;

  • показать практическое значение знаний о тектоническом строении для человека в современных условиях;

  • научить анализировать и сопоставлять тектоническую и геологическую карты.


Ход урока


Слайды № 1, 2


  1. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.


Вопросы к учащимся


  • Какой возраст имеет наша планета?

  • Какое строение имеет литосфера?

  • Какие явления происходят на границах ее плит?

  • Как размещаются на Земле сейсмические пояса?

  • Случаен ли облик земной поверхности? Всегда ли он был таким?

  • Как ученые доказывают, что природа постоянно развивалась, изменялась? На основании каких фактов?

  • Какие науки занимаются изучением строения земной коры и развитием природы на Земле?

Итогом беседы будет вывод о постоянном, непрерывном изменении поверхности Земли и развитии природы.


Слайды № 3-5

Среди наук, изучающих Землю, выделяют:

Геология — наука, изучающая Землю: ее состав, структуру, внутренние и внешние процессы, историю. Впервые определение геологии дал Чарльз Лайель в 1830 году. Современная геология делится на ряд отраслей, многие из которых стали самостоятельными науками: историческая геология, геотектоника, палеонтология и т. д.

Историческая геология изучает историю и закономерности развития Земной коры и Земли в целом.

Геотектоника — учение о строении земной коры и формировании тектонических структур.

Палеонтология — наука о вымерших организмах и о развитии органического мира Земли.

«Наша планета существует уже многие миллионы лет, в течение которых жизнь на ее поверхности испытала большие изменения… Это изменение форм органической жизни можно проследить, изучая их остатки, сохранившиеся в толще земной коры в виде окаменелостей… Изучением форм этой минувшей жизни, их особенностей, условий существования и причин изменения — вымирания одних, развития и совершенствования других — занимается отрасль науки, называемая палеонтологией».

(В. А. Обручев.)

Минералогия — наука, изучающая минералы, их состав, свойства, условия образования и нахождения в природе.

Минералы — это не только причудливые кристаллы, тускло поблёскивающие на музейных полках; это и разноцветные зёрнышки в расколотом придорожном булыжнике, и песчинки на морском берегу, и снежинки, медленно опускающиеся на землю. Они слагают и оплавленную глыбу метеорита, и кусок свинцовой руды в ковше экскаватора, и глинистый обрыв реки. Минералы обнаружены и далеко за пределами Земли — на далёких планетах, в кометах, в межзвёздной пыли. В общем, минерал — это один из основных «кирпичиков», которые слагают окружающий нас мир неживой природы.

Петрография — наука, изучающая горные породы.

Горные породы представляют собой природное соединение одного или нескольких минералов. Каждая горная порода образовалась в определенных условиях. Так, например, гранит состоит из довольно крупных кристаллов («зёрен») кварца, полевого шпата и слюды.


II. Получение новых знаний.

Слайды № 6-8

Раскрывая и расшифровывая историю нашей планеты, геологи сталкиваются с увлекательным и динамичным сценарием, написанным природой. История эволюции Земли — своеобразный красочный и яркий спектакль, полный драматических событий, многие участники и зрители которого давным-давно ушли в небытие, оставив свой след в земных слоях.

Каждый пласт, каждый слой земной коры представляет собой как бы страницу огромной каменной книги, на которой своеобразным языком в виде отпечатков растений и ископаемых остатков животных записаны события, происходившие на Земле и в её недрах многие сотни миллионов лет назад. Прочесть исторический сценарий, написанный этими «каменными иероглифами» хотя и нелегко, но вполне возможно. Однако составить полную картину эволюции нашей планеты очень сложно, т. к. одни страницы каменной летописи окончательно утеряны, другие сильно повреждены временем, а третьи — перепутаны и искажены.

Геологи медленно и скрупулёзно, шаг за шагом находят и изучают факты, строят различные гипотезы, воссоздают из небытия картины далёкого прошлого. Но история Земли по-прежнему полна загадок и тайн.

Точную дату рождения нашей планеты определить довольно трудно. Существует много гипотез о времени и особенностях её возникновения. По мнению современных ученых, Земля родилась около 4,6 млрд лет назад из плотного облака космической пыли и газа. Несколько сотен миллионов лет Протоземля провела в виде холодного безжизненного скопления космического вещества. Постепенно она начала разогреваться, это привело к изменению вещества, из которого она состояла. Расплавленное земное вещество стало распределяться по удельному весу. На поверхности остались легкие соединения, а тяжелые соединения и элементы опустились на глубину. Так появились мантия и ядро. Земная кора образовалась, когда Земля стала остывать. Планета покрылась тонкой твердой оболочкой, хотя в её глубинах продолжал кипеть расплав.

Именно со времени образования земной коры начинается геологическая история Земли. Самые древние горные породы свидетельствуют о том, что возраст литосферы более 3,5 млрд лет. Все время геологической истории развития природы разделили на пять эр.


Слайд № 9

Геологическая эра — наиболее крупный этап развития земной коры и органического мира.


Слайд № 10 Схема: «Этапы развития Земли»


Слайд № 11 Геологические эры

Архей (древнейшая эра)

Протерозой (эра ранней жизни)

Палеозой (эра древней жизни)

Мезозой (эра средней жизни)

Кайнозой (эра новой жизни)


Слайд № 12

Первая геологическая эра, архей, возраст которой, по- видимому, не менее 3,5 млрд. лет, продолжалась более 900 млн. лет. В то время поверхность Земли представляла собой однородную серую равнину, напоминающую современный лунный ландшафт. Постепенно формировались атмосфера и гидросфера. Следов органической жизни практически нет. Породы органического происхождения указывают на существование бактерий и водорослей. Эти простейшие формы жизни покрывали живой тонкой пленкой огромные пространства морской поверхности и суши. Жизнь еще многого не умела, она еще не научилась по-настоящему расти и двигаться. Она умела главное — жить, приспосабливаться к любым, самым невероятным условиям. Эта практически безжизненная эра носит название архея (древнейшая).




Слайд № 13

Протерозой, или эра ранней жизни, длился примерно 2 млрд. лет, его возраст 2,7 млрд. лет. В протерозойских отложениях остатки организмов встречаются всё чаще — это в большинстве своем такие же круглые одноклеточные бактерии и водоросли, но среди них уже существовали и примитивные многоклеточные организмы: водоросли, кишечнополостные, черви и др.


Слайды № 14-17

Эра древней жизни, палеозой, характеризуется заменой в процессе дальнейшего развития первоначальных низкоорганизованных примитивных форм жизни более высокоорганизованными. Появляются, быстро развиваются и процветают рыбы, амфибии, рептилии, летающие насекомые, пауки; широкое распространение получают водоросли, пышно развиваются кораллы, растения выходят

на сушу, появляются семенные папоротники, исчезают каменноугольные леса. Возраст палеозоя предположительно составляет 570 млн. лет, а продолжительность — около 350 млн.. лет.


Слайды № 18-20

В мезозое, эре средней жизни, появились первые, а затем и высшие млекопитающие, настоящие костистые рыбы, настоящие птицы. В растительном мире на смену господствующим голосемённым приходят покрытосеменные, происходит резкое сокращение папоротников. Мезозой продолжался 163 млн лет, возраст этой эры — 230 млн. лет.


Слайды № 21-22

Эра новой жизни, кайнозой, наступила 67 млн лет назад. Вы— мирают крупные пресмыкающиеся, исчезают головоногие моллюски. Среди животных господствуют млекопитающие и птицы, в растительном мире — покрытосеменные растения. Наконец 1 лет назад появился человек. Животный и растительный мир принял современный облик.

Каждая эра подразделяется на геологические периоды, а те, в свою очередь, на эпохи. Названия периодов чаще всего происходят от местностей, где впервые были найдены соответствующие отложения.


Слайд № 23

Геологическое летоисчисление — это раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности формирования горных пород.


Все методы определения возраста горных пород подразделяются на две группы: а) методы определения относительного возраста горных пород; б) методы определения абсолютного возраста горных пород. Методами первой группы определяют, какие породы древнее, а какие моложе относительно друг друга. Методами второй группы определяют возраст породы в единицах времени.

Слайды № 24,25

На основании изучения возраста горных пород составлены геологическая карта и геохронологическая таблица, в которой систематизированы знания об основных геологических событиях и облике земной поверхности, а также о закономерностях образования полезных ископаемых.

Работа с геологической картой и геохронологической таблицей

  1. Перечислите геологические эры, начиная с древнейшей.

  2. Назовите самую короткую эру и самую длинную.

  3. Прочтите названия периодов каждой эры.

  4. Какие периоды были наиболее продолжительными? Какой период — самый короткий?

  5. Прочтите таблицу по горизонтали. Какие события геологической истории в ней отражены?

  6. Охарактеризуйте какой-либо период.

Образование гор вело к уменьшению площади морей, похолоданию климата и, как следствие, вымиранию одних животных и появлению других, приспособленных к жизни в новых условиях. Образование горных систем, таким образом, изменяло не только рельеф, но и весь древний природный комплекс.

Вопросы:

    1. Какие горные породы образовались в палеозое, мезозое и т. д.?

    2. Как изменялся климат, растительный и животный мир?

    3. Какие периоды в истории Земли были влажными?

    4. Когда на Земле появились птицы?

    5. Когда появились пустыни?

    6. Как называется эра и период, в которые мы живем?



Слайды № 26-31

В процессе совместной работы мы поняли, что в геохронологической таблице заключена огромная информация о развитии Земли. Но по ней трудно судить, в каких районах земного шара, материка или нашей страны происходили те или иные геологические события. Об этом дают представление различные карты: тектонические, геологические, размещения полезных ископаемых и т. д. С тектонической картой (картой строения земной коры) мы уже знакомы. Геологическая карта показывает распространение горных пород различного возраста, выходящих на поверхность. На основании геологических карт проводится поиск и разведка полезных ископаемых.

Работа с тектонической картой России проводится с целью расширения знаний об основных тектонических структурах и их размещении на территории страны.

Земная кора представляет собой совокупность литосферных плит и их осколков. Литосферные плиты состоят из платформ и складчатых поясов.

Платформа — это обширный малоподвижный участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых метаморфизированных пород и чехол, сложенный спокойно залегающими осадочными породами.

Складчатый пояс — это подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру.

Территория страны — часть древнего материка Лавразии. Основная ее часть — это Евразийская литосферная плита, которая имеет очень сложное строение и состоит из платформ и складчатых областей разного возраста.

  1. Какими способами показаны на тектонической карте геологические структуры?

  2. Каким цветом показаны на карте области разных складчатостей — от байкальской до кайнозойской?

  3. Какие структуры занимают наибольшие территории? Какой возраст они имеют?

  4. Чем плиты отличаются от платформ? (Плиты — это молодые платформы.)

  5. Какие территории нашей страны возникли в герцинскую складчатость, в мезозойскую, в кайнозойскую?

  6. Почему Кавказские горы выше Уральских?

Траппы — это излившиеся в разное время и наслоившиеся друг на друга лавовые потоки, они образуют ступенчатые склоны. В России характерны для Среднесибирского плоскогорья.

Щиты — это выход фундамента платформы на поверхность. В нашей стране известны Балтийский щит на Русской платформе, Анабарский щит на Сибирской платформе и т. д.



Устная практическая работа:

    1. Изучите условные обозначения к геологической карте.

    2. Расскажите, что обозначают цвета и буквенные индексы на этой карте.

    3. Установите, какого возраста породы слагают Восточно- Европейскую равнину.

    4. Где на равнине выходят на поверхность магматические породы?

    5. Отложениями какого возраста сложена Западно-Сибирская равнина?

    6. Отложениями какого возраста сложена территория на которой вы живете?

    7. На основе полученных фактов сделайте вывод о том, что можно узнать, изучая геологическую карту.



III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: §12

РТ: стр. 24-26 задание № 1, 2, 4

Ресурсы:

  • Учебник: География России. В 2 кн. Кн 1: Природа, население, хозяйство. 8 класс/ В.П. Дронов, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе, под ред. В.П. Дронова, М. Дрофа, 2009г

  • О.В. Антушева География России: природа 8 класс. Поурочные планы к учебнику И.И. Бариновой, Волгоград, Учитель, 2005.

  • Фото, видео – Электронные уроки «Кирилл и Мефодий» 8 класс, 2005г

  • Фото, видео – 1С Образовательная коллекция: География 6-10 классы, 2005г

4


Свежие документы:  Урок географии в 7 классе по теме «Рельеф Африки» в разделе «Материки и страны»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: