Урок для 9 класса на тему «Население и города Центрального района»


Дата: 15.03.13.

Урок в системе/разделе:

Класс: 9

Тема: «Население и города Центрального района»

Цели и задачи:

  1. Познакомить с особенностями и характерными чертами населения Центрального района (характер великоросса), а также влиянием природных условий на занятия населения;

  2. Познакомить с географией и особенностями старинных русских городов Центрального района и центрами русских народных ремесел, историей их возникновения и значением для современности;

  3. Способствовать активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию интереса к предмету, через самостоятельный поиск материала;

  4. Сформировать навыки сотрудничества с одноклассниками или с другими людьми за пределами класса и согласованного участия в работе по созданию общего продукта из отдельных взаимосвязанных частей;

  5. Воспитание патриотизма, чувства прекрасного, гордости и любви к своей Родине. Способствовать развитию духовных качеств личности обучающихся.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая

Методы: кейс-метод, проектная деятельность

Ход урока:

  1. Оргмомент

Цель: организация детей на активную работу


  1. Актуализация знаний

Цель: выявить уровень подготовки детей к новому занятию; оценивание детей; выявить уровень знаний по пройденному материалу


— Вспомним основные понятия по теме: «Географическое положение, природные ресурсы Центрального района»

В течение 5-10 минут ответить на вопросы теста:

1. Сколько областей входит в состав Центрального района?

а) 8;

б) 12;

в) 10.

2. С какими странами граничит Центральный район?

a) Украина, Беларусь;

б) Беларусь, Латвия;

в) Польша, Украина.

3. Как из Москвы можно водным путем попасть на Волгу?

a) Рыбинское водохранилище;

б) Волгоградское водохранилище;

в) по каналу им. Москвы.

4. Каков рельеф Центрального района:

a) Холмистая равнина;

б) Низменность;

в) Плоская равнина.

5. Каков климат района:

a) Континентальный;

б) Резко-континентальный;

в) Умеренно-континентальный.

6. Назовите местное сырье для производства удобрений:

a) Каменные соли;

б) Фосфориты;

в) Апатиты.

Взаимопроверка

Ключи к ответам: 1-b, 2-a, 3-c, 4-a, 5-c, 6-a

Критерии оценки

6 правильных ответов – оценка «5»

4-5 правильных ответов – оценка «4»

3 правильных ответа – оценка «3»

1-2 правильных ответов – оценка «2»

  1. Изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с народными промыслами, городами Центрального района


— Среди всех районов России Центральный выделяется самым большим числом городов (Слайд 1). Каждый из них уникален своей историей, своей судьбой, своим неповторимым обликом. В чрезвычайном разнообразии городов – «Сила» района, потенциал его развития. Впервые русские города упоминаются еще в IX веке. Норманны называли Русь «Гардарика» — страна городов.

— Это район с наибольшей численностью населения, с огромной ролью современных отраслей в структуре хозяйства, с развитой торговлей, финансовой сферой, наукой, образованием, культурой. Он определяет развитие всей страны.

— Центральный район, прежде всего междуречье Волги и Оки (показ на карте) – ядро формирования русского народа. Именно отсюда русские рассеялись по огромной территории России, именно здесь сложился физический тип и характер великороссов.

— Прочитать описание великороссов в учебнике.

— Выберите черты характера и причины, под влиянием которых складывался характер русских людей (заполнить таблицу)

Характер

Природные условия

  1. Видный

  2. Статный

  3. Красивый

  4. Среднего роста

  5. Сильное телосложение

  6. Широк в плечах

Славянский тип

  1. Выносливый

  2. Терпеливый

  3. Непритязательный

  4. Предприимчивый

Суровая природа

  1. Большая работоспособность

Короткое лето, переменчивость погоды

  1. Склонность к безделью и отдыху

Длинная зима

Вывод: благодаря этим качествам развивались промышленность – как крестьянская кустарная так и фабричная и торговля, следовательно, характерно разнообразие занятий и способность к освоению новых видов деятельности.

— Кустарные промыслы живы и по сей день – это народные художественные промыслы.

— Какие народные промыслы вы знаете?

Кисть хохломская!

Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как и люди, Служишь Отчизне.

— Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих лесов. Вместе с его историей уходить в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства – хохломской росписи. Впервые упоминание об этом селе встречаются в документах ХУ1 века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (место, расчищенное от леса под пашню.) Деревянная посуда с самых древних времен употреблялась русским человеком. Ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки различных форм и размеров. Но пользоваться неокрашенной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Тогда то, вероятно и возникла мысль покрывать посуду олифой – вареным льняным маслом. Расцвет хохломского искусства приходится на 60-е годы ХХ века. Именно в это время вместо старинных мисок и блюд стали делать комплекты посуды для праздничного стола. Тонкость графического письма напоминает миниатюрную живопись. В каждом штрихе орнамента сквозит любовь к своему искусству. Золото олицетворяет счастливую, богатую жизнь, довольство, чистоту и красоту. А «травка», цветы, ягоды и листья напоминают нам о молодости и силе.

Не только из дерева создавали шедевры искусства русские мастера. Есть в России город с уникальным летящим и звенящим названием

Гусь-Хрустальный

Маленький скромный городок Гусь-Хрустальный. Гусь – это речка, правый приток Оки, а Хрустальный – это главное занятие города. А может, Хрустальный – от того, что речка была прозрачно-чистой, как хрусталь и в этом единение природы и ремесла. Город возник в глухом Мещерском краю как скромное фабричное поселение. По улице ходил ночной сторож, охранял покой жителей, а на фабрике делали стекла для фонарей, потом рейнские бутылки. Прошло время… Хрусталь приобрел невиданную популярность. Хрусталь сверкает и переливается алмазного сияния гранями, и перезванивает тонким мелодичным перезвоном, нежными переливами таинственной музыки, сохраненной в дивной красоты изделиях русских мастеров.

Гжель.

«Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходней» (Ломоносов). Я приглашаю вас в Гжель. К юго-востоку от Москвы, вдаль Егорьевского шоссе, разместились бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них бывший волостной центр и есть Гжель. Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной грамоте русского князя Ивана Калиты. Во второй половине ХУ11 века здесь наладилось производство гжельской майолики – покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Работа требовала большого терпения и мастерства: одно неверное движение кисти — все насмарку. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку. В начале Х1Х века гжельцы решили добавить в свои глины известь. Опыт удался и позволил получить из нового состава «белую глину» наподобие фаянса. Этот полуфаянс – такое же замечательное художественное открытие в истории керамики, как майолика. С этого момента начинают расти знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительно гжельская традиция, какой не сыщешь нигде больше в мире.

Палех

Не печалься, древняя земля,

Ты богата сказами да былью,

Русские исконные края,

Палеха несломленные крылья.

— Славу этому небольшому поселку Ивановской области принесло изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры. Волей и талантом крестьян-самородков Палех поднялся в том уголке России, где близко сошлись Холуй, Мстера, Суздаль, Ярославль. Появлению художников в этих краях способствует сама природа: поля, холмы, перелески, ручьи, ручейки и речки… Изделия палехских мастеров из папье-маше: шкатулки, коробочки броши, тарелки, ларцы, расписанные темперой в ярком декоративном стиле и затейливо орнаментированные золотом – расходятся по всему миру. Палех славил историческое прошлое России, ее природу, песни, сказки, былины, раскрывал красоту и глубокий общественный смысл лучших произведений русской классики.

— Очарование старины, героический дух народа, искусство русских зодчих и мастеров – все в неповторимом ансамбле наших городов. Это поистине Золотое наследство России!

— А сейчас я предлагаю вам познакомиться с городами «Золотого кольца России».

— Какие города входят «Золотого кольца России»?

Я предлагаю вам работу в группе.

Разделитесь на 5 групп.

На ваших столах лежит информация о городах Центрального района. Ваша задача: ознакомиться с данной информацией, выбрать те города, которые вы считаете наиболее интересными и составить небольшую экскурсию по городам «Золотого кольца России».

Время работы: 7 минут.

Результаты работы представите в виде схемы на листах А4.

От группы выступают 2 человека.

Время выступления групп 5 минут.

  1. Рефлексия





1. Какие мысли и чувства вызывают у тебя исторические города России и изделия народных промыслов?

А) эстетическое наслаждение;

Б) гордость за творения русских мастеров и зодчих;

В)потребность прочитать книги по этой теме;

Г) желание связать свою будущую профессию с изучением старины и с изготовлением предметов народных промыслов:

Д.) не вызывает никаких откликов;

Е) другие чувства (какие именно).

  1. Домашнее задание





Параграф 44,45

  1. Итог урока





Великая Святая Русь – навек мое Отечество!

Я – россиянин, русский, тем горжусь,

И не хочу другого я наследия!

Пусть бури судеб неизвестных

Несутся в небе над тобой,

Всегда России путь известен –

Честь, совесть, подвиг мировой.



Свежие документы:  Статья «Воспитание патриотизма на уроках географии у обучающихся кадетских классов с использованием передовых педагогических технологий»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: